Технология психологического сопровождения первоклассников
методическая разработка (1 класс) по теме

Фролова Светлана Сергеевна

В данной технологии описывается работа школьного психолога с 1 классами (сроки реализации). Педагог-психолог обеспечивает психологическое сопровождение на этапе адаптации детей к школе. Технология содержит диагностический инструментарий, развивающие занятия, рекомендации для родителей и педагогов (в Приложениях).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, НАПРАВЛЕННОЕ НА СОДЕЙСТВИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К НОВОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

        Содержание работы с 1 классами

  1. Первичное обследование детей, диагностика готовности к школе (месяцы: сентябрь-ноябрь).

Исследование развития речи, мышления, памяти, моторики, внимания, изучение мотивационной, эмоционально-волевой, коммуникативной  сфер.

Составление сравнительных диаграмм 1-х классов.

Авторский диагностический инструментарий для первичного обследование первоклассников, изучения психологической готовности к обучению в школе, определения уровня адаптации к школе (сентябрь-октябрь) см. в Приложении 1.

  1. Исследование адаптации детей к школе (сентябрь-октябрь).

Методы:

  1. Результаты первичного обследования
  2. Беседа с учащимся
  3. Анкетирование родителей (Авторская методика в Приложении 2)
  4. Наблюдение за поведением детей на уроке и во внеурочной деятельности.

Делается вывод об адаптации. Факторы, способствующие дезадаптации указаваются в картах.

Составляются сравнительные диаграммы 1-х классов.

  1. Проводится групповая консультация для родителей по преодолению трудностей ребят в период адаптации к школе.

  1. Курс психологических развивающих занятий (в течение года), с октября

ЦЕЛЬ: способствовать благоприятной адаптации ребенка к школе.

ЗАДАЧИ:

- развивать коммуникативные навыки, навыки групповой (парной) работы, способствовать сплочению коллектива,

- формировать общеучебные навыки,

- расширять представления об окружающем мире,

- развивать пространственную ориентировку, творческое мышление, внимание, память, речь, воображение,

- развивать мотивационную сферу,

- формировать произвольное поведение и произвольность психических процессов.

  1. Рекомендации учителю (сентябрь-октябрь).

Учителям учеников со средним и низким уровнем адаптации рекомендуется:

  1. Развивать познавательные процессы, речь, моторику.
  2. Расширять кругозор, прививать любознательность, формировать учебную мотивацию, видение жизненных перспектив.
  3. Формировать социально-нравственное поведение (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения).
  4. Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми.
  5. Развивать личностные компоненты познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность психических процессов); формировать учебные умения и навыки (ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять в соответствии с указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку).
  6. Учитывать темп деятельности, особенности нервной системы, соматическое здоровье детей, предупреждать психофизические перегрузки, эмоциональные срывы, создавать климат психологического комфорта в школе, обеспечивать успешность учебной деятельности.

6. Рациональная организация окружающей школьной среды:

- рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки [Жданова Л.А. и др. Система медико-педагогического сопровождения детей при адаптации к школе, стр. 12];

- оптимизация физического воспитания [там же, стр. 17];

- формирование психологического комфорта в школе [там же, стр. 19].

Оздоровительные мероприятия:

- мероприятия, направленные на уменьшение эмоционального напряжения, улучшение деятельности центральной нервной системы [Жданова Л.А. и др. Система медико-педагогического сопровождения детей при адаптации к школе, стр. 21];

- мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления [там же, стр. 21];

- мероприятия для уменьшения статического напряжения опорно-двигательного аппарата [там же, стр. 23];

- мероприятия, повышающие защитные силы организма (массаж биологически активных точек, рациональное питание и фитопрофилактика (по рекомендациям врача)) [там же, стр. 24].

+ Учителям: «Полезные упражнения на уроке» [релаксационные, на произвольность, коммуникативные].

7. Индивидуальная коррекция нарушений здоровья, возникающих в период адаптации см. в книге Ждановой Л.А. и др. Система медико-педагогического сопровождения детей при адаптации к школе, стр. 30.

  1. Рекомендации родителям (индивидуальные, сентябрь-октябрь).

Родителям учеников со средним и низким уровнем адаптации рекомендуется:

а) упражнения на развитие познавательных процессов, мелкой моторики, речи; развитие волевой сферы (Папка с рекомендациями);

б) развивать самостоятельность при выполнении заданий;

в) чаще расспрашивать  впечатления ребенка о школе;

г) учить правилам взаимоотношений с одноклассниками;

д) внимательно следить за приспособлением ребенка к новому режиму, за тем, как справляется с учебной нагрузкой;

е) формировать познавательный интерес, развивать учебную мотивацию.

  1.  II полугодие (февраль):

Оценка классным руководителем эмоционально-поведенческих реакций учащихся.

Анкетирование родителей «Учебные затруднения» (Авторская методика в Приложении 3), оценка симптомов пограничных нервно-психических расстройств.

Занесение результатов в карты 1-ков.

  1. Индивидуальные рекомендации учителям и родителям по результатам диагностики.

  1. Конец года (май): изучение словесно-логического мышления («Исключение лишнего»), Анкета Лускановой по мотивации.

Медицинское изучение течения адаптации с помощью анкеты для родителей. Занесение результатов в карты 1-ков.

Ознакомление классных руководителей 1 классов с результатами диагностики мотивации и уровнем развития мышления, адаптации учащихся. Рекомендации.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Авторская методика

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПЕРВИЧНОГО ОБСЛЕДОВАНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ.

(сентябрь-октябрь)

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ

+ физический

Диагностика интеллектуальной сферы

  • «Исключение лишнего» (вербально-логическое мышление, запас знаний об окружающем мире)

        10 заданий, зачитывает психолог.

        0-4 низкий уровень

        5-7 средний уровень

        8-10 высокий уровень

  • «Изучение гибкости построения графического образа» (наглядно-образное мышление, гибкость мышления, воображение, зрительное восприятие) [Обработка: Родительские собрания 1 класс, стр. 177].
  • «10 слов», «10 картинок» (слуховая и зрительная памяти)

10 слов

        0-2 низкий

        3-4 средний

        5-10 высокий

10 картинок

0-4 низкий

5-6 средний

7-10 высокий

  • «Проставь значки» (распределение внимания, переключение, сосредоточенность; скорость и легкость обучаемости)

0-29 баллов – низкий

30-42 балла – средний

43-48 баллов – высокий

  • Рисунки, прописи (мелкая моторика)
  • «Рассказ по картинкам» (связная речь, словарный запас); «Изменение существительных по числам» (грамматический строй речи, словоизменение); характеристика речи первоклассника (критерии); звуковой строй.
  • Теппинг-тест Ильина (индивидуально-типологические особенности: темп и работоспособность) [Обработка: Родительские собрания 1 класс, стр. 172].
  • Беседа с учащимся (запас знаний об окружающем мире).

Диагностика мотивационной сферы

  • «Определение мотивов учения» [Обработка: Родительские собрания 1 класс, стр. 147].
  • Беседа с учащимся
  • Рисунок «Что мне нравится в школе» [Обработка в ж-ле Школьный психолог].
  • Анкета для родителей

        

Диагностика коммуникативной сферы

  • Рисунок «Я и мои друзья»
  • Беседа с учащимся
  • Анкета для родителей
  • Наблюдение классного руководителя, психолога

Диагностика эмоционально-волевой сферы

  • Анкета для родителей (произвольность психических процессов, впечатления от школы)
  • Рисунки «Моя семья» (взаимодействие ребенок-родитель, отношение в семье к ребенку, тревожность)
  • «Несуществующее животное» (агрессия, тревожность)
  • Диагностика школьной тревожности (Прихожан) (взаимоотношения с учителем, с учениками, родителями, отношение к учебной деятельности в школе, дома)
  • Наблюдение классного руководителя (авторы критериев: 1) Эксакусто.                   2) Ермолаева) (произвольность психических процессов и поведения, эмоциональная сфера).
  • Оценивание родителями своего ребенка

        

Диагностика физической готовности

  1. Анкета для родителей (самочувствие, состояние здоровья ребенка после поступления в школу).
  2. Медицинская карта (психологическая и физическая готовность)

↓        

По результатам обследования делается вывод об уровне адаптации

 учащегося к школе.

Сроки: сентябрь-ноябрь.

Рисунки: «Моя семья», «Несуществующее животное», «Я и мои друзья», «Что мне нравится в школе», «Дорисовывание» (в продленке, на уроках или после уроков).

ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ

Беседа с учащимся

10 мин

«10 слов»

3 мин

«Проставь значки»

2 мин

«10 картинок»

3 мин

Теппинг-тест Ильина

1 мин

«Исключение лишнего»

4 мин

«Мотивы учения»

3 мин

«Рассказ по картинке»

«Изменение по числам»

4 мин

ИТОГО:

30 мин

ФЕВРАЛЬ

  • Оценка  классным руководителем эмоционально-поведенческих реакций учащихся: снижение настроения (депрессия), социальные контакты, познавательная деятельность, дисциплина, агрессия, гнев, страх, двигательная активность. Успеваемость: матем., чтение, письмо.
  • Анкетирование родителей «Учебные затруднения», оценка симптомов пограничных нервно-психических расстройств.

МАЙ

  • Анкета Лускановой по мотивации.
  • «Исключение лишнего» (изучение словесно-логического мышления).
  • Медицинское изучение течения адаптации с помощью анкеты для родителей. См. медицинскую карту.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Авторская методика

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

(октябрь)

ФИ ученика_______________________________________________  Класс ______

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

- охотно, с радостью

- без особой охоты

- неохотно

2. Наблюдается ли желание учиться (интерес к учебе)? __________________

3. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

  • в основном, да
  • не совсем
  • пока нет

4. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений от школы?

  • в основном положительные впечатления
  • положительных и отрицательных примерно поровну
  • в основном отрицательные впечатления

5. Характер отношений с друзьями.

Много ли в классе друзей?_____________________________

Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

  •  такого практически не бывает
  • бывает, но редко
  • довольно часто

Укажите причины конфликтов____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 Особенности поведения вашего ребенка (нужное подчеркнуть)

  1. Предпочитает быть  в одиночестве.
  2. Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит.
  3. Не умеет поддержать игру.
  4. Плачет. Тревожится. Очень ждет родителей, мало контактирует с детьми.
  5. Находится в толпе сверстников.
  6. Легко вступает в контакт, адекватно ведет себя.

Сформированы ли у ребенка навыки общения со сверстниками?________________________

(умение поддержать игру; слушать собеседника, не перебивая; действовать совместно с другими; умение уступать и защищаться; умение входить в детское общество и т.д.)

Есть ли у ребенка поведенческие проблемы? (гиперактивный, агрессивный, тревожный, замкнутый, подвержен нервным заболеваниям и др.) _________________________________

  1. Возникают ли трудности в общении с учителем? Какие? ____________________________

_______________________________________________________________________________

7. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении учебных заданий?

— не нуждается в помощи

  • иногда
  • довольно часто

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

  •  настойчив в преодолении трудностей
  • старается преодолеть сам, но может отступить
  • обращается за помощью
  •  перед трудностями сразу пасует

9. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

  • скорее да, чем нет
  • скорее нет, чем да
  • нет

10. Какие особенности ребенка Вы хотели бы отметить? _______________________________

________________________________________________________________________________

Уважаемые родители!

11. Для более полного суждения о состоянии здоровья вашего ребенка, нам необходимо знать, не появились ли у него перечисленные ниже жалобы после поступления в школу (нужное подчеркнуть): нарушение сна, аппетита, головные боли, боли в животе, недержание мочи, страхи, навязчивые движения (мигание, кусание ногтей и т.д.), заметная неусидчивость, стремление к непослушанию, отказ разговаривать, страх нового, раздражительность, колебания настроения, вялость, стал менее внимательным, другие жалобы _____________________________________________________________

12. Далее в таблице отметьте, пожалуйста, степень выраженности качеств личности вашего ребенка.

Оцениваемые качества личности

да

иногда

нет

не знаю

хороший

добрый

умный

аккуратный

послушный

внимательный

вежливый

умелый (способный)

трудолюбивый

честный

Спасибо за ваши ответы



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Авторская методика

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«Учебные затруднения»

(февраль)

Фамилия, имя ребенка________________________________________ Класс_________

Просим Вас искренне ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

  1. Охотно ли идет ребенок в школу?

--- неохотно

  •  без особой охоты
  •  охотно, с радостью
  1.  Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?
  •  пока нет
  •  не совсем
  •  в основном, да
  1.  Каков преобладающий эмоциональный характер школьных впечатлений?
  •  в основном отрицательные впечатления
  •  положительных и отрицательных примерно поровну
  •  в основном положительные впечатления
  1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к школе за время учебы? Когда именно?__________________________________________________
  1. Нравится ли ребенку выполнять домашние задания?

- да

- нет

- по-разному (в зависимости от предмета)

  1.  Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?

- не больше 15-30 минут;

-  от 30 минут до часа;

-  больше часа.

  1.  Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

— довольно часто

  •  иногда
  •  не нуждается в помощи
  1.  Как ребенок преодолевает трудности в работе?
  •  перед трудностями сразу пасует
  •  обращается за помощью
  •  старается преодолеть сам, но может отступить

—        настойчив в преодолении трудностей

  1.  Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
  •  нет
  •  скорее нет, чем да
  •  скорее да, чем нет
  1.  Какими школьными предметами Ваш ребенок интересуется больше всего?__________________________________________________________________________
  2.  По каким предметам домашние задания он делает быстро?________________________

_____________________________________________________________________________

По каким предметам – медленно?________________________________________________

  1.  Отношение ученика к занятиям и их успешность (нужное подчеркнуть)

- неспособен контролировать свою деятельность, нуждается в постоянном контроле взрослых и многократном повторении требований

- с трудом овладевает необходимым объемом знаний

- неусидчив, не доводит дело до конца

- мешает педагогу и (или) детям на занятиях

- другое __________________________________________________

  1.  Речевое развитие (нужное подчеркнуть)
  1. Речь невнятная. Имеются трудности в звукопроизношении.
  2. Словарный запас беден.
  3. Речь грамматически неправильная.
  4. Малоразговорчив.. Старается говорить односложно.

Другое ________________________________________________

  1.  Особенности познавательной деятельности ребенка (нужное подчеркнуть)

•        как ребенок запоминает:

очень хорошо        с затруднениями        плохо

•        как ребенок понимает объяснение:

очень хорошо        с затруднениями        плохо

  • стремится ли ребенок к получению новых знаний:

всегда        иногда        редко

•        как  ребенок перестраивается  на другой вид деятельности:

легко       средне        с трудом       с большим трудом

  1.  Характер отношений с друзьями.

Много ли в классе друзей?_____________________________

  1.  Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
  •  довольно часто
  •  бывает, но редко
  •  такого практически не бывает

Укажите причины конфликтов_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Конфликты Вашего ребенка с другими детьми решаются им самостоятельно или с помощью взрослых?_____________________________________________________________

  1.  Особенности поведения вашего ребенка
  1. Предпочитает быть  в одиночестве.
  2. Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит.
  3. Не умеет поддержать игру.
  4. Плачет. Очень ждет родителей, мало контактирует со взрослыми.
  5. Находиться в толпе сверстников.
  6. Легко вступает в контакт, адекватно ведет себя.

  1.  Какие жалобы высказывает ваш ребенок по отношению к учению, к школе?__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Что вам не нравится в учебной деятельности вашего ребенка в школе? Что создает наибольшие трудности и вызывает беспокойство?_________________________________

_____________________________________________________________________________

Как, по вашему мнению, устранить эти трудности?_________________________________

_____________________________________________________________________________

  1.  Какие дополнительные особенности развития ребенка, его положительные или отрицательные качества Вы хотели бы отметить______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что бы вы хотели изменить в характере вашего ребенка?_____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Уважаемые родители! Для более полного суждения о состоянии здоровья вашего ребенка нам необходимо знать, не появились ли у него перечисленные ниже жалобы в течение учебного года (нужное подчеркнуть): нарушение сна, аппетита, головные боли, боли в животе, недержание мочи, страхи, навязчивые движения (мигание, кусание ногтей и т.д.), заметная неусидчивость, стремление к непослушанию, отказ разговаривать, страх нового, раздражительность, колебания настроения, вялость, стал менее внимательным, другие жалобы ___________________________________________

Спасибо за ваши ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологического сопровождения первоклассников, разработала Коротеева М. А.

Данная программа представляет систему работы педагога-психолога в работе с первоклассниками в период изучения психологической готовности  обучающихся к школе....

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации

Психологическое сопровождение первоклассников в период адаптации....

Психологическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации

Одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику-первокласснику в освоении учебной деятельности в период адаптации...

Технология психологического сопровождения первоклассников

Сталкиваясь с проблемой адаптации первоклассников, школьный психолог, зачастую испытывает  трудности в организации этой деятельности. В итоге всё остаётся на уровне диагностики и общих рекомендац...