Одаренность и творческие способности
статья на тему

Распутина Татьяна Владимировна

 

 

 Каждый учитель хотя бы раз задумывался над вопросом одаренности ребенка. Как увидеть? Не пропустить это маленькое чудо. Работая учителем начальных классов, видя своих первоклашек, я постоянно задаю себе этот вопрос. Чтобы найти на него ответ попробую разобраться: а что же такое все- таки ОДАРЕННОСТЬ? 

 

 

,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennost_i_tvorcheskie_sposobnosti.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одаренность и творческие способности.

Т.В.Распутина

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

гимназия № 3.г. Иркутск

 Каждый учитель хотя бы раз задумывался над вопросом одаренности ребенка. Как увидеть? Не пропустить это маленькое чудо. Работая учителем начальных классов, видя своих первоклашек, я постоянно задаю себе этот вопрос. Чтобы найти на него ответ попробую разобраться: а что же такое все- таки ОДАРЕННОСТЬ?

Развитие  личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. Наиболее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в нем.

Психологической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и др.) К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Важными показателями в развитии функции воображения являются опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями. Приходя в первый класс, дети уже имеют весь этот багаж. Значит нужно только создать предметную среду, которая бы служила пусковым механизмом для продолжения развития творчества у детей.

Воображение, лежащее в основе творчества, относят к числу сложных процессов, в нем тесно переплетены когнитивное и аффективное (Л.С. Выготский, О.М.Дьяченко и др.)

         Воображение проявляется, прежде всего, при решении задач, содержащих некоторую неопределенность, т.е. не имеющих единственного заданного решения. Их решение предполагает самостоятельную ориентированную деятельность детей с новым и тем самым создает условия для формирования важнейшего компонента функции воображения – собственного опыта ребенка.

         Структура опыта, приобретенного ребенком в процессе его жизнедеятельности, общения, сложна. В нем выделяют достаточно устойчивые, стабильные психические образования (консервативный компонент) и чрезвычайно подвижные, незавершенные, находящиеся в процессе становления, психические образования (развивающий компонент). Вступая в противоречие со стабильными психическими образованиями, незавершенные знания оказывают на них существенное влияние, стимулируют перестройку «консервативного» компонента, его развитие. Важно и то, что сам этот процесс сопровождается повышением интеллектуальной и эмоциональной активности детей: у них возникает масса неожиданных и в ряде случаев серьезных и глубоких вопросов, появляются разнообразные догадки, гипотезы, предположения. Фактически, это уже начало творчества.

          Все это и привело к выводу, что знания,  полученные детьми, должны применяться в жизненном опыте ребенка. Этому способствует переход на новые стандарты обучения. Есть повод задуматься, пересмотреть, проанализировать свою работу с детьми и, может быть, изменить акценты в ней. И если мы действительно хотим сформировать творческую личность, сосредоточим внимание на создании доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих заданий. Вместе с тем  позаботимся о формировании такой  общей структуры опыта ребенка и способов его деятельности, которые помогут ему самостоятельно выделить проблемные ситуации в окружающем мире. Приобретению такого опыта способствует активное включение детей в познавательно-практическую деятельность, экспериментирование, опытничество.

Все это обеспечивает механизм проблемно-деятельностного обучения.

  Существенную роль в становлении основ творческой личности ребенка играет педагог, характер и его взаимодействие с детьми. Выявлено, что творческие проявления чаще обнаруживают дети, обучающиеся у педагога с демократическим стилем общения. Предпочтение отдается такой организации совместной деятельности, где каждый ее участник – полноправный член. Немало зависит и от индивидуального стиля педагогического взаимодействия, от креативности самого педагога.

  В числе важных задач личностно ориентированного учителя – изучение способностей своих обучающихся, выявление одаренных детей, оказание содействия в творческой реализации каждого ребенка.

Как определить одаренных детей? В чем проявляется одаренность в детстве? Получить ответы на эти вопросы будет легче, когда мы познаем структуру  самой одаренности, ее тайны. Подходы к раскрытию этих тайн неоднородны, как и различно определение самого термина «одаренность». Оно многозначно. По словарю под редакцией А.В.Петровского (М.,1985) дается пять ее основных определений:      

  1. одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности
  2.  как общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень, а так же своеобразие его деятельности
  3. как умственный потенциал человека, его интеллект
  4. как совокупность задатков, предпосылок способностей

В настоящее время одаренность чаще стали определять как «способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности». [4] Выделяют несколько видов одаренности: общая интеллектуальная и академическая, художественная, творческая, лидерская (социальная), психомоторная.

        Остановимся несколько подробнее на диагностике интеллектуальной и творческой одаренности. Признаки ее разнообразны:

- ребенок опережает в развитии речи и мышлении своих сверстников;

- обладает значительной памятью;

- начинает читать раньше других;

- способен к длительной сосредоточенности;

- рано обнаруживает исследовательскую активность, которая проявляется как очень широкая любознательность;

- сам выбирает себе занятия, а не принимает их пассивно;

- проявляет раннюю увлеченность, преданность своим любимым занятиям(музыка, рисование и т.д.);

- живет в яркой семейной обстановке, его родители позитивно думающие, особенно мать;

- ребенок обучается сверх программы;

- исключительно велика роль музыки как фона, на котором происходит жизнь семьи.

        Важно также обозначить качества, на которые обращают внимание все специалисты в области одаренности,- стремление одаренных детей познать и преобразить окружающий мир, доминирование познавательной потребности, ее «ненасыщаемость».

        Познавательная мотивация у творческого (одаренного) ребенка проявляется в форме поисковой активности, в более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружению нового в обычном, в высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству) (Е.Н. Соколов, Э.А. Голубева, Н.Н. Данилова, Х.Дж.Берлайне и др.)

Это приводит к тому, что основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка новому и обостряющая стремление к поиску несоответствий, противоречий.

   Решение предложенных и самостоятельно «увиденных» проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один компонент одаренности, выражающий степень непохожести, нестандартности, неожиданности, необычности.

    Включая сюда и способность к прогнозированию, предвосхищению, обеспечивающая возможность более быстрого нахождения решения проблем. Исследователи обращают внимание и на развитую способность одаренных детей к созданию идеальных эталонов, что обеспечивает высокие оценки (эстетические, нравственные, интеллектуальные).

             Изучив литературу и проанализировав деятельность своих обучающихся, я увидела, что большинство ребят неординарны. Для развития творческих способностей, одаренности детей (совместно с преподавателем театра) был поставлен мюзикл «Цветные сны Эколь». Эта работа также представила интеграцию нескольких учебных предметов: музыка, вокал, театр, литература, хореография.

    В основе способностей к творчеству лежит такая личностная особенность, как креативность. Учителю необходимо помнить, что дети проявляют те же признаки креативности, что и взрослые выдающиеся личности.

Литература

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.     Киев, Наукова думка, 1989.
  2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/ Под ред.Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Минск, 1997.
  3. Диагностические методы работы с одаренными детьми.- Воронеж, 1991
  4. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.Лейтеса.М.,1996.
  5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: Гринго., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования.

Одаренность означает, прежде всего, внутренние предпосылки развития ребенка. Она проявляется в познавательной потребности ребенка, в его активности. Такой ребенок постоянно ищет новую информацию, хоче...

Развитие музыкально-творческих способностей и одаренности детей в процессе игровой театрализации на уроках музыки.

Статья рассказывает о развитии творческого мышления, воображения и музыкально-творческих способностей на уроках музыки начальной школы....

Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»

Выявление способностей обучающихся продиктовано главным принципом: каждый ребенок талантлив и талант может проявиться не сразу! Программа содержит комплекс методик для выявления способностей....

Индивидуальная программа "Звездочка", направленная на развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка.

В каждом классе есть один или несколько обучающихся, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью, они любозна­тельны и полны желания учи...