Одаренность и творческие способности
статья на тему
Каждый учитель хотя бы раз задумывался над вопросом одаренности ребенка. Как увидеть? Не пропустить это маленькое чудо. Работая учителем начальных классов, видя своих первоклашек, я постоянно задаю себе этот вопрос. Чтобы найти на него ответ попробую разобраться: а что же такое все- таки ОДАРЕННОСТЬ?
,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost_i_tvorcheskie_sposobnosti.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одаренность и творческие способности.
Т.В.Распутина
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 3.г. Иркутск
Каждый учитель хотя бы раз задумывался над вопросом одаренности ребенка. Как увидеть? Не пропустить это маленькое чудо. Работая учителем начальных классов, видя своих первоклашек, я постоянно задаю себе этот вопрос. Чтобы найти на него ответ попробую разобраться: а что же такое все- таки ОДАРЕННОСТЬ?
Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. Наиболее ярко они проявляются в творчестве, позволяющем личности с наибольшей полнотой выразить себя в нем.
Психологической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и др.) К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Важными показателями в развитии функции воображения являются опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями. Приходя в первый класс, дети уже имеют весь этот багаж. Значит нужно только создать предметную среду, которая бы служила пусковым механизмом для продолжения развития творчества у детей.
Воображение, лежащее в основе творчества, относят к числу сложных процессов, в нем тесно переплетены когнитивное и аффективное (Л.С. Выготский, О.М.Дьяченко и др.)
Воображение проявляется, прежде всего, при решении задач, содержащих некоторую неопределенность, т.е. не имеющих единственного заданного решения. Их решение предполагает самостоятельную ориентированную деятельность детей с новым и тем самым создает условия для формирования важнейшего компонента функции воображения – собственного опыта ребенка.
Структура опыта, приобретенного ребенком в процессе его жизнедеятельности, общения, сложна. В нем выделяют достаточно устойчивые, стабильные психические образования (консервативный компонент) и чрезвычайно подвижные, незавершенные, находящиеся в процессе становления, психические образования (развивающий компонент). Вступая в противоречие со стабильными психическими образованиями, незавершенные знания оказывают на них существенное влияние, стимулируют перестройку «консервативного» компонента, его развитие. Важно и то, что сам этот процесс сопровождается повышением интеллектуальной и эмоциональной активности детей: у них возникает масса неожиданных и в ряде случаев серьезных и глубоких вопросов, появляются разнообразные догадки, гипотезы, предположения. Фактически, это уже начало творчества.
Все это и привело к выводу, что знания, полученные детьми, должны применяться в жизненном опыте ребенка. Этому способствует переход на новые стандарты обучения. Есть повод задуматься, пересмотреть, проанализировать свою работу с детьми и, может быть, изменить акценты в ней. И если мы действительно хотим сформировать творческую личность, сосредоточим внимание на создании доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих заданий. Вместе с тем позаботимся о формировании такой общей структуры опыта ребенка и способов его деятельности, которые помогут ему самостоятельно выделить проблемные ситуации в окружающем мире. Приобретению такого опыта способствует активное включение детей в познавательно-практическую деятельность, экспериментирование, опытничество.
Все это обеспечивает механизм проблемно-деятельностного обучения.
Существенную роль в становлении основ творческой личности ребенка играет педагог, характер и его взаимодействие с детьми. Выявлено, что творческие проявления чаще обнаруживают дети, обучающиеся у педагога с демократическим стилем общения. Предпочтение отдается такой организации совместной деятельности, где каждый ее участник – полноправный член. Немало зависит и от индивидуального стиля педагогического взаимодействия, от креативности самого педагога.
В числе важных задач личностно ориентированного учителя – изучение способностей своих обучающихся, выявление одаренных детей, оказание содействия в творческой реализации каждого ребенка.
Как определить одаренных детей? В чем проявляется одаренность в детстве? Получить ответы на эти вопросы будет легче, когда мы познаем структуру самой одаренности, ее тайны. Подходы к раскрытию этих тайн неоднородны, как и различно определение самого термина «одаренность». Оно многозначно. По словарю под редакцией А.В.Петровского (М.,1985) дается пять ее основных определений:
- одаренность рассматривается как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности
- как общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень, а так же своеобразие его деятельности
- как умственный потенциал человека, его интеллект
- как совокупность задатков, предпосылок способностей
В настоящее время одаренность чаще стали определять как «способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности». [4] Выделяют несколько видов одаренности: общая интеллектуальная и академическая, художественная, творческая, лидерская (социальная), психомоторная.
Остановимся несколько подробнее на диагностике интеллектуальной и творческой одаренности. Признаки ее разнообразны:
- ребенок опережает в развитии речи и мышлении своих сверстников;
- обладает значительной памятью;
- начинает читать раньше других;
- способен к длительной сосредоточенности;
- рано обнаруживает исследовательскую активность, которая проявляется как очень широкая любознательность;
- сам выбирает себе занятия, а не принимает их пассивно;
- проявляет раннюю увлеченность, преданность своим любимым занятиям(музыка, рисование и т.д.);
- живет в яркой семейной обстановке, его родители позитивно думающие, особенно мать;
- ребенок обучается сверх программы;
- исключительно велика роль музыки как фона, на котором происходит жизнь семьи.
Важно также обозначить качества, на которые обращают внимание все специалисты в области одаренности,- стремление одаренных детей познать и преобразить окружающий мир, доминирование познавательной потребности, ее «ненасыщаемость».
Познавательная мотивация у творческого (одаренного) ребенка проявляется в форме поисковой активности, в более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружению нового в обычном, в высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству) (Е.Н. Соколов, Э.А. Голубева, Н.Н. Данилова, Х.Дж.Берлайне и др.)
Это приводит к тому, что основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка новому и обостряющая стремление к поиску несоответствий, противоречий.
Решение предложенных и самостоятельно «увиденных» проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один компонент одаренности, выражающий степень непохожести, нестандартности, неожиданности, необычности.
Включая сюда и способность к прогнозированию, предвосхищению, обеспечивающая возможность более быстрого нахождения решения проблем. Исследователи обращают внимание и на развитую способность одаренных детей к созданию идеальных эталонов, что обеспечивает высокие оценки (эстетические, нравственные, интеллектуальные).
Изучив литературу и проанализировав деятельность своих обучающихся, я увидела, что большинство ребят неординарны. Для развития творческих способностей, одаренности детей (совместно с преподавателем театра) был поставлен мюзикл «Цветные сны Эколь». Эта работа также представила интеграцию нескольких учебных предметов: музыка, вокал, театр, литература, хореография.
В основе способностей к творчеству лежит такая личностная особенность, как креативность. Учителю необходимо помнить, что дети проявляют те же признаки креативности, что и взрослые выдающиеся личности.
Литература
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, Наукова думка, 1989.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/ Под ред.Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Минск, 1997.
- Диагностические методы работы с одаренными детьми.- Воронеж, 1991
- Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С.Лейтеса.М.,1996.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: Гринго., 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования.
Одаренность означает, прежде всего, внутренние предпосылки развития ребенка. Она проявляется в познавательной потребности ребенка, в его активности. Такой ребенок постоянно ищет новую информацию, хоче...
Развитие музыкально-творческих способностей и одаренности детей в процессе игровой театрализации на уроках музыки.
Статья рассказывает о развитии творческого мышления, воображения и музыкально-творческих способностей на уроках музыки начальной школы....
Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»
одаренные дети...
Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»
Выявление способностей обучающихся продиктовано главным принципом: каждый ребенок талантлив и талант может проявиться не сразу! Программа содержит комплекс методик для выявления способностей....
ПРОГРАММА Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся «Одаренные дети»
Программа...
Индивидуальная программа "Звездочка", направленная на развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка.
В каждом классе есть один или несколько обучающихся, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью, они любознательны и полны желания учи...