Адаптация первоклассников к школе
статья (1 класс) по теме

Тихонова Ирина Михайловна

 

Адаптация первоклассниковкшколе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_pervoklassnikov.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школе

   Адаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-на стоящему.

Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо по стоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ре бенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклас сниками.

Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домаш ние дети. Поэтому на первых порах требования классного руководителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор, пока школа не станет привычным местом для учебы и общения.

Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.

Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профи лактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в шко ле и вовлечению их в коллектив.

В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к шко ле и уровни их проявления:

  1. настроение ребенка (7 уровней проявления);
  2. кон такты со сверстниками (6 уровней);
  3. познавательная активность (5 уровней);
  4. дисциплина (6 уровней);
  5. реакции агрессии, гнева (6 уровней);
  6. страх (5 уровней);
  7. двигательная активность на перемене (4 уровня);
  8. общее самочувствие (5 уров ней); успеваемость (4 уровня).

Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявле ния в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня являет ся баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.

 

Диагностика отношения ребенка к школе.

Ф,И,О, ____________________________________________________

Дата рождения ____________________ Возраст____________________

Школа № _____ Класс ______________Дата_______________________

№ уровня

Показателя

адаптации

Показатели адаптации и характеристика их

Различных уровней

Выбранный

уровень

Примечание

Настроение ребенка

1

Настроение стабильное, эмоционально уравно вешенное

2

Эпизодические проявления снижения настроения

3

Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий

4

Вялость, рассеянность

5

Заторможенность, истерия, плач

6

Выражение негативного отношения к школе

7

Полное нежелание идти в школу

Контакты со сверстниками

1

  Легко и уверенно входит в коллектив

2

Активно ищет и устанавливает контакты со       сверстниками

3

 Инициативы в установлении контактов

не проявляет, но при случае выражает готов ность "сотрудничать" со сверстниками

4

 Робок, малоинициативен, избирателен в общении

5

Не поддерживает социальных контактов

6

 

Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников

Познавательная активность

1

На уроках проявляет активность и интерес

2

Посещает все уроки без принуждения

3

Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим

4

Учится без видимого желания

5

Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею

Дисциплина

1

С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя

2

Выполняет практически все требования, усидчив, старателен, мало отвлекается

3

Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из-за несобранности

4

Требования учителя выполняет неохотно

5

На уроках часто отвлекается

6

Игнорирует требования учителя

Реакции агрессии, гнева

1

Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует

2

Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей

3

Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением

4

Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя

5

Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников

6

Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя

Страх

1

Страх отсутствует

2

Эпизодически робок, застенчив, стеснителен

3

Робок, застенчив, легко теряется

4

Указанные черты ярко выражены

5

В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя

Двигательная активность на перемене

1

Ребенок подвижен, активен

2

Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях

3

Двигательная активность низкая

4

Двигательная активность всегда низкая

Общее самочувствие

1

Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым

2

Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости

3

Периодически жалуется на недомогания

4

Жалобы принимают устойчивый характер

5

Проявление невротических расстройств

Успеваемость

1

Хорошая

2

Хорошая/удовлетворительная

3

Удовлетворительная

4

Удовлетворительная/плохая

Определение уровня адаптации

Оценка ситуации          

Баллы    

Уровни адаптации  

Благоприятная

9-17

Высокий

Условно благоприятный

18-24

Средний

Неблагоприятная

25 и выше

Низкий

Диагностический бланк

Ф,И,О, ____________________________________________________

Дата рождения ____________________ Возраст____________________

Школа № _____ Класс ______________Дата_______________________

1. В поведении

2. В учебной деятельности

        3. Наблюдаются признаки предрасположенности ребенка к нарушению

здоровья (соответствующее подчеркнуть):

-тревожность,

-высокая      утомляемость, раздражительность,

-чрезмерная невнимательность,

-отвлекаемость, неусидчи вость,

-расторможенность, заторможенность,

-обидчивость, плаксивость,

-упрям ство, драчливость, агрессивность,

-двигательное беспокойство, г

-оловные боли, плохой аппетит,

- навязчивые привычки (грызет ногти и др.).

4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть):

 -чрез мерная усталость после школы;

-недосыпание; нарушение сна;

-страх темноты; одиночество;

-непослушание; конфликтность;

- беспричинный подъем температуры;

-плохой аппетит; тошнота;

-укачивание в транспорте; непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода;

-потливость;

-аллергические реакции; ночное недержание мочи; другие жалобы.

Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка

 1.Тип семьи (полная, неполная)

2. Родители ребенка:

Ф.И.О. матери________________________________________________________

образовательный уровень_____________________________________________

профессия __________________________________________________________

место работы _______________________________________________________

Ф.И.О. отца________________________________________________________

образовательный уровень_____________________________________________

профессия __________________________________________________________

место работы _______________________________________________________

3. Количество детей в семье, их возраст

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Наличие других членов семьи

___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Материальные условия жизни семьи

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Жилищные условия

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      8.        Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные,
источники последних)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях может быть передана классным руководителем школьному педагогу-психоло гу, который на основании данных связывается (с помощью классного руково дителя) с родителями ребенка, проводит консультационную работу и (по необ ходимости и с согласия родителей) индивидуальную развивающе-коррекцион-ную работу с ребенком. В наиболее трудных случаях педагог-психолог имеет возможность направить родителей в медико-психолого-педагогический центр, где они смогут получить не только психолого-педагогическую консультацию по преодолению дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь. Информация о проблемных семьях классным руководителем переда ется социальному педагогу школы.

Наиболее эффективной профилактикой дезадаптации является групповая работа с детьми. Ее может проводить как школьный педагог-психолог, так и классный руководитель. Проводится такая работа в форме групповых адаптаци онных занятий в начале учебного года во внеурочное время 1-2 раза в неделю.

Такие занятия помогут создать условия для благоприятной адаптации ребенка в школе путем формирования в ученической среде положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, эмоционального комфорта, окажут помощь в установлении межличностных отношений между детьми, основанных на уважении, эмпатии, принятии и доверии друг к другу, будут способствовать улучшению взаимодействия, развитию групповой сплоченно сти. Детей занятия обучат правилам школьной жизни, а классного руководите ля - познакомят с личностными особенностями ребят.

Особенность адаптационных занятий в том, что их всегда проводят с эмо ционально положительным настроем. Они должны быть приятны и интересны для ребят. На занятиях широко используются игровые и творческие задания, а также упражнения психологического характера. Большое значение имеет об суждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов, размещение коллективных и индивидуальных работ в классе с целью выражения личностной значимости каждого ребенка.

Лучше, если на адаптационных занятиях ребята будут сидеть в кругу. Это позволит видеть каждому из них глаза друг друга, а не затылки.

В начале занятий обязательно приветствие. Классный руководитель просит ребят улыбнуться друг другу: соседу справа, соседу слева. Потом ласково по здороваться, пожать руку. Следующим заданием будет просьба назвать друг друга ласково (например: "Здравствуй, Леночка") и ласково ответить ("Здрав ствуй, Боренька").

Знакомство учащихся друг с другом

Первое занятие. Целесообразно посвятить знакомству ребят друг с другом. После приветствия каждый назовет свое имя. Но таким способом запомнить всех трудно. Поэтому классный руководитель может использовать такой прием: попросить выйти к доске сначала тех ребят, которых зовут Наташа (Лена и т. д. со всеми именами). Ребята с одинаковыми именами получают цветочки из бу маги одного цвета. Когда все цветы розданы, классный руководитель просит поднять вверх цветы тех ребят, кого зовут Наташа, и т. д. Можно предложить ребятам под музыку покружиться под"Вальс цветов", а в конце занятия - сделать на листе ватмана зеленого цвета полянку. Каждому ребенку по очереди пред лагается найти место на полянке и наклеить самостоятельно свой цветок. Классный руководитель обращает внимание ребят на то, какая чудесная поля на получилась, какой большой класс, и каждому ученику в нем есть место.

В конце занятия необходимо спросить у учащихся, понравилось ли им занятие, что конкретно понравилось, хотят ли они проводить такие занятия в будущем.

Умение говорить комплименты

Второе занятие. Можно посвятить обучению ребят говорить друг другу комплименты. После традиционного приветствия классный руководитель про сит ребят сказать друг другу комплимент (например: "Леночка, у тебя сегодня красивые бантики"). Как правило, это задание вызывает смех и замешательство. Поэтому говорить комплименты детей надо научить. Классный руководитель спрашивает ребят о том, кому приятно слышать добрые слова в свой адрес! Утвердительно отвечают, как правило, все. Тогда классный руководитель говорит, что у нее есть кукла Катя, которая любит получать комплименты. Каждому ребенку предлагается сказать кукле комплимент. Учитель от лица куклы комментирует комплименты, хвалит ребят за наиболее удачные. После работы с куклой классный руководитель предлагает поиграть в игру "Комплименты».

Игра "Комплименты"

Дети сидят в кругу. Начинает говорить комплимент ребенку классный руководитель. Ребенок, получивший комплимент, говорит комплимент своему соседу и т. д. по цепочке. Последний в кругу ребенок говорит комплимент классному руководителю. В конце игры - обсуждение результатов. Каждый ребенок говорит о том, что он чувствовал, когда слышал комплимент в свой адрес и когда говорил комплимент соседу. Понравилось ли ему слушать и говорить комплименты.

Классный руководитель замечает, что после комплиментов в классе стало ярче, а чтобы стало совсем светло, предлагает нарисовать каждому ребенку солнышко. Нарисованные солнышки по желанию ребят размещаются в классе, чтобы согревать и напоминать о комплиментах.

Формирование наблюдательности  и эмпатии

        Третье задание. Можно посвятить формированию наблюдательности и эмпатии по  отношению друг к другу. После традиционного приветствия предлагает ребятам сесть в круг и поиграть в игру «Чем мы похожи»

Игра "Чем мы похожи"

Начинает игру классный руководитель: приглашает в круг одного из ребят] по сходству с собой. Например: "Катя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас туфли одинакового цвета" Катя выходит в круг и приглашает выйти кого-либо из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Игра может повторяться несколько раз. После игры классный руководитель говорит о том, что все люди разные, но у всех людей есть что-то одинаковое (перечисляет, какие одинаковые черты внешнего вида, элементы одежды были названы). В конце занятия каждому ребенку предлагается нарисовать свой автопортрет и разместить автопортре ты на заранее приготовленном стенде. Итог занятия - мы все разные, но у нас есть что-то общее и нам хорошо вместе.

Повышение самооценки учащихся

Четвертое занятие можно посвятить повышению самооценки. После традиционного приветствия проводится игра "Аплодисменты"

Игра "Аплодисменты"

Ребята сидят в кругу. Классный руководитель просит встать тех, кто обла дает определенным умением или качеством (например, встаньте те, кто умеет рисовать, читать, считать, плавать, любит смотреть детские фильмы и т. д.). Ос тальные участники аплодируют тем, кто встал. После игры "Аплодисменты" классный руководитель предлагает каждому из ребят немного рассказать о себе, о том, чем он занимается в свободное время, что он хорошо умеет делать, за что его хвалят взрослые. Каждому выступившему ребята аплодируют. Этот рассказ можно проводить не от лица ребенка, а от лица любой его вещи. Игра "Что моя вещь знает обо мне"

Один из детей, по примеру классного руководителя, берет любой свой предмет (ручку, пенал, тетрадь, кофту и пр.) и от лица этого предмета начинает говорить о себе. Например: "Я Сережина ручка. Он берет меня в руки, когда что-то пишет. Он очень старается писать красиво" и т. д.

В конце занятия классный руководитель подводит итог о том, какие спо собные дети учатся в классе.

Выявление общих интересов

Пятое занятие можно посвятить продолжению знакомства ребят друг с другом. После традиционного приветствия учитель предлагает ребятам вспомнить о любимых играх. После обсуждения классный руководитель предлагает ребятам нарисовать любимую игру или игрушку. Можно нарисовать процесс игры. В конце рисования классный руководитель отмечает, как много хороших рисунков полу чилось. Просит каждого из ребят рассказать о своем рисунке (своей игре, игруш ке). После каждого рассказа классный руководитель спрашивает, кто еще из класса нарисовал рисунок об этой игре (игрушке). По итогам обсуждения обоб щает интересы детей, делает вывод о том, как много интересных игр и игрушек у ребят, как много общего в интересах и как хорошо играть всем вместе.

Развитие навыков взаимодействия и творческих способностей учащихся

Итоговое занятие направлено на формирование навыков взаимодействия, развитие творческих способностей.

В качестве разминки проводится игра "Улыбка" с игрушкой, например, собачкой.

Классный руководитель передает собачку ребенку и улыбается, ребенок передает собачку своему соседу и улыбается и т. д., пока собачка не вернется к классному руководителю.

Затем учитель переходит к основной части занятия.

Игра "Заколдованное дерево"

Классный руководитель (обращается к детям, которые сидят в кругу): Хотите совершить путешествие в волшебную страну? Тогда встаем в круг. Это машина време ни. Для того чтобы попасть в волшебную страну, делаем по кругу 3 шага вправо.

Вот мы и в волшебной стране. В этой стране росло прекрасное дерево. Оно было деревом желаний. (На мольберте прикреплен лист ватмана, на котором нарисовано дерево без листьев.)

Дерево исполняло только добрые желания. Однажды в эту страну попал злой волшебник. Он загадал злое желание, и дерево его не исполнило. Тогда волшебник рассердился и заколдовал дерево желаний.

Попробуем его расколдовать? А поможет нам в этом само дерево. Оно нас о чем-то просит, и эти просьбы написаны на листьях. (Листья заготовлены классным руководителем заранее, на каждом листе написано задание, которое ребята долж ны выполнить.) Давайте их прочитаем. (Классный руководитель читает задания.)

Задание 1. У злого волшебника всегда плохое настроение, лицо у него всегда злое, недовольное. Если взглянуть на лицо этого волшебника, то сразу никому не хочется с ним дружить. Почему?

Дерево просит, чтобы вы нарисовали для волшебника лица таких ребят, с которыми вам самим хотелось бы дружить. Может быть, волшебник взглянет на эти рисунки, станет добрее, изменит свое выражение лица, захочет иметь друзей, и с ним все захотят дружить?

(Ребята начинают рисовать. Готовые рисунки классный руководитель по могает ребятам наклеить рядом с деревом.)

Как вы думаете, что почувствует волшебник, увидев ваши рисунки?

Задание 2. У злого волшебника нет и никогда не было друзей. Почему? Вол шебник не знает, каким должен быть настоящий друг. Дерево просит, чтобы вы написали письмо волшебнику и рассказали, каким должен быть настоящий друг.

Давайте подумаем, как можно продолжить следующие незаконченные пред ложения:

Настоящим другом можно назвать человека, который        

Вместе с другом мне хотелось бы        

Дружбе мешает        

Я ценю в друге        

Мне нравится, когда друг        

Дружбе помогает        

(После обсуждения классный руководитель задает ребятам вопросы.)

У вас есть настоящие друзья?

А каждый из вас может быть настоящим другом?

Задание3. Злому волшебнику никто никогда не говорил добрых слов. Почему?

А вы друг другу когда-нибудь говорите добрые слова? Давайте поиграем в игру "Комплименты" (с клубком). (Ребята и классный руководитель сидят в кругу). Начи нает игру классный руководитель. Он дает клубок ребенку, сидящему рядом, и го ворит комплимент. Ребенок, получивший клубок, говорит комплимент соседу и передает клубок и т. д., (пока клубок не вернется к классному руководителю.)

Задание 4. Вы помните, что в стране Радости, Солнца, Счастья и Доброты растет не простое дерево, а дерево желаний.

Чего не хватает на дереве? Листьев.

Дерево просит, чтобы вы пожелали чего-то доброго для своих друзей. И с каждым пожеланием на дереве будет вырастать новый листочек. Нарисуйте лис точек, загадайте желание и приклейте к дереву.

(В заключительной части занятия классный руководитель говорит ребятам, что путешествие закончилось, предлагает встать в круг, образовать машину времени, сделать 3 шага влево и оказаться в классе.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Учитель : Шебина Маргарита Александровна                  ГБОУ школа №661   Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...