СтатьяПрактическое задание по лекциям «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».
статья (1 класс) по теме

Жданова Ирина Валерьевна

 

  Итак, готовность к школе. Что это такое? Думаю, что для более-менее внятного ответа на этот вопрос надо постараться понять, что такое школа и для чего она существует.

    Вот тут-то и начинаются такие сложности, такой появляется хор противоречивых мнений, что впору испугаться не только ребенку, но и взрослому. Из множества представлений о школе, ее целях и задачах я выбираю то, которое мне ближе всего. Оно разрабатывается учениками и последователями Л.С.Выготского, сегодня его называют развивающим обучением по В.В.Давыдову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zadanie_po_lekciya1.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое задание по лекциям «Психологические особенности детей младшего школьного возраста».

  Итак, готовность к школе. Что это такое? Думаю, что для более-менее внятного ответа на этот вопрос надо постараться понять, что такое школа и для чего она существует.

    Вот тут-то и начинаются такие сложности, такой появляется хор противоречивых мнений, что впору испугаться не только ребенку, но и взрослому. Из множества представлений о школе, ее целях и задачах я выбираю то, которое мне ближе всего. Оно разрабатывается учениками и последователями Л.С.Выготского, сегодня его называют развивающим обучением по В.В.Давыдову.

  Понятие о таком обучении, о школе, где осуществляется такое обучение, основано на идеях об особом виде деятельности - учебной деятельности. Именно к ней-то и надо быть готовым ребенку в середине детства. Дети, как известно, учатся в разных видах деятельности - в игре, в труде, в спортивных занятиях и тому подобное. Учебная же деятельность – это один из типов воспроизводящей деятельности детей, которая имеет совершенно особое содержание.

   Освоение этого содержания и требует некоторой подготовки. Кратко можно сказать, что содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Как писал В.В.Давыдов, «усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них человеческой деятельности».

     Дети, которым трудно выполнить инструкцию учителя или какой-то алгоритм действий, тем более оценить результат своей работы, так как самооценка завышена, они не управляют своими эмоциями, психологически не готовы к школе. У этих детей непосредственные эмоции, что мешает им учиться.

     Например: Учительница объясняет и показывает написание слогов «шу,ша» прописными буквами. Некоторые дети обнаруживают неумение выполнение задания, а Миша, поднимая руку и попросившись к доске, выходит и начинает выводить слоги с ошибками,  переспрашивая, что писать дальше. Дети смеются над ним, Миша садиться ни с чем. Эта ситуация повторяется несколько раз. Всякий раз, Миша, поднимая руку, думает, что всё у него получится. Мальчик не умеет управлять своими эмоциями, нет «обобщения переживания».

   И только к концу 1 класса ребёнок научился обобщать свои эмоции, т.е.

прошёл кризис семи лет. Если он понимал, что материал знает не так хорошо

или чего-то не понял, он сидел тихо с опущенной головой и ему не хотелось,

чтобы его спрашивали.

      Или ещё пример: Если раньше, когда ученикам предлагалось поработать, посостязаться в парах, они играли ( как дружат), не вникая - сильный или слабый перед ним, много было недовольств, необузданных эмоций, в данный момент дети продумывают с кем поиграть выгоднее. Иногда я замечала, что сильный игрок продумывает игру и даёт шанс - слабому. Таким образом,  они психологически становятся младшими школьниками.

     Психолог Выготский писал: «Для всякого обучения существуют оптимальные, т. е. наиболее благоприятные, сроки. Отход от них вверх или вниз, т. е. слишком ранние или слишком поздние сроки обучения, всегда оказывается с точки зрения развития вредным, неблагоприятно отражающимся на ходе умственного развития ребёнка».

        Спонтанное произвольное обучение создаёт прочную основу для организации прямого обучения, обучения, где перед обучающимся стоит цель научиться.

     В.В.Давыдов неоднократно писал о том, что в своей учебной деятельности дети воспроизводят реальный процесс создания людьми понятий, образов, ценностей и норм, которые человечество накопило и выразило в идеальных формах духовной культуры.

       При очень большом объеме исследований по проблемам учебной деятельности практически открытым остается вопрос о ее мотивации. Давно известно, что очень большие трудности для самих детей и для взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить учиться, как известно, невозможно, если сам человек этого не захочет. Я более чем уверена, что истоки мотивации учения лежат в Я-концепции  ребенка, в тех ее проявлениях, которые связаны с Выготским и его сподвижникам.

Ребенку, готовящемуся к школе, очень важно иметь основания для переживания, так как он переходит в новую систему опосредованных отношений, где его Я в целостных проявлениях и свойствах весьма редко будет предметом  взаимодействия с другими людьми, преобладать будет оценка предметных действий ребенка и их соответствие с образцом или правилом.

    Умение учиться и будет составлять для ребенка возможность самостоятельно формулировать учебные задачи, то есть задачи на нахождение обоих способов действия, и пытаться решать ее. Готовность к осуществлению этого умения, думаю, строится на фундаменте переживания собственной целостности (Я = Я).

     В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Это помогает ему в учёбе. Но иногда дети в игре непосредственны в начале года.

   Например: Ученик опаздывает в класс, открыв дверь, идёт к своему месту. Учитель останавливает его, разъясняет, что во время урока, прежде чем войти, нужно, спросить разрешения.  « А,  кроме того, если вы в гости приходите, то стучите в дверь, правда, ребята?». Мальчик выходит в коридор, стучит в дверь. «Кто это к нам пришёл?». Ребёнок входит, «по всем правилам» беседует с учителем, проходит на место. Детям игра понравилась. Через некоторое время другой ребёнок поднимает руку: «Можно выйти?». Выходит из класса и тут же громко стучит в дверь. «Кто это к нам в гости пришёл?»-раздался голос ученика, подражающий интонациям учителя. В классе оживление, дети долго не успокаиваются, Урок фактически «пропал».

          В итоге мы говорим, что в процессе взросления ребёнок постепенно осваивает разные виды обучения от непроизвольного спонтанного через произвольное спонтанное к реактивному обучению. При этом все обучения управляются взрослым, иначе эти дети будут испытывать трудности в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Статья «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психологический дневник учителя-логопеда...

Родительское собрание в 1 классе."Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Источником происходящих в младшем школьном возрасте психосоциальных изменений выступает учебная деятельность. Её формирование и является главной психолого-педагогической задачей, поскольку именно этот...

Родительское собрание в третьем классе на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» (Форма проведения – семинар)

Освоение педагогически обоснованных приёмов развития памяти младших школьников по Л.С.Выготскому в условиях семейного воспитания....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на родительском собрании для родителей учащихся 1х классов...

"Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Данный материал можно использовать на родительском собрании в 1 классе. Беседа поможет раскрыть психологические особенности детей младшего школьного возраста и повысить уровень педагогической и психол...