Кто ясно мыслит - ясно излагает
план-конспект урока (3 класс) по теме

Конспект урока по диагностике и развитию мышления в младших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_yasno_myslit-yasno_izlagaet.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Кто ясно мыслит – ясно излагает»

(диагностика и развитие мышления у младших школьников)

                                                      Занятие разработала

                                                 педагог-психолог

МОУ «СОШ № 4 г. Жирновска»

                                             Быхалова Л.И.

1. Приветствие, знакомство.

Упражнение «Меня зовут… сейчас у меня … настроение»

Цель: установление контакта с учащимися.

Ребята, сейчас мы с вами познакомимся, сейчас каждый из вас по очереди будет вставать, и называть свое имя, и какое у вас настроение в настоящее время.

2. Диагностика уровня развития мышления (проведение методики для определения уровня развития младших школьников Э.Ф. Замбацявичене).

Цель:

- диагностика умения дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных;

- диагностика умения владеть операциями обобщения и отвлечения;

- диагностика умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

- выявление умения обобщать.

I субтест

Инструкция для испытуемого: "Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?".

II субтест

Инструкция испытуемому:
"Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?".


I
II субтест

Инструкция испытуемому: "К слову "птица" подходит слово "гнездо ", скажи, какое слово подходит к слову "собака " так же, как к слову "птица" подходит слово "гнездо". Почему? Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову "роза" так же, как к слову "огурец" подходит слово "овощ". Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец - овощ, а роза - ..."

IV субтест

Инструкция испытуемому: "Каким общим словом можно назвать ... ?"

3. Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по признакам.

Инструкция: Ребята, сейчас я буду показывать вам четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ваша задача, найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».

- книга, портфель, чемодан, кошелек;

- трамвай, автобус, трактор, троллейбус;

- лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

- река, мост, озеро, море;

- бабочка, линейка, карандаш, ластик;

- дедушка, учитель, папа, мама;

- минута, секунда, час, вечер;

- Вася, Федя, Иванов, Саша;

- стол, ковер, стул, кровать;

- пиджак, свитер, окно, пальто.

4. Физкультминутка «У меня спина прямая»

Цель: формирование правильной осанки.

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

5. Упражнение «Кто без чего не обойдется?»

Цель: развитие умения выделять существенные признаки.

Инструкция: ребята, я сейчас буду зачитывать ряд слов. Из этих слов вам надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля. Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему? А без садовника, собаки, забора, земли? Почему?

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище);

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода);

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила);

Чтение (глаза, книга, картинка, слово, печать);

Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради).

6. Игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель: развитие умения устанавливать логические связи явлений, предметов.

Инструкция: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Кто кем или чем будет?». Ваша задача внимательно слушать вопросы, подумать и на них отвечать. Кем будет яйцо? (птенцом, крокодилом, черепахой, змеей).

- цыпленок – петухом или курицей;

- мальчик – мужчиной;

- теленок – коровой или быком;

- снег – водой;

- вода – паром, снегом и льдом;

- семечка – цветком, подсолнухом;

- мука – блинчиком, пирожком, тестом;

- ягненок – овцой или бараном;

- щенок – собакой;

- котенок – кошкой или котом.

7. Рефлексия занятия.

Поднимите руку те, у кого хорошее настроение.

Поднимите руку те, кто хочет спать.

Поднимите руку те, кому понравился урок.

Ребята, а что вам больше всего понравилось, запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Доброе слово, что ясный день" Классный час.

Воспитание доброты, внимательного отношения к окружающим....

Доброе слово, что ясный день

Иван ИЛЬИН. О ДОБРОТЕЧтобы оценить доброту и постигнуть ее культурное значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем и надо почувствовать, как луч...

Т.Белозеров "Хомяк". М.Яснов "Хомячок"

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""

КОНСПЕКТ УРОКА  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление  учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...