Я. Л. Обухов: Скажи мне, как ты ругаешься, и я скажу, кто ты
статья по теме

Хазиева Татьяна Иркинджоновна

 

В ситуациях эмоционального напряжения или срыва - при ссоре, оплошности - многие люди часто нуждаются в адекватном словесном выражении этого состояния. Мат - это не столько стремление нагрубить, сколько потребность выразить крайнюю напряженность ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazhi_mne_kak_ty_rugaeshsya_i_ya_skazhu_kto_ty.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мат перемат

Скажи мне, как ты ругаешься, и я скажу, кто ты 

- Ненормативная лексика оказывает сильное эмоциональное воздействие не потому, что она груба - есть много грубых, но нормативных слов - дурак, идиот и т. д. - а потому, что касается запретных и, в то же время, эмоционально наиболее значимых тем - называния половых органов, половых отношений с родственниками (в русском и других славянских языках - отношений с матерью) и т. д.

В ситуациях эмоционального напряжения или срыва - при ссоре, оплошности - многие люди часто нуждаются в адекватном словесном выражении этого состояния. Мат - это не столько стремление нагрубить, сколько потребность выразить крайнюю напряженность ситуации.

 Как мы поняли, сила подобных выражений проистекает от их запретности. Но кто или что мешает взрослому человеку говорить спокойно на все эти темы? Почему, например, врачи или биологи могут обсуждать без тени пошлости физиологию человека?

 - Все запреты закладываются в детстве, причем основополагающие черты характера формируются в первые пять лет жизни человека. Налагается запрет на определенные формы поведения - например, получать удовольствие от контакта с собственными испражнениями, трогать гениталии, класть пальцы в рот, стремиться к чрезмерной, даже эротически окрашенной близости с одним из родителей. Одновременно ставится табу на все слова, связанные с таким поведением.

Почему же тогда, несмотря на достаточную узость ненормативной лексики, у разных людей все же наблюдается привязанность к весьма определенным словам и выражениям.

- В своем развитии каждый человек проходит несколько закономерных стадий, в ходе которых его внимание по очереди обращается к различным участкам тела, связанных с получением удовольствия - к так называемым эрогенным зонам.

Первая такая стадия (от рождения до года) называется оральной, потому что главное удовольствие младенец получает при грудном вскармливании через рот. Вторая стадия связана с приучением ребенка к опрятности и горшку- и называется поэтому анальной. На третьей стадии (примерно от трех до шести лет) основное внимание ребенка направлено на различие в строении тела у мужчин и женщин -поэтому эта стадия называется фаллически-эдипальной - и на ту роль, какую играет в семье мама и папа.

Практика показывает, что ребенок по-разному проходит каждую из этих стадий, и та из них, прохождение которой дается с наибольшим трудом, формирует один из трех основных типов характера - оральный, анальный и фаллически-эдипальный (истерический). Это основная типология характера в психоанализе.

В чем же проявляются эти типы характера?

- Если для человека свойственна жадность, ненасытность, требовательность, зависимость, можно не сомневаться, что он как бы "зафиксировался" на оральной стадии. Для орального характера свойственны постоянные претензии, неудовлетворенность всем предлагаемым, особое отношение к еде (например, страсть к сладостям). Люди орального характера склонны грызть ногти. ручки, карандаши, сосать пальцы, часто подносить ко рту руки.

Для анально-навязчивого характера свойственны аккуратность, опрятность, пунктуальность, экономность, упрямство, скрытность, и в то же время некоторая враждебность и даже агрессивность. Люди анального характера много ерзают, им "не сидится", во время урока, лекции или какого-нибудь заседания они чертят в тетради какие-то линии, углы и фигуры.

Люди истерического типа склонны к демонстративности поведения, они постоянно должны утверждать себя как мужчину или как женщину, прибегая, например, к подчеркнутой "половой" крайности в одежде - выбирают ее утрировано мужской или подчеркнуто женской.

 Как сказывается тип характера на предпочтении тех или иных ругательств?

 - Фиксация на той или иной стадии развития определяет, что для человека станет эмоционально наиболее значимым. В соответствии с этим, и происходит выбор соответствующих неприличных обозначений. Например, если дословно перевести на немецкий язык ругательства русского мата, то для обычного немца они не будут иметь такого эмоционального значения. То, что русский человек воспринимает как крепкое выражение, покажется немцу нейтральным словосочетанием, ну, например, как статья в энциклопедии: "Половой акт в извращенной форме". Ну и что с того? Эмоционально значимыми будут для немца совершенно другие ругательства, которые. в свою очередь, не вызовут столь сильного резонанса у русского человека.

Вы говорите "немецкие" и "русские" ругательства - неужели психоанализ способен объяснить помимо индивидуальных особенностей также и национальные различия в ненормативной лексике?

- Конечно. В немецкой культуре раньше были приняты особо жесткие правила приучения к опрятности. Ребенка рано сажали на горшок, строго наказывал за испачканные пеленки. В результате ребенок с гипертрофированным вниманием относился к анальной зоне и своим выделениям. Преобладающие у немцев черты анально-навязчивого характера (аккуратность, опрятность, пунктуальность, экономность, упрямство, а, с другой стороны, в известные периоды истории, - враждебность и агрессивность) определяют лексику ругательств немецкого языка. Самые сильные немецкие ругательства - это "дерьмо" (ScheiЯe), если ругают себя, и "зад" (Arsch) и "дырка в заднице" (Arschloch), когда хотят задеть другого человека.

В ситуации, когда русский скажет: "Он на седьмом небе от счастья", немец воскликнет: "Он радуется, словно у него вторая дыра в заднице!" ("Der freut sich glatt ein zweites Loch in den Arsch!")

Еще более анальным считается жесткий, упорный, иногда даже жестокий японский характер. Здесь два самых "страшных" ругательства - это "какашка" (кусо), обращено на себя, и "вонючка" (кусоттаро), обращено на другого.

Русский национальный характер - это по преимуществу орально-истерический характер. Для него свойственны утрирование мужского или женского поведения, орально-депрессивные черты. Отсюда и известная русская тоска, и преобладание женского интуитивного начала (вспомните тютчевское: "Умом Россию не понять... В Россию можно только верить"), и склонность к мужскому зазнайству и браваде ("рубаха-парень", "море по колено", "шапками закидаем"), и склонность оставлять дело на авось, а потом авралом решать все проблемы одним махом ("русский мужик медленно запрягает, да быстро правит", как говорил О.Бисмарк). Считается, что такой характер складывается из-за относительной "брошенности" в младенческом возрасте и проблем во взаимоотношениях с родителями в три-пять лет. Особая эмоциональная значимость гениталий и сексуально окрашенных отношений с родителем противоположного пола определяет выбор слов и выражений русского мата. А вот анальная тематика обычно менее значима, по сравнению с генитальной. В одном краеведческом музее я видел крестьянскую колыбель, в которой плотно спеленатый младенец мог подолгу лежать на впитывающем мочу песке. в самой же колыбели был еще и желоб на тот случай, если песок перенасыщался. Таким образом, в русских крестьянских семьях приучением к опрятности специально не занимались. Позднее ребенок мог целыми днями бегать в одной рубашке по двору, не задумываясь особо, где бы справить нужду. В результате - известная русская безалаберность.

А вот если проанализировать американскую ненормативную лексику, то здесь мы видим смешение самых разных национальных характеров и ругательств: это и анальные "шиты", и генитально-эдипальные "факи". Многим знаком поднятый вверх палец -типичное американское ругательство, символизирующее фаллос.

Считается, что русский мат - самый сильный в мире. Это так?

 - Отнюдь, и в этом распространенном убеждении опять-таки проявляются "хвастовство" и "зазнайство" истеричного русского характера. Если взять матерные ругательства, а они, кстати, свойственны не только русскому, но и другим славянским языкам, то самые сильные ругательства у сербов. Известное выражение "про мать" в сербском языке в самой "крепкой" форме может быть адресовано даже Деве Марии и Богоматери. Согласитесь, для русского человека это не ругательство, а уже богохульство. "СВЕРХ-Я" русского, его нравственные нормы" не допустят подобных сравнений.

В соответствии с другим распространенным мнением, русский мат является наследием татаро-монгольского ига. Справедливости ради, надо сказать, что все те же самые слова с очень близкими корнями характерны для ненормативной лексики польского, болгарского и других славянских языков, где татаро-монгольского ига не было. Все это говорит о том, что, даже если ругательства русского мата и имеют изначально тюркское происхождение, столь распространиться и закрепиться они смогли только потому, что соответствуют фаллически-эдипальной эмоциональной структуре славянского характера.

Как можно избавиться от склонности к ненормативной лексике?

Начинать надо с самого рождения. Надо постараться сделать прохождение ребенком всех сложных стадий развития наиболее мягким и безболезненным.

На оральной стадии психоаналитики рекомендуют осуществлять грудное вскармливание по потребности ребенка, а не следуя жесткому режиму. Рекомендуется постепенное мягкое отнятие от груди путем постепенного уменьшения количества кормлений грудью. Кормить грудью рекомендуется примерно до года. Нужно проявлять больше терпимости к аутоэротической деятельности младенца (сосание, мастурбация). Чем больше любви и эмоционального внимания получит ребенок на первом году жизни, тем больше любви он сможет дать близким людям, став взрослым.

Если мягко и снисходительно приучать ребенка к горшку в более позднем возрасте (не раньше года, лучше после полутора лет), то тем самым мы избежим упрямства маленьких детей и других негативных проявлений анально-навязчивого характера.

А большая откровенность в сексуальных вопросах, более теплые и доверительные отношения в семье предотвратят нежелательные проявления истерического характера.

Если человек использует ненормативную лексику, значит он не может выразить свое эмоциональное состояние иначе. Теплое, близкое, доброжелательное общение в семье сделают ненужным использование ругательств.

 


 Обухов Яков Леонидович - психолог, к.п.н., психотерапевт (Европейский Сертификат Психотерапевта № 0084ECPgpRU), вице-президент Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ), президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (МОО СРС), член правления Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы никотину скажем "Нет!" и станем лучшей из планет"

Данное мероприятие проводится в начальной школе среди 1 - 4 классов. Оно позволяет провести знакомство детей с Днем космонавтики и, одновременно, профилактику вредных привычек....

Устный журнал "Что мы делали не скажем, а что делали покажем".

Мероприятие способствует формированию детского коллектива. ...

Скажи наркотикам НЕТ

Презентация посвящена здоровому образу жизни, использовалась для внеклассного мероприятия....

Статья о результатах конкурса "Пожарам скажем – нет!"

Статья о результатах конкурса "Пожарам скажем – нет!"...

эссе "Скажу ли я спасибо судьбе?"

Вот уже много лет я работаю в своей школе. Ей скоро сто лет! Чего она только не видела за эти годы: радости и огорчения, победы и поражения....

Внеклассное мероприятие по предмету "Окружающий мир" на тему: Скажи в защиту первоцветов

Внеклассное мероприятие по предмету "Окружающий мир" на тему: Скажи в защиту первоцветов...

Спасибо скажем бабушке, спасибо скажем маме!

Праздник 8 марта для учащихся 4 классов подготовленный совместно с учениками....