Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов
рабочая программа по теме

Паскал Виктория Викторовна

Программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_1.rar132.97 КБ
Файл 1_2.rar67.29 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                             Утверждено                                                                                               

Зам. директора по УВР                                                                 Директор    

МКС(К)OУ  для ДсОВР                                                                           МКС(К) для ДсОВР                                                                                                 

«УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»                                                                 «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»                                                                                                                                            

_______ В.Н.Якимец                                                                                _______Н.Н.Омельченко                                        

   «___» _______2011 г.                                                                            «__»_______2011 г

Психологическая программа развития

когнитивной сферы учащихся

обучающихся  1-4  классов  (VII в.)

МКС(К)OУ  для ДсОВР  «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»

Педагога-психолога: Паскал Виктории Викторовны

                                                                           


Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов (VII в.) в МКС(К)OУ  для ДсОВР  «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»

- Цели и задачи:

- способствовать полноценному психическому и личностному развитию  школьника;

- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;

- развивать и корректировать психические функции обучающихся;

- развивать способность обучающихся к обобщениям;

- развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать

  состоянием нерешительности и неуверенности;

- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;

- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;

- снижать уровень агрессивности обучающихся;

- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;

- создавать ситуацию успеха;

- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;

- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;

- формировать адекватное поведение обучающихся;

- формировать учебные мотивы обучающихся;

- формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;

- проводить диагностику способностей обучающихся;

- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.  

                        

Алгоритм реализации программы:

Первый этап – организационный  – анализ причин, факторов препятствующих задержке психического развития обучающихся,  непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов педагогов, обучающихся и членов их семей.

Второй этап –   координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Третий этап – итоговый   – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Руководитель учреждения апробирования программы  директор школы Омельченко Надежда Николаевна

Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Ленина 12

Телефон (41154) 22790 , paskalvica@mail.ru

Форма реализации программы:

  1. Опросы, тесты.
  2. Беседы.
  3. Игровая терапия.
  4. Сказкотерапия.
  5. Тренинги.
  6. Групповые и индивидуальные консультации.

Длительность программы 1 год

Программа реализуется на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов - Локалова Н.П.;

-психодиагностики психических процессов обучающихся:

Психодиагностика:

а) Методика исследования кратковременной памяти;

б) Методика изучения уровня внимания и самоконроля школьников;

в) Тест на определение интеллектуального развития ребенка;

г) Пиктограмма на исследование мышления;

д)Тест “Палочки и крестики” на определение уровня самоконтроля;

е)Тест “Вербальная и невербальная фантазия”;

Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П.

Общее количество участников программы  - 19

Сроки реализации программы  с 01.09.11  г. по 31.05.12 г.

Место реализации программы МКС(К)OУ  для ДсОВР  «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»

Система организации контроля над исполнением программы  осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе Якимец В.Н. и директором школы Омельченко Н.Н.

Материально-техническая база

Ожидаемый результат

Организованная психологическая работа позволит скорректировать психические процессы обучающихся.

        Актуальность программы:

В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза.

Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.

        Каждый ребенок – личность. Поступающие в нашу школу дети отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки, ЗПР, различных заболеваний. Все это учитывалось при составлении данных коррекционно-развивающей программы.

        Программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей.        

Длительность программы 1 год

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        У обучающихся 1-4 классов(VII в.). продолжается освоение учебной деятельности. Дети учатся оценивать причины своих достижений и неудач.

        Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Все обучающиеся 2-4 классов с задержкой психического развития.

        Сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют обучающимся успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет им общество.

        Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.

        Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики за 2011-2012 уч.г. и индивидуальных особенностей с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей , на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П.

В 1-4 классе (VII в.):  % обучающихся на высоком уровне, % на среднем и % низком уровне готовности к школьному обучению.

Психические процессы

          У          Р

    высокий

  О         В         Н

    Средний

    И

     низкий

Память

0%

8%

92%

Внимание

0%

27%

73%

Произвольная сфера

67%

8%

25%

Интеллектуальное  

                   развитие

33%

59%

8%

Воображение

16%

43%

41%

МЫШЛЕНИЕ

     тип “мыслителя

Тип “образного                       мышления”

8%

84%

CОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ обучающихся 1 класса (VII в.):

№ уроков

дата

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

Кол-во часов

1

05.09

Тренинги:

а)"Интервью";

б)"Планета сердец";

в) Статистическая медитация

1

2

05.09

Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности.

Психодиагностика

1

3

12.09

Исследование мотивации и мышления

1

4

12.09

Исследование    уровня    готовности    обучающихся    к школьному обучению

1

5

19.09

Исследование произвольной сферы и воображения

1

6

19.09

Исследование памяти

1

7

26.09

Исследование внимания и интеллектуального развития

1

8

26.09

Словесные обозначения предметов

Назови предметы

1

Слуховые ощущения

Послушай тишину Узнай по звуку

9

03.10

Психологическая коммуникативная игра

Волшебная страна общения

1

10

03.10

Внимание

(сосредоточенность)

Выполни команду

1

Зрительные ощущения

Какого цвета?

Цветные полоски

11

10.10

Психокоррекционное занятие

Сказочная страна

1

12

10.10

Артикуляция

Произнеси чисто

1

Пространственные

Раскрась правильно

13

17.10

Фонетико-фонематиче-ское восприятие

Найди ошибку

1

Пространственные представления

Определи фигуру

Понятийное мышление

Назови одним словом

Конкретизация понятий

14

17.10

Выполнение словесных поручений

Учись слушать и выполнять

1

Самоконтроль

Учитель – ученик, ученик – учитель

Слуховые ощущения

Послушай звуки

Слуховое восприятие

Назови и проверь постукиванием

15

24.10

Внимание (объем)

Кто точнее нарисует?

1

Осязательные ощущения

Шершавые дощечки

16

24.10

Память (непосредствен ная вербальная)

Магнитофон

1

Пространственные представления

Переверни рисунок Что? Где?

17

31.10

(сосредоточенность)

Слушай звуки улицы Поиграем в «индейцев» Угадай, кто говорит

1

Память (непосредствен ная вербальная)

У кого ряд длиннее?

18

31.10

Память (двигательная)

Телеграфисты

1

Пространственные представления

Куда указывают стрелки?

Понятийное мышление

Подбери картинки

19

14.11

Анализ образца

Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец

1

Память (непосредствен ная зрительная)

Найди картинку

Внимание (устойчивость)

Перепутанные линии

20

14.11

Образное мышление

Цветная сказка

1

Зрительно-двигательные координации

Штриховка

Память (непосредствен ная зрительная)

Запомни точно

21

21.11

Память (непосредствен ная зрительная)

Нарисуй по памяти

1

Пространственные представления

Выполни правильно

Понятийное мышление

Вордбол

22

21.11

Пространственные представления

Где этот домик?

1

Выполнение словесных поручений

Чей узор лучше?

Зрительные ощущения

Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка

23

28.11

Зрительно-моторная координация

Рисунки по цифрам

1

24

28.11

Анализ образца

Раскрась правильно

1

Слуховые ощущения

Шумящие коробочки

25

05.12

Осязательные ощущения

Шершавые дощечки

1

Внимание (переключение)

Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры

Точность движений (макродвижения)

Точные движения Как звонки тарелки

и ложки

26

05.12

Память (двигательная)

Телеграфисты

1

Пространственные представления

Куда указывают стрелки?

Понятийное мышление

Подбери картинки

27

12.12

Анализ образца

Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец

1

Память (непосредствен ная зрительная)

Найди картинку

Внимание (устойчивость)

Перепутанные линии

28

12.12

Образное мышление

Цветная сказка

1

Зрительно-двигательные координации

Штриховка

Память (непосредствен ная зрительная)

Запомни точно

29

19.12

Арт-терапия

Техника «Рассерженные шарики», Тэмми Хорн (Tammy Horn)

1

30

19.12

Память (непосредствен ная зрительная)

Нарисуй по памяти

1

Пространственные представления

Выполни правильно

Понятийное мышление

Вордбол

31

26.12

Пространственные представления

Где этот домик?

1

Выполнение словесных поручений

Чей узор лучше?

Зрительные ощущения

Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка

32

26.12

Анализ образца

Раскрась правильно

Слуховые ощущения

Шумящие коробочки

33

16.01

Осязательные ощущения

Шершавые дощечки

1

Внимание (переключение)

Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры

Точность движений (макродвижения)

Точные движения Как звонки тарелки

и ложки

34

16.01

Анализ образца

Срисуй фигуры точно

1

Зрительное восприятие формы

Путаница Найди одинаковые Назови фигуры

Осязательные ощущения

Тяжелые коробочки

35

23.01

Мышление (абстрагирование)

Найди одинаковые

1

Память (непосредствен ная зрительная)

Запомни и найди Запомни и нарисуй

36

23.01

Зрительный анализ

Кто наблюдательнее

1

Словесный синтез

Магнитофон

Понятийное мышление

Назови одним словом Конкретизация понятий Вордбол

37

30.01

Коммуникативный тренинг

Настоящий принц

1

38

30.01

Осязательные ощущения

Тяжелые коробочки

1

Внимание (устойчивость)

Крестики, точки Пишущая машинка

39

06.02

Зрительный анализ

Сгруппируй буквы

1

Внимание (переключение)

Синхронный счет

Пространственные представления

Цветной ксилофон Живые цепочки

40

06.02

Мышление (анализ)

Найди отличия Дорисуй недостающие детали

1

Анализ образца

Нарисуй точно такие же ,Бусинки

Зрительно-двигательные координации

Проведи, не касаясь Спящий дракон

41

20.02

Сказкотерапия

Коррекция межличностных отношений

1

42

20.02

Мышление (гибкость)

Способы применения предмета

1

Внимание (распределение)

Соблюдай правило

Мышление (сравнение)

Сравнение слов Учимся сравнивать

43

27.02

Пространственные

представления

Поставь значки

1

Анализ и синтез (анаграммы)

Отгадай слова

Внимание (переключение, устойчивость)

Называй и считай Алфавит

44

27.02

Звуковой синтез

Подбери слова

1

Внимание (объем)

Найди слоги

Пространственные представления

Говори правильно

45

05.03

Понятийное мышление

Вордбол

1

Память (двигательная)

Телеграфисты

Пространственные представления

Где спрятались игрушки

46

05.03

Сказкотерапия

Смешные страхи

1

47

12.03

Мышление (синтез)

Составление предложений

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Наблюдательность

Все ли ты увидел?

48

12.03

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые и отличающиеся

1

Зрительное восприятие формы

Составь фигуру

Память (непосредственная зрительная)

Запомни картинки Запомни порядок

49

19.03

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые

1

Мышление (синтез)

Назови предмет

Зрительно-двигательные координации

Молния Речка

50

19.03

Мышление (сравнение)

Сравни предметы

1

Саморегуляция

Образец и правило

Зрительное восприятие формы

Загадочные контуры

51

02.04

Тренинг

Гномики на стадионе

1

52

02.04

Внимание (в условиях кол лективной деятельности)

Делаем вместе

1

Зрительное восприятие

Найди фото

Анализ образца

Нарисуй так же

Мышление (абстрагиро вание)

Покажи одинаковые

53

09.04

Пространственные

представления

Поставь значки

1

Анализ и синтез (анаграммы)

Отгадай слова

Внимание (переключение, устойчивость)

Называй и считай Алфавит

54

09.04

Сказкотерапия

Школьные правила

1

55

16.04

Звуковой синтез

Подбери слова

1

Внимание (объем)

Найди слоги

Пространственные представления

Говори правильно

56

16.04

Понятийное мышление

Вордбол

1

Память (двигательная)

Телеграфисты

Пространственные представления

Где спрятались игрушки

57

23.04

Мышление (синтез)

Составление предложений

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Наблюдательность

Все ли ты увидел?

58

23.04

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые и отличающиеся

1

Зрительное восприятие формы

Составь фигуру

Память (непосредственная зрительная)

Запомни картинки Запомни порядок

59

30.04

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые

1

Мышление (синтез)

Назови предмет

Зрительно-двигательные координации

Молния Речка

60

30.04

Игротерапия  

Выдерни соломинку,

Барбара   МакДоуэл (Barbara  McDowell)

1

61

14.05

Исследование мотивации и мышления

Психодиагностика

1

62

14.05

Исследование    уровня    готовности    обучающихся    к школьному обучению

1

63

21.05

Исследование произвольной сферы и воображения

1

64

21.05

Исследование внимания и интеллектуального развития

1

65

28.05

Исследование памяти

1

66

28.05

Тренинг: «Общение»

1

Итого: 66 часов

CОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ обучающихся 2 класса (VII в.):

№ уроков

дата

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

Кол-во часов

1

05.09

Тренинги

а)"Сердце";

б)"Созвездие";

в) Статистическая медитация

1

2

05.09

Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности.

Психодиагностика

1

3

12.09

Исследование мотивации и мышления

1

4

12.09

Исследование воображения

1

5

19.09

Исследование произвольной сферы .

1

6

19.09

Исследование памяти

1

7

26.09

Исследование внимания и интеллектуального развития

1

8

26.09

Внимание (распределение)

Подсчитай правильно

1

Память слуховая

Повтори цифры

Мышление наглядно-образное

Найди путь

9

03.10

Пространственные представления

Куда ускакал зайчик?

1

Мышление наглядно-образное

Полянки

10

03.10

Произвольность

Летает - не летает

1

Пространственные представления

Выполняй правильно

Память зрительная

Запомни и нарисуй

11

10.10

Психологическая коммуникативная игра

Волшебная страна общения

1

12

10.10

Психокоррекционное занятие

Сказочная страна

1

13

17.10

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

1

Память вербальная

Слова, начинающие ся с одной буквы

14

17.10

Пространственные представления

Выше, слева, правее, снизу Соседнее, через одно

1

Память логическая

Объедини слова

Психомоторика

Сделаем бусы Вырежи фигурки

15

24.10

Мышление наглядно-образное

Полянки

1

Внимание (устойчивость)

Назови по порядку

Мышление (синтез)

Что здесь изображено?

16

24.10

Мышление (установление . закономерностей)

Найди фигуры

1

Мышление (анализ)

Раздели на части

Психомоторика

Кто точнее?

17

31.10

Восприятие зрительное

Назови буквы

1

Мышление (анализ)

Какой? Какая? Какие?

Слуховые ощущения

Шумящие коробочки

18

31.10

Внимание (распределение)

Вычеркивай буквы и слушай Сколько знаков?

1

Осязательные ощущения

Разложи вслепую

19

14.11

Мышление (анализ и синтез)

Отгадай слова

1

Память зрительная

Нарисуй по памяти

Внимание

Запретный номер

20

14.11

Произвольность

Графический диктант

1

Мышление (нахождение общих признаков)

Поиск общего

Психомоторика

Попади в свой кружок

21

21.11

Пространственные

представления

Найди пирамиду Нарисуй кресло

1

Мышление наглядно-образное

Полянки

Мышление (гибкость)

Заселение дома

22

21.11

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

1

Память зрительная

Точно такие

Мышление (анализ)

Раскрашивание фигур Заполни рисунок

23

28.11

Пространственные

Шарики в трубочке Подбери заплатку

1

Память слуховая

Повтори и добавь

Память зрительная

Найди образец

24

28.11

Арт-терапия

Техника «Рассерженные шарики»

Тэмми Хорн (Tammy Horn)

1

25

05.12

Сказкотерапия:

Школьные правила

1

26

05.12

Мышление (выделение существ енн ого)

Выбери главное

1

Мышление (анализ)

Найди подходящий треугольник

Ощущения слуховые

Шумящие коробочки

27

12.12

Мышление (анализ и синтез)

Отгадай слова

1

Пространственные представления

Диктант пространст венных действий

Воображение

Волшебный лее

28

12.12

Мышление (установление . закономерностей)

Найди фигуры

1

Мышление (анализ)

Раздели на части

Психомоторика

Кто точнее?

29

19.12

Сказкотерапия

Школьные правила

1

30

19.12

Восприятие зрительное

Назови буквы

1

Мышление (анализ)

Какой? Какая? Какие?

Слуховые ощущения

Шумящие коробочки

31

26.12

Внимание (распределение)

Вычеркивай буквы и слушай Сколько знаков?

1

Осязательные ощущения

Разложи вслепую

32

26.12

Коммуникативный тренинг

Настоящий принц

1

33

16.01

Мышление (анализ и синтез)

Отгадай слова

1

Память зрительная

Нарисуй по памяти

Внимание

Запретный номер

34

16.01

Произвольность

Графический диктант

1

Мышление (нахождение общих признаков)

Поиск общего

Психомоторика

Попади в свой кружок

35

23.01

Пространственные

представления

Найди пирамиду Нарисуй кресло

1

Мышление наглядно-образное

Полянки

Мышление (гибкость)

Заселение дома

36

23.01

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

1

Память зрительная

Точно такие

Мышление (анализ)

Раскрашивание фигур Заполни рисунок

37

30.01

Пространственные

Шарики в трубочке Подбери заплатку

1

Память слуховая

Повтори и добавь

Память зрительная

Найди образец

38

30.01

Сказкотерапия

Смешные страхи

1

39

06.02

Мышление (выделение существенного)

Выбери главное

1

Мышление (анализ)

Найди подходящий треугольник

Ощущения слуховые

Шумящие коробочки

40

06.02

Мышление (анализ и синтез)

Отгадай слова

1

Пространственные представления

Диктант пространст венных действий

Воображение

Волшебный лее

41

13.02

Тренинг

Гномики на стадионе

1

42

13.02

Ощущения осязательные

Шершавые дощечки

1

Память опосредованная

Подбери картинку

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

Ощущения мышечные

Рукопожатие

43

20.02

Ощущения слуховые

Шумящие коробочки

1

Внимание (устойчивость, переключение)

Крестики, точки

Мышление наглядно-образное

Раздели квадрат

44

20.02

Ощущения осязательные

Тяжелые коробочки

1

Память опосредованная

Подбери картинку

Ощущения зрительные

Цветовая угадайка

45

27.02

Игротерапия  

Выдерни соломинку,

Барбара   МакДоуэл (Barbara  McDowell)

1

46

27.02

Внимание (распределение)

Делаем вместе

1

Мышление (сравнение)

Найди отличающиеся

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

47

05.03

Память опосредованная

Зашифруй предложение

1

Мышление наглядно-образное

Ленточки

Восприятие слуховое

Назови и проверь постукиванием

48

05.03

Память вербальная

Найди слова

1

Пространственные представления

Что изменилось? Что не изменилось? Превращение фигур

49

12.03

Мышление (анализ)

Дорисуй рисунок

1

Мышление (синтез)

Что здесь изображено?

Психомоторика

Иголка и нитка

50

12.03

Сказкотерапия

Коррекция межличностных отношений

1

51

19.03

Мышление (анализ)

Найди футболистов в одинаковой форме Цирк

1

52

19.03

Намять опосредованная

Зашифруй

предложение

1

Ощущения зрительные

Цветовая угадайка

Произвольность

Зеваки

53

02.04

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые Одинаковое, разное

1

Память зрительная

Точно такие

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Ощущения мышечные

Рукопожатие

54

02.04

Мышление (обобщение)

Четвертый лишний

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

Ощущения осязательные

Тяжелые коробочки

55

09.04

Зрительно-моторная координация

Рисунок по точкам

1

56

09.04

Внутренний план действия

Совмести фигуры

1

Память опосредованная

Запомни фигуры

Произвольность

Замри!

57

16.04

Внимание (распределение)

Вычеркивай буквы и слушай

1

Мышление (абстрагиро вание)

Посмотри вокруг

Пространственные пред ставления

Где находится чайник?

58

16.04

Арт-терапия

техника каракулей

Лесли Лоуи (Leslie H.   Lowe)

1

59

23.04

Мышление (сравнение)

Найди отличающиеся

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Восприятие зрительное

Загадочные контуры

60

23.04

Артерапия

Техника «Страшные сны»

Л. Дж. Эгр (L G. Agre)

1

61

30.04

Исследование мотивации

Психодиагностика

1

62

30.04

Исследование мышления

1

63

14.05

Исследование воображения

1

64

14.05

Исследование произвольной сферы .

1

65

21.05

Исследование внимания

1

66

21.05

Исследование интеллектуального развития

1

67

28.05

Исследование памяти

68

28.05

Тренинг: «Общение»

Итого: 68 часов

CОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ обучающихся 3 класса (VII в.):

№ уроков

дата

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

Кол-во часов

1

05.09

Тренинги:

а)"Сердце";

б)"Созвездие";

в) Статистическая медитация

1

2

05.09

Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности.

Психодиагностика

1

3

12.09

Исследование мотивации и мышления

1

4

12.09

Исследование воображения

1

5

19.09

Исследование произвольной сферы .

1

6

19.09

Исследование памяти

1

7

26.09

Исследование внимания и интеллектуального развития

1

8

26.09

Память опосредованная

Запомни фигуры

1

Мышление логическое

Логический квадрат

Произвольность движений

Обводи точно

9

03.10

Мышление (обобщение)

Четвертый лишний

1

Память опосредованная

Письмо инопланетянина

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

10

03.10

Внутренний план действия

Поверни квадрат

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Внимание (устойчивость)

Пишущая машинка

11

10.10

Психологическая коммуникативная игра

Волшебная страна общения

1

12

10.10

Психокоррекционное занятие

Сказочная страна

1

13

17.10

Мышление

(ассоциативное)

Мышление (обобщение)

Воображение

Свяжи слова

1

Найди четвертый лишний

Закончи рисунок

14

17.10

Арт-терапия

Техника «Рассерженные шарики»

Тэмми Хорн (Tammy Horn)

1

15

24.10

Внутренний план действия

Муха

1

Произвольность движений

Бери осторожно

16

24.10

Коммуникативный тренинг

Настоящий принц

1

17

31.10

Память зрительная

Запомни сочетания фигур

1

Мышление вербально-смысловое

Раздели на группы

Пространственные

представления

Фигуры и значки

18

31.10

Мышление (словесно-логическое)

Выбери главное

1

Внутренний план действия

Совмести фигуры

Произвольность движений (помехоустойчивость)

Знай свой темп

19

14.11

Зрительно-моторная координация

Либиринты

1

20

14.11

Мышление (аналогии)

Назови четвертое слово

1

Внутренний план действия

Муха

Произвольность движений

Запретное движение

21

21.11

Мышление (сравнение)

Одинаковое, разное

1

Произвольность (помехо устойчивость интеллек туальных процессов)

Не путай цвета

Воображение

Что это?

22

21.11

Память (опосредованная вербальная)

Объедини по смыслу

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

23

28.11

Сказкотерапия

Смешные страхи

1

24

28.11

Пространственные представления

Учись уменьшать и увеличивать

1

Мышление вербально-смысловое

Объедини пословицы

Память (непосредствен-

Запомни и нарисуй

25

05.12

Внутренний план действия

Поверни квадрат

1

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые

26

05.12

Сказкотерапия

Школьные правила

1

27

12.12

Мышление (логическое)

Логический квадрат

1

Внимание (устойчивость)

Назови по порядку

Чувство времени

Дружный хлопок

28

12.12

Мышление (синтез)

Составь слова

1

Внимание (переключение)

Отыщи числа

29

19.12

Тренинг

Гномики на стадионе

2

30

19.12

31

26.12

Воображение

Волшебники

1

Пространственные представления

Где какая полоска? Кольца

Мышление (абстрактно-логическое)

Говорим

по-марсиански

32

26.12

Мышление (логическое)

Поезд

1

Произвольность (помехо устойчивость интеллек туальных процессов)

Не путай цвета

33

16.01

Игротерапия  

Выдерни соломинку, Барбара   МакДоуэл (Barbara  McDowell)

1

34

16.01

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

1

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые

Внутренний план действия

Архитектор

35

23.01

Беседе

Трудолюбие

1

36

23.01

Внутренний план действия

Совмести фигуры

1

Чувство времени

За одну минуту

Память опосредованная

Письмо

инопланетянина

37

30.01

Память опосредованная вербальная

Объедини по смыслу

1

Внутренний план действия

Поверни квадрат

38

30.01

Тренинг

Трудные ситуации

1

39

06.02

Память (непосредственная слуховая)

Добавь слово

1

Пространственные

представления

Раскрась фигуру

Произвольность движений (преодоление гиперактивности)

Флажок

40

06.02

Арт-терапия

техника каракулей

Лесли Лоуи (Leslie H.   Lowe)

1

41

13.02

Внутренний план действия

Муха

1

Мышление (синтез)

Что здесь

изображено?

42

13.02

Тренинг: «Подари улыбку»

1

43

20.02

Внимание (переключение)

Отыщи числа

1

Мышление (наглядно-образное)

Преврати в квадрат

Произвольность движений

Запретное движение

44

20.02

Тренинг

Владей собой

1

45

27.02

Мышление вербально-смысловое

Подбери слова

1

Пространственные представления

Найди недостающий квадрат

Воображение

Закончи рисунки

46

27.02

Сказкотерапия

Игры в школе

1

47

05.03

Мышление вербально-понятийное

Пятый лишний

1

Мышление вербально: смысловое

Объясни значение

Слуховое восприятие

Назови и проверь постукиванием

48

05.03

Артерапия

Рисование с помощью клубка, Норма Лебен (Norma У. Leben)

1

49

12.03

Внутренний план действия

Этажи

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

Память (непосредственная)

Какой цвет?

50

12.03

Коммуникативная психологическая игра

Волшебная страна

1

51

19.03

Мышление вербально-понятийное

Расположи слова

1

Внимание (устойчивость)

Стенографы

52

19.03

Психокоррекционное занятие

Путешествие на облаке

1

53

02.04

Мышление вербально-понятийное

Расположи слова

1

Память (опосредованная)

Запомни слова

Чувство времени

Дружный хлопок

54

02.04

Беседа

Видеть хорошее

1

55

09.04

Память (логическая)

Найди правило и запомни

1

Произвольность (помехо устойчивость интеллекту альных процессов)

Найди смысл

56

09.04

Беседа

Ответственность

1

57

16.04

Воображение

Вордбол

1

Пространственные

представления

Составь изображения

Развертка

58

16.04

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

1

Мышление (вербально-понятийное)

Расположи слова

Произвольность движений

Замри

59

23.04

Психокоррекционное занятие

Избавляемся от гнева

1

60

23.04

Арт-терапия

Техника «Страшные сны» Л. Дж. Эгр (L G. Agre)

1

61

30.04

Исследование мотивации

Психодиагностика

1

62

30.04

Исследование мышления

1

63

14.05

Исследование воображения

1

64

14.05

Исследование произвольной сферы .

1

65

21.05

Исследование внимания и

1

66

21.05

Исследование нтеллектуального развития

1

67

28.05

Исследование памяти

1

68

28.05

Тренинг: «Общение»

1

Итого: 68 часов

CОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ обучающихся 4 класса (VII в.):

№ уроков

дата

Развиваемые психологические процессы

Методики и задания

Кол-во часов

1

05.09

Тренинги:

а)"Сердце";

б)"Созвездие";

в) Статистическая медитация

1

2

   05.09

Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности.

Психодиагностика

1

3

12.09

Исследование мотивации и мышления

1

4

12.09

Исследование воображения

1

5

19.09

Исследование произвольной сферы .

1

6

19.09

Исследование памяти

1

7

26.09

Исследование внимания и интеллектуального развития

1

8

26.09

Внимание (распределение)

Подсчитай правильно

1

Память слуховая

Повтори цифры

Мышление наглядно-образное

Найди путь

9

03.10

Пространственные представления

Куда ускакал зайчик?

1

Мышление наглядно-образное

Полянки

10

03.10

Коммуникативная психологическая игра

Волшебная страна общения

1

11

10.10

Произвольность

Летает - не летает

1

Пространственные представления

Выполняй правильно

Память зрительная

Запомни и нарисуй

12

10.10

Зрительно-моторная координация

Лабиринты

1

13

17.10

Психокоррекционное занятие

Сказочная страна

1

14

17.10

Мышление вербально-понятийное

Расположи слова

1

Мышление (абстрагирование)

Форма - цвет

15

24.10

Мышление вербально-понятийное

Назови слова

1

Пространственные представления

Разноцветный коробок

Воображение

Закончи рисунок

16

24.10

Арт-терапия

Техника «Рассерженные шарики»

Тэмми Хорн (Tammy Horn)

1

17

31.10

Мышление вербально-понятийное

Подбери общее понятие

1

Память (опосредованная)

Запомни фигуры

18

31.10

Коммуникативный тренинг

Настоящий принц

1

19

14.11

Мышление вербально-смысловое

Пословицы

1

Пространственные представления

Лишний кубик

Память (непосредственная)

Запомни и нарисуй

20

14.11

Сказкотерапия

Смешные страхи

1

21

21.11

Внутренний план действия

Совмести фигуры

1

Мышление вербально-понятийное

Подбери общее понятие

Произвольность движений (помехоустойчивость)

Не путай цвета

22

21.11

Тренинг

Гномики на стадионе

1

23

28.11

Мышление вербально-понятийное

Найди рядоположное слово

1

Мышление (сравнение)

Одинаковое, разное

Мышление (установление закономерностей)

Найди девятый

24

28.11

Мышление вербально-смысловое

Подбери пословицу

1

Пространственные представления

Найди одинаковые кубики

Воображение

Тропинка

25

05.12

Сказкотерапия

Школьные правила

1

26

05.12

Мышление вербально-понятийное

Найди рядоположное слово

1

Произвольность движений

«Невидящие» и «неслышащие»

27

12.12

Игротерапия  

«Выдерни соломинку»

Барбара   МакДоуэл (Barbara  McDowell)

1

28

12.12

Мышление вербально-смысловое

Объясни значение

1

Мышление вербально-понятийное

Целое — часть

Осязательное восприятие

Палочка-узнава-лочка

29

19.12

Память (непосредственная)

Запомни сочетания фигур

1

Мышление вербально-смысловое

Подбери пословицу

Пространственные представления

Раскрась кубики

30

19.12

Мышление вербально-поиятийное

Целое — часть

1

Мышление вербально-смысловое

Найди значения слов

Глазомер и зрительно-двигательные координации

Вырезай точно

31

26.12

Психокоррекционное занятие

Избавляемся от гнева

1

32

26.12

Мышление вербально-причинное

Найди причину и следствие

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

33

16.01

Беседа

Ответственность

1

34

16.01

Мышление вербально-смысловое

Назови причину Найди значения слов

Произвольность (помехоустойчивость)

Найди смысл

35

23.01

Память опосредованная

Письмо инопланетянина

1

Мышление вербально-понятийное

Отрицание

36

23.01

Арттерапия

техника каракулей

Лесли Лоуи (Leslie H.   Lowe)

1

37

30.01

Мышление вербально-смысловое

Пословицы

1

Мышление (абстрагирование)

Форма - цвет

Пространственные представления

Раскрась кубик

Произвольность двийсений

Кто точнее?

38

30.01

Беседе

Трудолюбие

1

39

06.02

Внутренний план действия

Совмести фигуры

1

Мышление логическое

Поезд

Внимание (устойчивость)

Пишущая машинка

40

06.02

Мышление вербально-смысловое

Подбери слово, противоположное по смыслу

1

Мышление (сравнение)

Найди одинаковые

41

13.02

Артерапия

Рисование с помощью клубка, Норма Лебен (Norma У. Leben)

1

42

13.02

Мышление вербально-смысловое

Подбери слово, противоположное по смыслу

1

Мышление (абстрагирование)

Только одно свойство

43

20.02

Коммуникативная психологическая игра

Волшебная страна

2

44

20.02

45

27.02

Память (непосредственная)

Какого цвета?

1

Мышление вербально-понятийное

Вордбол

Пространственные представления

Найди одинаковые кубики

46

27.02

Память опосредованная

Письмо инопланетянина

1

Глазомер и зрительно-двигательные координации

Вырезай точно

47

05.03

Внутренний план действия

Муха

1

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

Произвольность движений

Попади в свой кружок

48

05.03

Мышление (анализ через синтез)

Разгадай ребусы

1

Мышление (абстрагирование)

Только одно свойство

Пространственные представления

Развертка куба

49

12.03

Психокоррекционное занятие

«Путешествие на облаке»

1

50

12.03

Внимание (устойчивость)

Отыщи числа

1

Произвольность (помехо устойчивость интеллекту альных процессов)

Найди смысл

51

19.03

Мышление логическое

Поезд

1

Произвольность .движений

Невидящие» и «неслышащие

52

19.03

Тренинг

Подари улыбку

1

53

02.04

Мышление вербально-понятийное

Отрицание

1

Мышление наглядно-образное

Ленточки

Произвольность движений

Знай свой темп

54

02.04

Мышление вербально-понятийное

Подбери общее

понятие

1

Мышление (абстрагирование)

Только одно

СВОЙСТВО

55

09.04

Мышление вербально-понятийное

Подбери общее понятие

1

Мышление (абстрагирование)

Форма - цвет

56

09.04

Беседа

«Видеть хорошее»

1

57

16.04

Мышление (установление

закономерностей)

Найди девятый

1

Память непосредственная

Точно такие

Память вербально-смысловая

Объедини по смыслу и запомни

58

16.04

Мышление вербально-смы еловое

Подбери следующее

1

Внимание (устойчивость)

Стенографы

Произвольность движений

Зеваки

59

23.04

Мышление (установление закономерностей)

Найди фигуры

1

Память опосредованная

Письмо инопланетянина

Осязательное восприятие

Палочка-узнава-лочка

60

23.04

Артерапия

Техника «Страшные сны»Л. Дж. Эгр (L G. Agre)

1

61

30.04

Исследование мотивации

Психодиагностика

1

62

30.04

Исследование мышления

1

63

14.05

Исследование воображения

1

64

14.05

Исследование произвольной сферы .

1

65

21.05

Исследование внимания

1

66

21.05

Исследование интеллектуального развития

1

67

28.05

Исследование памяти

1

68

28.05

Тренинг: «Общение»

1

Итого: 68 часов

К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;

* чувство единства, умение действовать согласованно;

* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

* целостная психолого-педагогическая культура;

* учебные мотивы;

* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;

* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);

* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;

* адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;

* нравственно-моральные качества;

* знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;

* положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ .

- повыситься:    

* уровень работоспособности;

* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;

* уровень развития памяти;

* внимания;

* мышления;

* восприятия;

* произвольной сферы;

* интеллектуального развития;

* воображения.

* работоспособности;

* речевой активности;

* познавательной активности.

 К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

*признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;

* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

* работать самостоятельно в парах, в группах.

Список литературы, использованной при разработке программы:

1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда тельство «ACT», 2003.

2. Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности ваше го ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.

3.  Акимова  М.К.,   Козлова  В.Т.  Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 клас сов. М., 1993.

4. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увле кательные задачи для развития логического мыш ления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.

5. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.

6. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.

7.  Безруких М.М., Ефимова C.П, Князева М.Г. Как подготовить ребенка к  школе и по какой про грамме лучше учиться. М., 1993.

8.  Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А.  Психоло гия усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959.

9.  Боровик  O-S.   Развитие   воображения.   Методиче ские рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.

10.  Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мыш ления. М., 1985.

11.  Винокурова Н.К.  Сборник тестов  и упражнений для   развития   ваших   творческих   способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.

12.  Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.

13.  Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные спо собности школьников. Киев, 1993.

14.  Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя   начальной   школы.   М.:    «Вита-Пресс», 2003.

15. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Началь ная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, № 7.

16.  Готовность детей к школе. Диагностика психиче ского развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 1992.

17.  Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для разви тия умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.

18.  Диагностика готовности детей к обучению в шко ле. Методические рекомендации. Пермь, 1992.

19.  Дусавицкий AM.  Дважды  два -  икс.   (Развитие мышления в начальной школе). М., 1985.

20.  Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психо логии, 1990, № 6.

21.  Зак А.З. Занимательные игры для развития ин теллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.

22.  Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск законо мерностей для детей 6-10 лет. М., 1993.

23.  Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные иг ры для детей 6-10 лет. М., 1993.

24.  Зак A3. Познавать играя: развитие познаватель ных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.

25.  Кеэс П. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.

26.  Кикоин ЕЛ.  Младший  школьник:   возможности изучения   и   развития   внимания.   Методические рекомендации   для   учителя   начальных   классов. -М., 1993.

27.  Когнитивное обучение:  современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.

28.  Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.

29.  Леонтьев  АА.,   Педагогика   здравого   смысла   // «Школа 2000...». Концепция и программы непре рывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. М.: «Баллас», 1997.

30.Локалова   НЛ.   Как   помочь   слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.

31.  Локалова Н.Л. 90 уроков психологического раз вития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.

32.  Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991.

33.  Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.

34.  Менчинская НА.  Проблемы  обучения,   воспита ния и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Изд-во «Ин-т ирактич. психо логии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.

35.  Методические рекомендации по развитию психо моторных качеств у студентов на занятиях по фи зическому воспитанию / Сост. В.П. Озеров.  Ки шинев, 1986.

36. Минский ЕМ. Игры и развлечения в группе про дленного дня. Пособие для учителя. М., 1985.

37.  Монтессори - материал. Ч. 1. Школа для малышей. М., 1992.

38.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания.   М.:   Издательство   «Первое   сентября», 2004.

39.  Поддъяков НЛ. Закономерности психического раз вития ребенка. Краснодар: Ун-т «МЭГУ - Красно дар», 1997.

40.  Развивающие  и  коррекционные   программы  для работы с младшими школьниками и  подростка ми: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дуброви на. М. --Тула, 1993.

41.  Решетникова ИЛ. Час занимательного русского языка // Начальная школа, 2002, № 43.. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.   Человек и мир. СПб.: *Питер», 2003.

42. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977.

43. Субботина   JIJO.   Развитие   воображения   детей. Ярославль: «Академия развития», 1997

44.  Тарасун В.В.  Тесты  учебных  способностей  для 1 класса. Киев, 1992.

45.  Тесты  для  фиксации  уровня  развития   познава тельных процессов (внимания, восприятия, вооб ражения, памяти и мышления) / Сост. С.И. Вол кова. М., 1993.

46.  Тихомирова Л.Ф. Логика.  Дети  7-10 лет.  Яро славль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

47.  Худенко ЕД., Мельникова Т.С., Шаховская С.Л. Как научить ребенка думать и говорить? (Упраж нения по развитию памяти,   внимания,   мышле ния, речи, техники чтения). М., 1993.

48.  Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьячен ко и Е.Л. Агаевой. М., 1991.

49.   Чейни Дж. Готовность к школе. Как родители мо гут подготовить детей к успешному обучению в школе. М., 1992.

50.   Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснованию системно-структурного подхода. М.: Издательство  Московского  психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

51.  Чуприкова HJf. Психология умственного разви тия: принцип дифференциации. М.:  «Столетие», 1997.

52.  Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспи танию. Сборник игр-коррекций. М., 1993.

53. Психокоррекционные программы SOMVI «Релаксация» , «»Настроение

54. Аудиальная психокоррекционная программа «Бименталь»

            Программу составила

            педагог-психолог:                                                      В.В.Паскал

        

Проверено зам. директора по УВР:                         В.Н. Якимец

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию познавательной сферы учащихся начальной школы

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина....

Развитие когнитивной сферы младших школьников во внеурочной деятельности

Структура внеурочной деятельности в лицее.  Клуб "Почемучки" . Учебно-тематический план, работа с одаренными детьми....

Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию когнитивной сферы младшего школьника.

Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, вос­приятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной де...

Программа развития и воспитания учащихся 1 – 4 классов

Программа направлена на реализацию главной цели – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)

Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...

Развитие когнитивной сферы у обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Презентация содержит практические материалы для развития познавательных психических процессов (восприятие, внимание) у обучающихся с расстройствами аутистического спектра...