Возрастные особенности
план-конспект урока (1 класс) по теме

Монахова Лариса Анатольевна

о младшем школьнике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrast.docx13.71 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития младшего школьника

Поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие о г них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность, устойчивость.

 На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо предварительно решить две важные задачи.

 Первая из них состоит в том. чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических устий, быть внимательными, усидчивыми.

 Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для нипх социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого тоже неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям.

 Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют далеко не все дети. Многие из них быстро устают.

Особую трудность для детей 6-7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В Других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучению рисованию и письму.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом. Взрослые люди начинают предъявлять к нему повышенные требования.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.  Из «натуральных», по словам Л.С. Выготского, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок иного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

За время обучения в младших классах школы дети так быстро продвигаются вперед своем развитии, что между первоклассниками и учащимися третьих-четвертых классов за какие-нибудь два-три года образуются заметные различия. Вместе с ним увеличиваются и индивидуальные различия детей по достигнутому уровню развития, У первоклассников и отчасти у второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).

Внимание становится произвольным, но еще довольно долго сильным и конкурирующим с произвольным,  остается непроизвольное внимание детей.

Память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года ._ Учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии ,-• Опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, занятый Учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Важные рекомендации для родителей, жду ваши отзывы!...

Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.

В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....

Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.

В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....

Возрастные особенности младших школьников, их влияние на адаптацию

Методические рекомендации по организации родительского всеобуча 1 класс I четверть по теме: Возрастные особенности школьников, их влияние на адаптацию....

Возрастные особенности второклассника.

Кратко об особенностях ребёнка в возрасте 8-9лет....

Возрастные особенности детей 7-8 лет

Характеристика основных изменений в развитии второклассников....

Возрастные особенности 7 летнего возраста

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет. Развитие малыша происходит неравномерно и представ...