Развивающий курс для будущих первоклассников "Познаю себя"
методическая разработка на тему

Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различных методов и коррекционно-развивающих задач.

Это позволяет обратить серьёзное внимание на окружающую ребёнка среду, то, как она преломляется в его сознании, как он сам оценивает своё место в этой среде.

Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры.

Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки.

В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_poznayu_sebya.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Познаю себя»

Пояснительная записка.

Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различных методов и коррекционно-развивающих задач.

Это позволяет обратить серьёзное внимание на окружающую ребёнка среду, то, как она преломляется в его сознании, как он сам оценивает своё место в этой среде.

Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры.

Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки.

В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.

Гармоничное развитие личности ребёнка, успешность во взрослой жизни возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения как состояние физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Цель: формирование психологического здоровья детей, развитие социальных умений коммуникативной гибкости, психологическая поддержка и сопровождение детей старшего дошкольного возраста.

Задачи курса: 

  Формировать коммуникативные способности детей во взаимоотношениях: ребенок-ребенок, ребенок-учитель, ребёнок - родители.

  Способствовать развитию произвольности психических процессов, становлению самооценки и самоконтроля формированию положительной школьной мотивац

  1. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Принципы

В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы руководствуемся следующими принципами:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются поставленные задачи.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Организация занятий

Модифицированная программа “Познаю себя” включает в себя 18 занятий и рассчитана на  детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся фронтально один раз в неделю, их продолжительность составляет от 25 до 30 минут

Занятия проводятся в классе, в котором будут обучаться будущие первоклассники. Занятия строятся в доступной и интересной для детей тренинговой форме.

Во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Круг – это и воспитание воли: дослушать до конца своего товарища представляет значительную сложность для детей. Круг имеет не только обучающие (дидактические) цели, но и эмоционально-психологические: почувствовать плечо друг друга, ощутить общность, увидеть добрый взгляд, улыбку, убедиться в справедливости, научиться сдержанности.

В начале и в конце занятия используется какая-либо ритуальная игра, упражнение для настроя детей. Каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных тетрадях. Детский рисунок – это итог работы на занятии, который объединяет в себе эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия.

Оборудование

Для занятий по предлагаемой программе используются:

  1. пуфики по количеству детей или мягкие диваны, столы;
  2. массажные мячи и коврики;
  3. релаксационные коврики.

Специальная атрибутика:

  1. волшебный сундук;
  2. шапка-невидимка;
  3. ковёр-самолёт;
  4. волшебная палочка;
  5. камень-талисман;
  6. добрый и злой стулья;
  7. микрофон;
  8. театральная ширма.

Дидактический материал:

  1. альбомы для рисования;
  2. фломастеры не менее 12 штук;
  3. фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями;
  4. схемы-эмоции.

Техническое оснащение занятий:

  1. телевизор;
  2. видеомагнитофон;
  3. музыкальный центр;
  4. цифровой фотоаппарат;
  5. система караоке.

Структура курса.

Данный курс  «Познаю себя» состоит из трёх разделов:

"Я и эмоции"

Содержание этого раздела поможет понять взрослому эмоциональный мир ребёнка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях; что его беспокоит и что радует.

Снять состояние эмоционального дискомфорта; сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.

"Я+Я"

Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.

"Я и моё окружение"

Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

Задачи

  1. закреплять полученные знания об эмоциях;
  2. расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая их сравнивать;
  3. продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Задачи 1-го раздела:

  1. закреплять полученные знания об эмоциях;
  2. расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая их сравнивать;
  3. продолжать способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Задачи 2-го раздела:

  1. способствовать психическому и личностному росту детей;
  2. продолжать формировать позитивное отношение к своему "Я";
  3. помогать ребёнку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек уникален и неповторим;
  4. помогать детям отрегулировать имеющиеся у них неуверенность, тревожные состояния, страхи, которые препятствуют полноценному развитию детей;
  5. гармонизировать притязания ребёнка на социальное пространство его личности (права и обязанности).

Задачи 3-го раздела:

  1. учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства;
  2. сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации.

Структура тренинга состоит из четырёх этапов:

1. В подготовительную часть включаются несложные ритуальные упражнения, которые помогают детям позитивно настроиться на работу в группе, установить контакт.

2. В основную часть входят специальные упражнения, соответствующие цели и тематике занятия:

  1. развивающие игры-драматизации;
  2. сюжетно-ролевые;
  3. игры на развитие навыков общения;
  4. упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
  5. этюды;
  6. сочинение историй;
  7. беседы и рассказы;
  8. мини-конкурсы.

Творческая часть: рисование и обсуждение рисунков.

Таблица 1. Тематический план занятий

Раздел

Тема занятия

Время проведения

«Я и эмоции»

1. Азбука настроения

2. Отгадай эмоцию

3. Язык жестов и движений

4. Давайте жить дружно

5. Эмоциональное состояние

6. Игры, упражнения, этюды

1 н. октября

2 н. октября

"Я+Я"

  1. Автопортрет
  2. Узнай себя
  3. Я знаю, я могу
  4. Мои желания
  5. Волшебное зеркало
  6. Моя волшебная страна

"Я и моё окружение"

  1. Найди друга
  2. Мои друзья
  3. Мальчики и девочки
  4. Одна команда
  5. Перевоплощение
  6. Танцевальный марафон

Всего:

18 занятий

18 часов

Диагностика проводится в октябре месяце (за 1 месяц до начала занятий) и в конце учебного года в апреле месяце (после окончания курса программы).

Для обследования детей, родителей и воспитателей применяются:

Методика В.Г.Щур "Определение самооценки", опубликованная в книге Н.В.Краснощёковой "Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста (4), (см. приложение 1);

Проективная методика Г.Т.Хоментаускаса "Рисунок семьи", которая исследует уровень межличностных отношений ребёнка с родителями (4), (см. приложение 2);

Тест-опросник (ОРО), разработанный А.Я.Варгой и В.В.Столиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Опубликован в книге Е.И.Рогова "Настольная книга практического психолога" (3), (см. приложение 3);

Тест-опросник В.Ф.Ряховского, который оценивает уровень общительности воспитателя (педагога), напрямую является важным показателем для успешной реализации нашей программы, так как воспитатель должен обладать коммуникативными навыками: быть примером для детей и помогать им преодолевать трудности в общении (3), (см.приложение 4).

Методы и приёмы обучения

Методы и приёмы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо-громко, быстро-медленно, весело-грустно); словесные игры; музыкально-ритмические и релаксационные упражнения; танцевальная терапия; подвижные игры.

Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Методы и приёмы развития коммуникативных способностей: рассматривание иллюстраций с последующим диалогом между взрослым и детьми; работа в парах и мини командах; вопросы и ответы при разыгрывании ситуаций или обсуждение чего-либо во время тренинга; задания, требующие от ребёнка развёрнутого ответа, собственного мнения, суждения.

Методы и приёмы развития культуры жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, пантомимики, движений, осанки, позы.

Ожидаемые результаты

Знать: 

  1. об относительности в оценке чувств;
  2. что такое "мужественность" и "женственность", понимать особенности общения с партнёрами противоположного пола;
  3. что означают их имена.

Уметь: 

  1. понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир;
  2. устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения;
  3. выражать свои чувства и понимать чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики;
  4. рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции;
  5. переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общении с людьми;
  6. общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать своё мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
  7. оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
  8. изображать на рисунке своё внутреннее состояние.

Список литературы. 

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1995.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-М.:Просвещение, 1984.
  4. Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.-Ростов н/Д.:Феникс, 2006.
  5. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми.-М.: Детство-Пресс, 2005.
  6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1997.
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
  8. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е ищд.-Ярославль: Академия развития, 2001.
  9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.-М.: Просвещение, 1986.
  10. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.-М.: Владос, 2001.
  11. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.-М.: Детство-Пресс, 2000.
  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.-М.: Владос, 1999.
  13. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников.-Миниск: Гамма, 1995.
  14. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям. Тренинговые программы.-М.: Детство-Пресс, 2007.
  15. Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.-М.: Детство-Пресс, 1998.
  16. Ежеквартальный научно-практический журнал. Психолог в детском саду, № 4-Обнинск, 2005.

Приложения

Приложение 1

МЕТОДИКА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЁНКА

(автор В.Г.Щур)

Методика «Определение самооценки ребёнка»

Цель диагностики: выявление особенностей самооценки ребёнка.

Экспериментальный материал: шесть нарисованных лесенок, состоящих из пяти ступенек.

Ход проведения исследования и последовательная оценка результатов.

Ребёнку предлагаются лесенки из пяти ступенек, где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Экспериментатор просит отметить крестиком на каждом отрезке своё место «среди всех людей» по уровням, соответственно, «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты».

Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый…). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребёнка.

После выполнения первого задания ребёнку даётся следующее: он должен отметить условным обозначением (кружком, звёздочкой, крестиком другого цвета и т.п.) своё место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребёнка) оценивают его так же, как он оценивает себя, или дают более высокую оценку, - ребёнок защищён психологически, эмоционально благополучен.

Можно добавлять или изменять названия уровней (например: большой – маленький…).

Методика используется для сопоставления её результатов с оценкой данного ребёнка со стороны семьи и воспитателей детского сада.

Приложение 2

МЕТОДИКА

ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

РЕБЁНКА С РОДИТЕЛЯМИ

(автор Г.Т.Хоментаускас)

Проективная методика «Рисунок семьи»

Цель диагностики: исследование межличностных отношений ребёнка с родителями.

Экспериментальный материал: лист бумаги, простой карандаш или набор цветных карандашей.

Ход проведения исследования.

Если в рисунке семьи руки каждого (или одного) члена семьи неодинаковы, то можно предположить, что особенности характеризуют стиль общения конкретных членов семьи.

В процессе выполнения задания с ребёнком, рекомендуется обращать внимание на паузы, возвращения к уже нарисованным фигурам, исправления, чрезмерное штрихование, спонтанные высказывания.

Расстояние между фигурами отражает реальную эмоциональную дистанцированность каждого члена семьи по отношению к ребёнку, друг к другу (с точки зрения самого ребёнка).

Барьеры (члены семьи изображаются разъединёнными различными предметами) свидетельствуют об эмоциональной разобщённости, о конфликтности семейных отношений.

Порядок изображения. Наиболее информативно то, кого из членов семьи ребёнок изображает первым. Как правило, это либо наиболее эмоционально значимый член семьи, либо тот член семьи, которого ребёнок боится, но почитает. Уточнить, с каким эмоциональным отношением связано изображение первым того или иного члена семьи, позволяет анализ рисунка в целом. Если ребёнок рисует себя в непосредственной близи с изображённым первым членом семьи, который при этом тщательно прорисован, декорирован, можно предположить, что именно к нему ребёнок наиболее привязан. В том случае, когда ребёнок рисует себя в отдалении от первого изображённого члена семьи, нарисованного к тому же схематично или радуцированно, вообще не рисует себя или изображает последним, то, скорее всего, с этим членом семьи у него связаны наиболее отрицательные эмоции, на которых он сознательно или бессознательно акцентирует своё внимание. Если первым ребёнок изображает себя, скорее всего, он воспринимает себя как центр всего, он воспринимает себя как центр внимания, считает главным в семье. При такой ситуации его собственное изображение значительно отличается от других по степени детализированности, тщательности прорисовки, декорированности. В других случаях – если в рисунке есть показатели личностного неблагополучия ребёнка – необходимо уточнить, не выполняет ли такое изображение функцию компенсации. Изображение первыми различных предметов, а не людей рассматривается как уход, защита от неприятного задания. Это свидетельствует о неблагополучии в семейной ситуации или о недостаточном доверии ребёнка к экспериментатору. Если последней рисуется фигура матери, то чаще всего это говорит о негативном отношении ребёнка к ней. Изображение последними других членов семьи не интерпретируются как показатель таких отношений.

Состав семьи. Изображение всей семьи рассматривается как один из показателей благоприятной семейной ситуации, но может свидетельствовать о ней только в сочетании с другими показателями ненарушенных семейных отношений, об их конфликтности.

Изображение не входящих в семью детей рассматривается как проявление чувства одиночества в семье, недостатка внимания. Включение в рисунок не живущих в доме животных (как правило, пушистых и мягких) интерпретируется так же, как и расширение семьи за счёт детей. С той только разницей, что здесь можно предположить у ребёнка выраженную потребность в более тёплых эмоциональных отношениях, тогда как включение в рисунок детей свидетельствует, скорее всего, о потребности в общении на равных. Отсутствие изображения какого-нибудь члена семьи (или радуцированное его изображение) может быть связано с негативными эмоциями по отношению к нему, конфликтными отношениями ребёнка с ним. Часто в рисунке отсутствуют братья и сёстры, что связано с конкурентностью в отношениях с ними.

Если отсутствует изображение самого ребёнка, это указывает на эмоциональное неприятие ребёнка в семье, чувство отверженности у него.

Так же интерпретируется отсутствие изображения членов семьи (ребёнок рисует себя  одного или с кем-нибудь другим, не входящим в семью).

Эти варианты различаются отношением ребёнка к такому отвержению. В случае отсутствия изображения ребёнка можно предположить, что он чувствует свою вину за то, что не принимается членами семьи. В другом случае ребёнок обвиняет семью, что приводит к весьма драматичной ситуации: ребёнок и злится, и обижается на своих родителей, и любит их. (Часто такая противоположность эмоций находит выход в агрессивных тенденциях, негативной демонстративности). Изображение различных фигур на разных сторонах листа или на разных листах рассматривается как показатель враждебности между «разъединёнными» членами семьи.

Отказ рисовать семью (при условии хорошего контакта экспериментатора с ребёнком) свидетельствует о чрезмерном эмоциональном напряжении ребёнка в связи с семейной ситуацией, тенденции к вытеснению этих отношений.

Величина фигур. Неадекватно большое изображение какого-нибудь члена семьи может свидетельствовать о его доминантности. Такое доминирование может вызывать у ребёнка отрицательное отношение, и тогда в рисунке встречаются другие показатели такого отношения (например, штриховка этой фигуры).

Неадекватно большое изображение ребёнком самого себя интерпретируется как чувство своей значимости. Однако, если в рисунке есть указания на неблагополучную семейную ситуацию, личностные трудности ребёнка, то скорее всего, изображение свидетельствует о потребности ребёнка в признании своей значимости.

Изображение себя неадекватно маленьким свидетельствует о нарушенных семейных отношениях, эмоциональной зависимости, чувстве неуверенности у ребёнка, о потребности в заботе.

Изображение неадекватно маленьким какого-нибудь члена семьи, рассматривается как показатель нарушенных отношений ребёнка с ним, испытываемых по отношению к нему отрицательных эмоций.

Выражение лиц нарисованных членов семьи может быть отражением чувств ребёнка к ним или представления ребёнка о том, как они к нему относятся.

Поправки. Стирание нарисованных фигур, возвращение к их доработке, свидетельствует о значимости для ребёнка того или иного члена семьи. Однако эта значимость может быть как положительной, так и отрицательной. Если доработки не привели к улучшению результатов, то это, как правило, свидетельство отрицательного, конфликтного отношения, вызывающего эмоциональное напряжение.

Позы перед рисованием той или иной фигуры также рассматриваются как показатель конфликтности отношения ребёнка с данным членом семьи.

Расположение фигур на линии основания, проведение линий под рисунком могут рассматриваться как симптомы тревожности ребёнка. В некоторых случаях так же может быть проинтерпретировано и преобладание в рисунке вещей (по сравнению с людьми).

Дополнительная информация. Дополнительную информацию о семейных отношениях можно получить, предложив ребёнку раскрасить рисунок семьи. Совпадение цветов при раскрашивании расценивается как показатель эмоционально близких отношений ребёнка с данным членом семьи.

Приложение 3

ТЕСТ – ОПРОСНИК

РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ (ОРО)

(авторы: А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО)

Представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

Шкала 1. «Принятие –отвержение» Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

Шкала 2. «Кооперация» Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала 3. «Симбиоз» Отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает  автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не представляет ребёнку самостоятельности никогда.

Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация» Отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчётливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. «Маленький неудачник» Отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст-опросник

(отвечать – да «+», нет «-«)

  1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.
  2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
  3. Я уважаю своего ребёнка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
  8. Мой ребёнок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
  12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
  14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
  16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное как «губка».
  18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
  19. Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своём ребёнке.
  22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное.
  23. Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребёнка.
  26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого в жизни.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.
  35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребёнком.
  38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
  41. самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.
  44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.
  46. Мой ребёнок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребёнку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.
  52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребёнка.
  54. Мой ребёнок не в состоянии чего-либо сделать самостоятельность, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
  59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысоко мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родители.

Ключ

Шкала 1. «Принятие-отвержение»: 3,4,8,10,12,14,15,16,18,20,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,47,49,52,53,55,56,60.

Шкала 2. «Образ социальной желательности поведения»: 6,9,21,25,31,34,35,36.

Шкала 3. «Симбиоз»: 1,5,7,28,32,41,58.

Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2,19,30,48,50,57,59.

Шкала 5. «Маленький неудачник»: 9,11,13,17,22,28,54,61.

При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Приложение 4

ТЕСТ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

(автор В.Ф.Ряховского)

Тест «Оценка общительности педагога»

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас её ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос?)
  7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу, и будете тяготиться, если первым заговорите он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счёт Вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочный точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном форме, чем в устной?

Оценка ответов: «Да» - 2 очка, «Иногда» - 1 очко, «Нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемой.

Приложение 6

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Раздел 1 «Я и мои эмоции»

Занятие 1 «Азбука настроения»

Цель: закреплять умения детей определять эмоциональные состояния людей; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния.

Ритуал приветствия.

Игра «Я очень хороший». Детям предлагается повторять фразу «Я очень хороший» вслед за психологом с разной громкостью несколько раз: шёпотом, громко, очень громко.

Игра «Азбука настроения».

Психолог раздаёт детям картинки разных животных и людей с разными эмоциональными чувствами. Детям предлагается определить эти эмоциональные состояния.

При обсуждении задания психолог уточняет у детей, какое эмоциональное  настроение нравится детям и почему?

Игра «Покажи чувство». Дети выходят по одному в круг и показывают с помощью мимики, жестов, движений любое чувство. А все остальные дети должны отгадать это чувство.

Игра «Прочитай письмо». Психолог-«почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, их надо расшифровать. Каждому ребёнку вручается конверт, и дети друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своих письмах. (Когда дети хорошо научаться сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить самим сочинять и писать письма друг другу.)

Рисунок «Мое настроение». После выполнения задания ребята, сидя  в кругу, обсуждают свои рисунки.

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 2 «Отгадай эмоцию».

Цель: продолжать учить детей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; учить передавать его с помощью мимики, речи, рисунка.

Ритуал приветствия.

Игра «Изобрази животное с определённым эмоциональным состоянием». Каждый ребёнок по кругу изображает любое животное с помощью жестов, мимики, движений с любым эмоциональным состоянием. Все остальные дети должны отгадать животное и его чувство.

Игра «Попугай». Психолог произносит фразу: «Я иду гулять». Все остальные дети должны повторить эту фразу по кругу , но с разными чувствами. Они должны догадаться, кто с каким чувством произнёс эту фразу.

Игра «Закончи предложение».

- Когда ребёнок упал и разбил коленку, он чувствует…

- Его мама чувствует…

- Воспитатель чувствует…

- Когда ребята не хотят играть с мальчиком или девочкой, то они чувствуют…

Игра «Баба-Яга». Дети стоят в кругу. Кладётся обруч – внутри «Баба-Яга». Дети бегают вокруг круга и дразнят: «Баба-Яга, костяная нога, с печки упала, ногу сломал, пошла в огород, испугался народ, побежала в баньку, испугала зайку. (Выбранная из детей «Баба-Яга» бегает по кругу и пытается коснуться ребят верёвочкой. Кого коснётся – тот «замирает» на месте.)

Давайте все дружно покажем злую Бабу-Ягу… Вам нравится злая «Баба-Яга»? Ответы детей.) А теперь покажем добрую «Бабушку-Ягу». Давайте придумаем для неё ласковые слова. (Ответы детей.)

Рисунок «Добрая Баба-Яга».

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 3 «Язык жестов и движений»

Цель: закрепить с детьми знания о культуре жеста; научить владеть своими мыслями и чувствами при помощи мимики, жестов, движений.

Ритуал приветствия.

Игра «Походки».

Психолог. Сейчас вы будете ходить как разные люди или животные. Итак, я даю вам задание – показать, как ходит маленький пушистый котёнок. Вспомните, как он двигается, и попробуйте изобразить его. (Варианты походок: походить, как старый дедушка, как слон, как клоун в цирке, как заяц и т.д.). Дети могут придумать свои варианты, а остальные должны угадать, кого изображают. А теперь попробуйте представить себе, что нас заколдовал волшебник и превратил каждого в какую-нибудь игрушку.

Игра «Игрушки».

Психолог. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, мишку, машинку, мячик или во что нибудь другое. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берёт вас на руки, любуется своей игрушкой. Постарайтесь запомнить эти ощущения. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку только что превращался. (По очереди в центре внимания оказывается каждый ребёнок.)

Игра «Расскажи сказку без слов».

Психолог. Сейчас мы побываем в Молчаливом Театре. Здесь все актёры не говорят, а только показывают движения. Мы будем без слов показывать сказку «Репка». Давайте распределим роли и вспомним сказку. А наши зрители посмотрят этот спектакль и потом расскажут, всё ли им было понятно. (Дети выполняют задание.)

Этюд «Это я! Это моё!». ( Детям предлагается показать историю  без слов).

Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя ребёнка). «Чьи это игрушки?» и т.п. Мальчик отвечает жестом. (Выразительные движения: рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!»; прижатая к груди кисть…

Этюд «Тише!»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» (Выразительные движения: шею вытянуть вперёд, указательный палец приставить к самим губам, брови поднять вверх.)

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 4 «Давайте жить дружно!».

Цель: формировать чувство принадлежности к группе; помогать каждому ребёнку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении.

Ритуал приветствия.

Психолог. Послушайте стихотворение:

Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

Мы ведь не осинки,

Мы ведь не рябинки.

Вовы, Клавы, Мишеньки-

Это же не вишенки!

Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

Мы ведь не листочки,

Мы ведь не цветочки,

Голубые, аленькие-

Мы ребята, маленькие!

Детский сад, детский сад…

Почему так говорят?

Потому, что дружно в нём,

Мы одной семьёй растём!

Оттого и говорят:

В этом доме детский сад.

(В.Товарков)

Психолог. Вы прослушали стихотворение о том, как дружно живут в детском саду дети. А вы – дружные ребята, помогаете ли вы друг другу? Не обижаете ли вы других? Если «да», то я хочу проверить правдивость ваших слов, если «нет», то давайте, выполним задание.

Игра «Передай мячики». 

Психолог. Встаньте в круг. Вам необходимо будет как можно скорее передавать мяч из рук в руки и ни в коем случае не уронить его. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры. (Дети выполняют задание.) Усложним нашу игру: повернитесь спиной в круг и, убрав руки за спину, передавайте мяч соседу. (Дети выполняют задание.) А теперь то же самое проделайте с закрытыми глазами. (Дети выполняют задание.)

Игра-рисунок «Рукавички».

Психолог. В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят друг с другом, но никто не обижается, так как они умеют найти общий язык. Мы тоже будем учиться тому, как нужно договариваться. Я по всей комнате разложу пары рукавичек с одинаковым орнаментом, но не раскрашенные. Вы поднимете одну рукавичку, найдёте свою «пару», сядете вместе за стол и с помощь. Трёх карандашей разного цвета постараетесь как можно быстрее раскрасить рукавички совершенно одинаково. (Психолог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются; оказывает детям необходимую помощь.)

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 5 «Эмоциональные состояния»

Цель: дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей.

Ритуал приветствия.

Вариант 1. Детям предлагают продемонстрировать весёлого, печального, испуганного, сердитого, удивлённого мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Вариант 2. Детям предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был весёлым, грустным, испуганным, сердитым, удивлённым.

(Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания.)

Психолог предлагает детям ответить на вопросы:

- Когда человек удивляется?

- Когда человек получает удовольствие?

- Когда бывает стыдно?

- Когда бывает страшно?

- Когда человек злится?

- Когда бывает радостно?

- Когда у человека горе?

- Как вы думаете, почему детям больше нравятся книжки с картинками?

- Что произойдёт с человеком, если он увидит на берёзе груши?

- Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

- Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

- Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

- Что чувствует собака, когда другая собака утащила у неё кость?

- что почувствует человек, если у него пропадёт любимое животное?

Рисунок – ситуация. Детям предлагается вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали: страх, радость, удивление, горе, злость. В последствие происходит обсуждение детских рисунков.

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 6 «Игры, этюды, упражнения»

Цель: развитие воображения, выразительности движений, закрепление основных эмоций.

Ритуал приветствия.

Игра «Джинн».

Психолог. Предлагаю всем нам отправится на станцию «Исполнения Желаний». Нас будут встречать Джинны. Нам необходимо выбрать того, кто будет исполнять роль Джинна. Остальные превращаются в бутылку, в которой живёт Джинн. Встаньте в круг, поднимите вверх руки и направьте их к центру. «Джинн» становится в центр круга. После волшебных слов «Крибле!Крабле!Бумс!», которые произнесут все дети хором, им нужно будет расступиться и выпустить Джинна. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе изображение какого-то настроения с использованием выразительных движений. (На роль Джинна избирается затем другой ребёнок.)

Игра «Встреча эмоций». Теперь мы попадаем на станцию «Сортировочная». Здесь нам необходимо будет рассортировать, разложить карточки с изображениями различных настроений на две группы: приятные и неприятные. (Дети выполняют задание.)

Теперь я предлагаю вам представить, как встречаются разные настроения: то, которое вам нравится, и то, которое неприятно. Я предлагаю выйти вперёд паре детей, пусть они возьмут по одной карточке из разных групп и, повернувшись друг к другу лицом, изобразят настроения: один – «хорошее», другой – «плохое». (Затем выходит другая пара. Дети-зрители и психолог наблюдают изменения выражений лиц при встрече эмоций – это может быть удивление, смех и т.д. – и вместе придумывают, как можно «помирить» эмоции.)

Игра «Полярные эмоции». Итак, мы с вами поговорили о том, что настроение бывает хорошим и плохим. Теперь мы можем сделать остановку на следующей станции – «Двух волшебниц». Здесь живут две волшебницы: одна злая, другая – добрая. Каждому из вас я раздам листы с изображениями волшебниц и их узорчатых ковриков. Вам необходимо подумать и раскрасить все, соотнося цветовую гамму с образами этих двух волшебниц, особенностями их характера, настроением. (На своих листочках дети раскрашивают предметы, обозначающие полярные понятия:

  1. изображения, обозначающие полярные понятия;
  2. волшебный ковёр доброй волшебницы и волшебный ковёр злой колдуньи;
  3. зонтик, уснув под которым, увидишь добрые, весёлые сны, и зонтик, уснув под которым, увидишь только страшные сны.
  4. Затем дети объясняют свой выбор цвета.)

            Игра «Зеркало». Следующая остановка в нашем путешествии - станция «Зеркальная». Вам необходимо разбиться на пары и встать друг к другу лицом. По моей команде один ряд детей должен будет показать настроение, а другие члены пары – отразить его. (Затем дети меняются местами. Так проигрываются все изученные эмоции.)

           Рисунок «Поезд эмоций». Наше путешествие подходит к концу, и сейчас мы нарисуем поезд, на котором путешествовали. Поезд рисуется так:

  1. впереди поезда паровоз;
  2. за паровозом друг за другом прицеплены три вагона;
  3. в каждом вагоне по два пассажира – человека;
  4. у каждого своё настроение.

Вспомните, какие настроения мы изучали, и перенесите их изображения на лица пассажиров.

(Дети рисуют. Затем психолог вместе с детьми обсуждает получившиеся картинки.)

Ритуал прощания с группой.

Раздел 2 «Я+Я»

Занятие 1 «Автопортрет»

Цель: учить детей различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походку, пол и т.п.).

Ритуал приветствия.

Упражнение «Выбери картинку». Давайте посмотрим в зеркало,  и получше рассмотрим себя. А теперь посмотрите: у меня на столе разложены картинки. На этих картинках изображены разные дети. Внимательно их рассмотрите и покажите изображение того ребёнка, на которое вы больше всего похожи. (Дети выполняют задание, затем происходит обсуждение, где дети объясняют свой выбор.)

Игра «Дотронься до…» А теперь давайте поиграем в новую игру. Вы все одеты по-разному. И когда я скажу: «Дотронься до…синего, вы внимательно посмотрите друг на друга и, обнаружив в одежде у кого-то синий цвет, дотроньтесь до него рукой. (Цветовая гамма в команде меняется, психолог следит, чтобы дети дотрагивались до каждого участника. Затем предлагается дотронуться до того, кто самый высокий или низкий, у кого самые светлые волосы и т.д.).

Беседа «Кто я?» Психолог предлагает детям рассказать о себе, как о другом человеке. Например: «Этого человека зовут… Он любит…У него есть друзья… и т.д.

Игра «Ласковушки».

Психолог. Каким ласковыми именами вас называют родители? (Дети по кругу передают мяч и называют себя ласковыми словами). В каких случаях это происходит? Как вы себя чувствуете, когда к вам обращаются ласково? Что вам хочется сделать в ответ на ласковое слово?

Психолог. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и скажем друг-другу «ласковушки».

Игра «Презентация». Каждому ребёнку предлагается раскрыть свои творческие способности: спеть песню, станцевать рассказать стихотворение, анекдот, смешную историю из жизни и т.д.

Рисунок «Автопортрет».

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 2 «Узнай себя»

Цель: развивать позитивное представление о своём «Я»; помочь ребёнку обрести уверенность в своих силах.

Ритуал приветствия.

 Игра «Незнайка». 

Психолог. Представьте, что каждый из вас – «Незнайка». Я буду задавать вопросы, а вы только пожимайте плечами и разводите руками.

Примерные вопросы:

  1. Вы сегодня завтракали в детском саду?
  2. На улице холодно?
  3. У вас есть тёплая одежда?
  4. Какая?
  5. Какого цвета небо?
  6. Вам нравятся рыбки в аквариуме?
  7. Вы сегодня хорошо себя вели?
  8. Вы сегодня пойдёте гулять? И т.д.

Игра «Телепередача». Ребёнок превращается в маму или папу. Приходит на «телепередачу» и рассказывает о своём сыне (дочери), т.е. о себе.

Игра «Гадкий утёнок». Дети встают в круг-они семья, знакомые гадкого утёнка. Каждый представляет себя. Один ребёнок встаёт в круг – он «гадкий утёнок». Дети, стоящие в кругу выражают вербально своё отношение к «гадкому утёнку» словом «Фу!2. Затем психолог говорит о том, что наступила ночь. Все дети укладываются спать. «Гадкий утёнок» смотрит на психолога и повторяет движения. Психолог: «Утёнок стал расти, стал стройным, красивым, мужественным и превратился в прекрасного лебедя. Наступил день, все проснулись. И лебедь гордо произносит: «Я лебедь!» Все дети должны проявить восхищение и выразить своё желание быть другом лебедю.

Игра «Я умею!». Дети, загибая каждый палец своей руки, перечисляют свои умения.

Рисунок «Я люблю больше всего…». (После завершения задания происходит обсуждение рисунков детей).

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 3 «Я знаю, я могу!»

Цель: помочь ребёнку увидеть в себе положительные стороны, почувствовать, что он понимаем и ценим другими.

Ритуал приветствия.

Игра «Я умею…» Дети по кругу перечисляют и называют положительные стороны своего соседа. Дети по кругу передают мяч со словами – «Я умею…»; «Я не умею, но хочу научиться…».

Игра «Я знаю…» Дети стоят в кругу и кидают мяч друг другу со словами – «Я знаю, ты можешь…» (например: красиво танцевать, рисовать и т.п.). Мяч передаётся на каждую фразу.

Игра «Ёжик». Один ребёнок сворачивается «клубочком» и становится «ёжиком». Психолог вместе с остальными детьми прикасается нежными движениями к нему со словами: «Ёжик, ёжик, ты у нас добрый, хороший, ласковый, и совсем не колючий. Открой и покажи нам свои красивые, умные глазки». Затем другой ребёнок становится «ёжиком» и т.д.

Игра «На кого я похож?» Дети садятся в круг. Выбирается один ребёнок, который выходит в центр круга, а остальные задают вопросы: - «На какое животное он похож?», «На какой цветок?», «На какое дерево?» и т.д.

Дети, выбрав себе пару, рисуют портреты друг друга. (Обсуждение, почему тот или иной участник выбрал именно этого ребёнка).

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 4 «Мои желания»

Цель: развить позитивное представление у детей о своём «Я», помочь преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, эмоциональное напряжение.

Ритуал приветствия.

Игра «Кто я?»  Дети сидят в кружок на ковре. Выбирается, по желанию ребёнок, который выходит за дверь. Все остальные дети совместно с психологом на листе бумаги отвечают на вопрос: «Какой Коля?», обговаривая его положительные качества. Затем все вместе просим ребёнка вернуться и психолог произносит: «Коля, мы с детьми думаем, что ты у нас… (психолог зачитывает все положительные качества ребёнка.) Игра продолжается и за дверь выходит следующий ребёнок.

Игра «Разыщи радость». Дети по очереди называют все вещи, события, явления, которые приносят им радость: дела, которые удаётся делать хорошо; любимые места; любимые мультфильмы; сказки).

Игра «Хваста». Дети сидят на стульях. Психолог просит превратиться в хвастунишек. Каждый ребёнок по очереди выходит в круг и хвастается. (Например: «У меня красивое платье; Я лучше всех умею танцевать» и т.д.).

Игра «Стул любви». Психолог. Этот стул не простой, это стул любви. Кто первым хочет посидеть на нём и получить от окружающих тепло, ласку и любовь? Садится ребёнок и закрывает глаза. А остальные дети тихонько подходят к нему, и нежно гладят его по спинке, волосам, рукам. А затем на цыпочках разбегаются. Ребёнок открывает глаза и говорит о своих ощущениях.

Игра «Моё желание». Представь, что ты нашёл волшебную палочку, которая исполняет все желания. Что бы ты, попросил у неё? (Обсуждение ответов детей.)

Рисунок «Моё желание». (Обсуждение рисунков.)

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 5 «Волшебное зеркало»

Цель: обогатить опыт самопознания, формирование адекватной самооценки.

Психолог раздаёт детям маленькое зеркало и просит посмотреть на себя «чужими» глазами так, как будто вы «художники» и собираетесь нарисовать его, кого видите в зеркале. Дети рассказывают о себе, как о другом человеке.

Ритуал приветствия.

Игра с зеркальцем. Психолог просит детей изменить выражение лица. Пусть оно будет и весёлым, и грустным, и смешным, и умным.

Игра с большим зеркалом. 

Психолог. Рассмотрите себя в большое зеркало. Нравится ли вам человек в зеркале? Что именно вам в нём нравится? Найдите и скажите нам свои привлекательные качества. Похвалите себя. Скажите: «Ох, какой же я, красивый, на всём свете не найдёшь такого замечательного ребёнка!»

Рисунок «Моё отражение в волшебном зеркале». (Детям предлагается изобразить себя по особенному, по волшебному. Далее происходит обсуждение рисунков.)

Ритуал прощания с группой.

Раздел 3 «Я и моё окружение»

Занятие № 1 «Мои друзья»

Цель: снятие напряжённости, эмоциональное раскрепощение детей; преодоление барьера отчуждённости; развитие общительности. Способствовать закреплению внутренней установки «Я-хороший» через открытие в себе и других положительных сильных сторон, развивать рефлексию, сплочённость группы.

Ритуа приветствия.

Игра «Приятное слово». Дети  сидят в кругу на ковре. Психолог предлагает каждому ребёнку сказать приятное слово своему соседу.

Игра «Как меня видит другие». Дети сидят на ковре. Психолог выбирает по желанию ребёнка, который выходит за дверь. Все остальные дети вместе с психологом называет положительные качества этого ребёнка. (психолог записывает на листе). Затем все дети и психолог зачитывает произнесённые детьми фразы.

Игра «Спина к спине». Дети движутся по группе в разных направлениях, как только психолог назовёт: «Рука в руке!» дети должны объединяться по два человека и соединиться между собой руками. Игра продолжается, только теперь дети соединяются между собой ногами, плечами, носами, лбами и др. Дети должны постоянно менять партнёра, два раза подряд с одним и тем же человеком соединятся, нельзя.

Игра «Ветер дует на…» Дети сидят на стульчиках. Психолог: «Ветер дует на того, кто любит животных». Дети должны быстро встать в одну шеренгу. Вопросы могут быть самыми различными.

Игра «Подарок». Дети сидят на стульях. Психолог: «Ваш друг уезжает в далёкое путешествие. Он уже сел в поезд. Вам хочется на прощание сделать ему подарок, но в вагон не пускают. Подарок надо преподнести перед окном с помощью мимики и жестов. Каждый ребёнок с помощью жестов и мимики показывает свой подарок.

Игра «Найди друга». Все дети стоят в кругу. Один ребёнок выходит в круг, ему завязывают глаза. Все остальные дети идут по кругу, на слова психолога: «Раз, два, три-замри!» дети останавливаются. Ребёнок с завязанными глазами подходит к одному из детей, и с помощью рук должен узнать и найти друга. Затем они оба обнимаются. Игра продолжается, в круг встаёт следующий ребёнок.

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 2 «Мои друзья»

Цель: эмоциональное раскрепощение детей; преодоление барьера отчуждённости; развитие общительности.

Ритуал приветствия.

Игра «Чьи ладошки приходили к тебе в гости». Дети сидят на ковре. Выбирается один ребёнок – водящий, который подходит к каждому из детей и ощупывает их руки, стараясь запомнить – какие они? Затем этот ребёнок садится на стул и закрывает глаза. Один из детей кладёт свои руки на руки водящего. Водящий должен отгадать, чьи ладошки приходили в гости.

Игра «Хрюкните те, кто…». Психолог задаёт детям вопросы, на которые дети должны ответить «хрюканьем». (Например: «Хрюкните те, кто имеет сестру…»).

Игра «Калейдоскоп». Все дети становятся полукругом и надевают водящему (ребёнку) цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки меняются местами. Водящий должен вспомнить, какому игроку, какой цвет нравится. (Вместо цвета можно называть животное, цветок, книгу и др.).

Игра «Подари камешек». Ребята, возьмите из коробки по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый…». Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит психолог, но обязательно отмечая при этом лучшие качества ребёнка, которому он дарит подарок.

Рисунок «Мой друг». (После выполнения задания происходит обсуждение рисунков).

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 3 «Мальчики и девочки».

Цель: учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; развивать навыки общения мальчиков с девочками.

Ритуал приветствия.

Беседа с детьми. Психолог. «А какой должна быть девочка, с которой детям хотелось бы дружить?» (Дети отвечают…).

Игра «Петушки». Психолог: «А теперь, девочки, давайте предоставим мальчикам возможность проявить смелость, ловкость». Я приглашаю мальчиков принять участие в весёлом соревновании. Мне понадобятся два игрока. Им нужно будет встать друг напротив друга и, прыгая на одной ноге, хлопать друг друга ладонью по ладони. Не устоявший на одной ноге считается проигравшим. Проигравшие  выбывают из игры. В конце игры остаётся один, победивший всех остальных. (Дети выполняют задание.) Психолог: «Девочки, давайте поздравим победителя и поаплодируем ему. А сейчас мы проведём конкурс среди девочек. Девочки наши должны быть изящными, грациозными и мы с мальчиками это сейчас проверим.

Упражнение «Приглашение на танец». Наши девочки будут танцевать. Но, чтобы им было легче это делать, им будут немножко помогать наши мальчики. Итак, мальчики приглашают девочек на танец. (Психолог объясняет и показывает детям, как это надо делать: мальчики кланяются, приглашают жестами девочек на танец, а девочки грациозно приседают, благодаря  мальчиков за приглашение.) Разбейтесь на пары, мальчик с девочкой, возьмитесь за руки. (Звучит музыкальное сопровождение, дети танцуют). Музыка закончилась. Поклонитесь друг другу. Мальчики, отведите девочек на место. Теперь, мальчики выбирайте девочку, которая танцевала лучше других.

Игра «Найди свою пару». Психолог: «А теперь-новая игра. Встаньте парами: девочка с мальчиком. Посмотрите на своего партнёра. Как только зазвучит музыка, вы свободно будете двигаться по группе уже без пары. Как только музыка прервётся, все девочки и мальчики должны как можно скорее найти свою пару. Те мальчик и девочка, которые первыми успеют найти друг друга и взяться за руки, будут победителями». (Игру можно повторить 3-4 раза).

Психолог: Итак, что нового вы узнали сегодня о мальчиках и девочках? Каким должен быть мальчик? Девочка? (Ответы детей).

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 4 «Одна команда»

Цель: сплочение группы, развитие коммуникативных навыков.

Ритуал приветствия.

Игра «Через стекло». Дети передают ситуации с помощью жестов, мимики: «Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно»; «Принеси мне стакан воды, я хочу пить»; «Ты хочешь со мной порисовать?»; «У меня болит горло»; «Я хочу есть»; «Я съел кислый лимон»; «Я несу тяжёлые сумки»; «Я на речке ловлю рыбу на удочку»; «Я строю из кирпичей дом».

Игра «Говорящие зеркала». Дети стоят в кругу – они «зеркала». Выбирается водящий, который берёт в руки зеркальце. Водящий подходит к каждому ребёнку и произносит: «Свет, мой зеркальце скажи, да всю правду доложи…» Каждый ребёнок должен назвать положительное качество водящего.

Игра «Слепой». «Слепому» завязывают глаза, он ходит по кругу, садится на колени любому ребёнку и старается его рассмешить, чтобы угадать его имя. Если это ему удаётся, то «слепым» становится угаданный ребёнок. Игра продолжается.

Коллективный рисунок «Дорисуй». Дети сидят на ковре кругом. Один ребёнок начинает рисовать, как только психолог скажет «Стоп!», он должен передать рисунок следующему участнику. После того, как дети закончат рисовать, психолог уточняет: «Можно ли придумать этому рисунку название? Смогли ли вы поддержать и продолжить тему соседа?».

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 5 «Перевоплощение»

Цель: учить детей понимать взаимоотношения людей по жестам, позе, мимике; развивать воображение, зрительную память; повышать уверенность в себе.

Ритуал приветствия.

Игра «Иностранец». Из детей выбирается «Иностранец». Дети объясняют ему с помощью жестов, мимики, движений, кто они, где живут, рассказывают про детский сад, про свою семью. Дети прощаются с «Иностранцем».

Игра «Перевоплощение». Дети показывают движения: первые шаги ребёнка; глубокого старика; пьяного мужчину; разъярённого льва; красивую женщину; военного и т.д.

Игра «Капризуля». Выбирается девочка – «капризуля», которая говорит, что она ничего не умеет, не знает, а только плачет целыми днями. Дети, давайте сделаем «капризуле» комплимент и каждый из вас скажет, что он умеет делать (дети высказываются по кругу).

Психолог: «Капризуля», мы будем твоими друзьями, только ты перестань плакать и вместе с ребятами ты обязательно всему научишься. Ребята у нас добрые и тебе обязательно помогут, если у тебя не будет что-нибудь получаться. Высказывания детей… «Капризуля» смеётся, обещает, что будет дружить со всеми детьми, и больше не будет капризничать.

Рисунок «Кем я стану, когда вырасту». (Рисунки детей обсуждаются.)

Ритуал прощания с группой.

Занятие № 6 «Танцевальный марафон»

Цель: двигательное раскрепощение, снятие эмоционального напряжения.

Ритуал приветствия.

«Свободный танец - разминка». Участники выполняют любые танцевальные движения под современную музыку.

«Зеркальный танец». Психолог предлагает детям встать в пары. Он начинает танец, выполняя несложные движения под музыку. Задача детей – повторить их, как в зеркальном отражении.

Танец «Четыре стихии». Под музыкальное сопровождение дети двигаются, танцуют. Когда они услышат слова «Вода» - вытягивают руки вперёд; слово «Земля» - опускают руки вниз; слово «Воздух» - поднимают руки вверх; слово «Огонь» - руки в стороны.

Игра «Музыкальный стульчик».

Рисунок «Танец души». (Обсуждение рисунков детей.)

Ритуал прощания с группой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический проект "Развивающий урок -урок будущего"

Учить умеют все системы обучения, но, по-видимому, будущее за теми из них, которые сумеют научить школьников учиться. Одна из таких альтернативных традиционной технологии – система развивающего обучен...

Программа курса внеурочной деятельности «Познаю себя»

Программа внеурочной деятельности для 2 класса...

Развивающие занятия с будущими первоклассниками

"До школы еще целый год", - часто слышим мы от родителей и отвечаем: "До школы только один год"Данная разработка занятия поможет педагогу создать условия для развития у детей дошкольного возраста пред...

Программа курса внеурочной деятельности "Познаю себя"

Программа курса внеурочной деятельности по общесоциальному направлению разработана для 3 класса...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Развивающий курс для дошкольников «Будущий первоклассник»

Современное  общество  предъявляет  новые  требования  к  системе  образованияподрастающего  поколения  и  в  том  числе  и  дошко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 7.1, 7.2. (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО  КУРСА«Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)»для обучающихся с ОВЗ основного общего образован...