Исследование "Межличностные отношения младших школьников"
материал (2 класс) по теме

Смолина Наталья Васильевна

Исследование межличностных отношений среди детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование:  «Межличностные отношения младших школьников»

        Актуальность исследования. В настоящее время происходит процесс интенсивного развития общества, пересматриваются ценности, изменяется политика государства в области образования. Одной из важных тенденций современного образования является возрастание роли личностной парадигмы, выражающейся в создании условий для полноценного проявления личностных функций субъектов образовательного процесса. Это предъявляет повышенные требования ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.

        Попытки преодолеть традиционные подходы в образовании в условиях его реформирования вызывают напряженность в сфере взаимоотношений, ведут к обострению конфликтогенной ситуации в современной школе. Это проявляется, во-первых, в том, что сложность, многогранность и полифункциональность природы образовательного процесса предполагают необходимость разрешения постоянно возникающих конфликтных ситуаций. Во-вторых, кризисное состояние общества и связанная с этим ломка стереотипов, изменение приоритетных ценностей, противоречия во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной, находят свое отражение в педагогическом процессе. В-третьих, присущее современной школе активное преодоление ранее сложившихся стереотипов, появление инновационных тенденций, стремление использовать новые педагогические технологии приводят к возникновению серьезных проблем во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса.

        Преодоление вышеуказанных противоречий особенно актуально для начальной школы. Уже на этой ступени школьного образования дети начинают активно осваивать опыт разрешения конфликтных ситуаций. Стремление младшего школьника познать окружающий мир часто ограничивается неадекватной регламентацией его поведения со стороны взрослых.

        В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема формирования опыта взаимоотношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что конфликтные ситуации раннего детства переживаются значительно острее, чем подобные ситуации в отношениях взрослых.

        Проблема исследования связана с ответом на вопрос, как необходимо строить педагогический процесс, формирующий положительный опыт взаимоотношений младших школьников в условиях межличностного конфликта.

        Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

        Предмет исследования: формирование опыта взаимоотношений у учащихся младшего школьного возраста на основе разрешения межличностных конфликтов.

        Цель исследования: научное обоснование процесса формирования опыта взаимоотношений младшего школьника в условиях разрешения конфликтных ситуаций.

        В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие исследовательские задачи:

1) выявить сущностные характеристики понятия «межличностный конфликт»;

2) определить критерии и выявить особенности опыта межличностных отношений младшего школьника в условиях межличностного конфликта;

3) разработать модель процесса формирования опыта межличностных отношений младшего школьника; 

4) разработать систему личностно-развивающих ситуаций, направленных на конструктивное разрешение межличностных конфликтов в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

        В процессе исследования нами использовались следующие методы:

- теоретический и методологический анализ социальной, философской, психологической и педагогической литературы по проблемам конфликта, инновационным процессам, личностно ориентированному образованию;

- интервьюирование, анкетирование, тестирование  учащихся;

- педагогическое наблюдение и изучение передового опыта учителей;

- диагностика и анализ педагогических конфликтных ситуаций;

- формирующий эксперимент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование развития межличностных отношений младших школьников 2-х классов.

Представленный материал, показывает,  результаты развития межличностных отношений ,анализ статусной структуры,выделены группы,которые распределились неравномерно....

Результаты исследований межличностных отношений младших школьников

В работе представлены различные дидактические игры для гпд, также их можно применять для отработки знаний на уроках....

Современный подход к формированию межличностных отношений младших школьников

Работа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательной школы. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений я...

Аттестационная работа по психологии "Развитие межличностных отношений младших школьников в семье и в школе"

В работе рассматриваются межличностные отношения в семье. а) Семья как социальный институт. б) Особенности общения с ребенком в семье. В )Стили семейного воспитания. г) Диагностика межличностных о...

Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.

Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.  Psychological characteristics of self-consciousness in the interpersonal relationships among you...

«Формирование эстетических отношений младших школьников к предметной дизайн — среде»

По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспит...

Отношение младших школьников к здоровому образу жизни

Статья, расскрывающая отношение младших школьников к здоровому образу жизни...