Причины агрессии в младшем школьном возрасте
классный час (3 класс) по теме

Бакаева Татьяна Васильевна

Причины агрессии в младшем школьном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Бакаева Т.В.

МБОУ  « Зензелинская СОШ »

Беседа

Тема: « Причины агрессии в младшем школьном возрасте »

Задачи:

  1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка;
  2. формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.

Форма:

  1. информационно – практическая беседа.

Участники: 

  1. родители детей класса, учитель.

Ход собрания.

   -   Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

 Что такое агрессия?

    Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

     Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

     Столкновение же с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, - наказывают ребенка. Если проявления агрессии становятся постоянными, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у детей каких-либо психических отклонений. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их.

     Разовые вспышки агрессии могут перерасти в психическое нарушение, если детство ребенка сопровождается грубым, жестоким поведением родителей - и тогда он «заражается» их агрессивностью. Это один из факторов. Второй - когда ребенок живет в атмосфере неприятия eгo, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира. Необходимо найти такое сочетание снисходительности и строгости, чтобы избежать развития агрессивного поведения ребенка.

 Причины детской агрессии

     Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:

  1. врожденные побуждения или задатки;
  2. потребности, активизируемые внешними стимулами;
  3. познавательные и эмоциональные процессы;
  4. актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.

       Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.  Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

      Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

      Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со сверстниками. У ребенка возникает чувство взрослости. И он, требуя отношения к себе как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

    Отдельно следует рассмотреть такую причину, как отношения в семье. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.

   В наши дни происходит нарастание агрессивности общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. Как же помочь адаптироваться ребенку в мире, полном насилия и агрессии

Анкетирование родителей

Критерии агрессивности у ребенка

по Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

         

Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл

 №        Признаки                                                                                                                      

1.        Временами кажется, что в него вселился злой дух        

2.        Он не может промолчать, когда чем-то не доволен        

3.        Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же        

4.        Иногда ему без всякой причины хочется выругаться        

5.        Бывает. Что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит        

6.        Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение        

7.        Он не прочь подразнить животных        

8.        Переспорить его трудно        

9.        Очень сердиться, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает        

10.        Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее всех        

11.        В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот        

12.        Часто не по возрасту ворчлив        

13.        Воспринимает себя как самостоятельного и решительного        

14.        Любит быть первым, командовать, подчинять себе других        

15.        Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых        

16.        Легко ссориться, вступает в драку        

17.        Старается общаться с младшими и физически более слабыми        

18.        У него не редки приступы мрачной раздражительности        

19.        Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться        

20.        Уверен, что любое задание выполнит лучше всех        

 15-20 баллов – высокая агрессивность

  7-14 баллов – средняя агрессивность

  1-6 баллов – низкая агрессивность

 Дети с высокой агрессивностью требуют помощи со стороны взрослых.

Методические рекомендации для родителей

Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).  

2. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.

3.  Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.

Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.

4. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные.

 Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере.

Литература для подготовки к собранию

  1. Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе.  – Ростов на дону: Феникс, 2007.
  2. Родительские собрания: 3 класс/Авт. –сост. И. Ф. Яценко. –М. -:ВАКО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Семинар для учителей начальных классов "Работа с агрессией детей младшего школьного возраста".

Процесс воспитания настолько сложен и полон риска, что большинство педагогов и родителей сейчас испытывают серьезные затруднения. Теоретически нам доступна самая современная информация о воспитании, н...

Применение метода"Мандала" в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста

Материал посвещен применению Арт-терапевтического метода "Мандала"  в работе психолога, для коррекции негативных эмоций....

Статья "Психологические причины неуспеваемости в младшем школьном возрасте" Советы психологов.

Психологические причины неуспеваемости в младшем школьном возрастеПод неуспеваемостью обычно понимают более низкий, по сравнению с предусмотренным учебной программой, уровень усвоения учащимися содерж...

Психолого-педагогические причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и пути их преодоления.

В докладе рассматриваются причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и пути их преодоления....