Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.
статья по теме

Кукушкина Елена Юрьевна

 

Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, новый этап в его жизни. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Чтобы избежать негативных эмоций у школьников, помочь им в адаптации к школе, взаимоотношениях со сверстниками поможет использование сказкотерапии в условиях школьного обучения.  Сказкотерапия – это форма познания и лечения души, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.

                                                                                                         «В мире много сказок,

                                                                                                           Грустных и смешных.

                                                                                                           И прожить на свете

                                                                                                           Нам нельзя без них.

                                                                                                           Пусть герои сказок

                                                                                                           Дарят нам тепло,

                                                                                                           Пусть добро навеки

                                                                                                           Побеждает зло!»

                                                                                                         М. Шаинский

        Жили были…Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки и воспитатели. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки.

        Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам, осознают причины своих волнений через сказочные образы. У детей появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира.

        Оказываясь под воздействием сказки, маленькому ребенку хорошо и комфортно. Но наступает момент, когда ребенок становится школьником и сталкивается с первыми трудностями. Начало учебы – действительно трудное время для ребенка. Да, он хочет в школу, но вдруг ни с того ни с чего начинаются капризы, истерики. Это кажется нам совершенно непонятным, ведь никто не обижает, трудностей пока никаких. А у ребенка тем не менее откуда – то возникают резкие перепады настроения.

        Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые будут определять в дальнейшем успешность его школьного обучения, а самое главное – успешность его социолизации. Будет ли тяжелый период адаптации ребенка к новым, непонятным школьным условиям менее болезненным, во многом зависит от профессиональной и личностной зрелости родителе и педагогов.

       Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. [1]

       Известно, что школьная адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. [1]

       С моей точки зрения, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциалов в новой школьной среде. И мы, учителя, находимся в постоянном поиске путей преодоления дезадаптации младших школьников к учебной деятельности. Именно сказки, помогающие нам с раннего детства, оказываются эффективными и в этой работе.

       Я уверена, что проблема школьной дезадаптации может быть решена при помощи терапевтического использования сказкотерапии в условиях школьного обучения.

       Сказкотерапия – это форма познания и лечения души, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Один из наименее травмоопасных и безболезненных способов развивающей и коррекционной работы с младшими школьниками.

       Создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих младшим школьникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений – вот основная цель моей работы. Ведь, многие дети с трепетом, волнением, тревогой переступают порог школы. А с помощью сказочных образов можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с которыми он столкнется в школьной жизни, значительно расширить способы взаимодействия с другими людьми, т.е. адаптироваться в социуме.  Сказки помогают учащимся задуматься о нравственных качествах, отличать хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту.

Уверена, что при правильной работе над сказкой, робкий ребенок, возможно, впервые попробует быть смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным, а ребенок с низкой самооценкой – поверит в свои способности. Большинство детей младшего школьного возраста затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать их в игровой деятельности, изобразительной и других формах творческой активности, опираясь на образное мышление.

      Воздействие на ребенка через сказку стараюсь осуществлять на уроках литературы, русского языка, окружающего мира, риторики, изобразительного искусства и внеклассной работе.

      Так для урока «Окружающий мир» по теме: «Если хочешь быть здоровым!» во 2 классе, мы подготовили с учащимися инсценировку сказки «Репка на новый лад». Цель сказки: привлечь учащихся к выполнению зарядки по утрам, придать уверенность своим силам, повысить самооценку. Роль «Репки» (без слов) досталась самой робкой, замкнутой девочке класса. Но ведь для нее это главная роль с определенным выходом, движениями, и она ей удалась. Ученица была счастлива, что играет в спектакле, и в глазах одноклассников она значительно выросла. А роль «Мышки» выполнил ученик, которому с трудом удается справляться с физическими нагрузками, по причине полноты. Но в сказке его герой самый ловкий, сильный и выносливый. И это придает школьнику уверенность в своих физических способностях. А также сказка учит каждого ученика добросовестно относиться к своему здоровью. <Рисунок 1>  <Приложение 1>

      Ценность сказки как педагогического приема неоценима и значение ее велико. Сказка дает возможность:

  1. Воспитать у ребёнка отношение к миру, принятое у социума.
  2. Передать ребенку необходимые моральные нормы и правила в доступной форме.
  3. Развить творческий потенциал и креативность.
  4. Развить умения находить собственные ошибки и моделировать ситуации для их исправления.

Все сказки можно разделить на несколько видов:

  1. художественные: народные, авторские,
  2. дидатктические (созданные педагогами, где одушевляются абстрактные символы),
  3. психокоррекционные (созданные для мягкого влияния на поведение ребенка),
  4. психотерапевтические (рассказывается о проблемах человека),
  5. медитативные (созданные для накопления положительного опыта, снятия напряжения).

      При использовании сказок на уроках и внеклассной работе с младшими школьниками            выяснилось, что эти сказки успешно «работают» на детей, имеющих проблемы, такие как:

  1. трудности адаптации к школе;
  2. неприятие себя;
  3. несформированность мотивации к учебной деятельности;
  4. неадекватная самооценка;
  5. неумение разобраться в собственных чувствах;
  6. трудности в осмыслении жизненных ценностей;
  7. агрессивные реакции;
  8. конфликты с родителями и другими детьми
  9. безответственность;
  10. недостаточная сформированность волевой сферы;
  11. отношение к своему здоровью. [2]

      Для меня ребенок, испытывающий трудности в алаптации, не только тот, кому трудно учиться или общаться в соответствии с принятыми нормами, но и тот кому успешное обучение или общение дается за счет высоких психологических затрат.

     Таким образом, всю работу можно выстроить в определенную систему и представить ее поэтапно:

I. Выявление актуальных проблем данного коллектива.

II. Подбор литературного материала.

III. Включение сказкотерапии в учебную деятельность и внеклассную работу.

IV. Организация работы с родителями.

V. Передача накопленного опыта педагогическому сообществу.

     С огромным желанием и интересом готовятся младшие школьники к показам и выступлениям перед одноклассниками и родителями, для которых ребята раскрываются по – новому. В работе со сказками на уроках придерживаюсь следующих этапов работы:

1 этап. Ритуал «вхождения» в сказку (аудиозаписи звуков природы, волшебные атрибуты: цветы, свеча, раковина, перстень, ветерок и многие другие).

2 этап. Рассказывание чтение и сочинение сказки.

3 этап. Анализ сказки.

4 этап. Драматизация.

5 этап. Ритуал «выхода» из сказки (доложен быть таким же как и ритуал «вхождения»).

6 этап. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью).

7 этап. Резюмирование (обобщение приобретенного опыта связь уже с имеющимся, может осуществляться через арт – терапевтические приемы). [3]

      Сказкотерапевтическая работа требует тщательной подготовки и подбора разнообразных приемов работы, которые можно разделить на группы:

1 группа. Приемы, используемые для «разогрева» класса.

1. Учитель может «изменить» внешность, добавив сказочную деталь, или обыграть любой предмет как сказочный.

2. Можно сделать «пропуск» в сказку, который участники могут получить каким – либо необычным способом (по жребию, сорвать с дерева, на нитке воздушного шара).

3. Призывание сказки (мелодичным пением, про себя, ласковыми словами).

4. Отгадывание сюжета или персонажей.

5. Превращение в сказку любой жизненной истории.

6. Сочинение сказки экспромтом.

2 группа. Приемы, используемые для знакомства с текстом.

1. Ученики читают сказку до начала занятия.

2. Учитель читает сказку вслух, с паузами для обсуждения.

3. Сказка читается в классе разными учениками отрывками, с тем, чтобы она раскрывалась по частям.

4. Сказка прочитывается по ролям.

3 группа. Приемы, используемые для анализа сказки.

1. Анализируют, опираясь на вопросы, задаваемые учителем.

2. Анализ сказки ведется от лица героев.

3. Сказку анализирует учитель, а класс имеет возможность дискутировать.

4. Анализ сказки начинается с рисунка, который может быть показан после чтения сказки.

5. Класс создает рисунки к сказке, устраивается выставка с обсуждением. <Рисунок 2, 3>

     Так в 1-2 классах использую следующие формы работы:

1. Отгадывание сюжета и персонажей по описанию («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина).

2. Сочинение «Сказка про добрых великанов». Обобщающий урок по теме: «Там чудеса».

3. Игра «Цветы сказки». Отправляемся в гости к сказочному персонажу. Нужно выбрать цветок, который подходит герою сказки по образу и характеру.

4. Сочинение «Сказка о буквах». Превращение жизненной истории в волшебную сказку.

5. Внеклассное занятие по русскому языку. Коллективное сочинение сказки и инсценировка «Путешествие братьев Жи, Ши, Ча, Ща, Чу, Щу».

6. Окружающий мир. Тема: «Маленькие непоседы». Сочинение сказки «Приключение муравьишки».

7. Рисование на тему «Лес гномов». Передача сказочности и настроения.

8. Рисование на тему «Рисуем сказку». Фрагменты разных сказок, в которых описываются любимые качества характера людей.

9. Лепка из пластилина на тему «Лепим страну Луговой Феи». Коллективная работа.

10. Сочинение сказки «Путешествие в страну Здравия».

11. Праздник «Что нам Осень принесла». Инсценировка сказки «Царица Осень».  <Рисунок 4>

12. Придумать по заглавию свою сказку. С. Прокофьев «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка» и т.д.

      С учениками готовим к выпуску альбом рисунков «Наши любимые сказки» и сборник сказок,  сочиненных учащимися. В работу со сказкой включились и родители учеников. Своими силами старательно оформляют и записывают поучительные сказки для своих детей. Всех захватило коллективное творческое дело, которое дает положительные результаты.

      Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что работа с использованием сказкотерапии является мощным фактором профилактики школьной дезадаптации, помогает оптимизировать процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития души, повышения уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизней и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Список литературы:

1. Битянова М.Р, Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция педагогическая поддержка.

Москва. Педагогический поиск. 1998.

2. Вологодина Н.В. Сказкотерапия, или как стать победителем.

Ростов – на Дону. Феникс. 2006.

3. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.

Санкт – Петербург. Речь. 2007.

Приложение

Ю. Кушанин

Сказка «Репка» на новый лад

Автор

Возле дома огород.

Бабка с внучкой у ворот.

Жучка – хвост колечком,

Дремлет под крылечком.

На крыльцо выходит дед,

Он в большой тулуп одет.

Из открытого окна

Деду музыка слышна.

«На зарядку, на зарядку

Становись!»

Дед

У меня здоровье крепкое,

Посажу – ка лучше репку я.

Автор

Лопату берет,

Идет в огород.

Бабка

И у бабки без зарядки,

Слава богу всё в порядке!

Автор

Рот разевает,

Сладко зевает.

Внучка

Клонит бедную ко сну!

С понедельника начну.

Автор

На лавку садится –

Заплетает косицу

(Выходят Жучка и Кошка)

Жучка

Поиграем лучше в прятки!

Кошка

Обойдемся без зарядки.

Автор

Жучка за кошкой,

Кошка в окошко.

Выходит мышка

В спортивных штанишках,

Майка на теле,

В лапках гантели.

Мышка

Раз и два! И три четыре!

Стану всех сильнее в мире!

Буду в цирке выступать

Бегемота поднимать!

 

Автор

Бегает, прыгает,

Лапками дрыгает.

Дед

Ох, умаялся с утра…(уходит.)

Бабка

Да и мне на печь пора.

(Уходит или садится на лавочку.)

Звучит музыка. Слышны слова: «На зарядку, на зарядку становись!»

Автор

На крылечке снова дед.

Видит репу в огороде

И себе не верит вроде.

Встал он возле репки –

Репка выше кепки.

Из открытого окна

Та же музыка слышна.

Дед

Эх, бульдозер бы сюда,

Без него – совсем беда!

Автор

Тянет - потянет –

Вытянуть не может.

Дед

Где ты бабка?

Бабка

Я сейчас!

Ай да репка удалась!

Автор

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут – потянут –

Вытянуть не могут.

Дед

Как тянуть? С какого боку?

Выйди, внучка, на подмогу!

Автор

Внучка за…

Внучка

Ломит спину, ноют ручки!

Нет, не справится без Жучки.

Автор

Жучка за внучку…

Жучка

Разбудить придется кошку.

Пусть потрудится немножко!

Автор  

Кошка за жучку…

Бабушка

Мышку кликнуть бы на двор.

  Кошка

Мышку звать? Какой позор!

Мы пока и сами,

Кажется, с усами.

Автор

Тут из норки мышка – прыг,

Ухватилась за турник.

Мышка

Чем топтать без толку, грядку –

Становитесь на зарядку.

Чтоб за дело браться,

Надо сил набраться!

Автор

Все выходят по порядку,

Дружно делают зарядку.

Дед и бабка

Влево – вправо, влево – вправо –

Получается на славу!

Мышка

Встали! Выдохнуть, вдохнуть!

А теперь пора тянуть!

Автор

Мышка за…

Тянут – потянут, вытянули репку.

Чтобы быть всегда в порядке,

Надо делать всем зарядку!                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение слоговой структуры в преодолении ОНР у младших школьников с ЗПР

Значение слоговой структуры в преодолении ОНР у младших школьников с ЗПР...

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности младших школьников

Возрастно-специфические причины школьной тревожности (из книги Микляевой А.В. «Школьная тревожность», СПб, Речь, 2008)....

Преодоление агрессивного поведения младших школьников.

Структура агрессивных проявлений. Источники и особенности агрессивных проявлений в поведении младших школьников. Характерные особенности агрессивного ребёнка. Направления работы п...

Развитие речи младших школьников методом сказкотерапии

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, ...

Развитие речи младших школьников методом сказкотерапии

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, ...

Виды и пути преодоления дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в про...