Трудности первоклассника. Развивающее занятие, направленное на повышение адаптации детей к школе.
методическая разработка (1 класс) по теме

Шаповалова Елена Александровна

Начало школьной жизни - это важный этап в процессе школьного обучения. Многие дети испытывают трудности в учёбе и общении в классном коллективе. Школьная дезадаптация требует  дополнительных усилий сос тороны педагогов и родителей. Представленное развивающее занятие помогает повысить уровень адаптации первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_pervoklassnika.docx45.59 КБ

Предварительный просмотр:

Е. А. Шаповалова, психолог, г. Краснодар

Трудности первоклассника

Развивающее занятие, направленное на повышение адаптации детей к школе

Цель: помочь детям научиться справляться с трудностями

План

I Организационный момент:

  1. вступительное слово ведущего;
  2. знакомство.

Дети бросают друг другу мячик, называя перед броском своё имя, затем по сигналу ведущего – имя того, кому бросают мячик. Игра «Имя оживает».

Каждый ребёнок решает в какое животное (растение) можетпревратиться его имя и называет его.

Ведущий после этого упражнения предлагает ребятам посмеяться и зачитывает детям вредные советы.

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ПЕРВОКЛАССНИКАМ

Когда вы впервые приходите в школу,

Немедленно, тут же начните с футбола.

Пусть вместо мяча у вас будет портфель,

А вместо ворот – ваша школьная дверь.

Затем хорошо бы немного подраться;

Кого-то толкнуть и над ним посмеяться,

Мелом на стуле соседа писать,

Чем-нибудь гадким испачкать тетрадь.

Когда же вы вволю навеселитесь,

Спокойно, с ногами на парту ложитесь.

Ведь так хорошо на уроках поспать;

Или о чем-то своем помечтать!

Как вам понравились эти советы!

Скажите, пожалуйста, мне по секрету.

II Основное содержание занятия:

  1. ведущий предлагает детям собрать «копилку трудностей». Например: «Мне трудно сидеть на уроке» и т.д. Высказывания детей ведущий фиксирует.
  2. обсуждение трудных ситуаций

Работа со сказкой. Ведущий читает детям сказку.

«В одном лесу...» (автор – Л. Исаева)

В одном лесу жили лисы. Они жили большой и дружной семьей. Одно поколение сменяло другое, и не было им равных по силе и ловкости. Они славились как опытные и умные охотники. В этой семье рос маленький лисенок. На радость родителям он был веселым и подвижным. Однажды родители решили, что настало время готовить лисенка к взрослой жизни. Необходимо было пройти испытание. Такие испытания проходили в специальных лесных школах, где самые старшие и опытные лисы передавали свое мастерство молодому поколению.

Лисенок радостно бегал в школу. Он хотел скорее научиться всему  сразу: и бесшумно передвигаться по лесу, и развить тонкость слуха, и различать все лесные запахи, и тренировать остроту зрения. Но с каждым днем он становился все грустнее и задумчивее. Ему не удавалось повторить за лисом все упражнения, не получалось делать все так же легко и быстро.

Горько плакал лисенок: «Почему у меня ничего не получается? — спрашивал он. — Я плохой. Я ничего не умею!»

Долго беседовал лис-отец с сыном; рассказывал ему о знаменитых предках, лучших охотниках всех времен, прославленных во всех лесах.

Пришлось лисенку дальше заниматься в лесной школе. Но теперь он не суетился, не бегал без дела. Старался ходить бесшумно, все вокруг замечать, старался исправлять все ошибки, не унывать при неудачах и промахах. Трудно было лисенку. Но вот наступил день проверки на силу и выносливость. Друзья лисенка стали крепкими и хитрыми. Ловкость и сноровка были в их движениях.

На поляне собрались все лесные звери. В этот великий день даже недруги стали друзьями. Испытания были долгими и трудными. Каждый участник был лучше другого. Дошла очередь и до лисенка. Но где же он? Что-то его не видно! Он превратился в красивого лиса, ловкого и сильного, смелого и быстрого. Маленький лисенок стал настоящим охотником,достойным потомком своих великих предков. Маленький лисенок поверил в себя и добился всего, чего хотел. Теперь, и о нем лисы-отцы рассказывают легенды другим маленьким лисятам.

После прочтения сказки ведущий задает вопросы для обсуждения:

  1. К чему готовили лисят в лесных школах? (К будущей взрослой жизни.)
  2. Почему лисенку было трудно в школе? (хотел научиться всему сразу без труда.)
  3. Почему лисенок считал себя плохим?
  4. Куда делся лисенок в конце сказки? Почему автор сказал «нет его больше»? (Он стал лисом.)
  5. Были ли у вас похожие ситуации в жизни?
  6. Что в этой сказке кажется вам самым интересным?

Далее ведущий предлагает детям отгадать загадки о школе:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь:

Солнце, море, горы, пляж,

Что же это?

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Новый дом несу в руке.

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.
По черному белым

Пишу то и дело.

Потру тряпицей –

Чиста страница.

Черные птицы

На каждой странице

Молчат, ожидают.

Кто их прочитает.

То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можно и нарисовать...

Что такое — Я?..

Ведущий предлагает послушать сказку. Работа со сказкой.

«Про львенка Пашу» (автор – И. Писарева)

Жил-был лев, но не большой и свирепый, а маленьким и пушистый. Это был львенок. Звали его Паша.

Он был озорным, симпатичным, сообразительным Ему очень хотелось, чтобы все знали, какой он хороший, чтобы учитель Жираф Алексеевич чаще его хвалил, и все зверята играли с ним.

Но почему-то Пашины мечты не исполнялись. Как Львенок ни старался, ничего не получилось. Например, на уроке он всегда первым решал задачи. Ему так хотелось первым ответить! Но учитель просил сидеть тихо и поднимать лапки, когда кто-нибудь справится с заданием. А Паша боялся, что спросят кого-то другого и никто не заметит, какой он умный. И львенок начинал ерзать на месте и сопеть, а потом не выдерживал и вскакивал с места: «Ну что вы так долго думаете? Я давно уже все решил! Эх вы, копуши!» Но за Пашу почему-то никто не радовался, а учитель Жираф Алексеевич даже несколько раз выставлял его за дверь. Львенок злился на учителя и одноклассников и думал: «Они просто завидуют мне, потому что я самый умный, а они бестолковая мелюзга!»

Шел как-то обиженный Паша, пинал камешки на дороге и вдруг увидел свою подружку – хрюшку Дашу. Даша обрадовалась, увидев Пашу, и они пошли вместе играть. Игра была такая: надо было кидать желуди в мишень. Даша всегда промахивалась. Паша злился:

— Какая же ты неуклюжая! Дайка я кину!

— Но теперь моя очередь, — обижалась Даша.

— Ты все равно промажешь. Лучше посмотри как ловко у меня, получается» — возражал Паша. Но Даша не захотела посмотреть и ушла домой.

— Вот  противная! — злился львенок. Но ему стало грустно. И он тоже поплелся домой. А дорога шла через лес. Паша шел по тропинке, думал о том, что никто его не понимает… и вдруг споткнулся о пенек и упал. Львенок расплакался, уткнувшись лицом в траву. Долго он плакал. А когда успокоился и протер заплаканные глазки, увидел, что настала ночь, а снеба на него смотрят звездочки. И Паше показалось, что, это не звезды, а глаза его одноклассников, хрюшки Даши, мамы, Жирафа Алексеевича… Они же не знают, куда он пропал!Они же волнуются за него!

Паша вспомнил, что он сегодня обидел одноклассников: не дал им дорешать задачку. Он обидел Дашу: так и не научил её правильно бросать желуди. Он обидел маму: не пришел вовремя домой, а она ведь ждет его. Подумал он обо всем этом и сделал такой вывод: «Они все  такие хорошие, а я их обидел! Значит, не такой уж я умный. Побегу-ка я домой и все-все исправлю!» Прибежал он домой, обнял маму-львицу, поцеловал ее и сказал: «Прости меня, мамочка. Я знаю, что ты волновалась. Я постараюсь так больше не делать». Мама не стала сердиться, а накормила Пашу вкусным ужином.

Утром львенок пришел в класс. Все звери сторонились его, не хотели с ним разговаривать. А когда начался урок, Паша опять решил сложную задачу первым. Но теперь он не стал мешать другим, а поднял свою мохнатую лапку. Учитель удивился, вызвал Пашу к доске и поставил ему пятерку, а потом попросил его помочь тем, кто не справился с задачей.

После уроков Паша побежал к Даше. Он извинился за свою вчерашнюю грубость и научил Дашу играть в желуди. Они весело играли весь день, и Паша всегда уступал подруге.

Когда наступил Пашин день рождения, все пришли его поздравить. Никогда еще у львенка не собиралось так много гостей! Все дарили Паше подарки и хотели с ним дружить.

Паша был счастлив и, засыпая, подумал: «Как хорошо, когда другие заботятся о тебе! Но еще приятнее самому заботиться о других!»

После прочтения сказки ведущий задает вопросы детям.

Вопросы для обсуждения

  1. Чего так сильно хотелось львенку в начале сказки? (Чтобы все заметили, какой он замечательный)
  2. Отчего он был так счастлив в конце сказки? (Как хорошо, когда другие заботятся о тебе, как приятно самому заботиться о других)
  3. Как получилось, что Пашины желания в процессе сказки изменились?
  4. Были ли у вас похожие ситуации?

Комментарии для ведущего.

Постарайтесь в итоге подвести детей к выводу: «Чтобы изменить ситуацию, я должен измениться сам».

После работы со сказкой ведущий предлагает детям заполнить таблицу.

Ты – ученик, это значит

ты можешь

ты должен

Заполни таблицу. Отметь значками  или :

Дети отмечают значками в тетрадях и на доске.

Смотреть телевизор

Запоминать задания учителя

Играть

Внимательно слушать учителя

Высказывать свое мнение

Выполнять задания учителя

Одеваться по своему желанию

III Подведение итога занятия

В итоге подводим детей к выводу, что те или иные трудные ситуации, которые необходимо преодолевать, встречаются в жизни всех первоклассников и что трудностей не надо бояться, а надо их преодолевать.

Литература:

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе М., 2000
  2. ПанфиловаМ.А. Лесная школа М., 2002
  3. ПанфиловаМ.А. Игротерапия общения М.,2000
  4. ХухлаеваО.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души М., 2001
  5. ХухлаеваО.В. Тропинка к своему Я М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей в школе. Новые обязанности — первые трудности.

Я считаю, что школа несет что-то другое, невероятно значимое, необходимое для детей. Как хорошо, если маленький человек бежит в школу общаться - с новыми знакомыми, с учителем. Только потом постепенно...

Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе

Описываются трудности, которые возникают у первоклассников в период адаптации в школе и пути их решения....

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на адаптацию первоклассников к школе

Занятие, направленное на содействие успешной социально-психологической адаптации учащихся первых классов к школьному обучению. Может быть использовано как самостоятельное, проводимое перед диагностико...

Трудности адаптации детей к школе

Рассмотрены основны аспекты адвптации детей к школе....

Трудности адаптации детй в школе.

Презентация. Трудности адаптации детей в школе. Помощь родителей в школьных успехах ребёнка. Родительское собрание. Несколько советов  родителям....

Конспект коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие познавательной сферы детей с ОВЗ

Коррекционно-развивающее занятие "Путешествие в страну геометрических фигур". Направлено на развитие познавательной сферы детей с ОВЗ (возрастная категория зависит от их психофизических возм...

Адаптация детей к школе: трудности и пути их преодоления

Статья на тему: Адаптация детей к школе: трудности и пути их преодоления...