Конспект урока по психологии "Понятие о внимании: функции, свойства, виды".
план-конспект урока по теме

Тишина Елена Владимировна

Конспект урока по психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы

Конспект

Учебные задачи (таксономия)

Формы сотрудничества

Функции учителя

Организационный момент




1. Понятие внимания




































Здравствуйте! Сегодня мы с вами подробно рассмотрим «Вопрос о внимании: функции, свойства, виды». Этот вопрос является одним из вопросов Государственного экзамена, поэтому лекция поможет вам в его подготовке.

Внимание в системе психологических феноменов занимает особое положение. Оно включено во все остальные психологические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучить в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

  Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

  Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением. Внимание сопутствует каждой деятельности как составной элемент различных психических      (восприятие,      память,      мышление)   двигательных   процессов.   Внимание,   с   одной   стороны, является сложным познавательным процессом, с другой — психическим      состоянием,      в      результате     которого улучшается      деятельность.      Внимание      порождается деятельностью  и  сопутствует  ей.  За вниманием  всегда стоят     интересы,     желания,     установки,     потребности, направленность личности.






1.1.-задачи на узнавание;

1.2.-задачи на воспроизведение отдельных фактов понятий;

1.4.-задачи на воспроизведение текста;

2.2.-задачи на перечисление и описание фактов;

4.1.-на сочинение обозрения

Учитель – группа, учитель - ученик


Учитель-группа

Организатор





Информатор, контролер, организатор

2. Основные

функции

внимания























































3. Свойства внимания














































4. Виды внимания



























































 Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.                       

  Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

  В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при  внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо. Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности.

 Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях.   Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на    мысли    и    образы, находящиеся    в    сознании человека.  В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В         некоторых    случаях,    когда    человек    проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность  других познавательных процессов.

 


Характеристика индивидуальных особенностей внимания включает в себя следующие свойства: объем, переключение, распределение, сосредоточенность, устойчивость и избирательность.

  Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов за 1—1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7—9 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала.

 Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой от одного объекта к другому.

  Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха.

  Распределение внимания — это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе.

  Устойчивость внимания — это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружаю- щей действительности.

  Избирательность внимания — это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и в его отвлечении от других.   Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.



  Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное),непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.

  Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки.

  Внутренним    вниманием    называется    направленность сознания   па   явления   и   состояния   внутренней   среды организма.

  Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека, с окружающим миром, другими людьми, в познаний ли самого себя, в умении управлять собой.

  Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

  При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий.

постановки цели - как реакция, на сильный звук, яркий, свет, новизну предмета.

  Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели – как реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета.

  Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание сосредотачивается на короткий срок. Но произвольное внимание может удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др. Так может приковать внимание учащихся преподаватель, интересно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специально, с целью достижения положительного результата деятельности, в данном случае урока.

  Следовательно, внимание является не только фактором, ограничивающим психическую деятельность, но и само может регулироваться извне, в частности, в педагогическом процессе.

Послепроизволъное     внимание     возникает  вслед     за произвольным.     Это     значит,     что     человек     сначала сосредотачивает   сознание на   каком-то   предмете   или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем  сам  процесс  рассматривания  предмета или  сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Все три  вида внимания — это динамичные процессы,

связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое – то время становится преобладающим.



1.2.- задачи на воспроизведение отдельных фактов, понятий;

1.4.-задачи на воспроизведение текста;

2.5.-задачи на сравнение и различение;

2.6.-задачи на упорядочивание (классификацию)













































1.1.-задачи на узнавание;

1.2.-задачи на воспроизведение отдельных фактов понятий;

1.4.-задачи на воспроизведение текста;

2.5.-задачи на сравнение и различение;

3.5.-задачи на аргументацию


































1.2.-задачи на воспроизведение отдельных фактов, понятий;

1.4.-задачи на воспроизведение текста;

2.2-задачи на перечисление и описание фактов;

2.5.-задачи на сравнение и различение;











































Учитель - группа
























































Учитель - группа














































Учитель - группа




















































Информатор, контролер, организатор























































Информатор, организатор, контролер













































Информатор, организатор, контролер































































































































Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого — началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение я формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. По мнению Н. Ф. Добрынина, в результате воспитания дети вынуждены- обращать внимание;"".на требуемое от них действие, и постепенно у них, дока еще в примитивной форме, начинает проявляться сознательность. Большое значение для развития .произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное   внимание. Знакомство   со   все   большим   и   большим количеством   предметов      и      явлений,      постепенное формирование     умения     разбираться     в     простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними,   игры,   в   которых   дети   подражают   взрослым,  манипулирование игрушками и   другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

Основной особенностью дошкольника является то, что его

произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок

легко   отвлекается   на   посторонние   раздражители.   Его

внимание   чрезмерно   эмоционально,   —  он   еще   плохо

владеет   своими   чувствами.   При   этом   непроизвольное

внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В процессе школьных занятий ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные ситуации. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что : достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным.

B старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Однако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма   ребенка,   но   и   значительным   возрастанием

потока воспринимаемой информации и впечатлений школьника.

  Л. С. Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследить закономерности возрастного развития внимания. Он писал, что с первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд это окружающие







































 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики для 3 класса.Сочетательное свойство умножения.

Тема: Сочетательное свойство умножения.Тип урока: урок введения нового знания. Дидактическая задача: Познакомиться с сочетательным свойством умножения и формировать представления о возможно...

Конспект урока по теме "Вода и её свойства"

Урок окружающего мира по теме " Вода и её свойства" 2 класс...

Конспект урока по математике на тему: "Переместительное свойство сложения" для 2 класса школы 8 вида

Данный конспект урока предназначен для учителей начальных классов школы 8 вида....

Конспект урока по математике Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.

Предмет: математикаКласс: 3-7Тема урока:. Самостоятельная работа № 9 "свойства деления " поупражняемся в использовании свойств деления.Цели урока: совершенствовать вычислительные навыки; повторить пра...

Конспект урока : Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Признаки имён существительных. Синтаксическая функция имени существительного в предложении.Цели урока: обобщить знания учащихся об имени существительном; закре...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)" 3 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся умений определять свойства воды; правильно вести себя на льду.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять свойства льда;- знать понятие &laq...

Конспект урока по русскому языку "Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...