"Особенности адаптационного периода первоклассников" Семинар-тренинг для родителей
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Халитова Джамиля Чолпонбаевна

 

Предлагаемый семинар-тренинг предназначен для родителей первоклассников и будущих первоклассников. Главная цель мероприятия – познакомить родителей с психологическими особенностями протекания адаптационного периода ребенка при поступлении в школу и научить их справляться с возникающими трудностями. На наш взгляд, данная форма работы с родителями наиболее эффективна, так как кроме теоретического материала, предлагаемого психологом, в ней содержатся несложные практические упражнения и задания, которые впоследствии могут быть использованы участниками тренинга  в семьях вместе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley_pervoklassnikov.rar589.96 КБ
Файл adaptatsiya_pervoklassnikov.rar128.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №1» г. Губкинский ЯНАО

 

 

 «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

Семинар-тренинг для родителей

Автор-составитель:

Халитова Джамиля Чолпонбаевна

педагог-психолог МБОУ «ООШ№1»

Губкинский, 2012 г.


Цель:

Повышение психологической компетентности родителей в области взаимодействия с детьми на протяжении всего адаптационного периода первоклассника.

Задачи:

  1. Знакомство участников тренинга друг с другом.
  2. Создание атмосферы доброжелательности.
  3. Осознание причин и проявлений адаптационного периода первоклассника.
  4. Определение способов поддержки и помощи ребенку.
  5. Обобщение опыта и способов взаимодействия с детьми (собственный опыт родителей, педагога и психолога).

Краткое описание мероприятия

Предлагаемый семинар-тренинг предназначен для родителей первоклассников и будущих первоклассников. Главная цель мероприятия – познакомить родителей с психологическими особенностями протекания адаптационного периода ребенка при поступлении в школу и научить их справляться с возникающими трудностями. На наш взгляд, данная форма работы с родителями наиболее эффективна, так как кроме теоретического материала, предлагаемого психологом, в ней содержатся несложные практические упражнения и задания, которые впоследствии могут быть использованы участниками тренинга  в семьях, вместе с детьми.

К данной разработке прилагается презентация, которая демонстрируется по ходу предоставления информации, и может быть использована ведущим по своему усмотрению.

Ход мероприятия

  1. Введение.
  1. Представление психолога.

Добрый день! Меня зовут Джамиля Чолпонбаевна, я педагог-психолог.

Цель нашей встречи сегодня – раскрыть особенности адаптационного периода первоклассника, выявить причины трудностей, которые могут возникнуть в вашей семье, с тем, чтобы суметь помочь нашим детям в этот непростой для них период жизни.

  1. Для начала я предлагаю познакомиться со всеми поближе. Сделаем это не совсем обычным способом. Поиграем в игру «Снежный ком». (Участники, сидя в кругу, каждый по очереди называют хорошее качество своего характера, которое начинается с первой буквы его имени. Например, Джамиля: «Д» -Добрая. Следующий участник называет себя и представляет предыдущих членов группы.)
  2. Деление участников тренинга на 2 группы. Проводится игра «Белый-пушистый». Образуются две группы: «белые» и «пушистые».

  1. Основная часть.
  1. Задание для работы в группе (5 минут):

Отметьте, какие изменения произошли в вашем ребенке при поступлении в первый класс? Например, ребенок стал более плаксивый, капризный или более самостоятельный (проявления могут быть как положительные, так и отрицательные).

По окончании отведенного времени каждая группа зачитывает результаты своей работы. Обсуждение.

Ведущий подводит итог.

  1. Задание для работы в группе (5 минут):

Определите основные пути и способы поддержки ребенка в адаптационный период? Например, как можно поддерживать оптимальный уровень работоспособности или тренировать волевые усилия, какие вы знаете пути и способы снятия напряжения и т.д.

По окончании отведенного времени каждая группа зачитывает результаты своих обсуждений.

Ведущий подводит итог и дополняет полученную информацию.

  1. Игра на снятие напряжения «Снежки»

Участники тренинга встают в круг. Каждому предлагается взять как можно больше листов бумаги, хорошо смять каждый лист в комок и бросить его в центр круга на пол. Формируя комочек, необходимо мысленно вложить в него все свои негативные эмоции. После того, как все листы будут превращены в комки, круг участников делится пополам, образуя две команды, стоящие друг против друга. По сигналу ведущего (например, зазвучала музыка), команды начинают перебрасывать «снежки» на территорию противника. Их задача – избавиться от снежных комочков. По окончанию музыки игра останавливается. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньше «снежков».

  1. Упражнение «У меня хороший ребёнок, потому что….»

Мы часто говорим о своих детях, мы часто видим недостатки наших детей. А всегда ли замечаем их достоинства?

Я предлагаю вам сейчас 10 раз продолжить предложение «У меня хороший ребёнок, потому что….»

- легко ли было это сделать?

- какие возникли затруднения?

- часто ли мы задумываемся о том, сколько хорошего в наших детях?

- зачем нам надо думать о положительных качествах детей, что это нам даст?

  1. Ведущий подводит итог, выводит общие рекомендации.

  1. Заключительная часть.
  1. Рефлексия.
  2. Заполнение анкеты:

- Был ли тренинг полезным для Вас?

- Что больше всего понравилось (не понравилось)?

-Появилось ли желание еще раз поучаствовать в подобном мероприятии?

- Какие еще темы Вы хотелибы обсудить в таком формате?



Подписи к слайдам:

Принимать ребенка -значит любить его не за то,что он красивый, умный, способный, отличник, а просто так, просто за то, что он есть!Б.Ю. Гиппенрейтер
Чувстварадость тревогавосторг растерянностьудивление напряжение Первоклассник – это ребенок… воспитатель, группа беспечность, беззаботность игра детский сад (дошкольник) учитель, сверстники требования, обязанности учебная деятельность школа (школьник) В первые дни (недели) снижается сопротивляемость организма Может:Нарушаться сонНарушаться аппетитПовышаться температураОбостряться хронические заболеванияДети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут Свое пространство
портфель, тетради, учебники
соблюдениеграфика работы и отдыха
своя комната, рабочее место - письменный стол
Внешние атрибуты
Режим дня
Как помочь ребенку учиться в школе? Витамины комплекса В:В1 – хлеб с отрубями, крупы, фасоль, печень, свинина В2 В6 молочные продукты, рыба, яйца, свежие овощи В условиях стресса истощаются запасы: кальция магния Необходимо регулярное употребление витамина С Дневной сон
Расслабляющие ванны (пустырник, шалфей и др.)
Прогулки на улице не менее 2–х часов в день
Подвижные игры
РОДИТЕЛЯМСоставьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением.Не пропускайте трудности возможные у ребенка на начальном этапе обучения. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 летних детей.
ПЕРВОКЛАССНИКА Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо давать малышу физическую разрядку. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. С поступлением в школу в жизни ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Принимайте участие в жизни класса и школы.
ПАМЯТКА Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Искренне интересуйтесь его школьными делами. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость.Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. У д а ч и в а м!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности первоклассника,помощь ребенку в адаптационный период к школе со стороны родителей

Младший школьный возраст –  это возраст формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятел...

Особенности адаптационного периода первоклассников

Адаптация к первому классу – один из важнейших периодов в жизни ребенка, период формирования его ученических и личностных качеств. Нередко этот этап становится труднейшим испытанием, как для новоиспеч...

Особенности адаптационного периода пятиклассников

используется на родительских собраниях и педсоветах. Говорится о возрастных особенностях данного возраста и о трудностях адаптации....

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника.

Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных мо...

Особенности адаптационного периода у детей 1-х классов

Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4-6 недель, а у ослабленных – до 8 недель. Наблюдение за первоклассниками показало, что их адапта...

Особенности адаптационного периода первоклассников .

Как помочь ребёнку адаптироваться в  школе...