Самооценка младших школьников с разным уровнем социальной компетенции
статья по теме

Федонюк Оксана Николаевна

Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуаль­ности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Именно поэтому одной из важнейших педагогических задач стала задача «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka_mladshikh_shkolnikov.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

 «Самооценка младших школьников с разным уровнем социальной компетентности»

С поступлением ребенка в школу начинается его переход к учению как систематической целенаправленной деятельности, на основе которой развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и, если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Гармоничное развитие личности предполагает становление относительно высокой самооценки и формирование чувства компетентности, которое считает центральным новообразованием у младшего школьника.  

Социальная компетентность, определяемая как совокупность знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, и личностных качеств, связанных со способностью брать на себя любовь, призвание, веру, обеспечивает адаптацию личности в обществе и способствует ее самореализации, самоактуализации и самоопределению.

Вопрос о формировании социальной компетентности тесно связан с ее различными составляющими и временем их приобретения личностью. В своей работе мы будем рассматривать самооценку младшего школьника, как один из факторов, напрямую связанный с оценкой ребенком себя, своих возможностей и способностей.

        Цель работы: выявить уровень развития самооценки у младших школьников с различным уровнем социальной компетентности.

Гипотеза: существуют различия самооценки у  детей с различным уровнем социальной компетентности.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью гармоничного развития личности, что предполагает становление относительно высокой самооценки, ориентации на успех и формирования чувства компетентности, которое позволяет младшему школьнику активно приобщаться к общественной жизни, овладевать учебной деятельностью и определяет его адаптацию в обществе.

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

 При таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке . Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Именно поэтому одной из важнейших педагогических задач стала задача «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке».

В начале работы изучена социальная компетентность и самооценка младших школьников , результаты исследования показали, что к концу младшего школьного возраста у детей, имеющих низкий уровень социальной компетентности, самооценка находится или на высоком уровне, или на уровне ниже среднего. У детей, имеющих средний уровень социальной компетентности, и уровень самооценки тоже чаще средний (адекватный). У детей с высоким уровнем социальной компетентности самооценка высокая или адекватная.

Причинами формирования неадекватной самооценки зачастую является Причины формирования неадекватной самооценки:

1.Ограниченный круг общения и деятельности. Некоторые родители ограничивают сферу деятельности детей только учением: дети не имеют других увлечений и занятий, не посещают кружки, не заняты работой по дому. Тем самым ограничиваются сферы, где дети могут проявить себя, а затем и оценить. Следствием этого становится отсутствие представлений и знаний о тех ситуациях, в которых требуется проявить определенное качество, выполнить определенные действия, совершить нужный поступок. Это, в свою очередь, также служит причиной неадекватности самооценки.

2.   Заниженные или завышенные оценки, даваемые ребенку другими людьми. Такие оценки особенно влияют на детей, обладающих повышенной внушаемостью, несамостоятельностью в выводах, ориентацией на оценки других. Эти дети верят, что мнение другого человека более объективно, чем собственное, они склонны учитывать избирательно либо только плохие, либо только хорошие отзывы о себе.

3.  Слабое развитие оценочных отношений в коллективе. Отсутствие традиции оценивать и контролировать действия и поступки одноклассников приводит к нетребовательности, не формирует правильность критериев оценки и самооценки.

4.  Случайные успехи или неуспехи – то, что называется везением и невезением, хотя, безусловно, этот фактор менее значим.

Предложены рекомендации по работе с детьми с низким о завышенным уровнем самооценки.

В своей работе протяжении всего учебного года я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:

- выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, написания новой буквы. В конце страницы нарисовать круг и раскрасить его тем цветом или символом, который скажет, как вы оценили свою работу в прописи;

- научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте;

- выполнение самооценки на различных этапах урока, например, этап первичного закрепления, задание – вставить пропущенные слагаемые. Прежде чем дети приступят к выполнению данного задания, прошу каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха». После выполнения и проведения проверки такого вида работы дети снова обращаются к «дорожке успеха» и определяют этап на этой дорожке, который и будет адекватной самооценкой.

самооценке должна предшествовать учительская оценка, поскольку именно она является непременным условием формирования учебной самостоятельности школьника, развития его личности. Давая оценку деятельности каждого ученика, учителю необходимо комментировать свою оценку. Только в этом случае ребенок осознает, в чем он был прав, а в чем неправ. Необходимо подобрать такие слова, чтобы ребенок понял свою ошибку, и чтобы эти слова не были бы унизительными для него. Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской. В процессе самопроверки и оценки своей работы, несомненно, у ученика формируется объективная самооценка, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, что существенно влияет на развитие личности в целом, на воспитание социально активной, нравственной личности.

- в конце недели каждый ребенок создаёт в дневнике достижений картины из фигурок ,которые они получают за активную работу на уроках.

Так же  каждый день мы играем с детьми в игры ,которые помогают провести коррекцию адекватной самооценки ,например игра «волшебные очки»-ребятам класса уже известно ,что у нас в классе есть волшебные очки,в которых можно разглядеть только хорошее…Ребята с радостью делают друг-другу комплименты и с большей радостью их принимают.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности, необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. На своих уроках я стремлюсь не только содержательно оценивать работу ученика, но и давать соответствующее пояснение. Ни в коем случае не сравниваю одного ученика с другим. Сравнение достижений идет только по отношению к самому себе.

Похвалить необходимо, даже за незначительный успех слабых учеников. Это приводит к тому, что ученик начинает уважать сам себя, а значит, начинают уважать его и одноклассники. Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения

В этой статье я предлагаю опыт работы. который позволил сделать учебный процесс увлекательным, личностно значимым и эффективным, так как качество знаний в классе значительно повысился. Он может быть и...

Исследование уровня самооценки младших школьников.

В данной работе представлен один из способов исследования уровня самооценки школьников младших классов (2 кл.)...

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....

Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»

Данная статья поможет вам учесть все стороны, которые влияют на  формирование сплоченного ученического коллектива....

Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости

Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости...

"Самооценка младших школьников с разной успеваемостью".

Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно ...

Особенности социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки

В статье представлены результаты исследования социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки. Результаты работы могут быть использованы педагогами- психологами и педагогами при ...