Психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития».
рабочая программа (1 класс) по теме

Цель данного курса: познавательно-личностное развитие школьников, формирование умения осуществлять различные умственные действия; развитие самостоятельности, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать своё мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rup_upr.zip99.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Основанием для разработки данной программы служат:

  1. Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида (Приказ МО РФ от 10.04.2002г.  №29/2065-п).
  2. Программа курса «120 уроков психологического развития младших школьников». /Сост.: Н.П. Локалова. -М.: «Ось», 2011.

Актуальность курса заключается в том, что в настоящее время все понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры  на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в школе становиться невозможным. Всё чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Именно в ответ на этот запрос и была разработана психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития».

Цель курса: познавательно-личностное развитие школьников; формирование умения осуществлять различные умственные действия; развитие самостоятельности, способности к рассуждению, самоконтроля, стремления отстаивать своё мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формирование таких психологических качеств и умений, которые помогают школьникам усваивать учебный материал на предметных уроках.

Задачи курса:

  1. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействие в социуме;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие общеучебных умений и навыков;
  4. Формирование позитивной самооценки, самоуважения;
  5. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

-   умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;

-    способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

       -    формирование социально адекватных способов поведения.

6.  Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

-     воспитание целеустремлённости и настойчивости;

-  формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

-  формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-     формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

7.  Формирование умения решать творческие задачи;

8. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

           Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приёмах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

Условия эффективности психологической помощи состоят в следующем:

1. Органичное включение в традиционную организацию учебного  процесса в коррекционной школе.

2.  Проведение психологической развивающей работы учителем в привычной для него форме.

3. Отсутствие необходимости для её реализации в переучивании учителя либо в его длительной специальной подготовке.

4.   Простота материального обеспечения работы.

Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, определяющего ведущий механизм психического развития.    Основными принципами работы программы являются: учёт возрастных особенностей, доступность, последовательность, системность, эффективность, личностно-ориентированный подход, управляемость образовательным процессом, сочетание индивидуальной и коллективной работы.

Программа составлена с учётом основного закона психического развития – закона системной дифференциации. Его суть заключается в том, что естественный процесс развития познавательной деятельности состоит в переходе от глобально-диффузного отражения действительности к его расчленённым и дифференцированным формам. Расчленение же глобально-недифференцированных чувственных впечатлений достигается путём всестороннего развития процессов анализа и синтеза. Поэтому программа с учётом задач возрастного развития направлена на всестороннее формирование у школьников разнообразных видов и форм анализа и синтеза в различных психологических модальностях.

Центральная идея психического развития младших школьников состоит в обогащении чувственной сферы и расчленении различных чувственных впечатлений и формирование на этой основе дифференцированных когнитивных структур, служащих инструментом осуществления наглядно-образных форм мышления.

В содержание данной программы включены разнообразные по внешнему оформлению задания на звуковой и зрительный анализ, задания на осязательный и мышечный анализ, на формирование дифференцированных пространственных представлений, на развитие вербально-смыслового анализа.

Отличительной особенностью рабочей учебной программы является то, что авторская программа Н.П. Локаловой рассчитана на 30 часов, а Базисный учебный план ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII вида» предусматривает в 0 – 1 классах 33 часа, во 2 – 4 классах 34 часа.

Сроки реализации программы: учебный курс изучается в 0 – 4 классах, 1 раз в неделю по 35 – 40 минут.

На изучение данного образовательного компонента выделяется:

0 - 1 классы – 33 часа, 1час в неделю;

2 - 4 классы – 34 часа, 1час в неделю.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (0 – 1 класс)

Второй уровень результатов (2 класс)

Третий уровень результатов (3 – 4 класс)

Развитие сенсорно – перцептивной сферы, наглядно – образного мышления, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью.

Развитие наглядно – образного мышления и начало формирования словесно – логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода.

Формирование словесно – логического понятийного мышления, развитие произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.

Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:

           1. Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность и, следовательно, выше развивающий эффект занятий.

2. Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков.

3. Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.

4. Косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, приём цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками своё настроение в данный момент. Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого – о радостном, зелёного – о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового – о тревожности, напряженности, чёрного – об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и в конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.

Формы оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

Предполагаемые результаты:

После окончания курса «Уроки психологического развития» учащиеся должны уметь:

1. Самостоятельно выполнять данное учителем задание;

2. Проявлять собственную активность в получение знаний;

3. Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

1. Личностные

   - внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное  содержательное представление о школе и.т.д.);

   - самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в «Я – концепции» социальной роли ученика и.т.д.);

   - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).

2. Коммуникативные

   - ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;

   - учёт разных мнений и умение обосновать собственное;

   - умение слушать собеседника;

   - потребность в общение со взрослыми и сверстниками.

3. Регулятивные

   - целеполагание;

   - контроль;

   - коррекция;

   - оценка;

   - саморегуляция.

4. Познавательные

   - рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

   - поиск и выделение необходимой информации;

   - самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

   - анализ объектов с целью выделения признаков;

   - синтез;

   - установление причинно-следственных связей.

Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):

   - снижение уровня школьной тревожности;

   - мотивация на саморазвитие;

   - повышение коммуникативной компетентности;

   - активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические причины трудного поведения младших школьников

Материал содержит классификацию причин трудного поведения младших школьников....

Использование психологических механизмов формирования у младших школьников грамотного письма

Рассматриваются основные методы, приемы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников....

Развивающая программа для младших школьников «В поисках маленького принца»

Я работаю учителем начальных классов в средней школе №5.Исходя из концепции школы главная цель учителя в начальном звене - это ПРОБУДИТЬ ДУШУ РЕБЕНКА. И это понятно, потому что характерной чертой особ...

психологические причины трудного поведения младших школьников

ПРЕЗЕНТАЦИЯ"психологические причины трудного поведения младших школьников"...

обобщение работы "Особенности психологического состояния и поведения младшего школьника в период школьной адаптации"

Особенности психологического состояния и поведения младшего школьника в период школьной адаптации...

Проект программы по теме «Психологическая коррекция познавательной сферы младших школьников»

      Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на устранение или ослабление недостатков психофизического развития, присущих детям с ограниченными возможностями ...