Лекция для учителей начальных классов "Диагностика и развитие познавательных УУД".
методическая разработка по теме

В данной разработке рассматриваются различные подходы к диагностике познавательных УУД, а также упражнения, направленные на формирование познавательных УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya.docx99.69 КБ
Файл diagnostika_i_razvitie_poznavatelnykh_uud.pptx827.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 Г. ПАВЛОВО

Диагностика и развитие познавательных УУД

Учитель начальных классов

Баринова А.Н.

г. Павлово

2014 г

          Познавательные универсальные учебные действия можно разделить на три группы:

  1. Общеучебные
  2. Логические
  3. Действия постановки и решения проблем

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  •  поиск и выделение необходимой информации;
  •  знаково-символические моделирование;
  •  умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  •  смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

Логические учебные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Функции диагностики:

Основные задачи диагностики:

  1. Определить уровни развития ребёнка;
  2. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону
  3. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).
  4. Проанализировать полученные факты.
  5. Установить причины изменений.
  6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

Правила работы с диагностическими методиками:

  • Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
  • Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  • Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
  • Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
  • По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
  • Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Способы диагностики

общеучебных познавательных УУД

  • Наблюдение
  • Опрос
  • Контрольные задания

Способы диагностики логических УУД:

1 – 2 класс

  • Методика«Найди отличия»
  • Методика «Выделение существенных признаков»

3-4 класс

  • Методика «Логические закономерности»
  • Методика «Исследование словесно- логического мышления»             (Э.Ф. Замбацявичене)

Способы диагностики действий постановки и решения проблем:

  • Задания проблемно – поискового характера
  • Самостоятельные и практические работы
  • Творческие задания
  • Создание проектов

      Диагностика познавательных УУД предоставляет необходимую информацию для того, чтобы для каждого ребенка грамотно выстроить план работы по коррекции и развитию необходимых умений.

      Ниже представлены игры и упражнения, которые можно использовать для развития познавательных УУД.

1. Игра«Противоположность» 

Цель: развитие умения анализировать предметы с целью выявления существенных признаков.

      Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача игры состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы); «вода» (вода — это наполнитель, а чашка — это форма) и т. д.

      Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

2. Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие умения классифицировать и обобщать.

Детям предлагается найти лишнее слово и дать объяснение.

Слова:

Мак, ромашка, роза, лук.

Молоко, сметана, каша.

Чашка, блюдце, суп, тарелка.

Коза, курица, корова, овца.

Яблоко, персик, огурец, груша.

Чайник, стул, стол, шкаф.

Помидор, баклажан, перец, слива.

Машина, самолет, автобус, троллейбус.

Чашка, тарелка, кастрюля, стакан.

Карандаш, портфель, тетрадь, шляпа.

3. Игра «Определения»

Цель: формирование умения строить логическую цепь рассуждения.

     Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуман­ных предметов и служащее как бы «переходным мости­ком» между ними.

     Каждый ребенок отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

      Например, даются два слова: «гусь» и «дерево». «Пере­ходными мостиками» могут быть следующие слова: «ле­теть» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева выре­зали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. д.

4. Игра «Сочини предложение»
Цель: формирование умения объединять части в единое целое.

      Ведущий предлагает группе 2 карточ­ки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов.

      Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

5. Игра «Путаница»

Цель: формирование умения объединять части в единое целое.

      Отгадайте слова, в которых перепутаны слоги и рядом напишите правильный ответ.

Лет-жи

Пак-кол

Ги-день

Аз-ка-бу

Тин-ки-бо

6. Игра «Найди недостающее»
Цель: формирование умения сравнивать и группировать предметы
В какой ряд нужно поместить животных из правого столбика? Соедини.
       

       

       

7. Упражнение «Скажи, на что похожи…»

Цель: формирование умения высказывать суждения, делать выводы.

      Выскажи суждение, сделай вывод: на что похожи:

  • узоры на ковре;
  • облака;
  • очертания деревьев за окном;
  • старые автомобили;
  • новые кроссовки и др.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диагностика и развитие познавательных УУД Педагог-психолог МБОУ СОШ № 6 г. Павлово Баринова А.Н.

Слайд 2

Познавательные универсальные учебные действия: Общеучебные Логические Действия постановки и решения проблем

Слайд 3

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символическое моделирование; умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации. Общеучебные универсальные действия:

Слайд 4

Логические учебные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Слайд 5

Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 6

Функции диагностики

Слайд 7

Определить уровни развития ребёнка. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон). Проанализировать полученные факты. Установить причины изменений. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики. Основные задачи диагностики:

Слайд 8

Правила работы с диагностическими методиками: Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми. Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Слайд 9

Способы диагностики общеучебных познавательных УУД Наблюдение Опрос Контрольные задания

Слайд 10

1 – 2 класс Методика«Найди отличия» Методика «Выделение существенных признаков» 3-4 класс Методика «Логические закономерности» Методика «Исследование словесно- логического мышления» (Э.Ф. Замбацявичене ) Способы диагностики логических УУД:

Слайд 11

Способы диагностики действий постановки и решения проблем: Задания проблемно – поискового характера Самостоятельные и практические работы Творческие задания Создание проектов

Слайд 12

Игра « Противоположность » Цель: развитие умения анализировать предметы с целью выявления существенных признаков. Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача игры состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы); «вода» (вода — это наполни­тель, а чашка — это форма) и т. д. Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Слайд 13

Мак, ромашка, роза, лук. Молоко, сметана, каша. Чашка, блюдце, суп, тарелка. Коза, курица, корова, овца. Яблоко, персик, огурец, груша. Чайник, стул, стол, шкаф. Помидор, баклажан, перец, слива. Машина, самолет, автобус, троллейбус. Чашка, тарелка, кастрюля, стакан. Карандаш, портфель, тетрадь, шляпа. Игра «Четвертый лишний» Цель: развитие умения классифицировать и обобщать. Детям предлагается найти лишнее слово и дать объяснение. Слова:

Слайд 14

Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуман­ных предметов и служащее как бы «переходным мости­ком» между ними. Каждый ребенок отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован. Например , даются два слова: «гусь» и «дерево». «Пере­ходными мостиками» могут быть следующие слова: «ле­теть» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева выре­зали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. д. Игра «Определения » Цель: формирование умения строить логическую цепь рассуждения .

Слайд 15

Игра «Сочини предложение » Цель: формирование умения объединять части в единое целое Ведущий предлагает группе 2 карточ­ки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения .

Слайд 16

Отгадайте слова, в которых перепутаны слоги и рядом напишите правильный ответ. Лет- жи Пак-кол Ги-день Аз-ка- бу Тин- ки - бо Игра «Путаница» Цель: формирование умения объединять части в единое целое

Слайд 17

Игра «Найди недостающее» Цель: формирование умения сравнивать и группировать предметы В какой ряд нужно поместить животных из правого столбика? Соедини .

Слайд 18

Выскажи суждение, сделай вывод: на что похожи: узоры на ковре; облака ; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки и др. Упражнение «Скажи , на что похожи …» Цель: формирование умения высказывать суждения , делать выводы

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию  в подготовительном классе "Забавные истории из жизни Деда Мороза". Коррекционно-образ...

мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"

В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....

"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс

Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....

Лекция для учителей начальной школы и воспитателей детского сада "Технология подготовки младших школьников к развитию речи"

Современные образовательные технологии приобретают все большую значимость в осуществлении учебного и воспитательного процесса в школе.Технология «Подготовки детей к развитию речи» даёт пол...

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад «Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения»

Протокол № 1 заседания ШМО учителей начальных классов. Доклад "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения"....

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...