«Слабоуспевающий ученик: психологическое изучение и коррекционная работа».
методическая разработка по теме

Кориняк Марина Владимировна

Развитие современной психологической науки позволяет качественно иначе, более глубоко подходить к такой "вечной" проблеме педагогики и психологии, как детская неуспеваемость. Попробуем рассмотреть основные причины детской неуспеваемости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slabouspevayushchiy_uchenik.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на ШМО учителей начальных классов по теме:

«Слабоуспевающий ученик: психологическое изучение

и коррекционная работа».

Составила: педагог-психолог

 Пинтелькина М.В.

   Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:
  1. те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
   2. те, кто и не могут, и не хотят;
   3. те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.
   Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.
Почему учиться трудно?

1. У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недостаточное интеллектуальное развитие.

2. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, внимание. Нет способности к сосредоточению, постоянно отвлекается от задания.

3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.

4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспособность.

5. Ригидность психики, то есть замедленное восприятие и переработка информации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.

6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затрудненное понимание речи других людей. Заикание.

7. Специфические расстройства. Например, дислексия - такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия - расстройства счета. Дисграфия - трудности при овладении письмом.

8. Развитие на уровне ниже возрастной нормы познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия)

9. Нарушения зрения, слуха.

10. Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии, запоминании со слуха.

11. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хронические заболевания.

Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальными развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих возможностям ребенка.

К решению различных психологических проблем, имеющихся у ребенка, к развитию его психических и личностных возможностей необходимо подходить комплексно. Вместо формирования отдельных процессов и умений – создание условий для развития ребенка как субъекта успешной деятельности, вместо неосознаваемого закрепления нужных свойств и навыков – осознанное формирование эффективного для данной личности стиля деятельности. Смысл развивающей, формирующей работы психолога и педагога:

во-первых, в создании таких условий, при которых ребенок мог бы осознать, какие свойства ему необходимо сформировать для успешной деятельность и дальнейшего психологического развития, какие индивидуальные резервы у него имеются;

во-вторых, в разработке для каждого ребенка путей и способов формирования необходимых свойств.

Ребенок школьного возраста является одновременно субъектом многих самых разнообразных видов деятельности, и задача выработки индивидуального эффективного стиля стоит по отношении к каждому из этих видов. Так как речь идет о младшем школьном возрасте, о ведущей деятельности этого возрастного периода – учебной, и о возможностях формирования у младших школьников эффективного стиля учебной деятельности, прежде всего, ее познавательного компонента.

Можно предложить взаимосвязанные занятия цель которых – создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности, основанного на осмысленном использовании имеющихся в их распоряжении психических свойств и развитии необходимых дополнительных качеств субъекта деятельности.

Для достижения детьми поставленной цели необходимо создать социально-психологические условия, позволяющие:

  • сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию. («Зачем мне нужны эти занятия, что мне это даст?»)
  • сформировать у школьников необходимые и достаточные им на данном этапе развития самоанализа и рефлексии. («Кто Я?»)
  • дать школьникам возможность познать свои сильные стороны как субъекта познавательной деятельности и научиться опираться на них  в процессе учебных занятий. («Что я умею делать хорошо и как мне это использовать  в учебе?»)
  • предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним, компенсации другими возможностями. («Что мне дается с трудом, и как относиться к своим слабостям и недостаткам?»)

Что еще может помешать хорошо учиться?

- Высокая тревожность. Ребенок боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку, но делает их множество. Боится плохо выглядеть в глазах одноклассников и не оправдать ожидания родителей и т.

- Инфантилизм, незрелость ребенка. На первом месте - игровые интересы. В более старшем возрасте - отсутствие чувства ответственности.

- Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко - и в том и в другом случае неинтересно).

- Излишняя требовательность со стороны родителей может вызывать противодействие ребенка.

- Конфликты с учителями и одноклассниками.

В учебе отстают и многие способные дети. Они могут таким образом выражать бессознательный протест против родительских надежд и ожиданий. Чтобы стать зрелым человеком, каждый ребенок должен обособиться от своих родителей, осознать свою индивидуальность. Если родители преувеличенно ярко реагируют на отметки в школьном дневнике, ребенок чувствует, что границы его мира не являются для взрослых неприкосновенными: ему не доверяют!

Отказываясь удовлетворять своими достижениями тщеславие родителей, дети испытывают чувство независимости. Таким образом, жажда обособленности, осознание себя как самостоятельной личности порой подталкивают ребенка к нежеланию заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Вот ребенок и заявляет: "Они могут запретить мне смотреть телевизор и не давать карманных денег, но от плохих оценок все равно никуда не денутся".

Вполне очевидно, что нежелание заниматься - проблема непростая. Нельзя решить ее усилением или ослаблением давления родительской воли на детей. Если давление усиливается, увеличивается и сопротивление. А невнимание к занятиям ребенка сообщает ему чувство неуверенности в себе, желание забросить уроки. Ребенок должен понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Прежде чем упрекать ребенка в нерадивости, посмотрите, все ли вы сделали,  чтобы создать ему необходимые условия для занятий. Причем речь идет о хорошем эмоциональном фоне. Если вы накричали на ребенка (пусть даже заслуженно) - интеллектуальных подвигов не ждите. Расстроенный, встревоженный ученик порой не способен разобраться в самом простом материале.

Использованная литература

  1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития/ Под ред. М.В. Гамезо. М.: Альфа 1994.
  2. Зинченко С.Н. Почему детям бывает трудно учиться. Киев, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы работы с неуспевающими, слабоуспевающими учениками, оказание помощи и поддержки в начальной школе.

Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам....

План работы со слабоуспевающими учениками.

Данный план работы предназначен для педагогов начальных классов....

План работы со слабоуспевающими учениками

        Главный смысл деятельности учителя   состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутр...

Принципы работы со слабоуспевающими учениками

Выявление причин неуспеваемости - главное в этом направлении работы. Постановка конкретных целей и задач по преодолению трудностей в обучении детей, неуспешности каждого из них....

Презентация проекта «Коррекционная работа по преодолению неуспеваемости слабоуспевающих учеников» по русскому языку»

Цель проекта: оказание помощи слабоуспевающим школьникам по русскому языку с учётом психики, учебных трудностей и ошибок учеников....