Особенности мышления детей младшего школьного возраста.
статья по теме

Остапенко Наталья Степановна

В чём особенность мышления детей младшего школьного возраста? Как помочь развить интеллект детей? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности мышления детей младшего школьного возраста.

    В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память.

    Описывая процесс развития мышления у детей младшего школьного возраста, следует отметить, что в 7 - 8 лет ребёнок ещё мыслит конкретными категориями. Стол для него ещё конкретный стол в школе или дома. Портфель - это конкретный портфель, принадлежащий ему или его приятелю. Конкретность мышления ребёнка выступает и в восприятии им иносказательной речи. Ребёнку 7- 8 лет трудно понять переносное значение пословиц, метафор. Так, каменное сердце для ребёнка - это сердце из камня.

    Чтобы сформировать у младшего школьника научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Следует показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведён под данное понятие. Понятие – это обобщённые знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединённых по общности их существенных признаков. Если учащиеся 1 – 2  класса отмечают наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он?), то к 3-му классу школьники уже в большей мере опираются на знания, полученные в процессе обучения и позволяющие выявлять существенные признаки предметов. Так, в понятие растения включаются такие разные предметы, как высокая сосна и маленький колокольчик. Объединяются эти разные предметы в одну группу потому, что каждый из них обладает общими для всех растений существенными признаками: они живые организмы, растут, дышат, размножаются.

     К 8 – 9-летнему возрасту у ребёнка происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к абстрагированию (умение выделять существенные признаки предметов и отвлечься от второстепенных признаков предметов) и обобщению. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать.

     Третьеклассники должны также уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

    Если ученик 1 – 2 класса подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт, указанием на аналогию, далеко не всегда правомерную, то в 3 – 4-м классе младший школьник уже должен уметь дать обоснованное доказательство. Вся аналитическая деятельность учащегося 3 – 4-го класса должна основываться на представлениях и понятиях.

      Мышление младшего школьника в своём развитии идёт от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями. К концу 3-го  класса        учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление следующих отношений между понятиями и явлениями:  противоположность (например,  трус – храбрец), наличие функциональных связей (например, река и рыба), часть и целое (например, деревья – лес).

    Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение. Сначала ребёнок вообще не знает, что такое сравнивать, На вопрос: «Можно ли сравнить яблоко и мяч?» - часто слышим в ответ: «Нет, нельзя, яблоко можно кушать, а мячик катится». Если задавать вопрос иначе, то можно получить правильные ответы. Следует сначала расспросить детей, чем похожи предметы, а затем- чем они отличаются.  Детей необходимо подвести к правильному ответу, к правильному использованию сравнения.

     Особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это можно объяснить тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием разных причин, которые нужно специально анализировать. Таким образом, при одном и том же уровне знаний и развития младшему школьнику легче ответить на вопрос: «Что произойдёт, если растение не поливать?», чем на вопрос: Почему это дерево засохло?»

       Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать на каждом уроке и во внеурочной деятельности упражнения, задания, игры, которые способствовали бы развитию логического мышления.

                                                            Остапенко Н. С. МБОУ «СОШ № 42» г Братск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожность и ее особенности у детей младшего школьного возраста

Школьная тревожность привлекает к себе внимание, так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеят...

Особенности внимания детей младшего школьного возраста

Жизнь окружает человека большим количеством самой разнообразной информации. Этой информации слишком много, поэтому человеку необходим механизм, который выделяет наиболее значимые для него сигнал...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к увеличению числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях частыми явлениями ...

Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста

АннотацияВ настоящее время психологи, врачи, педагоги сталкиваются в своей практике с множеством психологических проблем у детей младшего школьного возраста. Это проблемы повседневной жизни, свя...

Образное мышление детей младшего школьного возраста

Этот материал поможет учителям более детально изучить вопрос  с целью подбора средств и методов обучения и успешного усвоения школьной программы с учетом особенностей развития образного мышления ...