Конфликт. Виды конфликта.Пути преодоления конфликта.
статья на тему

Все  споры  разрешает  не  война,

как  пережиток  варварской  эпохи,

А  человек,  чья  мысль  и  речь  сильна,       

чье  сердце  откликается  на  вздохи.                    

  Игорь    Северянин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt.docx927.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликт. Виды конфликта.

Пути преодоления конфликтной ситуации.(слайд 1)

                          (слайд 2)  Все  споры  разрешает  не  война,

                               как  пережиток  варварской  эпохи,

                                        А  человек,  чья  мысль  и  речь  сильна,        

                              чье  сердце  откликается  на  вздохи.                                  

  Игорь    Северянин

(слайд 3)

Конфликт –  это резкое обострение противоречий (конфликтная ситуация) и        

                      столкновение    (инцедент) двух или более участников

                      (субъектов) в процессе решения проблемы  (объект), имеющий

                      деловую или личную значимость для каждой из сторон(слайд 5)

(слайд 6) Причины конфликтов

(слайд 7) Поведение, способствующее развитию конфликта:

  • Прерывание речи партнера; C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\картинки\smiles\14.gif
  • Негативная оценка личности партнера;
  • Уклонение от конфликта, нарочитое молчание;
  • Подчеркивание разницы между собой и партнером; C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\картинки\smiles\48.gif
  • Резкое ускорение темпа речи и изменение тембра голоса;
  • Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего;
  • Косвенное нападение, критика кого-либо или чего-либо,

      представляющего ценность для оппонента;

  • Избегание пространственной близости и контакта глаз;
  • Использование угроз; C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\картинки\smiles\47.gif
  • Симулирование согласия при сохранении обиды.(4 щелчка и вылетят все смайлы)

(слайд 8) Барьеры межличностного общения.

  • негативные оценки и ярлыки;
  • советы;
  • вопросы;
  • приказы;
  • обобщение, глобальные выводы из единичных
  • случаев;
  • ирония, язвительность.

                                                  (слайд 9- 2 щелчка)

Поведение в конфликтных ситуациях

(щелчок) Конкурентность                            (щелчок)    Искажение  восприятий и

                                                                        Пристрастия

                                                                                                         

(слайд 10 -2 щелчка)

 Эмоциональность                                          (щелчок) Уменьшение

                                                                                коммуникаций

                                                         

(слайд 11) 

                     

                     

                                  

                                            (слайд 12)

  Роль     конфликта        

 (щелчок)-  позитивная      

  (щелчок)                                              

  • Информирование о наличии общих проблем
  • Приобретается опыт сотрудничества, который может использоваться в будущем.
  • Отношения между людьми улучшаются.
  • Снятие психологической напряженности участников конфликта.            

(щелчок -)негативная

(щелчок)

  • Создание стрессовых ситуаций
  • Нарушение порядка общественной жизни
  • Разрушение равновесия сил, устойчивого положения.
  • Отсутствует стремление к добрым отношениям.

( слайд 13) В ходе конфликта участники испытывают:

           

  • изменение тембра голоса;  
  • повышение темпа речи;  
  • учащенное дыхание;
  • сердцебиение;
  • вегетативные проявления;
  • плач;
  • дрожание рук;
  • повышенное потоотделение.    (6 щелчков – вылетят все смайлы)      

( слайд 14)  Виды    конфликтов

( щелчок) 1.Внутриличностный конфликт

(шелчок) Происходит внутри личности на уровне индивидуального сознания

2. Межличностный конфликт

(щелчок)

Происходит между двумя и более членами одной группы или нескольких групп

3. Межгрупповой конфликт

(щелчок)Конфликт одной группы с другой (например, конфликт между различными классами, национальностями, религиозными группами и поколениями).

4. Конфликт с внешней средой

(щелчок)

Давление на человека извне со стороны культурных, административных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания

5. Конфликт, охватывающий отдельные сферы общественной жизни

(щелчок)

Экономический (производственный), политический, этнический и др.

6. Конфликт, охватывающий общество в целом

(щелчок) Социальная революция (от лат. revolution — поворот, переворот) — быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому; война

             (  Слайд    15   с картинками на виды конфликта)

(слайд 16 -2 щелчка )  Межличностные конфликты

(2 щелчка)                      (2 щелчка)                        (2 щелчка)

                                                                             

(1 щелчок)   Направленность конфликтов

(2 щелчка)               (2 щелчка)                              (2 щелчка)

                                                                                   

(слайд 17- 2 щелчка)

Виды педагогических конфликтов

(2 щелчка)                              (2 щелчка)              (2 щелчка)

                                                               

( 1 щелчок) Понимание – начало согласия. Бенедикт Спиноза

(слайд 18- 2 щелчка) Характеризуя, педагогические конфликты

М. М. Рыбакова отмечает следующие их особенности:

(щелчок)

  • Профессиональная ответственность учителя за

педагогически правильное разрешение ситуации, ведь школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

(щелчок)

  • Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель – ученик), чем определяется разное поведение в конфликте;

(щелчок)

  • Разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при его решении;

(щелчок)

  • Различное понимание событий и их причин участниками  (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться со своими  эмоциями , подчинить разуму (щелчок)

(слайд 19-2 щелчка)

  • Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика, как формирующейся личности;

(1 щелчок)

  • Всякая ошибка учителя в разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

(1 щелчок)

  • Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

(1 щелчок)

Хороший пример – это самая лучшая проповедь.

Немецкая пословица

(слайд 20 – 2 щелчка)

Стадии конфликтного взаимодействия

(2 щелчка)Предконфликтная стадия

(латентный период)

  • Переговоры и договоренности относительно степени опасности предконфликтной ситуации и возможности возникновения конфликта в будущем;
  • Сбор как можно полной информации о сути и причинах возникшей ситуации;
  • Выяснение степени вероятности и возможности бесконфликтного и безболезненного      решения обнаруженных проблем;
  • Разработка конкретных действий по разрешению предконфликтной ситуации.

(2 щелчка) Стадия открытого конфликта

  • Внутри открытого периода можно выделить свои внутренние этапы, характеризующие различной степенью напряженности:
  • ИНЦИДЕНТ – это случай, который инициирует открытое противоборство сторон;
  • ЭСКОЛАЦИЯ КОНФЛИКТА –это самая напряженная стадия,
  • на которой происходит  обострение всех противоречий между его участниками и используются  все возможности для победы в противоборстве. Главная задача состоит в том, чтобы любой ценой нанести как можно больший вред противнику.

(2 щелчка)Послеконфликтная стадия

ЗАВЕРШЕНИЕ КОНФЛИКТА – это последний этап открытого периода. Часто завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультативность продолжения конфликта.

Выиграна война, но не мир.

Альберт Энштейн

(слайд 21 -1 щелчок)

Условия   способствующие   успешному разрешению   конфликта

(1 щелчок)

  • Выявление существующих противоречий, интересов, целей
  • Обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон

(слайд 21-1 щелчок) Совместный   поиск   путей преодоления   конфликта

  • Прямой диалог сторон
  • Посредничество использование третьей стороны в решении конфликта
  •  Компромисс -
    (лат. Compromissum) соглашение путем взаимных уступок без ущемления коренных интересов
  • Демонстрация взаимного уважения

(слайд 23 – 2 щелчка)  Решение конфликта

(щелчок) 1.Уточните собственные потребности:

Что меня именно не устраивает? – Меня беспокоит…

Что в данной ситуации мне необходимо? – Необходимо…

Что бы мне хотелось? – Хочу…

(щелчок) 2.Сообщите о том, что вам нужно:

ПРАВИЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ:

 Мне необходимо услышать ответ на вопрос, чтобы оценить уровень знаний;

            (щелчок)    3.Приступайте к переговорам.

Основная цель переговоров – вовлечение оппонента в решении проблемы.

 На этом этапе важно соблюдать правила слушания:

Больше слушайте, меньше говорите сами;

Демонстрируйте интерес к мнению оппонента;

Держите паузу  (подчеркивает внимательное отношение к чужому мнению;

позволяет оценить, насколько предложенное решение учитывает интересы обоих сторон;)

Ультиматум. (цель – дать понять: если ваши предложения по совместному решению проблемы не найдут понимания, вы будете решать ее сами,

 руководствуясь только своими интересами и законами Р.Ф.).

(слайд 24 –щелчок) Во время разрешения конфликта проявляйте

  • Эмпатию;
  • Доброжелательность;
  • Конкретность;
  • Инициативность;
  • Открытость;
  • Умение слушать;
  • Тактичность;
  • Гибкость. ( 5 щелчков-появились все смайлы)

(слайд 25 – 2 щелчка)

Правила поведения педагога в «трудной» ситуации

(щелчок)

  • Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.

(щелчок)

  • Не усиливайте напряжение ситуации.

К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:

Чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков;

Резкая критика;

Повторяющиеся упреки;

Решительное установление границ разговора;

Упреки.

(щелчок)

  • Обсудите поступок позже.

(щелчок)

  • Позвольте ученику «сохранить лицо»

(щелчок)

  • Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

(слайд 26 щелчок)

Рекомендации, позволяющие занять конструктивную

позицию в конфликтной ситуации.

  1. Помните, что существуют разные типы так

 трудных людей, общение с которыми чревато

возникновением конфликтных ситуаций.

2.  Не отвечайте агрессией на агрессию.

3.  Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни

 словом, ни жестом, ни взглядом.

(слайд 27 щелчок)

4. Дайте возможность высказываться, внимательно выслушав претензии.

5. Старайтесь выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими трудностями.

6. Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд.

(слайд 28-щелчок)

7. Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.

8. Если обстоятельства позволяют, то попросите дать время,

 чтобы лучше обдумать полученную информацию.

9. Пауза тоже будет способствовать снятию эмоционального напряжения.

(слайд 29)

10.  Не перебивайте без надобности, сначала слушайте, а потом говорите.

11. Отстаивая свои позиции, не будьте категоричны, умейте усомниться в самом себе.

12. В своих доводах опирайтесь на факты, а не на слухи и чужие мнения.

13. Не давайте « готовых» решений, постарайтесь так построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.

(слайд 30)

14. Мудрые говорят, что из двух спорящих виноват тот, кто умней. Это не значит, что надо избегать конфликтных ситуаций. Просто неразрешённая своевременно конфликтная ситуация, как вовремя не излеченная болезнь, может дать серьёзные осложнения.

15. Говорите о фактах и событиях, а не о качествах той или иной личности.

(слайд 31)

Конструктивный   выход   из конфликтной   ситуации в  сказке
Владимира Сутеева   « Яблоко»   (слайд  )

(слайд 32)

Свое выступление мне хотелось бы закончить словами

Других не зли и сам не злись.

Мы гости в этом бренном мире.

А если, что не так – смирись,

Будь умнее -  улыбнись,

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно…

                             Омар Хаям

«Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас». (Далай Лама)

(слайд 33)

Спасибо всем за внимание и радостного вам настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов.

Конфликты в семье и школе. Пути преодоления конфликтов (из опыта работы)....

Конструктивное преодоление конфликтов

Ознакомить с понятием «конфликт», виды конфликтов, причины возникновения, классификацией стилей разрешения конфликтов, методами, приемами и принципами управления конфликтами.Углубить самопонимание пут...

«Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Урок русского языка нацелен создать условия для ознакомления со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?», для овладения диалогической формой речи, осуществления выбора языковых средств в соотве...

Доклад «Школьные конфликты: виды, пути, решения».

В докладе говорится о разнообразии школьных конфликтов и способах их решения....

"Школьные конфликты: виды, пути решения"

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуа...

Виды и пути преодоления дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в про...