Коррекционно-развивающая программа подготовки детей к обучению в школе
материал на тему

Севрюкова Раиса Анатольевна

программа состоит из блока занятий направвенных на развитие у детей мелкой моторики руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionka_programma.doc73.5 КБ
Microsoft Office document icon metodiki_korretsionka.doc141 КБ
Microsoft Office document icon stimulnyy_korrektsionka.doc1.32 МБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА  ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Развитие мелкой моторики».

Выполнила:

студентка

факультета психологии

группы 150804

Севрюкова Раиса Анатольевна.

Проверила:

Психолог СРЦ п. Ивня

Черкашина Ольга Егоровна

Белгород 2013

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Развитие мелкой моторики».

Цель программы:  способствовать развитию мелкой моторики  у детей дошкольного возраста с помощью различных техник и приемов.

Задачи программы:

  • исправление отклонений и нарушений в развитии мелкой моторики у дошкольников
  • развитие более точной координации движений
  • стимулирование к развитию интереса к учебной деятельности.
  • воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
  • развитие творческих способностей

Программа направлена на формирование интереса к выполнению упражнений, подготавливающие руку к письму, что является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений.

Особое внимание следует обратить на правильность посадки за столом, правильность удержания пишущего предмета, расположение листа бумаги на столе, формирование умений выполнять линии различной толщины и формы, ориентацию на листе бумаги.

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития Учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.

Основные этапы работы по программе

  • подготовительный;
  • первичная диагностика;
  • коррекция типового плана и содержания работы;
  • реализация коррекционно-развивающих мероприятий;
  • заключительная диагностика;
  • оформление результатов работы.

Основные направления работы, направленные на подготовку руки дошкольника к письму:

  1. Массаж кистей рук  пальчиковые игры.
  2. Штриховка в разных направлениях по образцу. Соблюдение правил штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.
  3. Обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями.
  4. Дорисовывание и копирование рисунков.
  5. Раскрашивание картинок. Соблюдение правил раскрашивания: раскрашивать в одном направлении; не заходить за контур картинки; не оставлять незакрашенные места.
  6. Работа с пластилином, соленым тестом, пальчиковыми красками, подручными материалами(крупы, бусины мозаика, пазлы и т.п.

Целевая Аудитория: программа ориентирована на работу с детьми дошкольного возраста.

 Количество занятий и их периодичность:  8 занятий с периодичностью 2 раза в неделю.

Время проведения: 1 занятия составляет в среднем  30-45 минут.

Форма работы:  Групповая или индивидуальная.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
  2. Овладение разными видами трудовой деятельности.
  3. Умение создавать художественный образ своего изделия.
  4. Овладение приемами работы с разными инструментами.
  5. Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
  6. Овладение нормами этики поведения.

  • Проведение первичной диагностики.

Диагностический блок (входной и заключительный):

  • Графический диктант
  • Дорисовывание фигур
  • Методика «Бусы», «Домик».
  • Рисование по точкам
  • Методика «Узор»

(на выбор)

План курса из 8 занятий на различную тематику:

  1. Тема «Домик»
  2. Тема «Домашние животные»
  3. Тема «Дикие животные»
  4. Тема «Транспорт»
  5. Тема « Птицы»
  6. Тема «Овощи»
  7. Тема «Фрукты»
  8. Тема «Семья»

Каждое занятие имеет разминочное упражнение, основную часть из одного или двух упражнений и заключительное упражнение.

  • Реализация коррекционно-развивающих мероприятий

  1. Тема «Домик»

Цель: Развитие мелкой моторики, пространственной координации и творческого воображения.

Оборудование: резинка для волос, спички или палочки для счета, листы белой бумаги А4, пальчиковые краски, бланк для графического диктанта и стимульный материал для психолога.

  1. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой. 3-5 мин.
  2. «Домик из спичек» в ходе выполнения этого упражнения ребенку предлагается выложить домик на листе бумаги из спичек, выложить забор к домику и другие атрибуты. 5-10 мин.
  3. «Дом из краски» Ребенок рисует пальчиковой краской на листе бумаги A4 домик. 15-20 мин.
  4. Графический диктант №1 5-10 мин.

Время: 30-40 мин.

  1. Тема «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики, пространственного кругозора, творческих способностей, воображения, умения правильно держать ручку при письме.

Оборудование: сосуд, однородный наполнитель (вода, песок, крупа и т.п.), листы А4, цветные карандаши, бланк для графического диктанта и стимульный материал для психолога и «лабиринта».

  1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. 5-10 мин.
  2. «Рисунок своими руками» Ребенок рисует любимое домашние животное, а затем раскрашивает его с помощью цветных карандашей. 20 мин
  3. «Лабиринт» 3-5 мин
  4. « Графический диктант№2» 10 мин

Время: 40-45 мин.

  1. Тема «Дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики, окружающего мира, творческих способностей и воображения.

Оборудование: цветные карандаши, пластилин, бланк для упражнения «Дорисовывание фигуры», бланк и стимульный материал для упражнения «графический диктант».

  1. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. 3 мин
  2. «Своими руками» Ребенку предлагается вспомнить всех диких животных и затем одно из них слепить из пластилина. 15-20 мин
  3. «Дорисовывание фигуры или узора» 5 -10 мин
  4. Графический диктант №3 10 мин
  5. Время: 40-45 мин

  1. Тема «Транспорт»

Цель: развитие творческих способностей, пространственной координации, тактильных ощущений.

Оборудование: трафареты букв и цифр, бланк рисунка «Паровозик», цветные карандаши, трафарет «Автомобиля», дырокол, бланк и стимульный материал для «Графического диктанта».

  1. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. 10 мин.
  2. «Паровозик» дорисовывание рисунка по точкам с дальнейшим его раскрашиванием. 15-20 мин
  3. «Автомобиль» Ребенку дается трафарет автомобиля с дальнейшей инструкцией, которая гласит, что ребенку необходимо с помощью дырокола сделать дырки таким образом чтобы в дальнейшем через эти дырки можно было пропустить шнурок или ленту.10 мин
  4. Графический диктант №4 10 мин.

Время: 40-45 мин

  1. Тема « Птицы»

Цель: развитие тактильных ощущений, творческих способностей, умения правильно держать ручку при письме, формирование навыка правильно сидеть за столом.

Оборудование: пластилин, алфавит, бланк рисунка «Воробей», бланк упражнения «Лабиринт», бланк и стимульный материал упражнения «Графический диктант».

  1. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных объектов с закрытыми глазами. 10 -15 мин.
  2. « Воробей» раскрасить предложенную птицу. 10-15 мин.
  3. «Лабиринт» 5-10 мин.
  4. «графический диктант №5» 10 мин

Время: 40 - 45 мин

  1. Тема «Овощи»

Цель: развитие творческих способностей, тактильных ощущений, умения правильно держать ручку при письме.

Оборудование: цифры, буквы, лист картона с нанесенным трафаретом, пластилин, нарисованный заранее рисунок, цветные карандаши, стимульный материал и бланк для упражнения  «Графический диктант».

  1. Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. 5-10 мин.
  2. «Овощная грядка» на листе картона с помощью пластилина сделать аппликацию по заранее заготовленной схеме. 15-20 мин.
  3. «раскрасить рисунок» 15 мин
  4. Графический диктант №6 10 мин

Время: 40 - 45 мин.

  1. Тема «Фрукты»

Цель: развитие творческих способностей, мелкой моторики, умения правильно сидеть за столом, умение правильно держать ручку при письме.

Оборудование: емкость, различные мелкие предметы, картон, крупа, клей, краски, бланк и стимульный материал для упражнения «Графический диктант».

  1. Складывание мелких предметов в емкость. 5 мин.
  2. «Аппликация» на картоне с помощью крупы (рис или манная крупа) сделать фон, а затем с помощью краски нарисовать рисунок сопоставимый с тематикой занятия. 25 – 35 мин.
  3. Графический диктант №7. 10 мин.

Время: 40 - 50 мин.

  1. Тема «Семья»

Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей, умения правильно сидеть за столом и правильно держать ручку при письме.

Оборудование: бусины, иголка с затупленным носиком, тонкая лента или нитка, лист А4, цветные карандаши, бланк для упражнения «Лабиринт», и бланк со стимульным  материалом для упражнения «Графический диктант».

  1. «Бусинка к бусинке» Ребенку дается коробка с бусинами и иголкой с ниткой. Инструкция: нанизать 15 бусин на нитку с иголкой. 5 мин.
  2. «Рисунок семьи». 20-25 мин.
  3. «Лабиринт» 5 мин.
  4. Графический диктант №8 10 мин.

Время: 40 - 45 мин.

  • Заключительная диагностика (см. диагностический блок)
  • Оформление результатов работы.



Предварительный просмотр:

Методика "Бусы".

Назначение задания: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку:

Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.

Инструкция к I части: "Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза). Начинайте рисовать".

Инструкция ко II части задания (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть): "Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно". (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)

Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):

1-й уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.

2-й уровень - при выполнении задания учтены 3-4 условия.

3-й уровень - при выполнении задания учтено 2 условия.

4-й уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия.

Методика "Домик".

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл.

Ошибками являются:

а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно;
б) замена одного элемента другим;
в) отсутствие элемента;
г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
д) сильный перекос рисунка.

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

Методика "Узор".

Методика состоит из трех контрольных диктантов и одного тренировочного.

Детям говорят: "Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружочков. Мы будем соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я говорю. У нас будут такие три правила:

1. два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;

2. линия нашего узора должна идти только вперед;
3. каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков.

Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

Затем проверяющий говорит: "Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом" (вводная - тренировочная - серия).

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет задание, и в случае надобности исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем он ошибся. В процессе обучения дети производят четыре соединения.

Далее следует первая серия. Проверяющий говорит: "Теперь мы будем рисовать без подсказок. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте, что их можно соединять только через кружок, что линия должна быть непрерывной и идти все время вперед, т.е. начинать каждое новое соединение надо с той фигурки, на которой кончилась линия. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки".

Диктант для первой серии:

"Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали прочертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, т.к. некоторых детей это может натолкнуть на прочерчивание лишних соединений.

После того как дети закончили работу, следует вторая серия, а затем третья. Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения работы остаются те же.

Диктант для второй серии:

"Соедините квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

Диктант для третьей серии:

"Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

Никакой помощи во время выполнения задания детям не оказывается. После окончания работы листочки собираются. Листочки выдаются перед началом обследования. На них уже нарисован образец узора и 4 серии фигур (а, б, в, г). Каждая серия располагается одна под другой и представляет собой три ряда мелких геометрических фигур (размер фигур 2x2 мм).

Оценка результатов.

Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются:

1. за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним);

2. за "разрывы" - пропуски "зон" соединения - между правильными соединениями.

Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, т.к. их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые).

Максимально возможное количество очков в каждой серии - 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания - 72.

Интерпретация полученных результатов.

60-72 очка - достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе.

48-59 очков - умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило.

36-47 очков - низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться.
Менее 36 очков - умение действовать по правилу не сформировано.

Методика "Графический диктант".

Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.

1. "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

2. "Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

3. "Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

4. "Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль

На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

Анализ результатов.

Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
Если правильно воспроизведенных участков нет, то ставят 0 баллов. Указанным образом оцениваются три узора (один тренировочный). На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:

10-12 баллов - высокий;

6-9 баллов - средний;

3-5 баллов - низкий;

0-2 балла - очень низкий.

Методика "Рисование по точкам".

Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда.

Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)

Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.

Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".

По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.

Оценка выполнения задания.

Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.

Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).

Кроме того, начисляется по одному баллу за:

1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;

2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);

3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).

Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.

Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного верно воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).

Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.

В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).

Интерпретация результатов:

33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.

19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.

Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.



диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль
диагностика сформированности навыков учебной деятельности, самоконтроль


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей к обучению в школе.

Развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста. Разработка занятий....

Программа подготовки дошкольников к обучению в школе с использованием возможностей развивающих онлайн игр

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению с использованием возможностей развивающих онлайн игр. Основная цель программы: расширение  возможностей испол...

Рабочая программа "Подготовка детей к обучению в первом классе "

Программа по подготовке детей к школе, проводимая в МБОУ СОШ №28, авторская. Программа состоит из пояснительной записки, содержания материала, планируемых результатов и формы роведения занятий....

«ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Отличительной чертой развития образовательного процесса в современных условиях является создание системы непрерывного образования. Одним из основных условий обеспечения функционирования и развития еди...

Презентация "Организация работы по подготовке детей к обучению в школе"

Подготовка детей к начальной школе - одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Правильно организованная работа групп предшкольной подготовки - залог успешного обучения дет...

ОСНОВНЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Содержание данной статьи поможет родителям  понять, что учить ребенка надо так, чтобы стимулировать не только умственное, но и психическое развитие...

Методика проведения педагогической диагностики (подготовка детей к обучению в школе).

Это входящая педагогическая диагностика, которая проводится после двухнедельной адаптации первоклассников в школе....