Коррекционно - развивающая программа познавательной сферы детей 7-8 летнего возраста.
рабочая программа (1 класс) на тему

Мочалкина Елена Антоновна

 

Одной из основных задач коррекционно-развивающей помощи  является  преодоление трудностей в обучении. Обучение на специально организованных занятиях ставит своей целью формирование общей способности к учению.

Программа «Программа занятий  по развитию и коррекции познавательных процессов для детей 7-8 лет» направлена на профилактику и коррекцию трудностей в процессе обучения, а также отклонений в интеллектуальном развитии детей через организацию психологического сопровождения, которое способствует формирование уровня познавательной активности и развитию интеллектуальной сферы личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno.docx15.62 КБ
Office presentation icon programma_zanyatiy.ppt382 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно - развивающая программа познавательной сферы детей

7-8 летнего  возраста.

Для успешного усвоения знаний необходим  достаточно высокий уровень психического развития учащихся  в целом и, в частности, специальных познавательных структур мозга, т. е. складывающихся в ходе индивидуального развития  и обучения психофизических систем обработки и хранения воспринимаемой информации.

Особенно важно осуществлять всестороннее психологическое развитие младших школьников имеющих особые образовательные потребности, уровень, которого тесно связан не только с эффективностью усвоения ими  школьного фундамента последующей системы знаний, приобретаемых в старших классах.

Хорошо известно, что школьники испытывают значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития  различных сторон психической деятельности обучающихся достаточно высокие.

Поэтому содержание психологического развития обучающихся начальных классов направлено в первую очередь на развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и предпосылок овладения учебной деятельностью, т. е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществлять не может.

Трудности, возникающие у детей в овладении навыками учебной деятельностью, связаны со слабым развитием психических процессов, неизбежно вызывают нарушения в психическом здоровье, что ведет к  нарушениям в развитии личности. «Присоединяясь» к ребенку в этом процессе, работая с ним на доступном уровне, обеспечивается процесс безболезненного перехода к решению учебных задач. Для детей с особыми образовательными потребностями игровые упражнения являются основной формой в развитии психических процессов.

Программа  занятий по развитию и коррекции познавательных процессов для детей 7-8 лет ставит перед собой следующую цель:

Создание оптимальных условий для преодоление интеллектуальных трудностей через формирование и развитие познавательной активности, основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления, их свойств у детей 7-8 лет с особыми образовательными потребностями.

При проведении занятий класс делиться на подгруппы, что является наиболее эффективно для приведения коррекционно-развивающих занятий, учитывая индивидуально-типологоческие особенности развития личности.

При проведении первичной диагностики 60% обучающихся показали дефективный уровень развития, 40% показали пограничный.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности.  Обучающиеся отличались повышенной отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носила недостаточно целенаправленный характер, дети часто действовали  импульсивно, легко отвлекались, быстро утомлялись, истощались. Наблюдалась  проявления инертности -   трудности в переключаемости с одного задания на другое. Недостаточно  была сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения, что затрудняло выполнение заданий учебного типа.

Сенсорное развитие также отличалось качественным своеобразием. У детей с ОВЗ 1 класса зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требовалось большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затруднялись в обследовании предмета.

 Отмечались ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления были  не формированы.

 Дети  класса КРО не использовали слова, обозначающие величины ("длинный - короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и т.д.), а пользовались словами "большой - маленький".  Все выше перечисленные недостатки сенсорного развития и  влияли на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия учащиеся  затруднялись в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета.

У детей  с особыми образовательными потребностями 1 класса  отмечались недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации.

Память детей  с ОВЗ отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.

Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. У учащихся не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления – дети 1 класса КРО не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Затрудняются при сравнении предметов, производя их сравнение по случайным признакам, при этом затрудняются даже в выделении признаков различия.

Для преодоления  интеллектуальных  трудностей, формирование и развитие познавательной активности, основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления, их свойств у детей 7-8 лет с особыми образовательными потребностями была проведена коррекционно-развивающая программа с обучающимися в течение года. За истекший период времени отмечается положительная динамика в преодоление интеллектуальных трудностей, формировании и развитии познавательной активности, основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления, их свойств у детей 7-8 лет с особыми образовательными потребностями.

Обучающиеся 1 стали правильно выполнять задания предложенные задания на более высоком, уровне, но некоторым требуется стимулирующая помощь

У детей отмечается  продуктивность запоминания и устойчивость,  достаточная  сохранность непроизвольной памяти, заметное преобладание словесной памяти над наглядной, повысился  уровень самоконтроля в процессе работы.

На основании наглядно-действенного мышления  стала формироваться и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что учащиеся уже стали решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

Дети научились концентрироваться на задании.  Повысился уровень восприятия.

Обучающиеся  стали проявлять интеллектуальные  усилия, заинтересованность  в  результате выполнения задания.

Таким образом, повторная диагностика умственных способностей  детей с ОВЗ свидетельствует об эффективности проведенной коррекционной - развивающей работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа занятий по развитию и коррекции познавательных процессов для детей 7-8 лет

Слайд 2

Цель программы: Создание оптимальных условий для преодоления интеллектуальных трудностей через формирование и развитие познавательной активности, основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления, их свойств у детей 7-8 лет с особыми образовательными потребностями.

Слайд 3

Задачи: Повысить произвольность психических процессов и их свойств: восприятия, внимания, памяти и мышления. Способствовать формированию качеств познавательных процессов. Закрепление навыков движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; навыков каллиграфии). Формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения.

Слайд 4

Адресат: Дети 7-8 лет (учащиеся с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья), испытывающие трудности в бучении и развитии.

Слайд 5

Продолжительность курса: Цикл рассчитан на 26 занятий, по 40 минут-1 академический час, 2 раза в неделю. Состав группы 5-10 человек. Предлагаемая программа представляет собой комплекс занятий с четко выделенными целями и структурой. Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В тоже время в пределах одного занятия игры подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими. В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять.

Слайд 6

Методы используемые при реализации программы: Групповая работа: игровые приемы. Индивидуальная: игровые приемы: дидактические, предметно-действенные, развивающие игры с конкретными предметами и понятиями по определенным задачам, поставленным в ходе занятия.

Слайд 7

Критерии эффективности: Сформированность основных психических процессов их свойств: Восприятия - овладение основными сенсорными эталонами: цвет, форма, размер, ориентация во времени и пространстве; Внимания - повышение уровня концентрации и распределения; Память-совершенствование зрительной, слуховой и произвольной, переход от кратковременной к долговременной. Мышление- овладение соотносительным анализа; навыками группировки и классификации на базе овладения основными родовыми понятиями; умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями; умение работать по алгоритму Совершенствование мелкой моторики кистей рук. Совершенствование монологической и диалогической речи.

Слайд 8

Методические рекомендации Соблюдение охранительного режима. Соблюдение определенных гигиенических требований. Охранительный режим заключается, прежде всего, в делении класса на две подгруппы. Дозированность объема учебного материала. Материал должен быть доступным, хорошо домысленным. Ведущий должен помогать, объяснять, направлять работу учащихся над заданиями. Использование методов опоры на наглядность, на реальные адекватные представления. Тщательный подбор наглядного материала для занятий. Все обучение должно проводиться методом предметно-практической деятельности учащихся с речевым сопровождением. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет.

Предлагаемый учителям комплекс развивающих интеллектуальных игр может быть использован на уроках в среднем звене.Интеллектуальные игры, представленные в данной программе, могут быть полезными для подр...

Коррекционные занятия на познавательную сферу

Пояснительная записка.   Все задания группируются следующим образом-задания на замещение предметов;-задания на анализ строения предметов;-задания на выделение пространственных отношений;-зад...

Конспект коррекционно-развивающего занятия (познавательная сфера) по теме «Нарушение счётных операций».

Через развитие представлений о множестве и счетных единицах формирования счетных операций у детей с акалькулией....

Методический комплекс коррекционно-развивающих программ направленный на формирование социально-личностной сферы обучающихся с умеренной умственной отсталостью 7-15 лет

Цель: Создание условий для гармоничной и естественной социализации личности обучающихся с умеренной умственной отсталостью.Основные задачи:1.Способствовать оптимизации эмоционального состояния и повед...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)

Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоционально-волевой сферы школьников

Цель программы: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний и нежелательных поведенческих реакций у учащихся с ОВЗ....