Профилактическая программа «Линия жизни»
методическая разработка (4 класс) на тему

Поскина Татьяна Юрьевна

Данная программа предназначена для младшего и среднего подросткового возраста (9-15 лет), что обусловлено особой ситуацией развития детей данного возраста. Существует необходимость найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления эмоционально–личностного общения ребенка в этом возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr_liniya_zhizni_poskina.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к программе «Линия жизни»

  1. Актуальность и новизна.

      Данная программа предназначена для младшего и среднего подросткового возраста (9-15 лет), что обусловлено особой ситуацией развития детей данного возраста. Существует необходимость найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления эмоционально–личностного общения ребенка в этом возрасте.

Программа строится с учетом возрастных особенностей, интересов детей обучающихся в прогимназии. Тематические занятия программы оптимально  охватывают актуальные для подростка проблемы, возникающие у него при прохождении кризисного периода. Потребность в приобретении и поддержке статуса – одна из важных социальных потребностей детей младшего подросткового возраста. Один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.  

Ученикам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных изменений. Это и углубление самопознания, и пути приобретения способности самоизменений, и рефлексивный самоанализ, позволяющие подростку более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи.. Все это соответствует развивающей линии прогимназии.

      Главный акцент в программе делается на творческий подход, как к собственным личностным качествам подростков, так и к ситуациям и обстоятельствам, в которые они попадают в своей жизни.

      Преимущества данной программы состоит в том, что она включает в себя авторские находки ведущего, полученные в ходе многолетней работы над программами для подростков, переосмысления и адаптации идей программ других авторов, в частности программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет В.И.Дубровиной.

      Оригинальностью программы мы считаем ее гибкость и возможность приспосабливания к различным контингентам детей за счет смены, передвижения и расширения или углубления различных занятий. Условия дополнительного образования позволяют создавать такие изменения. Для этого же служит и гибкое планирование тематики  второго блока с учетом рефлексии ведущим прохождения занятий в первой части.

 2. Сведения об обучающихся. В период 10 – 11 лет у учащихся начинает происходить бурный физический рост и значительные изменения в строении организма. Физическое развитие определяет не только внешние и внутренние изменения в организме подростков, но и потенциальные способности их к интеллектуальной, умственной деятельности. Вместе с тем в период раннего подросткового возраста определяющим фактором поведения ребенка и отношения к поведению и отношению к нему других являются внешние данные, характер сопоставления себя со взрослыми. Отличие "паспортного" возраста и физического способствует тому, что у детей возникает неадекватная оценка самих себя, своих возможностей. Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей. Формирование мотивационно – потребностной сферы требует от подростка расширения всех форм общения. Такое общение уже не может проходить только в рамках учебной деятельности, т. к. особенности и характер развития детей в этом возрасте определяется сознанием того, что его собственные возможности значительно возросли. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора

     Психолог в своей работе с младшими подростками сталкивается со следующими трудностями. Младшие подростки драчливы, проявляют элементы жестокости и агрессивности, могут попасть под чужое влияние, попасть в уличные преступные группировки, то есть подвержены внушаемости и ведомости. В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению, воровству, обмануть и т.д.). Младшие подростки порой не дисциплинированны, энергичны, тревожны, очень активны. Желание сохранить тайны и секреты у них соседствует с неумением хранить эти тайны и секреты от окружающих, младшие подростки часто ябедничают друг на друга, начинают давать друг другу “прозвища”. У многих младших подростков наблюдается завышенная самооценка своих возможностей (“я все могу сделать сам”), эгоистическое самоутверждение, при котором ребенок радуется, если у одноклассника неприятности, если одноклассник оказался униженным или менее успешным, чем он. Младшие подростки очень ранимы и обидчивы. Очень любят младшие подростки бравировать вещами, предметами, нарядами, которые есть только у них, но отсутствуют у остальных товарищей. Сейчас можно наблюдать, как среди младших подростков идет разделение в классах на детей обеспеченных родителей и на детей из малообеспеченных семей, на первое место ставится богатство, а не знания. Весьма активно в младшем подростковом возрасте идет формирование “малых групп”.

  1. Содержание программы.

Цель повышение уровня социальной компетенции, формирование здорового образа жизнедеятельности и системы навыков психологической адаптации детей при переходе на следующий возрастной этап.

Задачи программы. 

  • обеспечение школьника средствами самопознания;
  • повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности;
  • укрепление чувства собственного достоинства;
  •  развитие навыков и умений, необходимых для ведения здорового образа жизни;
  •  уверенного поведения в различных жизненных ситуациях, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении;
  • формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

  1. Общие принципы построения программы.

Структура программы:

1блок – «Узнай себя ближе». 1-7 занятия, которые направлены на расширение зоны осознавания себя, как личности, формирование установки собственной ценности.

2 блок – «Я в этом мире». 8-18 занятия, которые направлены на формирование личного стандарта поведения ребенка, развитие коммуникативных способностей, установка на ведение здорового образа жизни.

  1. Методическое обеспечение.

        Формы и методы работы с подростками строятся на удовлетворении чувства взрослости, ненавязчиво помогать находить ответы  на волнующие вопросы, предоставлять больше самостоятельности и создавать условия для передачи  им ответственности за свои поступки и их следствия.

        Для  обеспечения  творческого подхода занятия строятся таким образом, чтобы создать максимальную вариативность в рассмотрении каждого вопроса темы, создать условия для самовыражения подростка (с помощью обсуждений, дискуссий, а также использования различных изобразительных средств), использовать находки ребенка во благо себе и миру вокруг. На занятиях создаются условия для:

- самопознания,

- успешной социально-психологической адаптации,

- творческого подхода к трудностям.

Такие условия предполагают, что у детей есть возможность выбора уровня личностной включенности в занятие, своего поведения, выполнения заданий, их вариантов  и т.п., что и определит степень эффективности данного курса.

Занятия проводятся в основном в форме игровых методов (см.Приложение 4), метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также методов «репетиции поведения» и элементов психогимнастики..

      Используются следующие методические приемы:

  • Устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересов учащихся по проблемам в рамках  предлагаемой темы;
  • Проективные формы  работы и анонимное обращение детей к своим  проблемам;
  • Элементы арт-терапевтических методик;
  • Техники гештальт-терапии;
  • Обращение к личному опыту детей;
  • Тестирование;
  • Деловые, ролевые и др. игры;
  • Рефлексия результатов (самооценивание, взаимное оценивание).

Предлагаемый курс рассчитан на проведение его психологом, потому что в программу включены такие моменты, как создание групповой атмосферы, работы с позитивной и негативной обратной связью, релаксационные методы и т.п. Программа рассчитана на 18 часов. На наш взгляд, это оптимально для школ нашего региона, с учетом того, что начинать занятия следует  в октябре месяце, велика вероятность наличия актированных дней. Курс рассчитан так, чтобы была возможность полноценного завершения программы.

 Занятия целесообразно проводить 1-2 раза в неделю в течение 40 мин. Желательно, чтобы группа не превышала 10 -15, это то, количество участников, которое позволяет каждому проявлять активность.  Увеличение числа участников, требует проведение занятия двумя психологами, а также увеличение продолжительности одного занятия во времени.

Структура занятия предполагает следующие этапы:

  • Приветствие.
  • Начало работы.
  • Разминка.
  • Работа по теме.
  • Разминка.
  • Завершение занятия.
  • Прощание.

Все этапы занимают определенное количество времени, что позволяет проводить занятие в оптимальном режиме, на протяжении которого у детей не пропадает интерес к занятию, а также соблюдение регламента является необходимым условием результативности программы.  (см. Приложение 3).

6.  Ожидаемые результаты.

Диагностика результативности прохождения программы осуществляется с помощью следующих методик:

  • Социометрический эксперимент. (см. Приложение 1)
  • Метод социометрии.
  • Методика изучения самооценки (Т. Дембо-С. Рубинштейн). (см.Приложение 2)
  • Отслеживание результатов происходит по окончанию каждого занятия (шеринг) и целого курса.
  • Беседы, интервьюирование, анкетирование детей, педагогов и родителей

Ожидаемые результаты по программе «Линия жизни»

  •  рост самоудовлетворенности личности;
  •  повышение социальной компетентности детей в вопросах здоровьесохранения;
  •  повышение самоактивности детей в решении проблемных ситуаций;
  • принятие ответственности за свои поступки;
  • расширение знаний детей по психологии человека

           

Учебно-тематическое планирование

Тема

Цель

Кол-во часов

Краткое содержание занятия

1 БЛОК.

 «Узнай себя лучше»

1. Узнай меня поближе

 Помочь детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что0то новое о своем однокласснике; подчеркнуть уникальность каждого участника.

1 ч.

Представить программу, выработать основные правила поведения в группе и вне ее Упр. на сплочение группы. Демонстрация открытого стиля общения.

Составление свода правил.

2. Я в контакте.

Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений; развитие чувства принадлежности к группе.

Установление контакта, создание доверительной атмосферы.

1 ч.

Упр. на осознавание своих собственных границ и границ других людей.

Игры «Скажи стоп», «Я никогда не…»,

3. Кто я? Кто ты? Кто мы?

Способствовать формированию открытых отношений между членами группы

Сфокусировать внимание участников на собственном мироощущении.

1ч.

Мозговой штурм «Из чего состоит личность»

Упр. «Кто я?»

Игры на сплочение группы.

4. Мы очень разные

Развитие умения обмениваться информацией, концентрировать внимание на себе, а также на партнерах.

1 ч.

Игра «Мячик ассоциаций». Беседа о видах чувств. Эмоциональная гимнастика

5.Отношение к себе. Я.

Дать возможность каждому ребенку представить себя другим детям, показать свои лучшие качества. Понятие ценности личности.

1 ч.

Осознание возможности формирования адекватной самооценки.Упр. «Зеркало». Упр. «Мои особенности и преимущества».

«Презентация индивидуальности».

6.Я в своих глазах и глазах других людей.

Ощутить похожесть и индивидуальность отдельных людей. Развитие умения обмениваться информацией, концентрировать внимание на себе, а также на партнерах.

1 ч.

Игра «Слепые паровозики». Основное упр. «Ладошка»

7.Недостатки. Как они мешают нам жить.

Идентифицировать собственные эмоциональные состояния. Развитие умения учитывать свои сильные и слабые стороны. Формирование чувства принятия себя.

1 ч.

«Какие привычки мы ценим в себе и других»

Пиктограмма «Дракон»

2 БЛОК

«Я в этом мире»

8.Мои права и права других людей.

Формирование способности правильно оценивать свои права и права других людей. Активизация знаний о моральных нормах.

1 ч.

Упр. «Я имею право…Я обязан…», «Личные права. Защита личных прав»,

9. Моя стратегия поведения.

Помочь выработать личные стандарты поведения.

1 ч.

Упр. «Твоя сильная сторона характера».

Инсценировка проблем

Упр. «Контракт с самим собой»

10.Конфликт

Формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций.

1 ч.

Беседа «Что такое конфликт». Упр. «Тактики аргументации», «Ужасно-прекрасный рисунок»

11.Просьба.

Формирование умения высказывать просьбу, принимать согласие или отказ в ее выполнении.

1 ч.

Упр. «Вход-выход из круга» Дискуссия «Кого мы считаем знакомыми, кого - друзьями

12.Как справиться с раздражением и плохим настроением.

Развитие навыков произвольного контроля и регуляции настроения.

1 ч.

Общий рисунок настроения. Упр.»Ситуация – настроение». Обсуждение «Как управлять своим настроением»

13.Поступки. Мотивы поступков.

Сфокусировать внимание на ответственности за свои поступки.

1 ч.

Упр. «Мотивы поступков», «Горячее место»

14.Вредные привычки

Обеспечение детей объективной информацией о вредных привычках, формирование собственного отношения к ним.

1 ч.

«Вопросы на бумажках»

Игра «Кукла и кукловод»

15.Защита своего «Я»

Формирование навыков самостоятельного выбора способов защиты себя и своего здоровья.

1 ч.

Игра «Воздушный шар». Обсуждение «Личное или коллективное решение».

Упр. «Продолжить фразы»

16.Контракт с самим собой.

Формирование умения ставить перед собой цели и достигать их.

1 ч.

Игра «Преодолей препятствие»

Создание схемы «Шаги постановки цели».

17.Наша группа.

Формирование суждений с учетом мнений других на примере нашей группы.

1 ч.

Упр. «Комплименты», создание герба, упр. «Мы все».

Заполнение анкет.

18.Завершение работы.

Осмысление опыта, полученного в ходе тренинга.

1 ч.

Итоговая игра «Вместе – лучше»

Используемая литература:

  1. Битянова И.А. Два в одном. Школьный психолог, 1999,№20
  2. Крутецкий А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.
  3. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.,1998.
  4. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе: Кн для учащихся. – М.,1994.
  5. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/Под ред. И.В.Дубровиной. – Екатеринбург,1998.
  6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1995.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2.- М.,1998.
  8. Энрайт Д.Заметки о гештальт-терапии (Избранные материалы). – С-Пб.,2000.
  9. Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей./Под ред. Д.Я.Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007

Приложение1

Социометрический эксперимент.

Инструкция: Выбери из вашего класса трёх учеников в порядке твоего предпочтения и укажи их фамилии в прямоугольниках, расположенных после задания. Через тире укажи номер причины, по которой ты делаешь свой выбор (на другой стороне опросного листа написаны 14 причин). Напиши внизу листа свою фамилию и имя.

Отвечать нужно искренне и точно. Гарантируем неразглашение ваших ответов.

  1. Напиши 3 фамилии учеников из Вашего класса (мальчика или девочку) с кем бы Ты больше всего хотел дружить и заниматься интересным делом.
  2. Напиши через запятую фамилии тех, кто Тебе больше всего не нравится в твоем классе.

Дата заполнения ________________

Класс__________

Имя ___________________________

Причины твоего выбора:

  1. Потому что он веселый и с ним можно общаться.
  2. Потому что он не жадный.
  3. Потому что мы живем рядом.
  4. Потому что мы вместе ходим на одну секцию.
  5. Потому что мы давно учимся в одной школе.
  6. Потому что мы вместе отдыхали летом.
  7. Потому что с ним интересно.
  8. Потому что много знает.
  9. Потому что подсказывает и мы вместе делаем домашнее задание.
  10. Потому что мы обмениваемся книгами.
  11. Потому что мы вместе играем на компьютере.
  12. Потому что он очень сильный и защищает меня.
  13. Потому что он (она) мне нравиться.
  14. Потому что мне нужен такой друг (подруга).

Приложение 2

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Ход выполнения задания

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - "здоровье" - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "х";

б) высоту самооценки - от "0" до знака "х";

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Параметр

Количественная характеристика (балл)

норма

очень высокий

низкий

средний

высокий

Уровень притязаний

менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень самооценки

менее 45

45-59

60-74

75-100

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов - обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Приложение 3

Примерная структура каждого занятия

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

Приветствие

-

Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность.

Определенные ритуалы

Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу

Начало работы

5 мин.

Самоопределение участников (с чем пришли на группу, как себя сейчас ощущают)

Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием.

Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства.

Разминка

5 мин.

1.Объединение, сплочение группы.

2.Развитие межличностных связей.

3. Включении в совместную деятельность

Более или менее подвижные игры, с четко определенными правилами

1.Обознаение правил и границ.

2.Обспчение безопасности участников.

Работа по теме

20 мин.

Задачи соответствуют теме занятия

Самые разнообразные формы активности (игры, рисование, психодрама и т.п.)

1.Дать определенную информацию в доступно форме.

2.Предоставить возможность пережить свои чувства.

3.Помочь овладеть новыми навыками.

Разминка

5 мин.

Завершение занятия

10 мин.

1.Возможность выплеснуть накопившееся напряжение.

2.Завершение работы в позитивно эмоциональном состоянии.

Подвижные и/или релаксационные игры.

Обеспечение безопасности участников

Прощание

-

Обозначить конец занятия

Определенные ритуалы.

Эмоциональная поддержка детей.

Приложение 4.

Игры и упражнения для занятий

Упражнение "Птичий базар". Участники группы по команде ведущего начинают разговаривать друг с другом на "птичьем" (тарабарском) языке. Дается установка на громкое звуковое общение, вплоть до крика. Главная задача каждого из участников – высказать при помощи этого субъязыка свои актуальные чувства. При этом общение рекомендуется проводить без подчинения общепринятым схемам диалога, дискуссии. При его выполнении от участников требуется максимум спонтанности и творчества в выборе темы, партнеров, формы установления контакта и т.п. После выполнения упражнения всем участникам целесообразно поделиться своими ощущениями, впечатлениями, чувствами.

Упражнение "Общение заданной фразой". Оно позволяет участникам группы выразить свое отношение друг к другу через заданную трафаретную фразу ("Вы мне нравитесь", "Я вас ненавижу", "Вы меня раздражаете" и т.д.). Независимо от прямого смысла фразы участникам предлагается, как бы под ее прикрытием, высказать друг другу свои истинные чувства, не опасаясь последствий, так как общение ведется в рамках правил, принятых всеми членами группы.

Упражнение "Думай только о себе". Его можно проводить в диадах, триадах и со всей группой. Двое участников становятся, прислонившись спиной друг к другу. Каждый одновременно служит опорой другому. Им дается инструкция: "Думайте только о себе и пытайтесь найти самое удобное для вас положение, в котором вы можете расслабиться, почувствовать себя спокойно, комфортно, уютно". Постепенно к диаде могут подключаться другие члены группы, пытаясь строго следовать инструкции руководителя. После выполнения упражнения его следует повторить еще раз, но уже с другой установкой на выполнение: "Думай только о других". В такой ситуации возникает эффект, напоминающий дерефлексию в логотерапии В. Франкла [3]. В основе этой технологии лежит механизм переключения внимания с самого себя, со своих способностей или неспособности расслабиться на других, с тем чтобы помочь им добиться относительной релаксации.

«Автопортреты»

Цель игры – развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности. Игра может быть предложена вначале занятий.

Участникам группы предлагается нарисовать автопортрет, каждый имеет право не показывать свой рисунок. Может быть символический рисунок – в виде предмета, сказочного персонажа. Далее устраивается анонимная выставка.

Что на ваш взгляд, хотел выразить автор?

Какие мысли и чувства вызывает у вас этот портрет?

«Вещи»

Цель игры – совместное размышление о многозначности вещей в жизни человека.

Для игры необходимы коробки, в которых лежат карточки с названиями вещей : «дом», «телевизор», «видик», «автомобиль», «компьютер»...

Участники группы, получившие или выбравшие данную коробку, должны рассказать о достоинствах данной вещи и о тех опасностях, которые она может вызывать, или о нежелательных последствиях, к которым может привести использование данной вещи. Задача группы – угадать, о какой вещи идет речь. Группа может задавать вопросы, на которые можно отвечать: «да» или «нет».

«Войди в круг»

Цель игры -  осмысление форм общения.

Несколько участников выходят за дверь, затем приглашаются по одному. Группа образует круг, плотно взявшись за руки. При этом у участников существует договоренность о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили. (Вежливое приветствие, просьба, выполнение какого-то условия и т. п.). Участник, пытающийся выполнить условия и войти в круг, пробует различные формы поведения, пытаясь угадать неизвестную ему договоренность группы. Некоторые могут предпринять попытку войти силой.

При обсуждении игры можно поговорить об агрессии как результате непонимания, невыполнении социальных норм, а также о том, что у разных групп существуют свои «договоренности».

«Групповой рисунок на тему»

Цель игры – групповое осмысление темы занятия.

Возможно одновременное выполнение рисунка всей группой на большом листе, либо изготовление коллажа из отдельных рисунков.

«Да –Да –Нет – Нет»

Цель игры – осмысление группой возможных причин конфликтов. Добровольцам предлагается провести диалог, используя для реплик только слово – «нет», стараясь выразить свои эмоции. Затем их спрашивают о чувствах, которые у них остались после диалога.(Диалог длиться 1-2 мин.) То же самое со словом «да».

«Давай помиримся!»

Цель игры – выработать привычку примирения, понять его смысл.

Участники сидят в круге. Им предлагается представить, что они в ссоре, и сделать шаг к примирению. Участник, выполняющий активную роль, имеет условный предмет. По условию, если партнер согласен помириться, он берет этот предмет. Тот, кто только что согласился помириться, сам становиться просящим примирения.

В ходе игры выявляются трудности примирения, вырабатываются и обсуждаются способы и ритуалы. В середине игры ведущий меняет задание: «Виноват в ссоре другой, примирения ищете вы!» Возможен отказ: «Я не буду мириться в этом случае!» При отказе необходимо перейти к обсуждению.

«Договоримся без слов»

Цель игры – рефлексия группы о поиске взаимопонимания между людьми.

По сигналу все члены группы  «выбрасывают» на пальцах число от 1 до 5.Задача показать одинаковое число всем членам группы. Договариваться с помощью слов в игре запрещено. Ведущий, участвуя в игре, считает число попыток, после 25 , если группа не договорилась, игра прекращается.

«Дорисуй»

Цель игры – вскрыть проблему понимания человека человеком.

Каждый участник задумывает какой-либо рисунок и начинает рисовать его на листе. Затем рисунок передается по кругу, каждый дорисовывает то, что считает нужным. При обсуждении сравнивается первоначальный замысел и его воплощение как результат понимания и уважения чужой идеи или наоборот – желание сделать все по-своему

«Запретный плод»

Цель игры – осмыслить отношение к запретам, сравнить его с позицией других участников

Группа сидит полукругом, оставив пространство для «сцены», на которой лежит яблоко

1-этап. Ведущий предлагает погулять по райскому саду и без слов показать, как участники поступят с запретным плодом.

Ведущий делает заметки, как вел себя каждый участник.

2-этап. Объявляется, что в райском саду есть «свидетель».Он не препятствует тому, что хочет делать участник, но уговаривает взять яблоко, если при первой попытке этот участник его не брал, либо пытается удержать того, кто брал. «Уговоры» проводятся тоже без слов.

3-этап. Каждый участник («воспитатель») приходит в сад с «ребенком», Роль которого выполняет другой участник. « Ребенок» должен стремиться к яблоку любой ценой, преодолевая препятствия. «Воспитатель» должен сам  определить свою задачу.

Какого рода запреты нарушали участники: те, которые не считают истинными и важными, или те, которые действительно значимы для них? Сравнивается поведение при «свидетелях» и без, оценивается воздействие уговоров. Также может быть поставлен  вопрос о различном отношении для себя и для ребенка.

Обсуждение этой игры подводит к проблемам:

  • запреты и отношение к ним;
  • социальные нормы, как мы к ним относимся;
  • влияние группы, других людей, насколько оно сильно, от чего это зависит;
  • взаимоотношения с родителями и педагогами; задачи, которые ставят перед собой взрослые, строя отношения с воспитанниками;
  • природа зла в человеке.

«Звездочки»

Цель игры – поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания.

Ведущий готовит «звездочки» - наклейки. Затем просит участников закрыть глаза и приклеивает их участникам на лоб. Звездочки различаются по цвету или по форме. Участники, не произнося ни слова, должны найти тех, у кого такие же звездочки.

«Зеркало»

Цель игры – показать трудности построения взаимоотношений, нахождение способов взаимопонимания.

В группе выделяются 2-3 пары, которые становятся друг против друга. Им предлагается повторять движения друг друга, как отражение в зеркале. При обсуждении спрашивают, удалось ли каждому партнеру быть и человеком, и отражением.

«Интервью»

Цель игры – актуализация, и обсуждение какой- либо проблемы.

Группа делится  на подгруппы (четное количество). Каждая делится пополам: «журналисты» и опрашиваемые. Вопросы готовит ведущий или придумываются (3-4 вопроса). По сигналу  журналист пересаживается и опрашивает следующего, пока не опросит каждого в своей подгруппе. Затем  все меняются ролями. Последние готовят газетную заметку или краткое сообщение на основе интервью.

«Куб согласия – куб конфликта»

Цель игры – обсуждение результатов конфликтного и примирительного поведения.

Для игры необходимо подготовить 2 бумажных куба (длина грани -40 см), краски и 2 кисточки. Добровольцам предлагается поговорить друг с другом посредством красок на одной из граней куба. При этом один куб предназначен для общения в состоянии конфликта, а другой – для дружеских бесед.

При обсуждении (весь куб раскрашен) сравниваются рисунки на кубах и чувства партнеров.

«Мама, я хочу домой»

Цель игры – расшевелить участников группы, побудить их к проявлению творчества, повысить самооценку, настроить на сказку.

Все участники стоят вместе. Ведущий – по другую сторону, он спрашивает : «Кто хочет домой?» Когда кто-либо отвечает: «Я», - ведущий ставит условие: «Вы должны пройти, как...(один из образов, подходящих данному человеку): балерина, бабочка, слон, лягушка, автомобиль, ленивый ученик, и т. п.» Можно задать образы из сказки.

Задача ведущего – выбор образа, повышающего самооценку данного человека. Группа оценивает качество исполнения образа и в зависимости от этого пропускает «домой» или нет. Возможно выполнение по 2-3 человека:

- тракторист на тракторе;

- кошка с клубочком;

- стайка воробьев;

- трехглавый дракон;

- сражающиеся рыцари и т.п.

«Миниспектакль»

Цель игра – выявление проблематики, актуальной для группы, ценностей, интересов участников.

Игра способствует раскрепощению группы, развитию творчества, сплоченности. Группу следует разделить на подгруппы по 6-8 человек. Группе дается проблема или ситуация и дается время, чтобы поставить спектакль.

После проводится обсуждение, форма обсуждения диктуется задачами группового процесса. Если группа испытывает трудности, можно предложить набор ролей, место действия, а также на свободную тему, что позволяет еще лучше узнать волнующие группу проблемы.

«Найди пару»

Цель игры – показать трудности самоопределения, нахождения друга, человека «своего типа», подготовить к обсуждению этой проблемы.

Все члены получают карточки, на которых написаны названия профессий (либо характеристика человека): вспыльчивый, очень умный, любитель чтения, любитель танцев, застенчивый, ищу друга, музыкант, строитель. Каждая карточка встречается 2 раза. Затем предлагается найти свою пару без слов. Когда все пары найдены, они представляют свою пару другим также жестами.

«Необитаемый остров»

Цель игры – соотнесение этической ситуации с личным опытом участников, моделирование своего поведения в экстремальной ситуации.

Каждой подгруппе (10-20 человек) дается большой лист бумаги, объявляется, что группа в этом составе проведет год на необитаемом острове без связи с внешним миром. Предлагается нарисовать этот остров, свою жизнь на нем и составить правила жизни на острове.

Обсуждение проводится в зависимости от рассматриваемой проблемы:

- отношения между людьми;

- отношения с природой;

- необходимость взаимопомощи.

«Ответить – не ответить»

Цель игры – показать значение внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми.

Группа стоит в круге, один из участников выходит за дверь. С группой договариваются о том, что когда водящий войдет и поздоровается с кем-либо, этот человек отворачивается или начинает говорить с кем- то другим. После нескольких попыток игра прекращается, ведущий извиняется перед водящим, все отвечают на его приветствие.

При обсуждении говорят о своих чувствах во время игры.

«Передача предмета»

Цель игры – создание дружелюбного, эмоционально теплого настроения.

Какой-либо предмет передается по кругу с добавлением теплых слов, приветствий, комплиментов.

«Разговор через стекло»

Цель игры – осмысление трудностей общения между людьми, трудности понимания друг друга.

В ходе игры парам предлагается «поговорить» друг с другом, как если бы их разделяло толстое стекло, не пропускающее звук. После попытки партнеры сообщают, что хотели сказать. При обсуждении можно сказать, что под таким стеклом может быть принадлежность к разным народам, поколениям, странам.

«Рукопожатие»

Цель игры – улучшение взаимопонимания в группе, понимание участником того, как он может восприниматься другими людьми.

Одному участнику завязывают глаза, другие по очереди подходят к нему и пожимают руку. Тот, у которого завязаны глаза, говорит о впечатлении, которое производит рукопожатие.

«Тарелка с водой»

Цель игры – развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопонимания.

Группа, молча с закрытыми глазами, передает друг другу тарелку с водой. В результате при передаче развиваются способы коммуникации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение прикосновением до передачи.

Обсуждение затрагивает вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры дают отчет о наблюдениях, адресованный тому, за кем наблюдали.

«Тип-топ»

Целью игры является демонстрация группе неконструктивного поведения при обсуждении. Иногда такая демонстрация необходима при групповых занятиях.

Группе предлагается встать в круг на четвереньки, прикасаясь друг к другу мизинцами. Ведущий спрашивает у соседа по кругу: «Знаете ли вы игру «Тип-топ»?» Тот отвечает: «Нет!» Ведущий предлагает задать этот вопрос соседу. Вопрос и ответ проходят весь круг. Когда к ведущему обращаются с этим же вопросом, он отвечает: «И я не знаю. И что мы здесь тогда делаем, просто непонятно!»

АНАЛИЗ КУРСА ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММЕ «ЛИНИЯ ЖИЗНИ»

 Коррекционно-профилактическая программа «Линия жизни» реализуется в МОУ «Прогимназия» с 2002 учебного года.  Программа разработана и апробируется педагогом-психологом Поскиной Татьяной Юрьевной.

Целью программы является повышение уровня социальной компетенции, формирование здорового образа жизнедеятельности и системы навыков психологической адаптации детей при переходе на новый возрастной этап.

3 октября 2006 года программа утверждена  на школьном методическом объединении.

Возрастная категория – учащиеся выпускных классов начальной школы, возраст 9-10 лет.

При реализации программы не требуются дополнительное оборудование и методические пособия.

В 2002-2003 учебном году по программе занималось 60 ребят, были организованы 4 группы, численностью 12-16 человек каждая. Ребята встречались с психологом один раз в неделю.

В 2003-2004 учебном году программой было охвачено 54 ребенка. Работали 4 группы.

В 2006-2007 учебном году по программе занимались 32 ребенка, 2 группы.

За период 2002-2007 по программе «Линия жизни» занимались 146 детей.

 Занятия по программе «Линия жизни» имеют своей целью помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развивать у ребят чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению. Проводимая программа необходима для того, чтобы обеспечить ребенка средствами и знаниями, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Это отмечают педагоги и родители, чьи дети посещали занятия.

Указанный возрастной период является очень благоприятным для подобной работы. Это связано с одной стороны с возрастанием интереса к самому себе, к своим возможностям, способностям, а с другой стороны – c открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении трудностей, проблем, принятии решений. Все эти факторы учитываются психологом при организации и проведении занятий.

Проводимые опросы родителей подтверждают важность и нужность такой работы. Некоторые родители, узнав, что проводятся такие занятия, проявляют заинтересованность в том, чтобы дети обязательно их посещали.

Дети с желанием идут на занятия по программе «Линия жизни», на которых, как они говорят, узнают много нового себе, как о человеке. Им нравятся игры и упражнения, проводимые психологом. Ребята отмечают необычность занятий, их непохожесть на все остальные. Некоторые дети обращаются на индивидуальную консультацию.

Учителя и воспитатели тоже дают положительную оценку программе «Линия жизни». Отмечают заинтересованность детей в посещении занятий, у некоторых детей видны изменения в эмоциональной сфере.

Эффективность реализации программы подтверждают данные анкетирования.

 По данным опроса по завершению работы, 99% детей подчеркивают, что программа «Линия жизни» нужна, и она должна продолжаться в следующем учебном году уже с новыми участниками.

85% опрошенных отмечают качественные изменения с структуре своей личности, отмечают, что они стали по-новому смотреть на некоторые свои поступки, научились учитывать чувства и интересы других людей, улучшилось взаимопонимание со сверстниками.

93% детей высказались, что проводимые игровые формы работы вызывали наибольший интерес  и поддерживали желание  посещать занятия.

В начале 2006-2007 учебного года занятия посещали 16 ребят, к середине года – уже 32 человека. Что подтверждает эффективность программы.

Эта рецензия у меня подписана завучем

        

Рецензия на программу "Линия жизни».

Данная программа предназначена для работы с детьми  8-10 лет, учащимися 4-х классов. Программа имеет позитивную направленность, отражает новый современный подход к проблеме повышения уровня социальной компетенции, формирует у учащихся ориентацию на здоровый образ жизни и конструктивное взаимодействие с окружающим миром. Главным достоинством программы является разработанная автором модель групповых занятий.

 Занятия по программе «Линия жизни» имеют своей целью помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развивать у ребят чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению. Проводимая программа необходима для того, чтобы обеспечить ребенка средствами и знаниями, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи.

Анализ программы позволяет охарактеризовать ее содержание как концептуально обоснованное, целенаправленное, логически выстроенное, технологически-современное. На основании диагностических обследований можно сделать вывод о ее практической эффективности. Программа прошла успешную апробацию на базе МОУ «Прогимназия».

Заключение: Рекомендуется к практическому применению как в ОУ, так и в других организациях занимающихся профилактической работой среди детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактические программы "Разговор о правильном питании"

Профилактические  программы  в  1 классе "Разговор  о  правильном  питании"...

Сообщение "Из опыта работы по профилактическим программам"Разговор о правильном питании", "Все цвета, кроме черного"

Из опыта работы по профилактическим программам"Разговор о правильном питании", "Все цвета, кроме черного"...

ОСТАВАЙТЕСЬ НА ЛИНИИ ЖИЗНИ

Все знают о том, что курить вредно, но, тем не менее, некоторые мальчики и девочки, прячась в укромных местах, украдкой от взрослых курят. Почему это происходит? Многие мальчишки начинают курить...

Тематическое планирование профилактической программы «Все цвета, кроме чёрного» 3 класс Раздел: Учусь понимать других.

Для тех, кто работает по программе "Все цвета, кроме чёрного", Учусь понимать других, в системе ФГОС НОО, внеурочная деятельность, предлагаю темы для еженедельного проведения занятий.  Данный кур...

Оздоровительно-развивающая и профилактическая программа "Город БезОпасности».

Данная пограмма разработана для летнего оздоровительного пришкольного лагеря с дневным пребыванием. Эта программа состоит из двух блоков: профилактика дорожно-транспортных происшествий и профилактика ...

Профилактическая программа «Тропинка к своему Я» (для учащихся 1 класса)

        Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показыв...

Профилактическая программа "Я выбираю жизнь"

Профилактическая психолого-педагогическая программа...