К вопросу о социальной дезадаптации младших школьников
статья по теме

Квасова Вера Владимировна

Статьи для размышления на досуге адресованы учителям и родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

               К вопросу о социальной дезадаптации младших школьников

Квасова В.В.  

     О сложности и значимости младшего школьного возраста в  процессе социализации личности  сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе  убедительно и достаточно. Согласно  работам Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, А. В. Петровского, глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. В течение обучения в начальной школе  на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

             При благоприятных социально значимых условиях развития младший школьник способен успешно адаптироваться в школьной среде.

             К сожалению,  в последние годы мы всё чаще говорим о социальной дезадаптации младших школьников к школе. 85% детей (данные нашего исследования, проведённого в МКОУ «СОШ № 4» села Московского Изобильненского района Ставропольского края) начальных классов общеобразовательной школы испытывают затруднения социальной адаптации. Каковы причины такого большого количества детей младшего школьного возраста с нарушениями процесса социализации?

             C увеличением рождаемости детей и сокращением  учреждений дошкольного образования  (только 12% - 20% дошкольников посещают детский сад), из-за обострения социально-экономических условий жизни, увеличения числа преступности, уменьшения рабочих мест, увеличения числа алькогольнозависимых членов нашего общества, зачастую праздно шатающихся по улицам (особенно сёл и деревень) большинство детей дошкольного возраста живут в закрытой семейной обстановке. Как живут семьи, отгородившиеся от мира высокими заборами? Чем занимаются дети, живущие в семейной изоляции? На этот вопрос трудно ответить и социологам, и психологам. Но последствия такого «закрытого» образа жизни, особенно в сельской местности, чётко прослеживаются в последние 3 - 4 года, когда дети приходят в 1 класс.

            Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения с взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего такие дети боятся отвечать у доски. Именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность.

            Некоторые дети панически боятся сделать ошибку при выполнении письменных работ. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребенка, психологическое наказание все равно присутствует. В младшем школьном возрасте отметка – не просто оценка конкретного результата деятельности, она субъективно воспринимается ребенком как оценка всей его личности.

            Если проследить готовность детей к школе, то можно сказать, что только от 36% до 17% будущих первоклассников готовы в интеллектуальной, социальной и эмоциональной сфере (данные нашего исследования, проведённого в МКОУ «СОШ № 4» Изобильненского района Ставропольского края). Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно (не поднимая руки, и перебивая друг друга), делятся с учителем своими соображениями и чувствами, которые не соответствуют теме урока и заданному вопросу. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, дети обижаются на замечания, когда учитель выражает недовольство их поведением, они жалуются на то, что школа плохая и учительница злая. Увеличилось количество детей с признаками демонстративности и тревожности.  Эти дети имеют сильную потребность во внимании к себе, но неразвитость навыков самоконтроля и саморегуляции приводят к нарушениям в сфере общения.

          Ребенок приходит в школу, класс, в котором дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться. Современные семьи, к сожалению, учат дошкольников только защищаться и нападать, что приводит к частым проявлениям агрессивности у младших школьников. Несформированность  компонентов школьной готовности приводит ребенка к психологическим трудностям и проблемам в адаптации к школе и конечно  социальной дезадаптации. Степень дезадаптации различна: от проблемности до конфликтности и социокультурной запущенности.

Одна из причин дезадаптации  в школе - потеря системой образования престижных позиций в обществе. Государство, мало способствующее развитию современного образования, телевидение, представляющее учителей и школу в «чёрном цвете» привели к потере имиджа школы. Совет и рекомендации  учителя уже не рассматриваются родителями как помощь в воспитании и обучении детей, а воспринимаются как дополнительная нагрузка, необязательная к исполнению. И это во внешне благополучных семьях. Что же говорить о явно неблагополучных?! Статус учительства  снизился, число неблагополучных семей увеличилось и от  первоклассника можно чаще услышать: «Я не читал, потому что мама не захотела! Я написал, как мама сказала!» или «Это мама писала, там всё правильно!» и т.п., а ведь всего несколько лет назад дети с гордостью говорили: «Я сделал так, как учительница сказала!».

   Итак, в большинстве современных российских  семьях утрачены условия для нормального психосоциального развития младшего школьника. У большинства младших школьников появляются нарушения эмоциональной сферы и поведения, снизился уровень обучаемости,  утрачены духовные ценности.

Следует отметить, что социальная дезадаптация - процесс обратимый.     Поэтому в современной школе остро стоит вопрос о диагностике адаптации учащихся младших классов, определении  видов дезадаптации и выявлении  причин, повлекших за собой дезадаптацию школьников. Одна из основных задач современных педагогов, работающих в начальной школе  и школьных психологов - организация социально-педагогического процесса, способствующего восстановлению социального статуса, утраченных, либо формированию  социальных навыков дезадаптированных  младших школьников, переориентации их социальных установок, включению  в новые позитивно ориентированные отношения.  Очень важно это сделать именно в младшем школьном возрасте, как первом школьном периоде жизни ребёнка, в противном случае складываются условия для кризиса развития личности, и адаптация на новой «ступени» развития оказывается затрудненной.

Литература

1.  Выготский Л. С. Кризис семи лет. / Собр. соч. в 6 т. Т. 4. - М., 1984.

2. Катилина М. И. Школьная образовательная среда как условие развития и социализации личности. // Вестник практической психологии образования. - 2009. -  № 3.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -  М.: ИНФА-М, 1998.

4. Практическая психология образования: Учебное пособие. / Под ред.

И. В. Дубровиной. - СП б.: Питер, 2007.

5. Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников. Избранные психологические труды. -  М., 1987.

Роль семейного неблагополучия в причинности социальной дезадаптации младших школьников.

Квасова В.В.

Одна из важнейших проблем современного российского образования и общества в целом - рост числа детей с отклонениями в поведении, развитии, с трудностями в обучении, общении, т.е. с различными нарушениями процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации. По данным проведённого нами исследования в МКОУ «СОШ № 4» села Московского Изобильненского района Ставропольского края 40,8% детей начальных классов можно отнести к группе социально дезадаптированных.

Своевременное выявление причин, приводящих к  социальной дезадаптации на начальных этапах обучения у детей младшего школьного возраста, и соответствующая коррекционная работа могут способствовать переориентации социальных установок, включению в новые позитивные отношения, уменьшить вероятность перерастания трудностей в обучении в хроническую неуспеваемость.

Одни рассматривают причину социальной дезадаптации младших школьников как несоответствие психофизиологического и социопсихологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения (Э. М. Александровская, Б. Н. Алмазов, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумарина, Н. Г. Лусканова и т.д.). Другие подразумевают психогенные реакции, психогенные заболевания и психогенные формирования личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и в семье, и затрудняющие учебно-воспитательный процесс (А. А. Бодалев, Г. В. Бурменская, В. Е. Каган и др.). Третьи предполагают, что в основе социальной дезадаптации младших школьников лежат затруднения, мешающие ребенку интегрироваться в социуме и не дающие ему возможность адекватно реагировать на требования социальной среды (Т. И. Комиссаренко). Четвертые характеризуют различия, влияющие на развитие детей, в основе которых лежат разные биологические и социальные факторы (С. А. Беличева, А. С. Белкин, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова и др.). Пятые - в аспекте влияния нарушений семейного воспитания на социальную адаптацию детей (Л. С. Алексеева, Е. А. Аркин, Г. М. Бреслав, М. И. Буянов и др.).

По нашему мнению, роль семейного неблагополучия более значима в причинности социальной дезадаптации детей. Безусловно, тип родительского воспитания как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности является значимым фактором становления личности ребенка, определяет его когнитивное развитие, его позицию по отношению к миру (Р. Бернс, О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская).

В данной работе мы предприняли попытку выявить особенности влияния неблагополучной семьи на характеристики социальной дезадаптации младших школьников.

Поскольку центральное место в нашей работе занимают особенности неблагополучной семьи и характеристики дезадаптации младших школьников, то при отборе детей для исследования мы прошли ряд последовательных этапов:

1) Обследовали всех (174 ребёнка в возрасте от 7 до 11 лет) учащихся начальных классов МКОУ «СОШ № 4» села Московского Изобильненского района Ставропольского края и выявили характеристики социальной  дезадаптации (представлены в таблице 1).

Таблица 1

Показатели социальной  дезадаптации  у младших школьников

Проявления

дезадаптации

Частота

Средне-возрастной показатель    (% ± m)

Соотношение столбцов 3 и 4

(%)

абс.

% (± m)

1

2

3

4

5

Социальная дезадаптация

71

40,8 ± 0,7

29,1 ± 0,5

+11,7

Низкая познавательная активность

82

47,1 ± 0,7

Слабая успева-

емость

26,1 ± 0,5

+8,75

Слабые представления об окружающем мире

57

32,8 ± 0,8

Несформированность мотивов учения

43

24,7± 0,9

Неадекватная самооценка

30

17,2 ± 0,9

Конфликтные отношения со сверстниками

61

35,1 ± 0,8

12,7 ± 0,5

> 2,7 раза

Эмоциональное насилие над другими

11

6,3 ± 0,9

6,0 ± 0,6

+ 0,3

Агрессивность

21

12,1 ± 0,9

14,0 ± 0,5

- 1,9

Табакокурение

7

4,0 ± 1,0

14,4 ± 0,5

< 3,8 раза

Примечание: популяционные средневозрастные данные взяты из результатов

исследования В. И. Гордеева, Ю. С. Александрович [4].

2) Распределили детей по трём уровням социальной адаптации (высокий, средний, низкий),  определили экспериментальную выборку, включающую учащихся с проявлениями социальной дезадаптации - 71 репрезентанта;

3) Обследовали 165 родителей детей, ранее участвовавших в исследовании, и определили наиболее значимые показатели  неблагополучия семей:

- низкий материальный уровень жизни (частота встречаемости признака в группе обследуемых – 43,7%);

- конфликтная атмосфера в семье (22,9%);

- жестокое обращение с детьми, насилие (22,4%);

- алкоголизм родителей (16,1%);

- излишняя эмоциональная отверженность детей (14,9%);

- антисанитарные условия жизни (10,3%);

- педагогическая несостоятельность родителей (50,5 родителей имеют неполное и общее среднее образование).

4) Выявили среди учащихся репрезентантов из семей с проявлениями неблагополучия – 102 учащихся.

Наличие того или иного фактора семейного неблагополучия не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. В нашем исследовании в 58,8% произошло совпадение факторов семейного неблагополучия и социальной дезадаптации младших школьников и только в 10,8% показатели не совпали.

     Таблица 2

Сопоставление проявлений социальной дезадаптации у младших школьников

с факторами неблагополучия в семье

Фактор неблагополучия семьи

Частота проявлений у детей

Средне-

возрастной

показатель

(% ± m)

Соотношение столбцов

3 и 4

(%)

абс.

% (± m)

1

2

3

4

5

Низкий материальный

уровень жизни

76

43,7± 0,7

30,1± 0,5

> 1,5 раза

Алкоголизм матери

7

4,0 ± 1,0

40,1± 0,4

< 10,6 раз

Алкоголизм отца

24

13,8 ± 0,9

25,1± 0,5

< 1,8 раза

Конфликтная атмосфера  

в семье

30

17,2 ± 0,9

35,8 ± 0,5

< 2,2 раза

Индифферентная атмосфера

в семье

27

15,5 ± 0,8

20,7 ± 0,5

- 5,2

Эмоциональное отвержение детей

17

9,8 ± 0,9

36,5 ± 0,5

< 3,8 раз

          Итак, среди факторов семейного неблагополучия, приводящих к социальной дезадаптации младших школьников, наиболее значимыми выступают:

- нездоровая нравственная атмосфера в семье, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни, когда  алкоголь – норма жизни. Алкоголизм родителей является одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. В 72% исследуемых случаях алкоголизм родителей привёл к следующим проявлениям социальной дезадаптации: неразвитость познавательных интересов и слабые представлениях детей об окружающем мире,  несформированность общественно-значимых мотивов учения, нарушения в сфере общения со сверстниками и социально-значимыми взрослыми,  деформация ценностных ориентаций и несоблюдение нравственных правил жизни коллектива, нарушение правил поведения на уроке и во внеурочное время, неадекватная самооценка, асоциальные формы поведения.

- нарушение эмоциональных контактов между членами семьи, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений приводит к асоциальным формам поведения, скрытности.  Дети из таких семей часто лгут, у них проявляется эмоциональное насилие над другими детьми.   Следствием семейного воспитания детей в таких семьях довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. У таких детей ярко выражено противостояние учителю, самооценка их завышена, иногда они могут находиться в группе «антилидеров», выказывая открытое неповиновение.

- индифферентная атмосфера в семье, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю, в большей мере влияет на познавательные интересы детей и приводит к частым конфликтам со сверстниками. Мотивы учения низкие, дети постоянно ждут помощи со стороны, не проявляют инициативы даже в играх. Ярко выражена неразвитость навыков самоконтроля и саморегуляции. Дети из таких семей имеют высокий уровень тревожности, проявляют агрессивность по отношению к окружающим.

- конфликтная семейная атмосфера, в которой  постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания супругов, детей, других родственников, проживающих совместно. У детей из конфликтных семей негативные проявления в познавательной сфере менее значимы, чем проявления асоциальных форм поведения  (табакокурение, воровство)  при завышенной самооценке.

Низкий материальный уровень жизни семьи является сопутствующим фактором, приводящим к социальной дезадаптации младших школьников. Особенно  сильное влияние он оказывает в неполных семьях.

Младшие школьники из неполных семей, большей частью с одинокими матерями, очень занятыми работой и не имеющими возможности уделять должное внимание ребенку (особенно если детей 3 – 4),  имеют практически все выше указанные признаки социальной дезадаптации. Самооценка детей в таких семьях занижена. В этих семьях неизбежна безнадзорность детей, которая большей частью приводит к социальной запущенности.

Воспитание в неблагополучной семье зачастую является причиной нарушений, отклонений и дисгармоний личностного и когнитивного развития, провоцируя формирование отрицательного образа-Я, неадекватной самооценки, ригидности, агрессивности, социальной дезадаптации.

Сегодня современная российская  семья явно не обладает знанием, которое имела в предшествующую эпоху; у неё недостаточно ресурсов для того, чтобы подготовить молодого человека к вступлению в жизнь.

Литература:

1.Бахадова Е. В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей. // Вопросы психологии. - 2009.  -   № 1.

2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.

3. Былим Г. П. Роль семьи в возникновении и коррекции дезадаптации. «Мы все родом из детства». // Материалы Ставропольской конференции «Общество и психическое здоровье. Особенные дети: трудности детского возраста и их влияние на психическое здоровье человека». - Ставрополь: Кавказский край, 2006.

4. Гордеев В. И., Александрович Ю. С. Методы исследования развития ребёнка: качество жизни (QОL) –новый инструмент развития детей. - СПб.: Речь, 2001.

5. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии. - 1984. -  № 4.

6. Новикова Е. В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков. // Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования. / Под ред. А. А. Бодалёва, Р. Л. Кричевского. -  М., 1987.

7. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа - проект "Интеллектуальные игры как средство коррекции школьной дезадаптации младших школьников"

В образовательных учреждениях педагог часто сталкивается с проблемой школьной дезадаптации младших школьников, но высокие требования учебной программы не позволяют уделять достаточного внимания дезада...

Сборник методических рекомендаций по проведению интеллектуальнных игр как средства коррекции школьной дезадаптации младших школьников

Интеллектуальные игры, в которые с удовольствием играют и взрослые, представляют большой интерес для младших школьников. В таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жиз...

Доклад на тему: "К вопросу об особенностях подготовки младших школьников к написанию эссе" для выступления на VII Межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.

В докладе даются рекомендации для учителей начальных классов, по вопросу обучения детей техники написания сочинения эссе, с практическими примерами....

Статья на тему: "Деятельность социального педагога по профилактике дезадаптации Младших школьников"

Позвольте представить вам исследование на тему: «Деятельность социального педагога по профилактике школьной дезадаптации  младших школьников».При поступлении в школу — ребенок п...

Профилактика проявлений школьной дезадаптации младших школьников «Я познаю этот мир»

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка с особыми потребностями в обучении. Этот период труден и для ребёнка, который прошёл подг...

Рабочая программа по профилактике школьной дезадаптации младших школьников с ЗПР

Данная программа направлена на профилактику дезадаптивного поведения учащихся начальной школы....

Занимательные вопросы по математике для младших школьников

Занимательные вопросы по математике для младших школьников1. На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (Три.)2. В комна...