ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
статья (1 класс) на тему

Горшенина Юлия Андрияновна

Научная статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ogu1.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Горшенина Ю.А.

МОАУ «Лицей№1», г. Оренбург

Создание образовательной среды, необходимой и достаточной для самоопределения учащихся, стимулирующей их социальную активность, ориентированной на удовлетворение широкого спектра их образовательных потребностей – так звучит ключевая проектная идея программы развития школы. При этом под образовательной средой мы понимаем школьную среду, в которой созданы необходимые условия для развития социально – значимых качеств личности ученика, его успешной социализации и взросления.

Для школьника, только входящего в образовательную среду, освоение стратегий социального поведения, имеет большое значение. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими  социально значимой оценкой. Общество впервые начинает предъявлять ему жестко заданные требования. Его отношение с окружающими людьми тоже начинают опосредоваться этими требованиями. В ответ на эти требования ребенок вырабатывает определенные способы и стратегии поведения в обществе. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Младшему школьнику и младшему подростку необходима целенаправленная  помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Поэтому, развитие социальной компетентности младших школьников должно стать одним из важнейших направлений работы в начальной школе.

Одно из основных положений проекта Концепции Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия призваны развить способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Младший школьный и подростковый возраст – это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации [1].

В составе основных видов универсальных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный [2]. Каждый блок отвечают за формирование социальных компетентностей в той или иной степени.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность  и учет позиции других людей, партнеров по обращению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.  К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия предполагают: потребность в общении с взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника. Психологический инструментарий: «Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся» Р.В. Овчарова; «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже; «Рукавички» Г.А. Цукерман; «Дорога к дому» Г.А. Цукерман; «Кто прав?» Г.А. Цукерман; «Потребность в общении» О.П.Елисеева; «Коммуникативная компетентность» Т.Гордон [2].

Личностные действия: (нравственно – этическая ориентация, самоопределение) обеспечивают: формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести); развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; развитие эмпатии и сопереживания; формирование установки на здоровый, безопасный образ жизни. Формирование  основ гражданской идентичности личности.  Развитие Я-концепции и самооценки личности: формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Диагностика личностных действий предполагает: выделение морального содержания ситуации, нарушения моральной нормы/следование моральной норме; оценка действий с точки зрения нарушения/ соблюдения моральной нормы; самооценка; когнитивный компонент дифференцированность, рефлексивность; регулятивный компонент. Психологический инструментарий: Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера); «Лесенка» Дембо-Рубинштейн; Опросник мотивации; «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» Г.Ю. Ксензова; «Кто Я?» М.Кун; Рефлексивная самооценка учебной деятельности; Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; «Определение нравственных понятий» Л.С.Колмогоров [2].

Регулятивные действия обеспечивают организацию деятельности. К ним относятся:  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата  с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий .

Диагностика регулятивных действий предполагает: умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Психологический инструментарий: Методика «Кубики Косса»; Проба на внимание П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницкая; «Корректурная проба», «Перепутанные линии»; «Красно-черная таблица» Шульте; «Нерешаемая задача» Н.И. Александрова, Т.И. Шульга; «Методика поправок» Л.К. Маркова, Т.А. Матис [2].

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Диагностика познавательных действий предполагает: умение формулировать проблему; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Психологический инструментарий: Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия Ж.Пиаже; Проба на определение количества слов в предложении С.Н.Карпова; «Кодирование» Д.Векслер, А.Ю.Панасюк; Диагностика универсального действия общего приема решения задачи А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова; Методика нахождения схем к задаче А.Н.Рябинкина; Опросник изучения познавательной активности учащихся; Методика изучения уровня овладения учебным материалом Л.С. Колмогорова [2].

Федеральные образовательные стандарты второго поколения предъявляют требования к формированию у учащихся социальных умений: дети должны свободно устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, планировать собственную деятельность, оценивать свои и чужие поступки, самоопределяться в системе ценностей, отвечать за свой выбор, проявлять способность к самоконтролю и саморегуляции деятельности.

На каждом этапе диагностической работы существует возможность отслеживать эффективность развития универсальных учебных действий, отслеживая такие качества школьников как:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение  к иной точке зрения;
  • умение договариваться, находить общее решение;
  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • умение ориентироваться на моральную норму;
  • способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • умение решать проблемы и задачи.

В ходе проведенного нами экспериментального исследования были получены результаты об уровне развития когнитивных и творческих способностей младших школьников, обучающихся в соответствии с ФГОС и по традиционной программе.  Можно сделать следующие выводы:

Младшие школьники, обучающиеся по программе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, продемонстрировали высокий уровень развития мыслительных операций и средний уровень развития интеллекта (IQ). По результатам оценки уровневых характеристик личности, связанных с творческими способностями, было выявлено, что учащиеся с выраженной любознательностью, ориентированы на познание сложных явлений, проявляют интерес к сложным вещам и идеям. При этом недостаточный уровень развития воображения; чаще ставят перед собой лишь выполнимые задачи, для них важна оценка окружающих, не допускают для себя провалов и ошибок, не склонны к риску.

Для младших школьников, обучающихся по традиционной образовательной программе характерен средний уровень развития интеллекта (IQ) и мыслительных операций. Низкий уровень креативности (творческого мышления). Учащиеся любознательны, ориентированы на познание сложных явлений, проявляют интерес к сложным вещам и идеям; любят ставить перед собой трудные задачи; предпочитают изучать что-то без посторонней помощи. Школьники склонны к риску и предпочитают отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.

Были выявлены достоверные различия между двумя группами выборки по уровню сформированности мыслительных операций, а именно «установление аналогий» и факторам творческих способностей: любознательность, склонность к риску, гибкость.

 Не было выявлено различий в уровне интеллектуального развития (IQ) и уровне сформированности таких мыслительных операций, как классификация, обобщение и по показателям креативности: беглость, оригинальность, воображение и сложность.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального, творческого и личностного потенциала. Наша работа была посвящена изучению когнитивных и творческих способностей учащихся в условиях внедрения ФГОС.

Изучение особенностей когнитивных и творческих способностей учащихся начальной школы в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения следует продолжать, поскольку все еще остается значительный пробел в научных знаниях в этой области. На наш взгляд, такие исследования станут основой для анализа результативности и целесообразности внедрения Федеральных государственных стандартов нового поколения в начальное общее образование. Данные исследования помогут определить основные трудности и недостатки разработанных стандартов.

Нами была частично подтверждена гипотеза о различиях в уровне развития когнитивных и творческих способностей учащихся в условиях введения ФГОС.

Список литературы

  1. Аргинская P.И., Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. Обучаем по системе Л. В. Занкова: 3 кл.: Кн. для учителя./ Аргинская P.И., Дмитриева Н.Я., Товпинец И.П. -  М.: Просвещение , 1994. - 255 с.- ISBN 0-03-568309-4.
  2. Асмолов А. Г., Бурминская Г. В., Володарская И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.- ISBN978-5-09-025478-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.

Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС. Программа кружка "Детская риторика"...

Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.

Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС. Программа кружка "Детская риторика"...

Темы занятий по психологическому просвещению педагогов начальной школы в условиях внедрения ФГОС

Данный материал является основой, планом создания программы по психологическому просвещению педагогов начальной школы, содержт основные положения программы, показывает логику работы по теме экзистенци...

выступление пед.совет Преемственность при переходе из начального общего образования на основную общую ступень в условиях внедрения ФГОС в общеобразовательном процессе по изобразительной деятельности. Современный урок по ФГОС.

Принципиальным отличием нового стандарта является и то, что во главу угла ставится ребенок, и нам педагогам приходится преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разраба...

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...