Особенности обучения ригидных (медлительных) детей в начальной школе
статья на тему

Орешникова Людмила Вячеславовна
Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения.
Младший школьный возраст – важный период в жизни ребенка, в котором происходят формирование личности, развитие личностных механизмов поведения, начальный школьный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в начальный школьный период развития ребенка.

В возрасте 6-7 лет у ребенка развивается способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также относительно быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы ребенок становился более внимательным, он учится подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности), и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

Большую проблему составляют трудности организации учебного процесса младших школьников со слабой переключаемостью внимания с одного вида учебной деятельности на другой, или с отсутствием способности переключать внимание. Психологи называют детей, с такими психологическими особенностями - ригидными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения ригидных детей в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Н.А. Медведева, учитель начальных классов,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №77»

Младший школьный возраст – важный период в жизни ребенка, в котором происходят формирование личности, развитие личностных механизмов поведения, начальный школьный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в начальный школьный период развития ребенка.

В возрасте 6-7 лет у ребенка развивается способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также относительно быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы ребенок становился более внимательным, он учится подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности), и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

Большую проблему составляют трудности организации учебного процесса младших школьников со слабой переключаемостью внимания с одного вида учебной деятельности на другой, или с отсутствием способности переключать внимание. Психологи называют детей, с такими психологическими особенностями - ригидными.

Термин «ригидность» происходит от латинского rigidities, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. В психологию этот термин перешел из физики, где им обозначают свойство тел сопротивляться изменению их формы. Противоположное ригидности свойство чаще всего обозначается термином «флексибильность».

Психическая ригидность определяется преимущественно через категорию способностей – «индивидуально-психологических особенностей личности, являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности». Отсюда ригидность понимается, как (относительная) неспособность личности в случае требований объективной ситуации: «изменить свою психическую установку», «реагировать на новую ситуацию», «изменить действие или отношение», «поставить себя на место другого человека», «изменить поведение», «реорганизовать проблемный материал», «переструктурировать способы поведения», «усвоить новые средства приспособления», «корректировать программу деятельности».

Некоторые психологи в своих наблюдениях психической ригидности делают упор на том, что лежит в основе «неспособности к изменению». Они определяют ее как: «приверженность к неадекватному способу выполнения задания», «тенденция придерживаться привычного», «привязанность к неадекватному способу поведения и восприятия».

Чаще всего психическая ригидность определяется альтернативно: либо как свойство личности, либо как характеристика поведения, поэтому психологи утверждают, что наличие психической ригидности сказывается на особенностях протекания мышления и эмоций у младших школьников и способов школьной дезадаптации.

Психологи рекомендуют учителям, обучающих медлительных и ригидных детей настраивать на каждый этап учебной работы.

Особенно остро встает проблема обучения медлительных  и ригидных детей в развивающей программе академика Л.В. Занкова, т. к. каждый этап занковского урока насыщен поисковой деятельностью, которая требует от учащихся достаточно быстрых умственных реакций, анализа и синтеза  увиденного и услышанного на уроке. Обычно темп занковского урока быстрый, поэтому медлительные и ригидные дети, не успевая за работой остальных одноклассников остаются «вне» самого ценного – развития интеллектуальных способностей. Изучая работы таких психологов, как Мухиной В.С., Залевского Г.В., Выготского Л.С. и др. можно выделить следующие педагогические рекомендации для работы с ригидными и медлительными детьми:

! Педагогу необходимо уметь выявлять ригидных детей и включать в работу методы и создавать условия на снижение ригидности.

Для этого можно использовать:

  • опросником ригидности Г.В. Залевского
  • методом цветовых выборов М. Люшера в адаптации Собчик Л.Н.
  • методом пиктограмм

1. Больше свободы, меньше угрожать и наказывать, избегать ситуаций, провоцирующих возникновение отрицательных эмоций;

2. Способствовать удовлетворению потребности детей в эмоциональном контакте со взрослым;

3. Поддерживать инициативу каждого ребенка

4. Внимательно относиться к чувствам детей, ценить и принимать их такими, каковы они есть;

5. Быть откровенным с детьми;

6. Активно участвовать в совместной деятельности и делиться возникающими чувствами;

7. Выслушивать детей, поощрять их к анализу мыслей, чувств и поступков и принятию самостоятельных решений;

8. Формировать чувство доверия у детей и ответственности за свое поведение и чувства;

9. Использование на занятиях приемов и упражнений на развитие мышления, воображения и творчества. А именно включать в работу с ними методы на развитие опосредованного запоминания, расширение понятийных структур, развитие способности дифференцировать существенные признаки предметов или явлений, развитие способности к обобщению и абстрагированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...

Особенности обучения чтению на уроках в начальных классах

Здесь отражены проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся и учителя на начальном этапе обучения иностранному языку, а также приведен опыт по решению этой проблеме....

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИГИДНЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения....

Особенности обучения детей с ТНР в начальной школе .

Дети с тяжелыми нарушениями речи- это особая категория детей с отклонениями в развитии. Не все проблемы можно исправить в дошкольном возрасте. Качественно простроенная система обучения детей с ТН...

Особенности обучения шахматам в первом классе общеобразовательной школы.

В статье рассматриваются особенности обучения шахматам в первом классе общеобразовательной школы. Приводится примерный учебный план занятий....

«Особенности обучения детей с ОВЗ в начальной школе»

Каким же должно быть образование детей с ОВЗ и как же сделать так, чтобы ограниченные возможности здоровья не помешали ребёнку в получении качественного образования?...