Проект «Создание банка игровых материалов для работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
проект (1 класс) на тему

Воронова Ирина Алексеевна

Описание игрового материала, используемого в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного профессионального образования Ростовской области

«Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования»

кафедра «Психология»

Проект

«Создание банка игровых материалов

для работы с детьми с ОВЗ

в условиях инклюзивного образования»

Выполнила:

слушатель курсов по теме

 «Психологическая поддержка

инклюзивного образования»

педагог-психолог

Воронова И.А.

Ростов-на-Дону,

2014г.

Цель проекта:  подбор игр, игровых пособий для последующего использования их при разработке программы развития детей с ЗПР.

        В последнее время увеличилось количество детей, которым установлен диагноз ЗПР. Чаще всего детей с ЗПР выявляют в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Реже родители и воспитатели обращают внимание на отставание развития ребенка в младшем  и среднем дошкольном возрасте.

        У специалиста всегда возникает вопрос: на каком материале проводить работу с ребенком. Финансирование ОУ оставляет желать лучшего. Для хорошей положительной динамики развития необходимо учитывать и формировать потребности и мотивацию ребенка. И здесь беспроигрышный вариант - игры и игровые пособия. В процессе занятий с детьми с диагнозом ЗПР необходимо не только развивать познавательные процессы, но и формировать учебную мотивацию, функции планирования, оценки, контроля, ориентации в пространстве, самоконтроля. Важно помнить и о мелкой моторике, а так же о развитии произвольности. Ребенку важно научиться принимать учебную задачу, доводить начатое до конца...

         Таким образом, перед специалистом стоит задача развития всей личности ребенка. Так как психологи, логопеды, учителя чаще всего сами материально обеспечивают свое рабочее место, то перед ними стоит проблема поиска многофункциональных  игровых пособий, чтобы, как говорят, было  "дешево и сердито".

        В процессе обобщения  своего опыта работы в этом направлении, знакомства с опытом коллег в  сети интернет,  учитывая тематику курсов повышения квалификации, были выделены игровые пособия, игры, упражнения:

1. Логические блоки З.Дьенеша и методические рекомендации к ним, альбомы с заданиями. Производство ООО "Корвет".

2.Цветные палочки Кюизенера, методические рекомендации к ним, альбомы с заданиями. Производство ООО "Корвет".

3.Предметное лото.

4.Игры на карточках Гиты Сташевской, Марии Лебедевой, насти Борозенец и др. авторов.

5.Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. "Игралочка", "Раз-ступенька, два- ступенька". Математика для детей. Тетради для детей.

6.Л.И.Тигранова.Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. М., Просвещение, 1991.

Логические блоки Дьенеша

        Логические блоки Дьенеша - это дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем. Он успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание в нашей страны. Методистами Санкт-Петербурга разработаны игровые задания для детей разного возраста. Они представлены в красочных альбомах. Задания рассчитаны как для занятий с одним ребенком, так и с группой детей.  Помимо отдельных заданий, разработаны сюжетно-дидактические игры. Занятия с использованием этого учебно-игрового пособия будут содействовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения, формированию общеучебных навыков, навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, формированию адекватных взаимоотношений между детьми, освоению социальных ролей.

Цветные счетные  палочки Кюизенера

        Учебно-игровое пособие цветные счетные  палочки Кюизенера  способствуют развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Оно являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.

        ООО "Корвет" выпущены альбомы с заданиями и играми. Это позволяет сделать занятия с детьми разнообразными,увлекательными, эмоциональнонасыщенными. Разработаны задания с использованием палочек и блоков одновременно.

        Палочки и блоки можно использовать как строительный материал. При знакомстве с игровыми пособиями и в дальнейшем  дети часто применяют его в своих играх.

Игровые задания

        На книжном рынке представлено много разнообразных игровых заданий. Игровые карточки из серии "Рисуй, стирай, и снова рисуй"  привлекательны как содержанием, так и возможностью многоразового использования. Для ребенка карточки привлекательны тем, что снимают страх перед ошибкой. Используется маркер для белой доски. Если задание выполнено неверно, его легко исправить: достаточно салфеткой (можно даже пальцем) стереть то, что только-что нарисовал или написал и попробовать еще раз. Спектр заданий достаточно разнообразен: развитие памяти, мышления, воображения, восприятия, фантазии, знакомство с эмоциями, математических знаний.

"Игралочка", "Раз-ступенька, два- ступенька".

        Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. "Игралочка", "Раз-ступенька, два- ступенька". Математика для детей. Тетради с интересными, красочными заданиями предназначены для детей от 3-х лет. Большое количество заданий направлено на развитие познавательных способностей. По желанию, можно страницу тетради вкладывать в пластиковый уголок (продается в магазинах канцтоваров) и выполнять задания маркером для белой доски. След от маркера легко стирается с пластика влажной салфеткой.

Упражнения по развитию логического мышления дошкольников и младших школьников с недостатками слуха.

Готовность ребенка к обучению в школе обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для детей с недостаточной подготовкой к бучению из числа глухих или слабослышащих характерно резкое речевое недоразвитие  и как следствие этого – своеобразие развития понятийных форм мышления.

 Задания пропедевтического уровня направлены на расширение круга представлений у учащихся, развитие умения оперировать отдельными признаками понятий, формирование родовых понятий первого и второго уровня обобщенности и умений группировать объекты по одному и двум признакам.

Упражнения для младших школьников направлены на развитие операций мышления, таких как классификации, определение понятия через род и видовое отличие, образование составных высказываний с помощью логических связок И, ИЛИ, НЕ, знакомство и развитие умения правильно пользоваться  кванторами общности и существования. Представлены упражнения на простейшие умозаключения с опорой на предметную модель и словесное описание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденци...

Специфика работы учителя-логопеда образовательной школы в условиях инклюзивного образования

Специфика работы учителя-логопеда  образовательной школы в условиях инклюзивного образования...

Статья по теме "Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования"

Статья по теме "Активные методы и приемы обучения в работе учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования"...

«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Статья раскрывает особенности логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.

Доклад посвящён актуальной проблеме совершенствования профессиональной подготовки педагогов по проблеме инклюзивного образования. Модель профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образовани...

Особенности проектирования программы коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования.

Своевременное выявление детей с нарушенным слухом.Определение особых образовательных потребностей детей с нарушенным слухом.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматри...