Занятие для развития внимания, памяти и мышления ученика начальной школы.
план-конспект по теме

Долганова Светлана Руфиновна

Разработка психологического занятия  для начальной школы. с использованием презентации и интерактивных форм работы с детьми. описание оборудования и материалов необходимых для проведения урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dolganova_s.r.docx25.44 КБ
Файл kak_stat_umnee_zanyatie_17_konkurs.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект

психологического занятия с детьми  «Как стать умнее»

Автор: Долганова Светлана Руфиновна. Педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС Кировского района Санкт Петербурга. 2015г

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект психологического занятия с детьми младшего школьного возраста.  Интерактивное занятие. Такая форма проведения позволяет детям почувствовать себя более комфортно и легко познакомиться с теми возможностями человека, которые позволяют стать более успешным в учебной деятельности.

Цели:

Обучающая:

      • активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
Развивающая:

  • развитие познавательного интереса к занятиям с психологом.
  • развитие  внимания, памяти, логического мышления.

Воспитывающая:

  • воспитание чувства ответственности, уверенности в своих силах.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

-формировать устойчивость внимания

- тренировать зрительную и слуховую память.

-совершенствовать  умение решать логические задачи.

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • -совершенствовать  навыки мнемотехники  
  • -совершенствовать умение решать логические задачи

Коммуникативные:

  • -формировать умение работать в группе,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;
  • -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные:

  • -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

  • -формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  •  познакомить детей с видами психических процессов, которые способствуют усвоению знаний.

Задачи: коррекция и развитие процессов восприятия, внимания, памяти и мышления.

 Стимульный материал: дощечки с различной поверхностью, желуди, карандаши, монетки, грецкие орехи, ластик, кнопки. Разноцветные стикеры, рубрикаторы. Раздаточные материалы из приложения.

Содержание конспекта:

Приветствие детей: здравствуйте ребята и ответные приветствия улыбками.

Ребята, сегодня мы познакомимся с теми процессами, которые помогают нам думать. Отгадайте загадку: «Горшочек умен – семь дырочек в нем»  Какой орган человека отвечает за этот процесс? (голова, мозг) Верно! А ЧТО ЖЕ ТАМ ПРОИСХОДИТ? Наш мозг – это сложный прибор. Понять, что там происходит порой труднее, чем побывать в космосе. Итак, мы начнем наше путешествие в «космос мозга». В космосе есть планеты. Процессы нашего мозга мы тоже назовем планетами. Их всего 5. Это ощущение, восприятие, внимание, память и мышление.  

Познакомимся с первой планетой – Ощущения.

 Что это такое  проще всего понять, работая на ощупь, не гладя или в темноте. Мы сможем различить только некоторые качества предметов: холодный он или …(ребята называют противоположное качество), легкий или …, большой или …, шершавый или …, мягкий или … Если у нас закрыты глаза мы все равно можем различить светло сейчас или темно. Если даже плотно заткнуть уши мы сможем отличить гром от шума ветра. Мы ощущаем  на вкус и запах многие предметы.  

Задание 1. Скажите, на что похожи поверхности этих дощечек?

Задание 2. Слайд№4

Нам удается найти и определить только хорошо знакомые предметы.  

 Это ощущение. Если бы мы жили на планете «Ощущения» мы бы знали только качества предметов.

Следующая наша планета –  Восприятие. Открыв глаза и «навострив» уши, мы лучше точнее воспринимаем  мир вокруг нас.

Задание 3. (Приложение 1.)

Послушайте слова и выполните движение.  Слайд №5. Молодцы.

Задание 4.( Приложение 2)

 Послушайте теперь текст и  постарайтесь запомнить, о чем в нем говорится.

Слайд№6. Ответьте на вопросы.  Подсказка: вы будете лучше запоминать текст, если слова обозначите каким-либо движением или картинкой.

Картинку мы запоминаем, если развиваем зрительное восприятие.

Задание 5.(Приложение 3) Слайд №8. Выполняем  индивидуально на листках при помощи цветных стикеров.

Тренируя зрительное восприятие, мы включаем   внимание.

Планета  Внимание самая необходимая для успешных путешественников.

Слайд№9. Находим все цифры вместе.

Задание 6. (Приложение 4)Найдите и зачеркните по порядку  все буквы алфавита за 1 минуту.

Каждый ученик выполняет задание индивидуально.

 Что вам помогло правильно выполнить это задание? У кого были трудности? Нам помогала  память. Те из вас кто плохо помнит алфавит, делали задание дольше.  Внимательно посмотрите и  запомните что происходит. Слайд №10.

Отвечаем на вопросы. Во время опроса важно подбодрить, тех, кто справился хуже остальных.

Всем нам помогает запоминать информацию наше хорошее настроение. Как взбодриться? Конечно зарядкой.

«Вот теперь, устав от дел, поиграем в «передел». Делай наоборот. Я говорю «пол» - вы потолок, я говорю «злой» – вы «добрый». Я кручусь в одну сторону – вы в другую. Я поднимаю левую руку – вы правую. Хлопаем в ладоши столько раз сколько букв в вашем имени.

Заканчиваем упражнением  «повтори правильно» 2-3 движения одинаково все вместе. Слайд №12-13.

Задание найдите отличия.  Внимательно смотрим, сравниваем  и находим чем отличаются рисунки.

 Слайд №14.

Находим тень гнома и спрятанных животных.

Задание 7.  (Приложение 5)Охотник  Слайд №15. (индивидуально)

Помните, как лучше запоминать? Читаем и помогаем себе.

 Слайд №16.

Найдите картинку с теми словами, которые запомнили.

Наше путешествие заканчивается. Вспомните, какие планеты мы  посетили? Ощущение, восприятие, внимание, память… а самая главная планета –Мышление. Она не может существовать без всех остальных планет. Чтобы хорошо мыслить, нужны и ощущения, и восприятие, и внимание, и память.

Найдите закономерность и скажите, какой рисунок надо нарисовать?

 Слайд №17.

Задание 8. (Приложение6) Решите такие же задания индивидуально.

Все вместе  решаем  сложную задачу. Слайд № 18.

Задание 9. (Приложение 7)Разгадайте ребусы сами (приложение.)

Зашифрованное послание все вместе. Слайд № 19.

Итак, мы с вами ребята выполнили все задания, путешествуя по планетам нашего мозга. А какое название у первой планеты? … Ощущение.

Вторая – восприятие.  Третья – внимание. Четвертая – память. А пятая – мысль. Мышление.

Все вместе –  это психические познавательные процессы.

 Они как «пазлы»  друг без друга бесполезны. Тренируйтесь  и вам будет легче учиться.

 Какое настроение у вас сейчас? Отметьте на листочке.

Спасибо за работу! До свидания.

Литература .

  1.  Белкин Л.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.
  2.  Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М., 1990.
  3.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986
  4. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. М.: Знание, 1980
  5.  Немов С.Р. Основы общей психологии М.2003г
  6.  Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 1985.
  7.  Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: учеб.пос. / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Моск.психол.-социальный ин-т, 1999
  8.  Психодиагностические методы / Под ред. Р.А.Бодалева, М.А.Дворяниной, И.М.Палея. – Л., 1976.
  9.  Психокоррекционные и развивающая работа с детьми разного возраста / Под ред. П.В.Дубровина. – М., 1999.
  10.  Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

     11. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Воронеж, 2001


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие по программе «Сопровождение учащихся с проблемами в учебной деятельности». Для начальной школы. Подготовлено педагогом-психологом ГБОУ ЦПМСС Кировского р-на СанктПетербурга . Долгановой Светланой Руфиновны . « Как стать умнее?»

Слайд 2

Начинаем путешествие в космос.

Слайд 3

Наши «планеты».

Слайд 4

Желудь. Грецкий орех. Ластик. Карандаш. Пластмассовый шарик. Кнопку. Монету. Найдите не глядя. ( ощущение формы, запаха )

Слайд 5

Хлопните в ладоши, когда услышите название фрукта или ягоды. Поднимите ладонь, если услышите название животного. Закройте глаза, если услышите имя. Восприятие на слух.

Слайд 6

Послушай текст, а затем ответь на вопросы.

Слайд 7

Какие игрушки забрала девочка у ребят? В какую игру решили играть ребята? Сколько видов транспорта было у ребят? Какие игрушки – животные были у них? Как зовут девочку? Сколько было ребят? Отвечайте не таясь!

Слайд 8

Восприятие зрительное

Слайд 9

Найдите цифры от 1 до 9 .

Слайд 10

Память. Посмотри и запомни картинку

Слайд 11

Сколько ребят на переднем плане рисунка? Сколько девочек? Сколько мальчиков? Что они делают? Какое время года на картинке? Где это происходит? Кто находится на заднем плане картинки? Во что одеты ребята? Какие животные и насекомые здесь есть? Какие растения на картине? Ответь на вопросы.

Слайд 14

Внимание – это «планета», которая помогает нам находить отличия.

Слайд 15

Внимание помогает мыслить.

Слайд 16

Проговаривая слова, делайте какое- то движение и тогда слово запомниться легче. ЛУК, СЫР, ВЕДРО. КРУГ, квадрат, овал. Еще раз тренируем память.

Слайд 17

Наша главная «планета» – МЫШЛЕНИЕ .

Слайд 18

Задачи на логику.

Слайд 19

Решите еще одну задачу.

Слайд 20

Подведем итоги.

Слайд 21

Какое у тебя настроение? Поставьте номер смайлика на листок в тетради.

Слайд 22

Спасибо за работу! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на развитие внимания, памяти, мышления

В презентации предлагаются задания для первоклассников на развитие психических процессов. Можно использовать на этапе подготовки к школе...

Игры для развития внимания, памяти и мышления.

Сложи узор.Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), ...

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Настоящее пособие предлагает  задания и игры,  которые можно использовать в качестве развивающих  упражнений  для занятий с детьми....

Развитие внимания и памяти учеников начальной школы

Презентация подойдет для коррекционно - развивающего занятия для учеников начальной школы. Презентация содержит набор упражнений для развития таких познавательных процессов, как внимание и память....

Занятие на развитие внимания, памяти, мышления

Занятие на развитие внимания, памяти, мышления...

Презентация: Развитие речи, внимания, памяти и мышления на коррекционно-логопедических занятиях.

Подборка игр для развития речи, внимания, памяти и мышления на коррекционно-логопедических занятиях с использованием ИКТ. По мотивам сказки "Заюшкина избушка"Также несколько заданий на опред...