Программа "Развитие познавательных процессов" для обучающихся 1 класса педагога-психолога И.П. Влазневой
план-конспект урока (1 класс) на тему

Данная программа предназначена для обучающихся 1 класса с низким уровнем готовности к школе (интеллектуальной незрелостью). Содержит конспекты каждого коррекционно-развивающего занятия (всего 16 занятий). Занятия проводит педагог-психолог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»

 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА                             ВЛАЗНЕВОЙ ИРИНЫ ПЕТРОВНЫ

                                                                                                                                                                             

     

 2014-2015 учебный год

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы.

Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы - предупреждения и преодоления школьной дезадаптации. Неподготовленность ребёнка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, в неуспеваемости. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, необходимо владеть мыслительными операциями, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению, способность саморегуляции поведения и появление волевых усилий для выполнения поставленных задач, не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно – двигательная координация.

  Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной,  коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.

       

АДРЕСАТ.

Данная программа предназначена для учащихся 1-го класса с низким уровнем школьной готовности (интеллектуальная незрелость).

       

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

 Формирование  у учащихся психологических когнитивно – личностных структур путем усвоения обобщенных представлений  о содержании, организации и принципах осуществления различных познавательных действий и соответствующих когнитивных умений.

     

              ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Развитие познавательных процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия);
  • Развитие предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, то есть умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
  • Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действий, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении своим восприятием, вниманием, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
  • Формирование позитивных личностных характеристик школьников, перенесение акцентов с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. Ученики избавляются от «отметочной» психологии, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге коллективного обсуждения приходят к правильному решению. Главным становится вопрос «Чему я научусь (научился) сегодня на занятии?».
  • Формирование положительного отношения и интереса к учению.

   СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

     Программа рассчитана на 16 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия – 45 минут.

              Программа включает 3 этапа:

     Предварительный этап (сентябрь)  включает фронтальную диагностику учащихся 1 классов на психологическую готовность к школьному обучению, а также углубленную индивидуальную диагностику причин низкого уровня готовности некоторых учащихся.

     Основной этап (октябрь – февраль) включает проведение развивающих занятий. Этапы каждого занятия:

1. Приветствие (психотехнические игры на установление контакта).

         2. Основная часть (игры на развитие памяти, внимания, мышления, воображения,  

 письменные упражнения по развитию навыков учебной деятельности).

         3. Рефлексия   («Лесенка   роста»:   развитие   самооценки   –   каждый     ребенок    

         отмечает свое продвижение на занятиях).

     Заключительный этап (март) включает повторную диагностику для отслеживания динамики развития.

         

     УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ.

     Необходимы   тетради    для    записей.   Помещение  для  проведения  занятий должно    

позволять расставить стулья для участников по кругу.

     

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

п/п

Тема

Содержание

Цели и задачи

Кол-во часов

1

«Знакомство»

1. «Снежный ком»

2. «Ласковое имя»

3. «Послушаем»

4. «4 лишний»

5. «Лесенка роста»

-развитие навыков общения, памяти, внимания;                          -повышение самооценки; - развитие умения обобщать;

-развитие концентрации внимания;

-развитие самооценки

1

2

«Восприятие пространства»

1. «Снежный ком»

2. «Ориентировка на плоскости»

3. «Зеркало»

4. «Ориентировка на листе бумаги»

5. «Что это такое»

6. «Лесенка роста»

- развитие навыков различения правой и левой стороны;                

- ориентации на листе бумаги;

- развитие невербаль-ного анализа и синтеза (конструктивного праксиса)

1

3

«Восприятие пространства. Произвольная регуляция действий»

1. «Закрепление знакомства»

2. «Сложи узор»

3. «Делай, как я»

4. «Графический диктант»

5. «Кто больше увидит и запомнит»

6. «Лесенка роста»

- продолжение развития навыков различения правой и левой стороны, верха и низа;                     - ориентации на листе бумаги;                             - невербального анализа и синтеза (конструктивного праксиса);

 - развитие произвольной регуляции действий, тонкой моторики

1

4

«Восприятие пространства. Произвольная регуляция действий»

1. «Перекличка-путанка»

2. «Сложи узор»

3. «Слушай и исполняй»

4. «Раскрась правильно»

5. «Лесенка роста»

- продолжение развития навыков различения правой и левой стороны, верха и низа;                     - ориентации на листе бумаги;                             - невербального анализа и синтеза;

 - развитие произвольной регуляции действий, тонкой моторики

1

5

«Развитие воображения»

1. «Бывает – не бывает»

2. «Волшебный овал»

3. «Ассоциации»

4. «Дорисуй картинку»

5. «Лесенка роста»

- развитие воображения, наблюдательности

1

6

«Отработка понятия «Дни недели». Работа со страхами»

1. «Дни недели»

2. «Муха-чистюха»

3. «Раскажи свой страх»

4. «Нарисуй свой страх»

5. «Лесенка роста»

 - знакомство  детей с днями недели;

- развитие общей осведомленности, памяти;

- работа со страхами

1

7

«Классификация, сравнение и обобщение понятий. Продолжение работы со страхами»

1. «Цветок, дерево, фрукт»

2. «Найди лишнюю картинку»

3. «Четыре стихии»

4. «Кто знает больше слов»

5. «Раскрась стрелочки»

6. «Не пропусти растение»

7. «Беседа о страхах»

8. «Я тебя больше не боюсь»

9. «Лесенка роста»

- развитие способности к классификации, сравнению и обобщению;

-развитие общей осведомленности;

-логического мышления; речи;

-  снижение уровня тревожности

1

8

«Словесно – логическое мышление. Понимание причинно – следственных связей»

1. «Хор»

2. «Кто кем будет?»

3. «Слушай хлопки»

4. «Правильно услышим и покажем что услышали»

5. «Чего не хватает?»

6. «Растения и животные»

7. «Лесенка роста»

 - развитие способности к логическому мышлению, способности к классификации, сравнению и обобщению;

-развитие общей осведомленности;

-творческого воображения;

-логического мышления; -речи

1

9

«Словесно – логическое мышление. Понимание причинно – следственных связей»

1. «Тропинка»

2. «Кем был?»

3. «Расставь цифры в фигурах»

4. «Прочитай имена»

5. «Закончи предложения»

6. «Найди лишнюю фигуру»

7. «Лесенка роста»

 - развитие способности к логическому мышлению;

- способности к классификации, сравнению и обобщению;

-развитие общей осведомленности;

-творческого воображения;

-логического мышления; -речи

1

10

«Развитие математических навыков»

1. «Найди меня»

2. «Прямой счет»

3. «Корректурное задание»

4. «Обратный счет»

5. «Число – контролер»

6. «Лесенка роста»

- развитие навыков общения, групповой сплочённости;        

 -развитие восприятия;

- памяти;

- внимания;

- развитие логического мышления,

-математических навыков

1

11

«Тренировка внимания, памяти»

1. «Картонные башни»

2. «Запрещенная буква»

3. «Запомни порядок»

4. «Внимательные руки»

5. «Запомни расположение фигур»

6. «Змейка»

7. «Лесенка роста»

- развитие навыков невербального общения, умения согласовывать свои действия;

-развитие памяти;

- внимания;

- развитие фонемати-ческого слуха, речи

1

12

«Тренировка внимания, памяти»

1. «Карлики и Великаны»

2. «Дорисуй»

3. «Слушай и исполняй»

4. «Продолжи бусы»

5. «С какой клумбы сорвал цветы зайчик?»

6. «Лесенка роста»

- развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов,

-совершенствование внимания, быстрота реакции,

-развитие памяти;

- мышления

1

13

«Развитие мышления, речи, памяти»

1. «Нарисуй»

2. «Шалтай – Болтай»

3. «Говори наоборот»

4. «Загадочные палочки»

5. «Лесенка роста»

- развитие   у детей зрительно – моторной координации;

- обучение приемам самораслабления;

- расширение кругозора, развитие речи, сообразительности;

- развитие зрительной памяти и пространственного представления

1

14

«Развитие внимания, мышления»

1. «Не пропусти профессию»

2. «Разноцветные мячики»

3. «Найди и перечисли предметы»

4. «Назови соседей»

5. «Соедини»

6. «Лесенка роста»

- развитие способности к переключению внимания,  -расширение кругозора;

-совершенствование внимания,

-быстрота реакции

1

15

«Развитие внимания, памяти. Сплоченность коллектива»

1. «Я вижу…»

2. «Печатная  машинка»

3. «Графический диктант»

4. «Ладошки»

5. «Лесенка роста»

- развитие памяти, внимания;

- развитие концентрации слухового внимания, моторной ориентации в пространстве;

- развитие навыков общения,

-развитие сплоченности коллектива

       

1

16

«Заключительное занятие. Коллективное рисование»

1. «Каким я буду, когда вырасту»

2. «Наш дом»

3. «Лесенка роста»

- развитие навыков совместной деятельности;

-развитие умения договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей

1

           РЕЗУЛЬТАТЫ  ПРОГРАММЫ.

            Ожидаемыми результатами проведения данной программы станут:

  1. Понимание детьми смысла следующих понятий:
  • «крылатые выражения»;
  • «рифма»;
  • «раньше», «позже», «завтра» и т.д.;
  • «трудолюбие»
  • самооценка.

     2. Развитие умений и навыков:

  • в области самопознания и межличностного взаимодействия (личностные и коммуникативные УУД): понимать и принимать собственные ощущения, чувства, отслеживать свое состояние и состояние другого человека по внешним признакам, развитие вербальных и невербальных средств выразительности и адекватного их использования в процессе общения;
  • в области развития личностных, регулятивных и познавательных УУД: повышение уровня мотивации у обучающихся, снижение уровня тревожности, развитие внимания, мышления, памяти.

           МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:

корректурная проба, заучивание  10-ти слов (Лурия), изучение умственного развития Э.Ф. Замбацявичене, анкета по оценке уровня школьной мотивации  Н.Г. Лускановой.


ЛИТЕРАТУРА

     Астафьева Ю.В., Валеева И.А. Коррекционная работа в начальных классах. М., 2002.

Ахутина Т.В., Пылаева Н.М.  Школа   внимания.   Методика   развития   и коррекции внимания у детей 5-7 лет. - М., 2001.

Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. - М., 2005.

Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. - Ростов н/Д., 2005.

Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. - СПб., 1997.

Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. - Ростов н/Д., 2007.

Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М., 2000.

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М.,2001.

Холодова О.А. Задания по развитию познавательных способностей  (9-10 лет). М., 2007.

Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса. – М., 1999.

Шмаков С.А.   Игры,  развивающие  психические   качества   личности школьника. - М., 2004.

     Щеглова Т.М. Развитие познавательной сферы личности младших школьников: психокоррекционные игры и упражнения для детей 6-10 лет.-  Шуя, 1999.

     Эксакусто Т.В. Справочник по групповой психокоррекции. – Ростов н/Д., 2006.

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: «Знакомство».

       Цель занятия: - развитие навыков общения, памяти, внимания;                     -повышение самооценки; - развитие умения обобщать; - развитие концентрации внимания.

Ход занятия

1.Приветствие

Упражнение «Снежный ком» (развитие навыков общения, памяти, внимания). 

     Один ребенок бросает мяч другому, называя своё имя. Второй ловит мяч и называет своё имя и имена предыдущих детей и т. д.

       2. Основная часть

       Упражнение    «Ласковое     имя» (развитие    памяти,        внимания;

повышение самооценки).

Каждому участнику предлагается назвать себя так, чтобы это «ласкало сердце и ушко». Кроме того, прежде чем назвать себя, необходимо повторить имена тех, кто уже представился.

Упражнение «Послушаем!» (развитие концентрации внимания и удерживании его длительное время на одном предмете).

Психолог:

  • Сели! Послушаем, что творится на улице.
  • Приготовились, слушаем!
  • Кто что слышал?

(Дети в быстром темпе отвечают)

-Спасибо.

  • Послушаем, что творится в коридоре.
    (Дети отвечают)
  • Спасибо.
  • Послушаем, что творится в классе.
  • Приготовились. Слушаем!
  • Кто что слышал?

-  Спасибо! Молодцы!

Упражнение «4 лишний»  (учить  детей выделять общий признак в словах; развитие  умения обобщать).

     Психолог: «Определите, какое слово лишнее. Назовите это слово»:

Голубой, красный, спелый, жёлтый.

Кабачок, лимон, огурец, редис.

Лимон, грейпфрут, апельсин, репа.

Горох, помидор, редис, картофель.

Мак, ромашка, роза, лук.

Кошка, собака, воробей, корова.

3. Рефлексия «Лесенка роста» (развитие самооценки).

       На стене висит изображение лестницы с написанными на каждой ступени названиями занятий. Психолог объясняет детям, что эта лестница символизирует развитие, продвижение каждого участника, показывает, как он занимался, старался ли на каждом занятии. Детям предлагают оценить свои старания кружками разных цветов (красный – очень хорошо занимался, старался, все получилось; зеленый – старался, но были некоторые ошибки, что – то не получилось сегодня; синий – был не в настроении, не получилось сегодня). Затем дети по желанию отвечают на вопросы: «Что мы сегодня делали?» «Чему мы научились?» «Что понравилось?»

ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: «Восприятие пространства».

     Цель занятия: - развитие навыков различения правой и левой стороны; - ориентации на листе бумаги; - невербального анализа и синтеза (конструктивного праксиса).

Ход занятия

1.Приветствие

 «Снежный ком»    (развитие навыков общения, памяти, внимания).

Один ребёнок  бросает мяч другому, называя своё имя. Второй ловит мяч и называет своё имя и имена предыдущих детей и т. д.

2.Основная часть

     Игра «Ориентировка  на плоскости» (развитие ориентации на плоскости и на листе бумаги).

     Необходимо подготовьте заранее 5 игрушек (например, кукла, зайчик, мишка, уточка, лиса); картинку с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3.

     На столе перед детьми располагают игрушки следующим образом: в центре  - мишка, справа - уточка, слева - заяц, впереди - кукла, сзади — лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки?  Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?».

  1. Детям показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: "Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу".

   Упражнение  «Зеркало» (закрепить представление о правой и левой стороне тела  прямо и зеркально).

     Ребенку предлагают выполнить несколько заданий: показать правую, левую руку, ногу: правое, левое ухо на себе и в парах.

    Упражнение «Ориентировка на листе бумаги»  (Проверить ориентацию на листе бумаги).

     Для этого необходимы: лист бумаги в клеточку для каждого ребёнка, карандаш. Детей просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре — круг, слева квадрат, выше круга — треугольник, ниже - прямоугольник, над треугольником — 2 маленьких кружка, под прямоугольником — маленький кружок. Задание дети выполняют последовательно.

     Упражнение «Что это такое?» (развитие тактильного восприятия).

     Ведущий предлагает детям осторожно ходить по группе с закрытыми глазами, ощупывать различные предметы и определять что это. Каждый ребенок рассказывает о свойствах поверхностей и до чего он дотрагивался.

      3. Рефлексия «лесенка роста».

ЗАНЯТИЕ №3.

     Тема: «Восприятие пространства. Произвольная регуляция действий».

     Цель занятия: - продолжение развития навыков различения правой и левой стороны, верха и низа; - ориентации на листе бумаги; - невербального анализа и синтеза (конструктивного праксиса); - развитие произвольной регуляции действий, тонкой моторики.

Ход занятия

1.Приветствие

  «Закрепление знакомства» (развитие навыков общения, памяти, внимания.

     Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей (произвольно) и спрашивает у всех детей, стоящих кружком: "Как зовут этого мальчика (девочку)?»Дети хором называют его имя. И так несколько раз.

 2. Основная часть

Упражнение «Сложи узор» (закрепление ориентировки на плоскости развитие конструктивного праксиса). Дети складывают узоры по карточкам (разрезанные картинки), которые дает психолог.

  Игра «Делай, как я» (развитие произвольного внимания, закрепление различения правой и левой стороны тела).  Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу - второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.  Игра повторяется дважды, с ускорением темпа.

  «Графический диктант» (формирование произвольной деятельности, внимания; умения действовать по образцу; ориентации на листе бумаги; развитие тонкой моторики).

Предлагается 2 варианта: 1) детям предлагается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку (на отдельной карточке) или на расчерченной доске; и просят их воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок. 2) аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (вправо-влево, вверх-вниз).

      Игра «Кто больше увидит и запомнит?» (развитие внимания, памяти, зрительного восприятия, конструктивного анализа).Детям предлагается следующее занятие: пока ведущий считает до 30, нужно найти в комнате и запомнить все предметы, включающие в себя детали круглой формы. При произнесении ведущим последнего числа "тридцать" все дети закрывают глаза. Один из детей (названный ведущим) перечисляет все, что запомнил; затем остальные дети дополняют, его. После того, как все перечислили все, что могли, все открывают глаза и вместе считают, сколько предметов пропущено.

      3. Рефлексия «лесенка роста».

ЗАНЯТИЕ №4.

Тема: «Восприятие пространства. Произвольная регуляция действий».  

   

     Цель занятия: - продолжение развития навыков различения правой и левой стороны, верха и низа; - ориентации на листе бумаги; - невербального анализа и синтеза (конструктивного праксиса); - развитие произвольной регуляции действий, тонкой моторики.

Ход занятия

1.Приветствие

 «Перекличка-путанка»  (развитие произвольного внимания)

     Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия — нет, фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда, правильно названы и имя, и фамилия.

    2. Основная часть

Упражнение «Сложи узор» (закрепление ориентировки на плоскости развитие конструктивного праксиса).

     Детям  раздаются  индивидуальные карточки для выполнения узоров.

  Упражнение «Слушай и исполняй» (развитие внимания и памяти).

     Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

    «Графический диктант» (формирование произвольной деятельности, внимания; ориентации на листе бумаги; развитие тонкой моторики).

     Задание выполняется в тетрадях в клеточку. Детям предлагаются другие варианты геометрических узоров.  Упражнение выполняется только на слух.

     

     Игра «Кто больше увидит и запомнит?» (развитие внимания, памяти, зрительного восприятия, конструктивного анализа).

     Детям предлагается следующее занятие: пока ведущий считает до 30, нужно найти в комнате и запомнить все предметы, включающие в себя детали прямоугольной формы. При произнесении ведущим последнего числа "тридцать" все дети закрывают глаза. Один из детей (названный ведущим) перечисляет все, что запомнил; затем остальные дети дополняют, его. После того, как все перечислили все, что могли, все открывают глаза и вместе считают, сколько предметов пропущено.

      3. Рефлексия «лесенка роста».

ЗАНЯТИЕ № 5.

Тема: «Развитие воображения»

     Цель занятия: - развитие воображения, наблюдательности.

Ход занятия

1.Приветствие

«Пожелания» Дети по кругу передают игрушку-сердечко при  этом говорят      

 пожелания своему соседу.

2. Основная часть

        Упражнение «Бывает — не бывает»  (развитие воображения).

       Если это бывает - дети хлопают в ладоши, не бывает - топают ногами.

Волк бродит по лесу, волк на дереве сидит.

В кастрюле чашка варится.

Кошка на крыше гуляет.

Собака по небу плывет.

Девочка собаку ласкает.

Домик девочку рисует.

              Упражнение «Волшебное яйцо» (развитие  воображения).

       Детям раздаются заготовки овальной формы (в виде яйца). Им предлагают, используя этот эскиз, дорисовать по форме и тематике предметы.

Упражнение «Ассоциации» (развитие  наблюдательности, воображения).

       Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит, остальные дети отгадывают, кого он изображает.

Упражнение «Дорисуй картинку» (развитие  воображения).

Детям раздают листки с незаконченным изображением хорошо знакомых предметов. Необходимо дорисовать их.

                3. Рефлексия «лесенка роста».


ЗАНЯТИЕ № 6

Тема:  «Отработка понятия «Дни недели». Работа со страхами»

Цель занятия: - знакомство  детей с днями недели; - развитие общей осведомленности, памяти; - работа со страхами.

Ход занятия

1.Приветствие

«Подарок соседу»

2. Основная часть

Упражнение   «Дни    недели»  (познакомить    детей   с   днями    недели;

развитие  памяти, общей осведомленности).

       Психолог  зачитывает стихотворение о каждом дне недели. Вместе с детьми разбирается содержание стихотворения и закрепляется знание каждого дня недели.

Понедельник

Улыбнулся новый день:

-        Представляюсь:
Понедельник! -

Был он белый, словно мельник,

Что всю ночь молол ячмень.

Вдруг сказал лентяй-отшельник:

-        Значит, вы посленедельник! -
И добавил, невесёлый: -
Понедельник - день тяжёлый!

Рассмеялся Понедельник:

-        Вижу, вы большой бездельник!

Вторник

Представился Вторник:

 -Я раньше, чем дворник,

Привык просыпаться

Любою порой,

 Я - дела поборник,

Не беспризорник,

Зовут меня - Вторник,

Что значит — второй!

Среда

-        А я в своём чине,  -
Сказала Среда, -
Живу в середине
Недели всегда.

Вновь двадцать четыре

Часа пробегу

 И вас в этом мире

Вручу Четвергу.

Четверг

- Не какой-нибудь я прочий,

А четвёртый день рабочий,

И зовут меня - Четверг!

          Пятница

 - Назад лишь раки пятятся,

А вы ко мне летели.

Я  -  Пятница!

Я - Пятница!

Я - пятый день недели.

Ценю народ мастеровой,

И лишь у пустомели

Бывает всякою порой

Семь пятниц на неделе.

Суббота

- Представляюсь: Я-Суббота,

День шестой и выходной!

Если кончилась работа,

Веселись, народ честной.

У неряхи, у неряхи

На три четверти вершка

 Вылезает край рубахи

Из-под края пиджака.

И не зря с улыбкой кто-то

Произносит оттого:

 - Из-под пятницы суббота

Вылезает у него!

Воскресенье

- Я - Воскресенье, день седьмой,

Легки мои заботы.

Как встарь, и летом и зимой

Наряд поныне красен мой

В отличье от Субботы.

Все дни недели оценю,

Свою оставлю мету.

      Упражнение «С понедельника до воскресенья» (развитие памяти при запоминании названий дней недели, внимания). Психолог  предлагает детям прослушать шуточное стихотворение «Муха-чистюха»

Муха-чистуха

Жила-была Муха-чистюха.

Всё время купалась Муха.

Купалась она

В воскресенье

В отличном

Клубничном

Варенье.

В понедельник -

В вишнёвой наливке.

Во вторник -

В томатной поливке.

В среду -

В лимонном желе.

В четверг -

В киселе и смоле.

В пятницу -

В простокваше,

В компоте

И в манной каше ...

В субботу,

Помывшись в чернилах,

Сказала:

- Я больше не в силах!

Ужжасно-жужжасно устала,

Но, кажется,

Чище Не стала!

       Дети отвечают на вопросы:

  • В какой день недели Муха купалась в клубничном варенье?
  • Какой день следует за воскресеньем?
  • Что делала Муха в этот день?
  • Назови второй день недели и вспомни, что говорится о нём в стихотворении.
  • Каким днём обозначена середина недели?
  • Назови четвёртый и пятый день. Вспомни приключения Мухи.
  • Какой последний день недели?
  • Назови дни недели по порядку, начиная с воскресенья.
  • А теперь начни с четверга.
  • В какие дни ты не ходишь в школу?
  • Назови пятый день недели.

       Упражнение «Расскажи свой страх». Дети рассказывают чего боятся.

      Рисунок «Нарисуй свой страх». Дети рисуют на тему «Нарисуй свой страх».

        3. Рефлексия «лесенка роста».

ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: «Классификация, сравнение и обобщение понятий. Продолжение работы со страхами».

     Цель занятия: - развитие способности к классификации, сравнению и обобщению; развитие общей осведомленности; логического мышления; речи; -  снижение уровня тревожности.

Ход занятия

1.Приветствие

 Игра «Цветок, дерево, фрукт» (развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления)

     Дети сидят в круге. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: "Цветок, дерево, фрукт, цветок, дерево..." Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать, в данном случае, дерево. Причем, каждый следующий раз (когда выпадает дерево или фрукт, или цветок) названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный, то помогает следующий игрок.

     2. Основная часть

Упражнение «Найди лишнюю картинку» (развитие внимания, памяти, вербального анализа и синтеза, знания обобщающих слов на невербальном материале).

     Детям заранее готовятся картинки, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая. — лишняя.

Перед каждым ребенком раскладываются четыре картинки и предлагается одну лишнюю убрать. Спрашивается: "Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?"

          Упражнение «Четыре стихии» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов).

     Играющие садятся в кружок. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово "вода" — вытянуть руки вперед, слово "воздух" - поднять руки вверх, слово - "огонь"   произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах. Игра повторяется дважды.

            Игра «Кто знает больше слов» (развитие общей осведомленности,  памяти, знания обобщающих слов на вербальном материале).

     Дети садятся в круге. Ведущий предлагает детям называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1)Назовите слова, обозначающие деревья (березы, сосна, ель, кедр, рябина).

2)Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...).

3)Назовите слова, обозначающие зверей.

4)Назовите слова, обозначающие домашних животных.

5)Назовите слова, обозначающие наземный транспорт.

6)Назовите слова, обозначающие воздушный транспорт.

7)Назовите слова, обозначающие водный транспорт.

8)Назовите слова, относящиеся к искусству.

9)Назовите слова, обозначающие овощи.

10)Назовите слова, обозначающие фрукты.

          «Раскрась стрелочки» (развитие способности к переключению внимания)

     Детям предлагается раскрасить стрелочки, повернутые направо, синим цветом, налево красным, вверх — зеленым, а вниз — желтым.  

    Игра «Не пропусти растение» (развитие способности к переключению внимания, общей осведомленности, способности к классификации).

     Играющие садятся в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны вставать и тут же садиться.

      «Беседа о страхах».

     Рисование на тему: «Я тебя больше не боюсь».

     3. Рефлексия «лесенка роста».

     

   

ЗАНЯТИЕ № 8.

Тема: «Словесно-логическое мышление. Понимание причинно-следственных связей».

Цель занятия: - развивать способность к логическому мышлению, общую осведомленность, способности к классификации, сравнению и обобщению; развитие общей осведомленности; творческого воображения; логического мышления; речи.

Ход занятия

1.Приветствие

 Игра «Хор» (развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления).

     Одного из играющих детей просят на некоторое время выйти за дверь, другие дети под руководством ведущего выучивают свои слова из предложения, которое должны произнести по сигналу ведущего    одновременно - каждый свое слово. Задача "отгадчика" - понять и произнести предложение целиком. Игра проводится несколько раз - так, чтобы в ней приняли участие все дети. Если "отгадчик" не справляется с задачей сразу, можно повторить. Выигрывает тот, для кого делалось меньше повторений.

   2. Основная часть

Упражнение «Кто кем будет?» (развитие внимания, воображения, мышления, речи)

     Дети садятся в кружок. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос:

     "Кем будет (или чем будет) ... яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань?" и т.д.

При обсуждении ответов детей важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. Выигрывает тот, кто назовет больше всего вариантов.

    Упражнение «Слушай хлопки» (развитие внимания и моторики).

     Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу "плакучей ивы" (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, принимают позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка — поза "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны). На четыре хлопка возобновляют ходьбу.

     Игра «Правильно услышим и покажем, что услышали» (развитие словесно-логического мышления, слухового восприятия, внимания).

     Дети садятся в кружок. Ведущий договаривается с ними, как они покажут, какую фразу услышали:

  • если восклицательную, то обе поднятые руки соединены над головой;
  • если вопросительную - правая рука поднята и согнута полукругом, левая — кулачок перед грудью;
  • утвердительную - оба кулачка прижаты друг к другу.

     Затем ведущий читает текст, делая паузы в конце предложений. Сначала дети показывают вместе с ведущим, а потом сами изображают руками то, что услышали (вопросительную, восклицательную или утвердительную фразу).

     

   Упражнение «Чего не хватает? Что должно быть в пустой клетке?» (развитие  восприятия, мышления) 

     Детям предлагается дорисовать то, чего не хватает на рисунках.

        

      3. Рефлексия «лесенка роста».


ЗАНЯТИЕ №  9

Тема: «Словесно-логическое мышление. Понимание причинно-следственных связей».

     Цель занятия: - развивать способность к логическому мышлению, общую осведомленность, способности к классификации, сравнению и обобщению; развитие общей осведомленности; творческого воображения; логического мышления; речи.

Ход занятия

1.Приветствие

«Тропинка» (подвижная игра на развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности).

     Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: "Тропинка!", все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: "Копна!", — дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: "Кочки!", дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

     2. Основная часть

Упражнение «Кем был?» (развитие внимания, воображения, памяти, логического мышления, речи).

     Дети садятся в кружок. Ведущий, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: "Кем (чем) был раньше?"

     ЦЫПЛЕНОК (ЯЙЦОМ). ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЕНКОМ). КОРОВА (ТЕЛЕНКОМ). ДУБ (ЖЕЛУДЕМ). РЫБА (ИКРИНКОЙ). БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ). ХЛЕБ (МУКОЙ), ШКАФ (ДОСКОЙ). ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ). РУБАШКА (ТКАНЬЮ). БОТИНКИ (КОЖЕЙ). ДОМ (КИРПИЧОМ). СИЛЬНЫЙ (СЛАБЫМ).

     Упражнение «Прочитай имена детей по стрелкам»  (развитие внимания)

     Дети читают имена детей по стрелкам, начиная от точки.

    Упражнение «Закончи предложение» (развитие словесно-логического мышления, понимания простых аналогий.

     Дети садятся в кружок. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч ведущему. И так далее. Если ребенок не сумел закончить предложение, то ему помогают другие дети.

     Варианты предложений:

  • Зимой холодно, а летом...
  • Ты ешь ртом, а слушаешь...
  • Утром мы завтракаем, а днем...
  • Птица летает, а змея...
  • Лодка плывет, а машина...
  • Ты смотришь глазами, а дышишь...
  • У человека две ноги, а у собаки...
  • Птицы живут в гнездах, а люди...
  • Зимой идет снег, а летом...
  • Ты читаешь глазами, а пишешь...
  • В России говорят по-русски, а в Англии...
  • Из шерсти вяжут, а из ткани...

      3. Рефлексия «лесенка роста».

ЗАНЯТИЕ № 10

Тема: «Развитие математических навыков».

     Цель занятия: - развитие навыков общения, групповой сплочённости;           -развитие восприятия; - памяти; - внимания; - развитие логического мышления, математических навыков.

Ход занятия

1.Приветствие

 «Найди меня» (развитие навыков общения, памяти, внимания).

     Дети делятся на две команды, в одной из которой всем завязывают глаза. Группа с завязанными глазами ходит по комнате и находит детей из другой команды. Нужно не просто найти друг друга, но и узнать его. Это можно сделать ощупывая одежду, волосы, руки. После того, как все найдены и названы, участники меняются ролями.

   

      2. Основная часть

Упражнение «Прямой счет» (развитие логического мышления, математических навыков).

Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 1, ребенок ловит мяч и продолжает счет - 2. Затем бросает мяч следующему ребенку, продолжая счет, - 3. Тот ловит мяч, говорит: 4, и т.д.

     Упражнение «Корректурное задание» (развитие внимания и моторики).

     Детям дают листы с напечатанными на них буквами, дети в течение 5 минут вычеркивают букву «К», а подчеркивают «А».

     Упражнение «Обратный счет» (развитие логического мышления, математических навыков).

     Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 20. Ребенок ловит мяч и продолжает счет в обратном порядке - 19. Бросает мяч другому ребенку, продолжая счет в обратном порядке - 18. Тот ловит мяч — 17. И так далее.

     Упражнение «Число – контролер» (формирование приемов самоконтроля, развитие математических способностей).

     Дети получают карточки с примерами:

2-1=              3-1=          0+3=          9-9=         1+1=         7-7=     5-3=

«Решите данные примеры, а затем проконтролируйте себя – чему равна сумма всех ответов? (10)

     

    3. Рефлексия «лесенка роста».

ЗАНЯТИЕ №11

Тема: «Тренировка внимания, памяти».

     Цель занятия: - развитие навыков невербального общения, умения согласовывать свои действия; -развитие памяти; - внимания; - развитие фонематического слуха, речи.

Ход занятия

1.Приветствие

 Упражнение «Картонные башни» (развитие навыков невербального общения, умения согласовывать свои действия)

     Материал: 20 листочков цветного картона 6*10 см, скотч – для каждой группы.

     Дети разбиваются на две группы. Их задача – за 10 минут построить башню. При строительстве нельзя разговаривать. Через некоторое время можно разрешить  детям говорить. Игра развивает навыки конструирования, мышление.

     

     2. Основная часть

Упражнение  «Запрещенная буква» (развитие  внимания).

     Один из детей – ведущий. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает  какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. (Например, «Сколько тебе лет?», «С кем ты сидишь за партой?», «Какое ты любишь варенье?» и т.п.)  Тот, к кому обращен вопрос, должен не раздумывая дать ответ, но не употребляя в своем ответе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Замешкался, употребил в своем ответе запрещенную букву, становишься на место водящего и задаешь вопросы. Победит тот, кто ни разу не попал в ловушку и давал ответы быстро.

     Упражнение «Запомни порядок»  (развитие памяти, наблюдательности).

     Психолог на столе выкладывает различные мелкие вещи (карандаш, ручку, скрепку и т.п.), выбирается ведущий. Ведущий, посмотрев на эти предметы, должен отвернуться и перечислить, что за чем лежит. Затем ведущим становится другой.

     Упражнение «Внимательные руки» (развитие произвольного внимания, фонематического слуха)

     Ведущий читает ряд слов, в которых есть звуки "И", "Й" или без них. Дети внимательно слушают и, если в слове есть звук "И", поднимают правую руку; если есть звук "Й" - левую; если нет ни той, ни другой — руки остаются на коленях.

     Упражнение  «Запомни расположение фигур» (развитие зрительной памяти).

     Дети запоминают расположение фигурок в клеточках, а потом зарисовывают в тетрадях.


     Игра «Змейка», или «Закончи слово» (развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе)

     Дети встают в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), и в свою очередь называет свой слог — задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца и обратно.

      3. Рефлексия «лесенка роста».


ЗАНЯТИЕ № 12

Тема: «Тренировка внимания, памяти».

     Цель занятия: - развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов, совершенствование внимания, быстрота реакции, -развитие памяти; - внимания; - мышления.

Ход занятия

1.Приветствие

    «Карлики и Великаны» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов, совершенствование внимания, быстрота реакции).

     По команде: «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми, путая детей. Команды даются вразбивку и в разном темпе.

       

        2.  Основная часть

Упражнение  «Дорисуй»  (развитие   переключения ,  распределения  внимания).

     Дети   дорисовывают    в  карточках  каждому домику окошко,  яблоку – веточку, а цветочку – серединку.  

            Упражнение «Слушай и исполняй» (развитие внимания и памяти)

     Психолог называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

     Упражнение «Продолжи бусы»  (развитие мышления)

     Детям необходимо найти закономерность и продолжить бусы.

     Упражнение  «С какой клумбы сорвал цветы зайчик?» (развитие внимания, мышления)

     Дети выполняют  задание  по  карточкам. Необходимо пройти лабиринт только глазами.

      Упражнение «Шалтай-Болтай»  (обучение приемам саморасслабления).

     Под чтение стихотворения дети совершают повороты туловища вправо-влево, руки свободно опущены вдоль корпуса. На слова «свалился во сне»  корпус тела резко наклоняется вниз. Упражнение повторяется 2-3 раза.

       3. Рефлексия «лесенка роста».

ЗАНЯТИЕ№  13

Тема «Развитие мышления, речи, памяти»

      Цель занятия: - развитие   у детей зрительно – моторной координации; - обучение приемам самораслабления; - расширение кругозора, развитие речи, сообразительности; - развитие зрительной памяти и пространственного представления.

Ход занятия

1.Приветствие

Упражнение «Нарисуй такую же фигуру» (развитие у детей зрительно-моторной координации).

       Детям предлагают   рисунок, необходимо по клеткам нарисовать такой же.

2. Основная часть

Релаксация «Шалтай-Болтай» (обучение приемам релаксации).

Психолог читает  стихотворения С. Маршака «Шалтай-Болтай» сопровождая его поворотами туловища вправо-влево, руки свободно опущены вдоль корпуса. На слова «свалился во сне» корпус тела резко наклоняется вниз. Упражнение повторяется 2 - 3 раза.

Упражнение «Говори наоборот» (расширение  кругозора  детей;

развитие  сообразительности  и  речи).

     Психолог называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением.

Скажу я слово «ВЫСОКО»,
а ты ответишь ... (НИЗКО).
Скажу я слово «ДАЛЕКО»,

а ты ответишь ... (БЛИЗКО). Скажу тебе я слово «ТРУС», ответишь ты ... (ХРАБРЕЦ). Теперь «НАЧАЛО» я скажу, -Ну, отвечай ... (КОНЕЦ)!

Упражнение «Загадочные палочки» ( развитие зрительной памяти

и пространственного представления у детей).

     Дети рассматривают фигуры на рисунке и выкладывают их из палочек по памяти (если затрудняются – по образцу).

      3. Рефлексия «лесенка роста».


ЗАНЯТИЕ № 14

Тема: «Развитие внимания, мышления».

     Цель занятия: - развитие способности к переключению внимания,  расширение кругозора; совершенствование внимания, быстрота реакции,       - внимания; - мышления.

Ход занятия

1.Приветствие

 Игра «Не пропусти профессию» (развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора).

     Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.

     2. Основная часть

Игра        «Разноцветные мячики»  (развитие внимания, быстроты мышления)             Дети сидят в кружке. Ведущий молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч называет гласный звук, если мяч красного цвета;       согласный — если мяч синего цвета, и возвращает мяч ведущему.

     Упражнение  «Найди и перечисли предметы   (развитие произвольного внимания).

     Дети по карточкам находят и перечисляют все изображенные предметы и называют одним словом каждую группу предметов.

     Упражнение  «Назови соседей», вариант с числами (развитие внимания, памяти, скорости мыслительных процессов)

     Играющие садятся в круг. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать "соседей" данного числа, т.е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребенок дважды ошибается в названии "соседей", он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.

   Упражнение  «Соедини» (развитие мышления)

     Дети соединяют линиями предметы с противоположными свойствами.

      3. Рефлексия «лесенка роста».

ЗАНЯТИЕ № 15

Тема: «Развитие внимания, памяти, сплоченности коллектива».

     Цель занятия: - развитие памяти, внимания; - развитие концентрации слухового внимания, моторной ориентации в пространстве; - развитие навыков общения, развитие сплоченности коллектива.

Ход занятия

1.Приветствие

 Упражнение «Я вижу...» (развитие памяти и внимания).

     Участники по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу ...» Повторять один и тот же предмет нельзя.

       2.  Основная часть

Упражнение «Печатная  машинка» (развитие произвольного внимания).

     Каждому участнику присваивается название буквы алфавита. Затем  придумывается слово или фраза. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

 Упражнение  «Графический диктант» (развитие концентрации слухового внимания, моторной ориентации в пространстве).

     Психолог загадывает участникам загадку. И предлагает под диктовку нарисовать отгадку. «Поставьте карандаш на точку. Приготовьтесь! Внимание!»

Не птица, а летает. Не жук, а жужжит.

(Самолёт)

       Упражнение «Ладошка» (развитие навыков общения, развитие сплоченности коллектива).

     Каждый участник рисует ладошку со своим именем. Ладошка передается по кругу, для того, чтобы другие участники на ней написали какое – нибудь хорошее качество, которое есть у этого ребенка.

      3. Рефлексия «лесенка роста».

 

ЗАНЯТИЕ  № 16

Тема: «Заключительное занятие. Коллективное рисование»

Цель занятия: - развитие навыков совместной деятельности; развитие умения договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.

Ход занятия

1.Приветствие

 «Каким я буду, когда вырасту»

Психолог: «Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что делаете, какие люди окружают вас. Эти люди вас очень – очень любят. За что они вас любят? Может быть, за вашу отзывчивость? За искренность, за честность? Может быть, за что-нибудь еще? А теперь откройте глаза и расскажите нам, какими вы станете, когда вырастите? Какие ваши качества будут нравиться окружающим?» Все дети по очереди рассказывают группе про то, что они себе представляли.

2. Основная часть

 Коллективный рисунок «Наш дом» (развитие навыков совместной деятельности; развитие умения договариваться и соотносить свои замыслы с

замыслами других детей).

     Детям предлагается на одном большом листе бумаги нарисовать дом,  в котором могла бы жить вся группа. Каждый рисует то, что хочет. Может быть, ребенок будет рисовать свой уголок в доме, а, возможно, несколько детей начнут рисовать общую комнату.

     

3. Рефлексия «лесенка роста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс педагога психолога в рамках городского образовательного форума "Назаровское образование".

Мастер -  класс  педагога -  психолога  в рамках   городского образовательного форума "Назаровское образование" - 2011...

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, педагогом-психологом, воспитателем группы продленного дня.

Проблема нарушений устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем – средством ...

Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и педагога-библиотекаря с обучающимися с ОВЗ

Психолого-логопедическое занятие с обучающимися с особыми образовательными потребностями проводят сразу три педагога: учитель-логопед, педагог-психолог и педагог-библиотекарь. Цель занятия: развитие н...

Технологическая карта индивидуального развивающего занятия с обучающимся с ОВЗ 3 класса, педагога-психолога МБОУ «Баскаковская средняя школа», Полищук Ольги Константиновны.

Аннотация.  Работа проводится с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, который имеет рекомендацию обучаться по адаптированной основной образовательной программе начального общего обр...

Методическая разработка «Диагностика УУД учащихся 1 классов» Педагог-психолог ГБОУ 698 Мацкевич Н.А. Санкт-Петербург 2021

Результаты данной диагностики позволяют определить уровень сформированности у учащихся 1 классов таких универсальных учебных действий, как познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные. О...

Программы учителя начальных классов, педагога-психолога и учителя-логопеда по подготовке детей к школе

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период  до 2015 года признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных со...

Духовно-нравственное воспитание детей в семье. Информация для родителей 3-4 классов. Педагог-психолог Т.Г. Энзель

Огромное значение для воспитания имеет семейный уклад. Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия: отец - мать – дедушка и бабушка – старши...