Работа со слабоуспевающими детьми.
статья на тему

Иващенко Елена Равиловна

Причины неуспеваемости ребенка в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_slabouspevayushchimi_detmi.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Неуспеваемость школьников всегда есть следствие какой-то причины. Она не возникает сама по себе. Современная наука ( психология, физиология медицина) свидетельствует, что люди рождаются с большими возможностями для умственного развития, однако эти возможности исчерпываются далеко не полностью. Психологи считают, что человек использует 10 % своих природных данных, другие 40%. И в том и в другом случае очевидно, что задатков у человека больше чем он их реализует. Исключения составляют больные дети. Мы в школе часто встречаемся с детьми, которые доставляют много забот и требуют от коллектива больших усилий, а результаты незначительные.

При наличии потенциальных возможностей у всех детей мы в школах имеем детей неуспевающих, трудных. Почему? Прежде всего следует иметь ввиду что за последние годы в школу поступают дети (6-8 лет), развитие которых после рождения отягощено сложностями и сопутствующими заболеваниями. В числе этих причин можно назвать родовые травмы, кислородные голодания мозга, заболевания нервной системы. Преодоления этих заболеваний приводит в первые месяцы и годы жизни к задержке психического развития в силу которых ребенок поступал в школу будет иметь недостаточно сформированные психические функции например неустойчивость внимания ограниченный круг представлений, отставания в памяти и другие.

В работе с обучающимися можно выделить следующие причины неуспеваемости:

Внутренние по отношению к школьнику

* Недостатки биологического развития:

- дефекты органов чувств;

- соматическая ослобленность;

- особенности высшей нервной деятельности;

- психологические отклонения.

* Недостатки психического развития:

- слабое развитие интеллекта;

- слабое развитие воли;

- слабое развитие эмоциональной сферы личности;

- отсутствие познавательных интересов.

*Недостатки воспитанности личности

- недостатки в развитие моральных качеств личности;

- недостатки в отношениях личности с учителем, коллективом, семьей;

- недостатки в трудовом воспитании;

Внешние по отношению к школьнику

*Недостатки образовательного опыта личности:

- пробелы в знаниях;

- специальных умениях;

- пробелы в навыках учебного труда;

* Недостатки влияния школы:

- недостатки процесса обучения, учебных пособий;

- недостатки процесса воспитательных влияний со стороны учителей, коллективов, учащихся.

*Недостатки влияния вне школьной среды:

- недостатки влияния семьи;

- недостатки влияния сверстников;

- недостатки влияния культурно-производственного окружения.

Зная причины неуспеваемости, составлена программа по предупреждению неуспеваемости учащихся начальной школы.

Первым и важным звеном в работе является определение категории, к которой относится не успевающий ученик с целью вскрытия причин неуспеваемости.

 

I категория

II категория

III категория

Глубокое и общее отставание

Частичная, но устойчивая неуспеваемость

Эпизодическая неуспеваемость

причины

  • Низкий уровень предшествующей подготовки ученика
  • Плохие бытовые условия
  • Затяжная болезнь
  • Отсутствие заботы родителей
  • Лень, недисциплинированность ученика
  • Слабее умственное развитие
  • Недоработка в предыдущих классах.
  • Недостаточный интерес учеников к изучаемым предметам
  • Слабая воля к преодолению трудностей
  • Недостатки преподавания
  • Непрочность знаний
  • Слабый текущий контроль
  • Невнимательность на уроках
  • Нерегулярное выполнение домашних заданий

Алгоритм деятельности по предупреждению неуспеваемости

Вид рабт

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При выявлении стадии развития, на которой находится ученик

Для предотвращения отставания в умственном развитии для современного усвоения предмета.

Создание микроклимата в классе. Алгоритмизация действий. Предотвращение пробелов в знаниях, связанных с пропусками. Удержание интереса. Формирование мотивации к обучению.

Контрольная карта. Включить в работу (фронтальный опрос). Работа в группах. Подготовка консультаций. Уроки коррекции знаний. Опорные конспекты. Памятки по предметам. Карточки. Работа в парах

Внеурочная деятельность

При возникновении затруднений:

1. В изучении нового материала;
2.При выявлении пробела в знаниях.

Для:

1. Предупреждения неуспеваемости;
2.Ликвидация выявленных пробелов в знаниях;
3.Формирование мотивации, интереса к учебе.

Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими учащимися.

Индивидуальные и групповые консультации; Оказание помощи по выполнению домашнего задания (карточки, инструкции, помощь сильных учеников; участие в предметных кружках, творческие задания.

Индивидуальные занятия

При отставании в учебе, пропусках занятий, не выполнении домашнего задания;

Формирование личности школьника; формирование мотивации. Интереса к учебе. Оказание профессионально-педагогической помощи родителям; установление единых требований к знаниям учащихся.

Индивидуально-личностный подход; создание культурной среды. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка. Формирование и согласованность внутренних и внешних мотивов.

Вовлечение кружков КТД, для самоуправления; Проведение классных часов; создание предметно- пространственной среды школы, отвечающей воспитательным задачам. Педагогическое просвещение родителей.

Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.

  1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
  2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
  3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
  4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
  5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
  6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
  7. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
  8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
  9. При выполнении п.1.-.9 и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:

Ф.И. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов.

Информация классному руководителю (дата)

Информация  родителям (дата)

Результат работы

Программа деятельности классного руководителя.

  1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование), учитывая, что к возможным причинам можно отнести:
  • пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)
  • недостаточная домашняя подготовка
  • низкие способности
  • нежелание учиться
  • недостаточная работа на уроке
  • необъективность выставления оценки на уроке
  • большой объем домашнего задания
  • высокий уровень сложности материала
  • другие причины
  1. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
  2. Уважительными причинами считаются:

а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не более 3-х дней.

б) Мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения, проводящего данное мероприятие.

в) Освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя.

г) По семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора ОУ)

  1. Неуважительными причинами считаются:

а) Пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.

  1. Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет ( если прогулы систематические)
  2. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке  классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
  3. В случае выполнения п. 1-6 и отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы с ходатайством о проведении  малого педсовета.

Программа деятельности ученика

1. Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

3 Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией.

Программа деятельности родителей.

1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ

3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам .

4. Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.

5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ

6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.

Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости.

1.Воспитывать у уч-ся личное осознание важности и необходимости продвижения вперед по пути расширения своих знаний, что является важным звеном в повышении эффективности обучения.

2.Разнообразить МО, СО, ФО уч-ся, направляя их на индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, на активизацию мыслительной деятельности уч-ся с учетом соотнесённости каждого ученика к одной из 6-ти педагогических систем, одному из 5-ти уровней познания. Использовать в работе современные технологии обучения с выделением гуманно-личностных технологий.

3.Текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер, своевременно высвечивающий отставания и пробелы в знаниях уч-ся и опирающийся на самопроверку и взаимопроверку уровня знаний.

4.Эффективности обучения, характер отношения ученика к учебной деятельности зависят от его активности жизненной позиции. Воспитывая её, необходимо учитывать обязательную взаимосвязь всех структурных звеньев образовательного процесса, оказывающих воздействие на личность уч-ся (см. схему); учитывать важность создания в процессе «ситуации успеха» для понимания учеником своих достоинств. Ученик, недостигший в школе успеха, становится неудачником. Поэтому жизнь ученика в школе: уроки, внеклассные мероприятия должны быть такими интересными, чтобы каждому ребенку захотелось принять участие в них, чтобы работа ученика была самостоятельной, творческой.

Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Вовлеки меня, и я увлекусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы со слабоуспевающими детьми

предлагаю свой план работы со слабоуспевающими детьми...

Работа со слабоуспевающими детьми

Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три...

Программа работы со слабоуспевающими детьми

Рабочая программа педагога по работе со слабоуспевающими обучающимися....

Приёмы работы со слабоуспевающими детьми с применением здоровьесберегающих технологий.

Статья содержит рекомендации учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для улучшения усвоения материала слабоуспевающими учащимися по родному языку в образовател...

Приёмы работы со слабоуспевающими детьми с применением здоровьесберегающих технологий.

Статья содержит рекомендации учителя-логопеда по применению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для улучшения усвоения материала слабоуспевающими учащимися по родному языку в образовател...

Организация работы со слабоуспевающими детьми

     В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения....