Диагностика личностных качеств и учебной мотивации младших школьников
методическая разработка (1 класс) на тему

Диагностика личностных качеств и учебной мотивации младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_lichnostnyh_kachestv_i_uchebnoy.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика личностных качеств и учебной

мотивации младших школьников

  • педагог обладает такими качествами, как тактичность, коммуникабельность, «направленность на ребенка»;
  • педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков;
  • педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку;
  • педагог умеет точно воспринимать информацию и использовать, ее без искажений;
  • педагог проявляет гибкость в формулировании вопросов детям;
  • педагог умеет правильно формулировать вопрос.

Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка; в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо; сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

   Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся

I к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие /с педагогами и родителями.    Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребенка.

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики.

        Мой портрет в интерьере

 Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает мм рамочку для фотографии, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т. д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

Десять моих «Я»

Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых на
писано десять раз слово «Я», Учащиеся должны дать определенней
каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах

Например:

Я-умный.

Я - красивый и т. д.

Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

Звезда эстрады

Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую
певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребенком. Учащиеся также заранее готовят фонограмму (сами или в этом им помогает
педагог). Задача ребенка-выступить перед классом в образе выбранном
звезды, используя запись песни. Такая диагностическая методика помогает преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формируется
положительное отношение учащихся класса друг к другу.

Мои любимые вещи

Учащимся класса предлагается заполнить анкету, продолжая предложения.

  1. Любимый цвет - ...
  2. Любимое имя - ...
  3. Любимый цветок - ...
  4. Любимый плод - ...
  5. Любимая ягода - ...
  6. Любимый праздник - ...
  7. Любимый день недели - ...
  8. Любимый певец (певица) -…
  1. Любимое животное -...
  2. Любимая книга - ...

Самореклама

Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в кон
курсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние
качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные
требования к саморекламе - искренность.

Сказки

Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинение рассказы, сказки.

 В своих маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся пользуется методика написания сказок. В начальной школе (1-2-е классы) имея можно предложить написать сказки на следующие темы: /

  1. Сказка о моем портфеле.
  2. Необычная история об обычном дневнике.
  3.  Сказочные каникулы.  
  4. Необычные приключения обычного школьника.
  5.  Сказочная история о том, как ...

Учащиеся сами определяют тему «как» (как я учил уроки, как я не [ идти в школу, как я проспал и т. д.). оставление сказочных историй помогает учащимся бороться явлением своих негативных эмоций, неуверенностью, страхом, дательными качествами характера.

Что у меня на сердце

Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель дает следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, 5м это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребенка, найти их преодоления. Градусник

Перед процедурой диагностирования учитель проводит предварительную беседу с учащимися, в ходе которой он предъявляет предмет, или есть в каждом доме. Это - градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно - 38°, -39,40, 41° (цифры записывает на доске). Нормальная температура, человека - 36,6° . У него нет тревоги, все хорошо, у него все получается, он здоров. Температура у человека может быть и 35°. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интереса и ас желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Он будет называть учебные предметы, а ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту  температуру, которая у них условно появляется при назывании этого предмета Например:

Русский  язык -39°;

математика - 36,6°.

 Это; позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

Краски

Учащиеся класса получают набор красок или фломастеров, а также листы рисовальной бумаги. На каждом листе нарисовано по 10 кружков, в каждый кружок вписаны следующие предметы, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся - раскрасить кружки в тот или иной цвет.

Если ребенок окрашивает предметы в темный или в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

Фотография

Эту диагностическую методику уместно использовать в конце обучения учащихся в первом классе. Им предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками (по количеству учащихся класса). В этих квадратиках учащиеся должны разместить себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Настроение

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы (веселая, грустная, нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета и подчеркнуть ее на листочке бумаги.

Например:

математика ©

физкультура ©

Методика позволяет увидеть отношение учащегося как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов.

Остров невезения

В начале процедуры педагог объясняет учащимся следующее: «Получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым - в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На листе бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают детям жить весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами».

Классному руководителю нужно проанализировать, какие предметы попадают в список, есть ли среди них учебные предметы. Такая методика позволяет определить мотивационную ценность учения для ученика, а также выявить, что является приоритетным, по его мнению, в создании благоприятной обстановки вокруг него.

Школа будущего

Учащимся предлагается определить, что нужно взять в школу будущего из школы сегодняшнего дня, а также, что брать не нужно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, имеющие два столбца: (+) нужно брать, (-) не нужно брать.

Если учащиеся заносят в столбец (-) учителя, урок, то это говорит

0        том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

Волшебник

Учащимся предлагается поиграть в волшебников. Каждый получает волшебную палочку и превращает школьные предметы в различных животных (по своему усмотрению). Например, школьные учебники раскладываются на столе, ученик подходит к столу, касается волшебной палочкой учебника, и тот превращается ... В кого? Учащиеся должны объяснить, почему они превращают учебник именно в это животное. Данная методика дает возможность выразить ребенку свое эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.

Ранжирование учебных дисциплин

Учащимся класса предлагается проранжнровать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изучаются в школе и обосновать значимость каждого предмета одним-двумя словами. Например, математика - интересно и т. д. Это исследование позволяет выявить учебные интересы учащихся, определить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Лесная школа

Учащимся предлагается немного пофантазировать и отправиться

1-го сентября в лесную школу. После посещения лесной школы ребята должны рассказывать- о том, что они там увидели, ответив на следующие вопросы:

  1. Как выглядит лесная школа?
  2. Какие предметы есть в расписании лесной школы?
  3. Кто учит зверят в лесной школе?
  4. Какой он - учитель в лесной школе?
  5. Какие отметки ставят в лесной школе?
  6. Как учатся зверята в лесной школе?

Фантазируя и составляя рассказ о лесной школе, ребенок передает свои ощущения и свое восприятие учебного процесса, который с переживает сам. Если ребенок описывает лесную школу негативно, с сигнализирует нам о своих проблемах и неудачах реальной школьной жизни.

Ассоциации

Ребятам раздаются листочки бумаги, на которых написаны слова школьной тематики. Учащиеся рядом со словом должны нарисовать: небольшой рисунок, который по их мнению, отражает смысл данного слова.

Список слов может быть таким:

  • математика
  • русский язык
  • чтение
  • иностранный язык
  • физическая культура
  • изобразительное искусство
  • труд
  • пение
  • урок  
  • отметка
  • школа
  • учитель
  • класс        
  • друг

Диагностика позволяет определить, насколько позитивны или негативны ассоциации младшего школьника, связанные со школой.

Сочинение

Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):

  1. Что я знаю о русском языке?
  2. Что я знаю о математике?
  3. Мой самый любимый предмет.
  4. Мое самое любимое занятие.
  5. Мой самый грустный день в школе.
  6. Мой самый счастливый день в школе.
  7. Мой выходной день.
  8. Что я думаю о моей учебе в школе.
  9. Как я хочу закончить учебный год.

10.        Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям.

Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Если ученик пишет сочинение и выбирает, к примеру, «Мой самый грустный день в школе», значит, эта тема или проблема доминирует у него над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения.

Содержание сочинения тоже очень много может сказать классному руководителю: об интересах учащегося, его эмоциях и чувствах, переживаниях, поиске решения и т. д. Самое главное - чтобы сочинения ребят не оставались без внимания взрослого. По результатам работы над сочинением можно организовать внеклассную работу с учащимися: индивидуальную консультацию, учебную помощь, взаимопомощь и т. д.

Анкетирование

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа:

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
  • не очень
  • нравится
  • не нравится
  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь
    в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  • чаще хочется остаться дома
  • бывает по-разному
  • иду с радостью

3.  Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам,           желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

  • не знаю
  • остался бы дома
  • пошел бы в школу

4.        Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

  • не нравится
  • бывает по-разному
  • нравится

5.        Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  • хотел бы
  • не хотел бы
  • не знаю

6.        Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  • не знаю
  • не хотел бы
  • хотел бы

       7.        Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям с

  • часто
  • редко
  • не рассказываю

   8.        Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

  • точно не знаю
  • хотел бы
  • не хотел бы

    9.        У тебя много друзей в твоем классе?

  • мало
  • много
  • нет друзей

  10.Тебе нравится твой класс?

  • нравится
  • не очень
  • не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

Вопросы

  Оценка за I ответ

Оценка за II ответ

  Оценка за III ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

      5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

    0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Анализ анкетирования

25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19-11 баллов - положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов - низкая школьная мотивация.

Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. Такое исследование необходимо проводить в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дают возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.

Что такое хорошо и что такое плохо

Учащимся предлагается продолжить предложения.

Хорошая школа - это

Плохая школа - это ...

Хороший класс - это ...

Плохой класс - это

Хороший ученик - это ...

Плохой ученик - это ...

Хороший учитель - это ...

Плохой учитель - это ...

Хороший урок - это ...

Плохой урок - это ...

Хороший ответ - это ...

Плохой ответ - это ...

Номинация

Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям:

  • самый интересный учебный предмет;
  • самый полезный учебный предмет;
  • самый ненужный учебный предмет;
  • самый трудный учебный предмет;
  • самый легкий учебный предмет;
  • самый веселый учебный предмет.

Затем учащимся предлагается придумать еще одну номинацию и самим определить, какой учебный предмет можно отнести к этой номинации.  Данная методика позволяет изучить учебные приоритеты учащихся, определит преимущество учебных предметов для учащихся.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Урок физкультуры

Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры (расположить квадратики с именами учащихся в определенной последовательности). Задача состоит в том, что ребята должны быть выстроены не по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе.

Данная методика позволяет определить взаимоотношения детей в классе и выявить лидеров.

Солнце, тучка, дождик

Каждый ученик класса получает листах бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик. Учащимся предлагается определить их; самочувствие и настроение в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно дополнить предложения рисунками.

Возможный вариант ответа:

В классе мне-?  Дома мне-?   С друзьями мне - ?

Подарки

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать, какие подарки можно придумать каждому ученику класса к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика
а рядом предмет, который получает он в качестве подарка. Это может
выглядеть так:

Таня – книга

  Лена-ручка ит. д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Важно, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Нужно также посмотреть, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика, какие чувства дети испытывают при . распределении праздничных подарков. Ребята выполняют подобные диагностические исследования с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать.

Пьедестал

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным.

На пьедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определить нравственную сторону отношений учащихся.

Дом, в котором я живу

Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанности учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

Социометрия

Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать трех своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:

  1. Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?
  2. Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?
  3. Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле.

Круги на воде

Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано пять кругов, один в другом. Учащемуся в каждый круг нужно вписать имена
одноклассников по степени их значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен, одноклассников.        

Мультфильм о нашем классе

Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе.
Каждый ребенок готовит один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются
фломастеры, листы бумаги (по одному листочку). Ребята работают
самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр.
Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много
информации о классе. Классному руководителю нужно обратить внимание на следующие моменты:

        

  1. Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются?
  2. Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма?  
  3. Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной,

и т.д.)

  1. Какие проблемы поднимает мультфильм?        

Аукцион

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов.

Из этих слов ребята должны выбрать такие, которые лучше всего характеризуют их класс. Примерный список слов: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный.        

Если ребята класса не до конца понимают значение какого-либо слова, учитель должен разъяснить его. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их применяют в своих ответах.

Если многие учащиеся выбирают для характеристики класса слов,
характеризующие класс с отрицательной стороны, то это говорит о том,
что классному руководителю есть над чем поработать.                

Самые памятные события из жизни моего класса

Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или отрицательный. Также важно отметить, какое место в описанных событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.

Продолжи предложение

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжив следующие предложения:

  1. Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это...
  2. Ребята, с которыми я не дружу в классе, это...
  3. Ребята, с которыми я провожу время после уроков, это...
  4. Ребята, с которыми я не общаюсь после уроков, это...
  5. Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это...
  6. Ребята, без которых мне было бы трудно, это...

Необитаемый остров

Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: «Ваш класс совершает морское путешествие на корабле. Корабль терпит крушение, и вы попадаете на необитаемый остров. Вам предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет себя вести весь класс и каждый из вас на необитаемом острове».

Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень четко разделяют функции каждого на острове. При этом выделяют лидеров класса, а также тех, кто не участвуют в жизни коллектива по разным причинам.

Портретная галерея нашего класса

Классный руководитель обращается к учащимся класса со следующими словами: «В этом году вы заканчиваете четвертый класс, а я, ваш учитель, буду учить и воспитывать других детей, совсем непохожих на вас. Но мне очень хочется, чтобы вы оставили на память альбом с вашими портретами, словесными и нарисованными. Сейчас вы попробуете составить свой словесный портрет и нарисовать себя.

Таким образом, учащиеся пишут самохарактеристику и рисуют автопортрет.

Такая диагностика очень полезна при подготовке классного руководителя к итоговому психолого-педагогичёскому консилиуму, который традиционно проводится в школах в четвертом классе. Педагог должен обратить внимание на самооценку учащихся в составленной характеристике, на определение своей роли в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание как фактор формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит перед школой главную цель: «Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетен...

Обобщение опыта на тему "Особенности личностного и интеллектуального развития младших школьников в условиях развивающего обучения"

Начало XIX в. ознаменовалось настойчивыми попытками модернизировать систему образования, привести в соответствие с требованиями времени. В этом процессе все более значимую роль играет система развиваю...

Диагностика личностных качеств и учебной мотивации младших школьников.

Представлены методики для определения личностных качеств и учебной мотивации обучающихся....

Диагностика личностных качеств и учебной мотивации учащихся 3 класса.

Диагности позволит определить личностные качества и учебные мативации учпщихся....

Обобщение педагогического опыта на тему "Формирование личностных качеств у современного младшего школьника"

Формирование личностных УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется  на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внекл...

Диагностика личностных качеств и учебной мотивации младших школьников

Диагностика личностных качеств и учебной мотивации младших школьников...