"Учимся разговаривать с людьми" или "Как научится понимать друг друга"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Осипова Алена Николаевна

"Самая главная роскошь на земле - это

Роскошь человеческого общения".

(Антуан де Сент Экзюпери)

Общение - неотъемлемая часть жизни человека. Потребность общаться возникает у нас с самого рождения. В младшем школьном возрасте общение начинает выходить на ведущую деятельность. Привычное общение с родителями, близкими сменяется общением с окружающими. Необходимое условие любого общения - налаживание межличностных контактов, умение понять, выслушать партенера, жэелание взаимодействовать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат среднего общего образования с. Самбург Пуровского района

Тема:

 «Учимся разговаривать с людьми»

или

«Как научиться понимать друг друга»

Разработал:

педагог-психолог

Алёна Николаевна Осипова

Тема: «Учимся разговаривать с людьми»

или

«Как научиться понимать друг друга»

Ласковое слово самому ничего не стоит,

а другому много даёт.

(Русская народная пословица)

Цели занятия:

  1. Показать, на конкретном примере, что умение общаться очень важная сторона жизни человека.
  2. Помочь учащимся проявить свои коммуникационные способности.
  3. Определение ситуаций, в которых проявляется положительное отношение к общению и легкость вступления в контакт.

Подготовительная работа

Можно предложить учащимся следующие вопросы для диалога:

1.         Что такое общение?

2.         Что необходимо человеку для того, чтобы испытывать от общения радость?

3.         От какого общения следует отказываться?

Разминка «Утренняя встреча»

Цель: формировать навыки невербальной коммуникации с помощью коммуникационного упражнения. Научить преодолевать социальные стереотипы в процессе межличностной аттракции.

Этюд «Знакомый»

(по мотивам стихов В. Д. Берестова «Знакомый»).

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Гляжу - навстречу мой знакомый

Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем,

Мы - неразлучные друзья.

Визжим, и прыгаем, и скачем

И он, и я, и он, и я?

Вступительная беседа

- Вы рядом друг с другом уже на протяжении нескольких лет. Каждый из вас знает друг друга достаточно хорошо. Как вы думаете. Что нужно для того, чтобы люди понимали друг друга? На первый взгляд это просто. Нужно сказать, что ты хочешь или что ты чувствуешь. Но на самом деле не всегда удается сказать, что хочется, потому что иногда трудно подобрать слова, не знаешь, как это сказать или спросить, а бывает, мешает стеснительность и не решительность.

Вместе мы попытаемся разобраться в том, что такое общение, как научиться разговаривать, чтобы бы услышанным и понятыми.

Нельзя представить себя одиноким робинзоном на земле. Каждый из нас живет, учится и работает среди людей. Мы ходим гулять, в школу, в гости, встречаемся с друзьями, выполняем с ними какое-то общее дело, занимаемся спортом и т. д. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, незнакомыми людьми и вряд ли мы можем представить себе жизнь без них. При этом одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем.

Таким образом, общение - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности. Общение это не только умение обмениваться информацией это условие и способ существования среди людей.

Давайте, мы сейчас вместе определим для себя, что помогает в общении:

  • вежливость;
  • четкость изложения мысли;
  • краткость;
  • выразительная интонация;
  • использование в речи знакомых слов, понятий;
  • отсутствие в речи иностранных слов;
  • доброжелательное выражение лица;
  • открытий взгляд, выразительная мимика, жесты;
  • заинтересованность собеседника;
  • улыбка.

Понять друг друга нам помогают не только слова, но и интонации, с которой мы их произносим и наше настроение. Поэтому одни и те же слова воспринимаются по-разному. (Раздаются карточки с фразами)

«Ты молодец…» (с восхищением, с насмешкой).

«Я очень рад за тебя…» (с огорчением, с одобрением).

«Спасибо тебе…» (с благодарностью, с обидой).

«Дай мне, пожалуйста…» (с просьбой, с приказом).

«Спасибо, мне не хочется…» (с благодарностью, с призрением, со злостью).

«Если хочешь, возьми…» (с волнением, с испугом)

- Ребята, произнесите одну и ту же фразу с разной интонацией, написанной на карточке.

Комментарии, рекомендации: участники могут выполнять данное упражнение поочерёдно, или, разделившись на команды, одна из команд должна определить, с какой интонацией произнесена фраза.

Подводятся итоги.

- Как интонационно меняется смысл произнесённой фразы?

- Важно ли следить за своей интонацией?

- Одна и та же фраза, произнесённая с разной интонацией, может иметь разный смысл?

Упражнение «Не испугался»

Цель: формировать навыки невербальной коммуникации с помощь. Коммуникативного упражнения. Закрепить интерес к интерпретации невербальных средств коммуникации окружающих людей. Научить преодолевать социальные стереотипы в процессе межличностной аттракции. Научить экстрапонировать коммуникативный опыт сказочных персонажей на реальную жизнь человека.

Этюд по сказки Даниила Хармса «Храбрый ёж».

Участники игры: еж, змея и другие звери. В начале сказочной игры  ведущий спрашивает, каких зверей ребята хотели бы изобразить? Каждый участник самостоятельно выбирает известного ему сказочного персонажа. Показывает стиль, манеру его поведения. Участники выполняют короткие этюды: «Мишка-медведь», «Лисичка», «Храбрый ежик», «Заинька», и прочие. Возможен выбор птиц, у которых имеются свои особые повадки.

Стоял на столе ящик.

Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать.

А ящик-то вдруг - раз, два, три – и открылся.

А из ящика - то - раз, два, три - змея выскочила.

Испугались звери и разбежались.

Один ёж не испугался, кинулся на змею и - раз, два, три - загрыз её.

А потом сел на ящик и закричал: «Кукареку!».

Нет, не так! Ёж закричал: «Ав - ав - ав!».

Hет, и не так! Ёж закричал: «Мяу - мяу - мяу!».

Нет, опять не так! Я и сам не знаю как.

Кто знает, как ежи кричат?

Ведущий и участники придумывают крик ежа.

Игра «Репка»

Цель: снятие психоэмоциональное напряжение у участников с помощью коммуникативного этюда. Учить преодолевать социальные стереотипы в процессе межличностной аттракции.

Инструкция: Бабка и дед зовут животных на помощь, но животных надо с начало убедить в необходимости помочь. Дед с бабкой должны обсудить, договориться, как и с помощью чего они будут убеждать и приглашать зверей.

В конце упражнения ведущий и участники должны обсудить, в чем были сложности, что им помогло в решении данной проблемы?

Игра «Удивительное в сказках»

Цель: активизировать знания текста русских народных сказок, в которых содержится информация о личностных и коммуникативных особенностях. Учим преодолевать социальные стереотипы в процессе межличностной аттракции.

Лекция о добром волшебстве. Ведет лекцию Добрая Фея. Всем задаются вопросы:

На чем можно перелететь море-океан?

  1. Какое сказочное транспортное средство самое быстрое?

Ковер-самолет;

Метла и ступа;

Сапоги-скороходы;

На драконе;

На гусях-лебедях;

Корабль Летучий Голландец;

На Змее Горыныче;

На ласточке;

Конек Горбунок;

На гусе, утке, ядре;

Бороде;

Тапочки Маленького Мука

Сани спешные;

На воздушном шаре;

На Карлсоне.

  1. С помощью чего можно перемещаться не только в пространстве, но и во времени?

Волшебные заклинания;

Волшебная лампа;

Волшебные зеркала;

Волшебная палочка;

Кольцо (Двенадцать месяцев);

Волшебный колодец;

Машина времени;

Часы (Сказка о потерянном времени);

Шапка невидимка;

Наливное яблочко на блюдечке;

Мертвая вода;

Поцелуй;

Похищение с помощью вторых лиц;

Государственные царства, где время измеряется иначе;

Черная курица;

Огниво;

Санта - Клаус;

Радио «В стране невыученных уроков»;

С помощью сна.

        

  1. Назовите сказочных героев, которые живут на белом свете много - много лет. Определите, сколько примерно лет каждому из них. Кто самый старший по возрасту?

Баба-яга;

Кощей Бессмертный;

Черепаха;

Джин;

Фея;

Эльфы;

Черт;

Драконы;

Гномы;

Старик Хоттабыч;

Снежная королева;

Дед Мороз;

Домовой;

Леший;

Кикимора;

Волшебные рыбы;

Водяной;

Ведьмы;

Колдуньи;

Птица Феникс;

Черномор;

Соловей разбойник;

Голова;

Русалки;

Сирены.

Игра «Месим, месим тесто»

Цель: формирование детского коллектива в ситуации коррекции межличностных отношений.

Участники становятся в круг, взявшись за руки, и дружно повторяют слова: «Месим, месим тесто, месим, месим тесто», при этом сходятся как можно плотнее. Под слова: «Раздувайся пузырь, да не лопайся, раздувайся пузырь да не лопайся!» расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг. Два человека, чей узел разорвался, становятся в центр круга, и их уже «месят». Находящиеся в кругу имеют право помогать «разрывать» своими спинами «пузырь». Побеждают самые сильные и ловкие.

Игра «Пойми рисунок»

Цель: понять законы общения, сложности передачи и приема информации.

Участники становятся в ряд друг за другом. Тому, кто стоит в конце, ведущий шепчет на ухо, показывает написанное на карточке слово (например: солнце, цветок, человек и т. д.).

Задача состоит в том, чтобы нарисовать на спине следующего участника понятие, которое было указанно на карточке. Тот, у кого рисуют на спине, должен угадать слово и предать следующему участнику.

Упражнение «Сходства»

Ведущий. Сейчас у нас будет работа в паре. Вам необходимо найти!: себе пару: либо человека, которого вы знаете хуже других, либо того, с кем не находите общего языка.

Необходимо найти, как можно больше сходства между участниками, составляющими пару. Это могут быть и внешние, и внутренние (личностные) признаки. Например: мы оба живем на одной улице, у нас есть домашние животные, наши родители работают вместе в одной организации и т.д.

Время выполнения – 5 – 7 минут. После этого каждая пара зачитывает найденные сходные черты. Побеждает та пара, которая найдет их больше.

Начали - закончили!

Участники зачитывают составленные ими списки.

Происходит обсуждение: ощущения, трудности, что узнали нового, чему научились.

- Каждый из вас сегодня на занятиях имел возможность убедиться в том, что общению нужно учиться. Кроме этого, вы больше узнали друг о друге. Ищите сходные черты - это сближает!

Ритуал прощания:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-сетка воспитательной работы в 1 классе на 1 полугодие по программе "Учимся понимать друг друга"

План-сетка на 1 полугодие по направлениям: интеллектуально-познавательная деятельность, эстетическое воспитание, воспитание патриотизма и гражданства, воспитание навыков ЗОЖ, работа с родителями, труд...

Презентация к выступлению на м/о по теме: "Учимся слушать и понимать друг друга".

Презентация составлена к выступлению на школьном методическом объединении учителей начальных классов....

Учимся понимать друг друга.

В данной статье описывается дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка через различные каналы восприятия.Как мы можем распознать у человека ведущий канал восприя...

"Учимся понимать друг друга. 16 ноября - День толерантности"

Презентация к классному часу "16 ноября - День толерантности. Учимся понимать друг друга"....

Учимся понимать друг друга

« Учимся понимать друг друга» Цель:·       Сплочение классного коллектива.·       Создание благоприятного психологического климата, пре...

Коммуникативно-двигательный тренинг "Учимся понимать друг друга"

Представленное занятие имеет сценарное воплощение в форме группового психокоррекционного занятия педагога-психолога коррекционной школы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их ро...

Конспект классного часа на сплочение коллектива в начальной школе «Учимся понимать друг друга»

Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков...