"Создание комфортных условий в школе"
учебно-методический материал ( класс) на тему

Гусева Анастасия Андреевна

Выступление на методическом объединении начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_komf.usloviy_2.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Март 2013 г.

Создание комфортных условий в школе

        Что мы понимаем под выражением «комфортные условия обучения»? В этимологическом словаре Н. М. Шанского слово «комфорт» означает «поддержка, укрепление». С. И. Ожегов трактует это слово, как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». С психологической точки зрения комфорт школьника — психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой. С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика организации внутришкольной среды с одной стороны и образовательной деятельности школьника, удовлетворения от учебной деятельности с другой.  Комфортная внутришкольная среда — внутреннее пространство школы, система ее условий, которые способствуют или препятствуют оптимальной включенности обучающихся в образовательную деятельность и их успешной самореализации.

Комфортные условия внешней среды, созданные в школе для обучающихся позволяют максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе. Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития детей и подростков. Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения; предоставить возможность приспособления к социальной среде обитания.  В жестоком сегодняшнем нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, школа должна обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки в школе возможно развитие личности.

     Все это возможно реализовать только в условиях личностного подхода в образовании, когда абсолютной целью является человек, личность. Я считаю, что из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней ученика.     Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.

     Обучение будет гораздо успешнее, если ребёнку на уроке будет интересно. Поэтому для учителя очень важно подобрать такие формы работы, чтобы максимальное число учеников было заинтересованно процессом обучения. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» - эти незатейливые слова детской песенки должны стать призывом к современному учителю. Использование игровых моментов, ярких практических задач, проведения занятий в ярких нестандартных формах – всё это позволяет гарантировать внимание учеников на протяжении всего времени. Важно не забывать, что нестандартность не должна затмевать дидактические цели, а напротив должна способствовать их реализации.  Создание комфортных условий пребывания ребенка в школе наряду с адекватными средовыми факторами, рациональной организацией учебной деятельности весьма значимая роль принадлежит личности учителя, стилю взаимоотношений с учащимися. Это особенно важно на начальном этапе обучения, который психологи характеризуют как особо сложный в плане эмоционально-личностного развития. Именно тогда «погода в классе» зависит, прежде всего, от учителя, во многом определяя степень адаптации детей к школе. И оттого, что зачастую эта «погода» бывает неблагоприятной, мы имеем уменьшение числа эмоционально-благополучных детей.

Практика школьной жизни, профессиональный и родительский опыт убеждают нас в том, что учеба должна давать детям радость и протекать на фоне положительных эмоций и исключать психотравмирующие ситуации. Уклад школьной жизни, организация учебного процесса должны быть подчинены созданию психологического комфорта. Когда школьнику приятно и комфортно на уроке, да и вообще в школе, тогда результаты учения лучше, а личность развивается более гармонично. Показатели, характеризующие степень благоприятности пребывания детей в школе, по большей части связаны с психологическим компонентом образования. Большинство комфорт в школе связывают прежде всего с чувством успешности, хорошим настроением, желанием учиться и работать. Материальная сторона образовательного процесса стоит не на первом месте.

Комфортные условия в школе подразумевают таковые для учеников, их родителей и педагогов. Рассмотрим условия для учеников.

Комфортные условия тесно пересекаются со здоровьесберегающим подходом к обучению и воспитанию учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми по степени их влияния на здоровье учащихся.

-охрана жизни детей: безопасность ребенка в школе обеспечивает  круглосуточный режим охраны, пропуск на территорию школы только по предварительной регистрации на пропускном пункте. Организовано ежедневное дежурство администрации и педагогов внутри школы.  Регулярно проводятся инструктажи, плановые учения по безопасности жизнедеятельности учащихся, педагогического коллектива и технического персонала. Все это дает гарантию полной безопасности учащихся.

-защитно-профилактические: методы, приёмы и технологии, направленные на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий. Это выполнение санитарно-гигиенических требований, организация питания, проветривание помещений, медицинское сопровождение ( в лице медсестры и психиатра).

-компенсаторно-нейтрализующие: здесь ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности. Это проведение динамических пауз, уроков физкультуры,  физкультминуток, релаксаций, позволяющей  частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, снять груз психоэмоциональных напряжений.

Слайд

-стимулирующие: это различные методы, приёмы, которыми пользуются специалисты службы психолого-педагогического сопровождения, а также организация занятий во второй половине дня (группа продлённого дня, проведение праздников, прогулок, экскурсий).

Слайд

-информационно-обучающие: просветительские и профилактические мероприятия

Профилактическая работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми группы риска.

Педагоги-психологи службы работают по запросу педагогов школы, следят за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.

Очень важно, что, наряду с коррекционно-развивающей педагогической работой, в школе есть возможность осуществлять и психологическое сопровождение ребенка, так как нервная система ребенка чутко реагирует на такие факторы риска, как:

  • экологическая обстановка, которая, как ни банально это звучит, оставляет желать лучшего;
  • качество питания детей, ведь далеко не все наши дети из благополучных семей;
  • состояние стресса, вызванное у малышей необходимостью «влиться» в новый коллектив, привыкнуть к школьным порядкам и требованиям;
  • учебными перегрузками, поскольку зачастую родители, из лучших, конечно, побуждений, стремятся организовать помимо школьных, еще и дополнительные, частные занятия…

Отсюда – повышенная утомляемость у ребят, возникновение неврозов не только у детей, но и учителей.

  1. Проводятся адаптационные занятия для первоклашек. Им в первую очередь необходимо обеспечить такие психологические условия, которые бы нормализовали эмоциональный фон деятельности. Ведь ученикам первых классов бывает очень сложно переключиться с привычной игровой деятельности на деятельность учебную. И задача психолога здесь состоит в том, чтобы создать базу для формирования адекватной установки на эту самую учебную деятельность.

Эта задача решается путем использования в практике нашей работы упражнений из области педагогической кинезиологии, включающей такие упражнения, как «Ленивая восьмерка», «Перекрестный шаг», «Думающий колпак» и др. А также комплекс упражнений «Йоговской гимнастики».

  1. Проводятся расслабляющие занятия, направленные на снятие эффектов эмоционального утомления. В основном, это относится к детям с симптоматикой аутистического спектра. Все вы знаете, что таких детей очень часто утомляет долгое нахождение в обществе детей.

Для решения этих задач используются следующие методы:

  • релаксация в комнате психологической разгрузки;
  • сенсорные игры с песком, с крупой, с соленым тестом, с водой;
  • игро- и сказко-терапия;
  • арт-терапевтические методы и др.
  1. Более активным деткам, которым бывает очень трудно высиживать до конца все уроки, подходят активные методы психологической разгрузки. Ведь им просто необходимо «выплеснуть» накопившуюся за время сидении энергию, скорректировать негативное мотивационное отношение к работе на последних уроках.

Здесь подходят такие методы, как:

  • подвижные развивающие игры;
  • упражнения на звукоподражание;
  • комплекс упражнений на напряжение/расслабление;
  • танцевальная терапия и т.п.

Профориентационная работа со старшеклассниками школы, целью которой является формирование у учащихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа включает в себя два компонента: профориентационный и социализацию учащихся.

Создание комфортных условий для родителей

Психологическое консультирование и просвещение родителей учащихся с целью создания условий для активного усвоения и использования социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.

Одной из самых распространенных форм работы с родителями являются  тематические и индивидуальные консультации - проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут, а так же могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если специалист видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

Зачастую встречаешься с такой ситуацией что разовые встречи с учащимися и их родителями, не приносят такого эффекта, которого который можно добиться, организуя тренинговые занятия, рассчитанные на определенное время общения. Поэтому еще одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги.

Основные преимущества данного вида групповой работы с родителями.

1. Групповой опыт помогает решению межличностных проблем.

2. Группа дает возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности, психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях.

3. Возможность   получения   обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. 

4. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров,"примерить" новые модели поведения.

Тренинг, который проводится в нашей школе в рамках организации сотрудничества с родителями, называется так: систематический тренинг оптимизации детско-родительских отношений (СТЭДРО). Название говорит само за себя и подразумевает включение следующих задач:

  • оптимизацию детско-родительских взаимоотношений;
  • гармонизацию межличностных отношений между диадой «мать с больным ребенком» и членами семьи; членами семьи и другими (посторонними) лицами;
  • коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей-инвалидов;
  • развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
  • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Работа с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребёнка, однако в большинстве случаев данное влияние стихийно, поэтому специалист должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать этому влиянию позитивное направление.

Просветительская деятельность ППС в нашей школе проходит в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание, которое закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Вот некоторые правила подготовки классного родительского собрания.

  1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.
  2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
  3. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
  4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
  5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
  6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.

Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому очень эффективным шагом является формирование традиций родительских собраний.        

Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса. Она осуществляется в различной форме. Это может быть награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма. Хорошей традицией родительских собраний, которая может существовать в течение всего времени обучения ребенка в начальной школе, является ведение родительских дневников.

Родительский дневник - это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания.

На первой странице дневника родители фиксируют рост, вес своего ребенка при поступлении в первый класс; его интересы и увлечения, любимые книжки, песенки; положительные качества характера; любимые игры и словечки на протяжении обучения в разных классах.

Вторая страница дневника посвящена размышлениям родителей о будущем своего ребенка: каким они хотят его видеть, что хотят в нем развить, что хотят ему пожелать. Здесь же родители указывают фамилии людей, наиболее авторитетных и значимых в жизни ребенка. Иногда такие данные помогают решать многие проблемы, с которыми приходится сталкиваться классному руководителю в воспитании детей.         

Последующие страницы родительского дневника могут быть посвящены содержанию родительских собраний.

Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания. Лист успехов. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице педагог фиксирует достижения ребенка, связанные с его обучением и воспитанием. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители получают страничку успехов, вкладывают ее в дневник и в течение всего родительского собрания работают с ней.

Страничка успехов помогает родителям больше узнать об их детях, обращает внимание семьи на те моменты, которые родители, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фиксирует достижения ребенка, которые формируются в семье и проявляются в детском коллективе.

Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Спустя годы такой родительский дневник может стать семейной реликвией.

Огромное значение в процессе работы с родителями имеет беседа, содержащая вопросы, касающиеся прошедшего учебного дня. Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.

Слайд

Создание комфортных условий для учителей

Педагог чувствует себя комфортно в удобно оснащённом учебном кабинете с хорошей мебелью и компьютерной техникой.

В расписании педагогов имеет смысл предусмотреть время для релаксации, снятии психологического напряжения, а также проведение различных тренингов.

Под словосочетанием «здоровый учитель» имеется в виду вовсе не физически крепкий человек с хорошо развитой мускулатурой. Смысл здесь несколько иной. Здоровье – это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с окружающим миром, возможную утрату профессиональной дееспособности, а в целом – вынужденную коррекцию планов на будущее. Здоровье – это сложный, системный феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровнях.

Когда мы говорим об учительстве как о профессии, в которой существуют жесткие рамки нравственно-этических норм и предъявляемых реалиями процесса образования требований, то нас в первую очередь интересует профессиональный аспект здоровья.

Под профессиональным здоровьем принято понимать функциональное состояние организма по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность. Из этого классического, громоздкого определения следует, что профессиональное здоровье учителя – это сложное, многокомпонентное понятие. Оно включает в себя, помимо профессиональной пригодности, и физическое и психическое здоровье, которое находится в сфере ответственности самого человека. Тем не менее современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими их показателями. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно-сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, нервные истощения, неврозы. Для учителей со стажем работы 15–20 лет характерны педагогические кризы, истощение, профессиональное выгорание, о котором в последнее время много говорят и пишут.

Этот термин был введен несколько лет назад американскими учеными при исследовании критериев профессионального и психического здоровья работников коммуникативной сферы «человек – человек», к которой в первую очередь относятся учителя. Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания. Одни определяют его как «истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи», когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей. Это сопровождается циничной установкой: «Зачем беспокоиться? Это не имеет никакого значения». Другие исследователи говорят о «синдроме физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия к клиентам». При этом подчеркивается, что выгорание – это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением».

Если мы вспомним нравственно-этические нормы учительства, то станет понятно, насколько опасным является развитие данного процесса для педагогов. Ведь выгоревший по какой-либо причине человек неэффективен в своих действиях и целях, особенно если это касается обучения и воспитания здоровых детей.

Симптомы выгорания можно разделить на физические (усталость, чувство истощения, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, бессонница), психологические и поведенческие (работа становится все тяжелее и тяжелее, а способность выполнять ее – все меньше и меньше, ранний приход на работу и поздний уход с нее; чувство обиды и разочарования; чувство вины; легко возникающее чувство гнева, раздражительность; чувство всемогущества – власть над судьбой ученика; повышенное чувство ответственности за учащихся; общая негативная установка на жизненные перспективы; частое употребление алкоголя).

Некоторые из признаков являются бессознательной попыткой получить облегчение без установления проблемы. Все симптомы одновременно не проявляются, т.к. выгорание – это индивидуальный процесс.

Все это свидетельствует о том, что учителям необходима профессиональная психологическая помощь. Для ее осуществления надо знать структуру, особенности протекания и факторы риска процесса выгорания.

Выгорание имеет три уровня. На первом симптомы выгорания выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерывов в работе. На втором уровне симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Для третьего уровня характерны хронические проявления симптомов. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; а попытки позаботиться о себе, как правило, не приносят результата.

Ранее в структуру синдрома «профессиональное выгорание» включали следующие составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда (негуманное, бесчувственное отношение к клиентам, приходящим для получения образования, лечения и т.д.). Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Результаты исследований последних лет привели к модификации понятия «выгорание» и его структуры. Этот процесс рассматривается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе.

Существует хороший инструмент для определения уровня профессионального выгорания. Это методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко». В нем эмоциональное (или профессиональное) выгорание определяется как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие обстоятельства. Согласно этой методике в самом процессе выгорания выделяются 3 основные фазы и 12 составляющих их симптомов. 1-я фаза – это фаза напряжения, на которой учитель переживает различные стрессовые ситуации, испытывая при этом чувства тревоги, депрессии, безвыходности и неудовлетворенности собой. Во второй фазе учитель начинает сопротивляться стрессу, но делает это с помощью уменьшения своих профессиональных обязанностей и эмоциональной отстраненности от работы. Название третьей фазы – истощение – говорит само за себя. На этой стадии у человека появляются эмоциональный дефицит, деперсонализация и целый спектр психосоматических и психовегетативных дисфункциональных признаков.

Казалось бы, что плохого в том, что человек защищается от негативных эмоций? Однако, подавляя или избегая их, он не перестает их чувствовать. Он просто перестает их замечать, а это означает, что эмоции накапливаются внутри организма. Эта энергия сосредоточивается в теле, в различных органах, таких, как голова, сердце, спина, живот, мышцы при этом спазмируются, и появляются болевые симптомы, со временем переходящие в хрон Поняв факторы риска развития професссионального выгорания, можно систематизировать подходы к его профилактике. Факторы группируются в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики учителей. Первый блок находится в компетенции руководства школы. Здесь и адекватное распределение нагрузки по времени дня, стимулирование деятельности педагога (как материальное, так и моральное), создание оптимальных рабочих условий (количество учеников в классе в первую очередь), дружественной обстановки в коллективе. Второй блок необходимо отнести к деятельности школьных психологов. От них требуется бережная, длительная и кропотливая работа по оказанию помощи взрослому человеку, работа, исключающая оценку его деятельности. Индивидуальная работа предшествует групповой, которая заключается в просветительских семинарах, профилактических тренингах с целью развития навыков стрессоустойчивости, управления временем, планирования деятельности, эффективного взаимодействия, коммуникативной компетентности, совладания с негативными эмоциями.

Подведем итог. Последствиями процесса выгорания являются крайне низкая эффективность и продуктивность учительской деятельности, неудовлетворенность трудом, значительное ухудшение состояния здоровья педагога. Очевидно, что для предотвращения профессионального выгорания требуется системный подход, т.е. проведение комплекса профилактических мероприятий как со стороны администрации школ, так и со стороны школьных психологов.

Повернитесь к учителю лицом, учитель – тоже человек! И тогда учителя ощутят себя не объектом, а субъектом образовательного процесса и сохранят активность и эффективность своего сложного труда в течение долгого времени.ические боли.

11 рекомендаций для предотвращения синдрома эмоционального выгорания:

Академик Павел Сидоров дает ряд рекомендаций, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

- определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;

- используйте "тайм-ауты", которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

- займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

- уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

- вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

- поддерживайте хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

- старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

- проще относитесь к конфликтам на работе;

- не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

Подводя сегодня итог, мы можем сказать, что в нашей школе создается среда, обеспечивающая комфортное состояние детей, сохраняющая здоровье, способствующая адекватному поведению, успешной деятельности, поддерживающая положительный эмоциональный фон, формирующая устойчивое переживание удовольствия от пребывания в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология создания психологически комфортных условий в образовательном учреждении

Приемы создания психологически комфортных условий для учащихся...

Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий

Осветить трудности, возникающие в процессе приготовления домашних заданий, раскрыть их причины. Показать важность соблюдения гигиенических условий приготовления домашних заданий.Дать рекомендации роди...

Индивидуальный образовательный маршрут как условие создание комфортной и здоровьесберегающей среды для детей с различными образовательными возможностями в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

Индивидуальный образовательный маршруткак условие создание комфортной и здоровьесберегающей средыдля детей с различными образовательными возможностямив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Над...

Создание комфортных условий для самореализации личности

Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему....

Создание комфортных условий для личностного роста обучающегося с ОВЗ

quot;Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому" - В.А.Караковский...

Статья : "Как создать детям комфортные условия в школе."

Советы по применению "педагогики успеха"...

Создание комфортных условий на уроке

Создание комфортных условий на уроке...