Дидактическая игра как средство развития мышления у младших школьников
статья ( класс) по теме

Дидактическая игра как средство развития мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_kak.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра как  средство развития мышления у младших школьников»

Одной из основных задач умственного воспитания учеников начальной школы является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира [12 ].

    Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

        Значение игры в обучении ребенка рассматривается во многих психолого-педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность  [32].

       Ведущую роль в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, З.М.Богуславская и другие.

        Игровая деятельность ребенка весьма многогранна, также как разнообразны и игры. Большое значение придают дидактическим играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности.

       Великий чешский педагог Я.А.Коменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь, мышление [30].

         Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям  с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми [34].

       Дидактическая игра – разновидность игры. Они созданы взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи.

        Дидактические игры развивают, главным образом, умственные способности детей. Они основаны на какойнибудь умственной задаче, в решении которой и заключается смысл игры.  

       В старшем дошкольном возрасте дидактические игры полностью переносятся в умственный план. Под влиянием пережитого или прочитанных книг, дети разыгрывают в воображаемом плане различные путешествия, некоторые события и т.д., почти не совершая внешних действий. Так на основе внешней игры складывается идеальная игра «игра воображения».

      Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями. Выполняя функцию средства обучения, дидактические игры могут служить составной частью занятия.

       В играх ребенок получает не только новые знания, но также обобщает и закрепляет их. В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными.

       Поэтапная отработка умственных действий и понятий в игре обычно происходит стихийно, неорганизованно. Здесь одни этапы опускаются, другие совмещаются между собой, и общая эффективность процесса оказывается не во всех случаях высокой. Исследования показывают, что при соответствующих методах педагогического руководства игрой в дидактических целях, этот процесс может быть упорядочен и его эффективность  повышена.

     Игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.

     Дидактическая игра способствует развитию познавательных интересов и познавательной активности. Появляются новые способы усвоения знаний, перестраивается аналитикосинтетическая деятельность. По мнению З.М.Богуславской, под воздействием дидактической игры ребенок переходит от развернутых  внешних действий с предметами к действиям в уме, в плане представлений [7].

      В тесной связи  в развитии образного мышления  в игре формируется способность руководствоваться при выполнении системы действий определенными умственными образами, представлениями.

      Так, игра  ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для психического развития детей. Именно в ней        формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу  младшему школьнику. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него.

       Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игрызанятия, игрыупражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников

Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...

Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка

Дидактические игры, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры на уроках ру...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка опыт работы

Работа представляет собой обобщение опыта, направленное на повышение интереса к русскому языку в начальной школе.  Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с оп...

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Данный материал представляет собой теоретичесое обоснование использования дидактической игры игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников....

Дидактические игры как средства развития познавательной активности младших школьников

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Их применение направлено на решение конкретных задач в обучени...