Как развивать словарный запас ребенка?
материал ( класс) на тему

Мазуркевич Ольга Владимировна

Развивать словарный запас ребенка не сложно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_razvivat_slovarnyy_zapas_rebenka.docx94.59 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать словарный запас ребенка?

Развить словарный запас ребенка не сложно. Для этого необходимо непрерывное общение со взрослыми, которые могут научить его новым словам, новым понятиям, расширить кругозор ребенка. Игровая форма усвоения знаний наиболее доступна и увлекательна во всех возрастах.

 К сожалению, в жизни современных родителей не всегда есть место и  время для игр со своими детьми. Работа, домашняя суета отнимают очень много времени, сил и внимания  не позволяя погрузиться в волшебный мир игры.

Но, как известно, безвыходных ситуаций не бывает. Я расскажу вам, как можно провести полезно время по дороге в садик, в очереди к кассе магазина, в поезде метро. Эти игры для расширения, обогащения словарного запаса ребенка не требуют инвентаря и не занимают дополнительного времени.

Помните, что все хорошо в меру, если внимание ребенка переключается на что-то другое, не стоит настаивать, отложите игру на другое время.

  • Поводырь. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.
  • Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..."
  • Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Белое». Что может быть белым? Ребенок перечисляет: снег, краска, потолок, мороженое… Затем игра наоборот. Называется предмет, что угодно и к нему подбираются прилагательные. «Банан,  какой?» Желтый, вкусный, сладкий, большой…
  • Что бывает круглым? Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Можно предложить ребенку поиграть в эту игру таким образом, перечислять по очереди:

- Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...) 
- Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур...) 
- Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф...) 
- Что бывает зеленым? (Трава, кусты, кузнечики, машина, платье...) 
- Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...) 
- Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...) 
- Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...) 
- Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...) 
- Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...) 
- Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...) 
- Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка…) 

  • Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.
  • «Назови ласково».  На прогулке мы часто встречаем собачек, кошек, птичек….Все это можно так же использовать для расширения словарного запаса слов и получения навыка образования относительных прилагательных:

- Назови ласково птиц (соловей- соловушка, воробей- воробышек, ворона – воронушка, журавль- журавушка, журавлик и т. д.

  • Игра «Один - много» 
    Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. 
    «Мы - волшебники немного: был один, а станет много». 
    Примеры: Стол - столы, двор – дворы, нос – носы, гора – горы, нора – норы, мост – мосты, дом – дома, глаз – глаза, провод – провода, холод – холода, день – дни, лоб – лбы, ухо – уши, стул – стулья, лист – листья, дерево – деревья и т.п.
  • Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».
  •  Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький».
  • Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.
  • Игра «Чья голова?» 
    Расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. 
    «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова». 
    Мама говорит: «У вороны голова...», а ребенок заканчивает: «...воронья». 
    Примеры: у рыси голова рысья , у рыбы – рыбья, у кошки – кошачья, у сороки – сорочья, у зайца - заячья , у кролика – кроличья, у верблюда – верблюжья, у лошади – лошадиная, у утки – утиная, у лебедя – лебединая, у оленя – оленья, у лисы – лисья, у собаки – собачья и т.д
    Если вы на улице с мячом, то можно бросать мяч ребенку, а ребенок отвечая бросает мяч вам.
  • Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?
  • Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
  • Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
  •  Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
  • Игра «Посылка». Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Ребенок и родители получает «посылку» (коробку с предметом внутри, так же это может быть мамина сумка, где всегда есть много чего интересного). Первый игрок берет что то из сумки и прячет за спиной, начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

  • Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.
  • Игра «Я собрал в огороде…». Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д.
  • Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Психолог Мазуркевич Ольга Владимировна.

Фотографии являются собственностью автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию словарного запаса.

Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...

Логопедическая работа по развитию словарного запаса.

Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...

Упражнения для пополнения и обогащения словарного запаса.

Эти упражнения использую ежедневно на уроках русского языка и литературы....

Презентация "Словарный запас слов"

В презентации рассматриваются следующие вопросы:Что такое словарь? Как он формируется?Какие речевые ошибки встречаются у учащихся?Какие существуют методические приёмы при работе над значением нового с...

Консультация для родителей "Развитие и обогащение словарного запаса у детей"

Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....

Пополнение словарного запаса учеников начальных классов с ОВЗ

Словарная работа на уроке русского языка...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...