"Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
статья ( класс) по теме

Свентицкая Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются основы экспериментирования как естественного способа познания окружающего мира детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экспериментирование  как средство развития

познавательной активности детей дошкольного возраста»

Свентицкая Т.А.

педагог-психолог

 ГБОУ ЦО № 1858  город Москва

Вопросы развития познавательной активности детей дошкольного возраста являются одними из важнейших в процессе формирования готовности к обучению в школе. Познавательная активность – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

 Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, расширить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на вопросы, в проявлении творчества, в умении усваивать  способы познания и применять  в других ситуациях.

Основу познавательной активности составляет любознательность - стремление человека проникнуть за пределы увиденного. Как правило, первичный  интерес  сопровождается эмоциями удивления, радости познания, удовлетворенностью своей деятельностью. Особенность любознательности  -  активное видение мира, разгадывание возникающих загадок, которое развивается в процессе любой деятельности ребенка, как на занятиях, так и в труде. Исследование любознательности  мы встречаем в  работах  С.Л. Рубинштейна, В. С. Юркевича, А.И. Крупнова и др.

Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, которые выражаются во внимательном рассматривании, исследовании объекта, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого,  где, что и как растет, живет и т.д. Старший дошкольник живо интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении узнать, подойти, потрогать.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже умеют систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы по внешним признакам  и по признакам среды обитания. Визуально  наблюдаемые изменения внешнего вида объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т.п.),  а также такие явления природы  как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у дошкольников особый интерес. Вопросы, задаваемые  детьми, демонстрируют пытливость ума, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых знаний и  объяснений. Психологами отмечен интересный факт: чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние самого объекта. Психологи также подчеркивают, что для развития ребенка важным является тип деятельности, в которой знания приобретались. И здесь взрослому важно в процессе обучения, поддерживать познавательную активность, создавая детям условия для самостоятельного поиска информации.

В настоящее время в систему дошкольного образования активно входит один из эффективных методов познания явлений окружающего мира – экспериментирование.

Экспериментирование является одним из естественных видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, поэтому применительно к дошкольникам используют словосочетание "детское экспериментирование".

Коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова в результате многолетней работы сформулировал основные положения:

- детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

- в детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

- детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.

Достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают  представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- обогащается  память ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;

- развивается речь ребенка, так как ему необходимо рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление мыслительных  приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, развития целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- в процессе экспериментальной деятельности активно развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки за счет повышения общего уровня активности.

Вследствие того, что для детей характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление экспериментирование наиболее полно соответствует возрастным особенностям.

Таким образом, экспериментирование является одним из наиболее эффективных методов активизации познавательной активности ребенка, который позволяет ему моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении зависимостей, закономерностей и т.д., особенно при формировании основ естественнонаучных и экологических знаний.

Литература:

  1. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994.
  2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004.
  3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2003. -№3.
  4. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.
  5. Рогов Е.И. Психология познания. - М., 1998.
  6.   Рубинштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 1985  
  7.   Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно – исследовательская деятельность – средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста.

ldquo;Прежде чем давать знания, надо научить думать,воспринимать, наблюдать”.В. Сухомлинский        Для успешного освоения основной общеобразовательной п...

Практикум для воспитателей "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования. "

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследования и экспериментирования.Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности...

Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...

Презентация " Тестопластика, как средство развития моторики рук детей дошкольного возраста"

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо р...

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с различными материалами....

Детское экспериментирование - как средство развития познавательной активности у старших дошкольников.

Формирование познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности....