Особенности работы с детьми с минимальной мозговой дисфункцией (ММД)
статья на тему

Мостовая Людмила Игоревна

В статье рассматриваются основные симптомы и причины возникновения ММД, одной из наиболее заметных его разновидности - синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Детей с такими симтомами с каждым годом, к сожалению, становится все больше. Что же делать, чтобы смягчить интеллектуальную утомляемость у таких детей и улучшить качество обучения? В статье даны рекомендации для родителей и педагогов для работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с ММД (минимальной мозговой дисфункцией)

Мостовая Л.И., методист, психолог,

педагог дополнительного образования

В МБОУ ДО «ЦДОД «Радуга» г. Калуги уже 10 лет реализуется программа «Растем успешными» для детей 5-7 л., которая стала победителем в региональном этапе Всероссийского конкурса авторских программ в 2014 г., основная цель которой - профилактика и коррекция школьной дезадаптации. Программа построена таким образом, что выполняя специально подобранные упражнения, ребенок получает возможность для успешного развития мозговых структур, которое впоследствии позволит ему успешно обучаться и общаться в коллективе сверстников.

        Почему же возникла необходимость в такой программе?

Статистика показывает, что в последнее время рождается 96% детей с различными нарушениями. И из года в год ситуация усугубляется. Если еще 15 лет назад у детей возникали проблемы только после поступления в школу, то сейчас многие мамы бьют тревогу, едва ребенку исполняется 1,5-2 года. По данным нейропсихологических исследований детей с ММД (минимальной мозговой дисфункцией) отмечены отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за внимание, оперативную память, познавательные способности, внутреннюю речь, моторный контроль и саморегуляцию. При этом четкая локализация повреждений отсутствует, скорее можно говорить о диффузном поражении, поэтому такие методы исследования, как ЭЭГ и компьютерная томография зачастую не выявляют нарушений. Нейрофизиологические и нейроморфологические исследования позволили выявить нарушение формирования функциональных взаимосвязей между срединными структурами мозга, между ними и различными областями коры головного мозга. Среди причин формирования ММД можно выделить следующие:

- повреждение мозга в пренатальный и перинатальный периоды;

- генетическая предрасположенность;

- нарушение мозгового кровообращения;

- нейротрансмитерная недостаточность при нарушении метаболизма дофамина и норадреналина, являющихся нейромедиаторами ЦНС, и при нарушении обмена катехоламинов;

- неблагоприятные факторы внешней среды. Предполагается, что поступление свинца в организм детей даже в незначительном количестве может вызвать когнитивные и поведенческие отклонения. Пищевые факторы (искусственные красители, естественные пищевые салицилаты), избыточное количество сахара могут вызвать церебральное раздражение и обуславливать гиперактивность и агрессивность. Правильное и сбалансированное питание имеет важное значение для детей школьного возраста и особенно с ММД;

- психосоциальные факторы. У детей из социально благополучных семей последствия пре- и перинатальной патологии в основном исчезают к моменту поступления в школу. И наоборот, у детей из неблагополучных семей они остаются и создают предпосылки для школьной дезадаптации.

Проявляться симптомы ММД у детей могут по-разному, но есть общее: ребёнок не способен регулировать своё поведение и управлять своим вниманием. Причем, если здоровому ребенку, нарушающему поведение сделать замечание, то он может исправиться. Ребенок с ММД часто не отслеживает своих действий, сам не рад, что ему делают замечания, но ничего не может поделать.

Для ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

1. Невнимательность:

Легко отвлекается на посторонние стимулы, с трудом удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр, ему трудно придерживаться инструкций, не любит либо сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственных усилий, часто теряет вещи.

2. Гиперактивность:

Часто проявляет бесцельную двигательную активность: совершает беспокойные движения в кистях и стопах; вертятся, сидя на стуле, бегает, пытается куда-то залезть, когда это неприемлемо; не может усидеть на месте, чрезмерно разговорчив, мало спит, даже в младенчестве.

3. Импульсивность:

С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях, мешает другим, пристает к окружающим, например, влезает в беседы и игры, отвечает на вопросы, не выслушав их до конца.

Примерно в половине случаев ММД выявляют нарушения координации движений и неуклюжесть. Это могут быть нарушения:

- тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо),

- равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде),

- зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом). Характерной чертой нарушения развития координации является ослабление моторной координации, не обусловленное медицинским состоянием человека. Эти дети испытывают хроническое ослабление моторной функции, создающее для них препятствия в научении моторным навыкам не позволяющее им выполнять нормативные, повседневные моторные задачи также искусно, как это делают их сверстники.

Парадокс заключается в том, что ребенок с ММД в общем-то здоров. ММД - это функциональное расстройство, возникающее из-за задержки развития отдельных структур мозга (некоторые структуры формируются медленнее других, из-за чего нарушается давление в сосудах мозга).

Выделяют 5 типов ММД:

1. Активный тип.

2. Ригидный тип.

3. Астеничный тип.

4. Реактивный тип.

5. Субнормальный тип.

У ребенка с субнормальным типом вы можете не заметить никаких симптомов и считать его здоровым. Больше всего досаждают взрослым дети с реактивным типом или, как их еще называют, дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Главное, о чем должны помнить все взрослые, что, даже если симптом проявляется слабо, у всех детей:

- присутствует нарушение внимания, они могут удерживать его не более 5-7 мин., затем «выпадают» из учебного или творческого процесса. Включаться они могут еще несколько раз за занятие, но уже чаще всего не понимают, что происходит, т.к. не слышали предыдущей информации;

- трудности с переводом оперативной памяти в долговременную. Часто педагоги недоумевают: вроде бы дети все усвоили, прекрасно оперировали информацией на занятии, а на следующий день ничего не помнят, как будто все стерли из памяти. Если настаивать и требовать от ребенка запоминания, нагружая его дополнительно, информация может стереться полностью;

- трудности с контролем. Такие дети не могут контролировать себя сами, т.к. соответствующие зоны мозга просто не созрели. Им необходим внешний контроль;

- сильно проявляется интеллектуальная утомляемость. Причем после занятия ребенок может бегать, скакать. Но как только появляется организованная деятельность, ребенок проявляет признаки утомления: зевает, укладывается на стол и т.п.;

- процесс торможения значительно отстает от процесса возбуждения.

Общий принцип работы с детьми, имеющими легкие функциональные нарушения в работе мозга, заключается в том, что при обучении и организации их деятельности, нужно максимально учитывать и обходить их дефект. Зная, что работоспособность мозга наращивается и нормализуется по мере взросления ребенка и при отсутствии переутомления, необходимо обеспечить детям "мягкое", замедленное включение в учебу. Лучше, если ребенок позже пойдет в школу, например, с восьми лет.

Педагогам и родителям следует помнить, что необходимо избегать переутомления детей в течение учебного дня. Лучше, чтобы занятия длились не более 30 минут, был предусмотрен большой перерыв, когда дети могут и посидеть, и полежать, и поиграть в собственном режиме. При сильных функциональных нарушениях деятельности мозга лучше переводить детей на неполную учебную неделю с добавочным скользящим выходным днем. Не рекомендуется перегружать таких детей: оставлять в группе продленного дня, записывать в несколько кружков, потому что они в гораздо большей степени, чем их здоровые сверстники, нуждаются в отдыхе после школьных занятий, многим необходим дневной сон и всем - относительное одиночество, отдых от группового общения. Длительное нахождение среди ребят, шумные игры, споры, особенно игры и занятия с элементами соревнования - все это приводит детей с ММД к перевозбуждению, еще больше дезорганизуя их умственную деятельность.

Что же делать, чтобы смягчить интеллектуальную утомляемость и улучшить качество обучения?

Форма подачи информации должна быть алгоритмичной, четкой, соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.

Необходимо как можно чаще показывать, рассказывать, совместно обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. Важную информацию надо повторить не менее 3-х раз за занятие. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (буквально 2-3 минуты), легкими, быстрыми и веселыми. Длинную инструкцию лучше разбить на несколько этапов и выполнять действия в несколько приемов. Если в течение урока варьируется одна и та же тема, то, в каком бы ритме ребенок ни работал, он все время будет "встречаться" только с ней. Тем самым повышается вероятность того, что основное содержание занятия будет усвоено.

В конце работы надо обязательно хвалить ребенка независимо от того, демонстрировал он свои знания или только смотрел, слушал и повторял.

При этом не следует требовать ответов, спрашивать, что ребенок запомнил. Запоминание на самом деле идет прекрасно, когда от ребенка не требуют воспроизвести все, что он должен запомнить, и у него нет страха забыть что-то, оказаться несостоятельным и получить неодобрение взрослых. Ребенок всегда готов слушать и смотреть, а когда информация хорошо систематизирована, он легко научается ею пользоваться и с радостью это демонстрирует. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, когда ребенок не может вспомнить того, что требуется, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию. При переутомлении деятельность мозга может быть настолько дезорганизована, потому что разрушаются уже установленные, но еще не вполне укрепленные связи, т.е. забывается, "стирается", казалось бы, усвоенная информация.

Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с ММД, особенно реактивного типа (СДВГ). Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а занятия проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Вполне допустим рабочий шум, ребенок может сидеть в свободной позе, передвигаться по кабинету, выполняя определенное задание. Тем самым мы удовлетворим его потребность в движении («разрешенное движение»).

Для детей с сильно выраженным реактивным типом (СДВГ) лучше рекомендовать индивидуальные занятия или присутствие на занятиях родителей. Т.к. такие дети не могут самостоятельно контролировать себя, они будут мешать другим на занятии. Но и сами при том не смогут усваивать знания, потому что, потеряв нить рассуждения учителя во время «выпадения» внимания, они не смогут самостоятельно продолжить выполнять учебные действия. У незнающих педагогов формируется мнение о таком ученике как о невоспитанном и неспособном. В процессе индивидуальных занятий педагог или родитель осуществляют внешний контроль, не дают ребенку «выпадать», организуя его учебную деятельность. И т.к. интеллект у таких детей сохранный, они успешно занимаются.

Не надо перегружать детей дополнительной оформительской или разметочной работой. Выполняя ее, ребенок полностью истратит свой лимит энергии и устанет, не сможет выполнить основные действия.

Очень важно сохранять при этом спокойствие, не раздражаться и не нервировать ребенка. Т.к. процессы торможения отстают в развитии от процессов торможения, разволновавшийся ребенок просто не сможет взять себя в руки и продолжить занятия. Если ребенок чрезмерно расшумелся, лучше просто подойти к нему и погладить его по спинке и тихо сказать что-то успокаивающее, это снимет его напряжение, и ребенок сможет продолжить учебные действия.

Хорошо помогают снять интеллектуальное напряжение специальные упражнения: рисование лежачей восьмерки (знак бесконечности) и скрестная ходьба, которые можно выполнять в качестве физминутки на занятиях.

Диагноз ставит врач. Педагог может отследить симптомы, характерные для ММД, и посоветовать родителям ребенка обратиться к неврологу.

Всё лечение при ММД у детей сводится к трём назначениям: ноотропные препараты и витамины для улучшения работы мозга, успокаивающие сборы на ночь и если ребенок не может успокоиться сам, четкий режим дня, дневной отдых и терпение родителям и педагогам. Способствуют развитию мозга также следующие занятия, которые можно выполнять родителям вместе с ребенком: разного вида кружение, качание на качелях, скатывание с крутой горки.

Главное, о чем должны помнить и родители, и педагоги, это то, что дети с ММД требуют особого отношения к ним, методов обучения, учитывающих их особенности.

Рекомендуемая литература

  1. Грибанов, А.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей./ А.В. Грибанов, Т.В. Волокитина., Е.А. Гусева, Д.Н. Подоплекин. – М.: Академический Проект, 2004. – 142 с.
  2. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / П. Альтхерр, Л. Берг, А. Вельфль и др.; Под ред. М. Пассольта; Пер. с нем. В.Т. Алтухова; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.
  3. Сиротюк, А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
  4. Фабер, Д.А. Функциональная организация развивающего мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности)./ Д.А. Фабер, Дубровинская Н.В. -  М.: 1991.- 112 с.
  5. Фокин В.Ф. Функциональная межполушарная асимметрия и связанные с ней психофизиологические показатели готовности к обучению./ В.Ф. Фокин, Н.Г. Городенский, С.Л. Шармина // Вестник РАМН, 2001-№8. – с.17-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми коррекционного класса

«Неправильно считать, что ребенок с интеллектуальными  или любыми другими нарушениями развит хуже, чем его сверстники, которые не имеют проблем в развитии, он просто « иначе» развит; рабо...

Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы

Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы...

Минимальные мозговые дисфункции учеников, способы коррекции.

Рассматриваются причины  возникновения ММД у детей. Проявления нарушений  в письме, речи. Даны рекомендации родителям и учителям , позволяющим  ускорить созревание речевых центров, укре...

Презентация "Агресивность детей" к статье Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации.

Демонстрационнный материал к статье Пазарацкас Е.А. Особенности работы с детьми, находящимися в условиях эмоциональной депривации./Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных ...

Обучение детей с ММД (минимальная мозговая дисфункция)

Причинывозникновения ММД, диагностика и лечение. Типичныенарушения удетей с ММД. Помощь педегогаребенку с ММД. Рекомендации родителям....

Ребёнок с минимальными мозговыми дисфункциями как проблема начального образования.

О минимальных нарушениях в структурах головного мозга, влекущих за собой трудности в обучении и поведенческие отклонения.Рекомендации по обучению и воспитанию детей с ММД....

Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ.

«Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ....