Семинар-практикум "Взаимодействие с агрессивными детьми"
методическая разработка на тему

Микрюкова Марианна Васильевна

Цель: познакомить педагогов с психологическими особенностями агрессивных детей, причинами такого поведения; научить педагогов способам взаимодействия с агрессивными детьми.

Семинар-практикум включает в себя основные понятия: агрессия, виды агрессии, причины агрессивного поведения, приемы работы с агрессивными детьми, а также профилактику агрессивного поведения. Педагоги не только получают теоретический материал, но также обыгрывают его на практике.

Работа проводится в следующих направлениях:

1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение умению владеть собой, приемам саморегуляции.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

4. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_vzaimodeystvie_s_agressivnymi_detmi.docx55.37 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

«Взаимодействие с агрессивными детьми»

Цель: познакомить педагогов с психологическими особенностями агрессивных детей, причинами такого поведения; научить педагогов способам взаимодействия с агрессивными детьми.

Ход занятия:

1. Приветствие «Мы вместе». Взяться за руки в одном кругу, почувствовать себя единым целым (сделать шаг в круг навстречу друг другу, присесть все вместе, сказать дружно «Здравствуйте»).

2. Упражнение «Все дети разные».

Психолог: Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки принца). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать черепаху). Есть и такие дети. А есть дети очень противоречивые: 5 минут он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (собака). А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (поросенок). Бывают дети, у которых много-много колючек, острые зубки (динозаврик): то они начинают спорить со взрослыми, то дерутся с другими детьми. А может ему очень плохо с такими острыми зубками, с колючим характером?.

Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив?».

3. Мини-лекция «Что такое агрессивность? ».

Всем участникам группы предлагается продолжить фразы «Агрессия - это…». Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.

Агрессия – это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному».

Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии»; это готовность к совершению действий.

Виды агрессии:

Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.        

Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

Разделение по форме проявлений        

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.        

Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.        

Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

4. «Портрет агрессивного ребенка»

Агрессивный ребенок – он какой?

Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, одним словом, становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. 

Нарисовать агрессивного ребенка (подписать его качества). 

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

  • Не понимает чувств и переживаний других людей
  • Часто ругается  с взрослыми
  • Создает конфликтные ситуации
  • Часто спорит с взрослыми
  • Часто теряет контроль за собой
  • Часто дерется
  • Имеет мускульное напряжение
  • Часто специально раздражает взрослых
  • Толкает, ломает, рушит все кругом
  • Не может адекватно оценить свое поведение

Причины агрессивности:

Очень часто агрессивными бывают дети, имеющие тот или иной неврологический диагноз. Здесь могут сыграть неблагоприятную роль два фактора. Первый - это собственно поражение нервной системы, а второй - неправильное в связи с этим воспитание ребенка в семье. Ребенок нервный, больной, следовательно, чтобы он не волновался, ему больше уступают, закрывают глаза на его серьезные проступки, стараются исполнить все его желания.

Достаточно часто у маленьких агрессивных детей обнаруживается повышение болевого порога. Такой ребенок не плачет, когда падает, спокойно и даже равнодушно переносит медицинские процедуры, увлекшись игрой, может не заметить достаточно серьезной царапины или ушиба.

У агрессивных детей часто наблюдаются те или иные нарушения развития эмоциональной сферы. Такие дети плохо чувствуют состояние других людей, не умеют и не любят сочувствовать, жалеть. Они часто грубы (но не злобны) в повседневном обращении, с трудом усваивают правила вежливости.

Почти всегда в семье, где растет агрессивный ребенок, наблюдаются те или иные нарушения воспитания и семейных взаимодействий. Наиболее распространенными из них являются чрезмерно строгое, запугивающее воспитание, вседозволенность или разные стили воспитания у разных членов семьи, направленные на одного и того же ребенка.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений, и вселят в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

5. «Как помочь агрессивному ребенку». Способы и приемы. Часть игр и упражнений проигрывается с педагогами.

Работа педагогов должна проводиться в следующих направлениях:

1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение умению владеть собой, приемам саморегуляции.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

4. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.

Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева».

Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев неразрушительными способами:

1. Например: в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

Приемы:

1) «Недружеский шарж»

Этот игровой прием поможет вашему ребенку более достойно выйти из ситуации, когда он сильно рассержен и "выливает" свои чувства на того, кто его обидел, крича, обзываясь, толкаясь и т. п. Постарайтесь увести ребенка в другое место, чтобы он не видел того, кто его так разозлил. Теперь можно предложить ему нарисовать карикатуру на этого человека. Лучше всего для начала показать образец, какой может быть карикатура, чем она отличается от обычного портрета. Когда ребенок поймет, что не нужно стараться изобразить оригинал в точности, а, напротив, можно исказить яркие черты или просто нарисовать человека таким, каким видит в данный момент, дайте ему бумагу и карандаши.

В процессе рисования постарайтесь не одергивать ребенка и не смягчать то, что он рисует и что он при этом говорит. Просто будьте рядом и не осуждайте. Вы также можете показать ребенку, что понимаете его чувства (несмотря на то, что не согласны с тем, что обидчик действительно заслуживает всех ругательных слов, которые при рисовании говорятся в его адрес). Для этого вы можете отразить его чувства словами типа: «Я вижу, ты сильно разозлился на Колю» или «Действительно очень обидно, когда тебя не понимают и подозревают» и т. п.

Когда рисунок будет закончен, предложите ребенку подписать его так, как ему хочется. Затем спросите его о том, как он себя сейчас чувствует и что ему хочется сделать с этим «недружеским шаржем» (пусть ребенок совершит это в действительности).

Примечание. Когда вы будете проводить этот игровой прием, не смущайтесь «негуманностью» и «некультурностью» происходящего. Помните, что это всего лишь игра, и чем больше негативных эмоций в ней сумеет выплеснуть ребенок, тем меньше разрушительных действий ему захочется совершить в общении с реальным человеком. Напротив, порадуйтесь сами и выразите гордость за успехи ребенка, если он смог таким образом избежать драки или крупной ссоры.

2) Способ выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг дуга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты – морковка!»

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость».

Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Вывод: данная игра способствует решению не только поведенческих проблем, но и может быть использована на занятиях по классификации.

3) Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое «Мешочка» учителю на память.

Другой вариант – «Мешочек криков»: если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Примечание. Так называемый «мешочек криков» вы можете изготовить из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и не использоваться с другими целями. Если под рукой не оказалось мешочка, то можно его переделать в «баночку криков» или даже «кастрюлю криков», желательно с крышкой. Однако использовать их позднее для мирных целей, например для приготовления еды, будет крайне нежелательно.

4) Из глины (пластилина) можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Так, когда ребенок лепит фигурку обидчика из глины, он испытывает ощущение контроля ситуации: он может ее создать, сплющить, растоптать и, при желании, снова восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

5) Игры с песком. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью используют игрушки из «Киндер-сюрпризов». Закапывая – раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается.

Проиграть ситуацию на песке. Ребенок, выбирая монстра (обидчика) впоследствии заменяет его другой фигуркой, беззащитной. ИЛИ проигрывает ситуацию борьбы на песке.

6) Техники физического отведения гнева - подходят любые интенсивные физические упражнения. Лучше всего, если они связаны с ударами: игры с мячом, ракеткой или ритмичные движения — плавание, бег и т. д. Все, что дает возможность выплеснуть негативную энергию гнева в действие.

Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Упражнение «Работа с гневом». Группе выдается список способов выражения гнева. Педагоги в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми. Затем перечисляют удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике. Возможно, к этому списку будет что-то добавлено.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (выплескивания) ГНЕВА:

Громко спеть любимую песню.

Пометать дротики в мишень.

Попрыгать на скакалке.

Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.

Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пласт массовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

Пускать мыльные пузыри.

Устроить «бой» с боксерской грушей.

Быстрыми движениями руки стереть с доски.

Пробежать несколько кругов вокруг дома.

Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).

Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).

Постирать белье.

Отжаться от пола максимальное количество раз.

Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а за тем зачиркать его.

Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.

Для того, чтобы добиться хорошего самообладания и адекватного поведения у детей, взрослый (родители) должен уметь владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этою будет то, что их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

2. Обучение умению владеть собой, приемам саморегуляции.

В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой и владеть своими эмоциями.

Расскажите ему, прежде всего, о том, что агрессия является нормальным человеческим проявлением в определенных ситуациях, когда остальные методы решения проблемы неэффективны (лучше сразу привести примеры таких ситуаций или попросить ребенка это сделать). Можно также обсудить то, что у агрессии есть некоторые проявления, которые не только не осуждаются обществом, но даже поощряются. К таким проявлениям относятся, например, настойчивость в достижении цели и умение защитить себя и других людей.

После того как ребенок уяснил, что агрессия - это не всегда плохо, вы можете ожидать от него признания в себе этого качества. Спросите вашего сына или дочь, когда он (она) сам ведет себя агрессивно по отношению к окружающим? Есть ли какие-то обстоятельства, в которых он почти всегда себя так ведет? Есть ли люди, постоянно вызывающие агрессивные желания у ребенка? Отнеситесь внимательно к этим ответам, в них прозвучат "хронические проблемы", которые нужно анализировать и над которыми придется систематически работать. Постарайтесь подробно обсудить типичные ситуации возникновения гнева и агрессивного поведения у ребенка. Что чувствовал ваш ребенок в тот момент? О чем подумал? Что ему захотелось сделать? Как он реально поступил? Что за этим последовало? Можно ли было поступить иначе, чтобы избежать негативных последствий?

Примечание. Если вы будете в этом разговоре не судьей, а сочувствующим другом, то вам удастся расширить границы мышления ребенка и обогатить его поведенческий репертуар за счет знаний, почерпнутых из своего жизненного опыта. Для того чтобы вызвать у детей желание вести себя по-другому, лучше опирайтесь на такие аргументы, как «достиг ли ты своей цели?», «поняли ли окружающие, что ты чувствовал и чего хотел?», «было ли твое поведение эффективным?», «улучшились ли твои отношения с окружающими?», чем на обоснования типа «это некрасиво!» или «хорошие дети так себя не ведут!».

Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории важно, чтобы дети освоили релаксационные техники.

Релаксационные техники:

 «Апельсин»

Дети лежат на спине (сидят), голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин» (некоторые дети представляют, что они выжали сок, ручка теплая, мягкая, отдыхает).

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты, если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

«Драка»

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко- накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько минут. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура. Неприятности позади! ».

«Штанга»

Цель: расслабить мышцы спины.

«Сейчас мы с вами будем спортсменами - тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

 «Шалтай - Болтай»

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «»Шалтай-Болтай».

Шалтай- Болтай

Сидел на стене.

Шалтай- Болтай

Свалился во сне.

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз».

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, поэтому важно обучить приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

«Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра». Дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.

«Стоп»

Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП».

Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «Стоп» или просто его представить. Кайму кружка следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «Стоп». Например, к синей кайме подойдет «Стоп» оранжевого или золотого цвета, к голубой - зеленого.

«Прежде, чем»

• Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10

• Прежде чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.

• Прежде, чем перейдёшь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

• Как только почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.

3. Отработка навыков общения

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации.

Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра.

Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает твою вещь, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др.

Иногда, и довольно часто, дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например, закричать на друга, ударить, отобрать вещь, припугнуть и т.д. В этом случае взрослый не должен критиковать и давать оценку предложению ребенка. В процессе обсуждения, дети, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к проблеме.

Целенаправленная работа помогает ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Следующий способ: проигрывание сказочных сюжетов. Пример, сказка «Теремок». Если медведь придет снова, когда звери построят новый дом, как поведут себя герои.

4. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии: это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Взрослым тоже не помешает избавиться от привычки обвинять агрессивного ребенка во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, книги, можно, конечно, сказать ему: «Ты - негодник! От тебя одни проблемы». Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». В таком случае полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Вы говорите о чувствах, о своих ощущениях.

«Словарик добрых слов»

Агрессивные дети часто страдают от бедного словарного запаса, вследствие чего даже при общении с симпатичными им людьми они часто употребляют привычные грубые выражения. Язык не только отражает наш внутренний мир, но и может влиять на него: вместе с появлением хороших слов наше внимание акцентируется на тех приятных качествах и явлениях, которые они обозначают.

Заведите с ребенком особый словарь. В него по алфавиту вы будете записывать различные прилагательные, причастия и существительные, которыми можно описать характер или внешность человека, то есть ответить на вопрос, каким может быть человек. При этом нужно соблюдать важное ограничение - все слова должны быть добрыми, вежливыми, подходящими для описания приятных (или нейтральных) качеств в людях. Так, на букву «Б» у вас могут быть записаны как слова, описывающие внешность: «блондин», «брюнет», «белокожий», «белокурый» и др., так и слова, относящиеся к описанию характера: «бескорыстный», «бережливый», «благородный», «беззащитный», «безотказный» и др. или описывающие деятельность человека в какой-то сфере: «безупречный», «безукоризненный», «блестящий» и пр. Если в голову вашему ребенку приходят слова типа «бестолковый» или «болтун», то обсудите с ним, что такие слова тоже есть в русском языке и мы их употребляем, но являются ли они приятными, хотел бы он услышать их в свой адрес! Если нет, то в словарике добрых слов им не место.

Примечание. Как вы, наверное, понимаете, мало составить вместе с ребенком такой словарик и, положив его на полку, ждать, когда же он заговорит, используя столь богатую лексику. Чтобы все эти слова действительно стали употребляться детьми в обычной речи, необходимо проводить систематическую работу. С этой целью, во-первых, хорошо «освежать» слова в памяти. Для этого можно либо использовать вариант игры «Слово – шаг» (когда игрок может сделать шаг вперед, назвав качество человека на определенную букву), либо время от времени задавать ребенку вопросы, содержащие определения какого-то свойства, но не называющие его (например: «Как можно назвать человека, который не может постоять за себя и не чувствует себя в безопасности?» Ответ: «Беззащитный»). 

В этом направлении можно использовать любые игры на взаимодействие и сплочение группы:

Игры в кругу (взявшись за руки);

Совместный рисунок и др.;

Элементы песочной, арт-терапии, сказкотерапии.

Для диагностики агрессивности рекомендуется «Методика «Ежик» (Приложение).

Подведение итогов. Рефлексия: что чувствовали на протяжении всего занятия? что нового узнали? С какими знаниями вы уйдете с этого семинара, что собираетесь применить на практике.

Литература

1. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярославль, Академия развития, 2000г.

2. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб. : Речь, М. : Сфера, 2008г.

3. Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М. : Генезис, 2000г.

4. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004г.

5. Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

6. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003г.

7. Чистякова М. И. Психогимнастика /под редакцией И. И. Буянова - М.: Просвещение, 1990г.

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru

http://multiurok.ru

Приложение. Методика «Ежик»

В основе методики лежит сказка М. Пляцковского «ЁЖИК».

«ЁЖИК» – методика получения обратной связи.

Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку.

Ребенку, чтобы заглянуть в себя и точнее выразить свое впечатление от восприятия, необходимы игровой и эмоциональный компоненты: соучастие, сочувствие, сопереживание. Ему важно увидеть образцы разного поведения и важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с этими лицами с целью определения своей ситуации, своего состояния. В связи с этим естественнее всего предложить ребенку сказку, атмосфера которой будет узнаваема для него.

Получение обратной связи от младших школьников начинается с того, что в класс входит психолог или учитель и предлагает детям послушать очень интересную историю, которую ему поведал один маленький ёжик. При этом детям показывается красочный рисунок, где изображен счастливый и улыбчивый ёжик.

– Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в одном сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он просил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем!

Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.

Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:

Спасибо, мама!

Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:
– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!

А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:

– Кто тебя обидел?

– Никто не обидел, – отвечает Ёжик.

– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?

– Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.

– Разве тебя мама не гладит?

– Не гладит. Никто меня не гладит.

Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, –пожалела ёжика Зайчиха.

– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.

– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.

– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!

– Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:

– Теперь я…совсем…не колючий. Правда? 

Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.

– Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!

– Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика. А вопросы такие:

  1. Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.
  2. Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.
  3. Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.
  4. Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие «иголки», которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если «иголки» появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.
  5. Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.

Спасибо, ребята, за ответы. Я думаю, что у вас все будет хорошо.

А теперь ребята все ваши рисунки мы положим в конверт и отправим по почте Ёжику в его сказочный лес. Если кому-то из вас хочется написать или нарисовать свою историю, похожую на историю Ежика, вы можете это сделать после уроков или дома и принести свои письма мне, а я их отправлю в сказочный лес.

Обработка полученного материала.

Для наглядности полученных данных составляется таблица в «цвете», где по горизонтали проставляются номера вопросов, а по вертикали прописываются фамилии учащихся и на пересечении проставляется рисунок ребенка.

Например,

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

Иванов

 

 

 

 

 

Сидорова

 

 

 

 

 

Петров

 

 

 

 

 

Затем рисунки можно перевести в цветовые диаграммы, заменяя рисунок соответствующим цветом.

В результате получается цветное поле, на котором наглядно видно, какой процент учащихся и кто из детей подвержен агрессии.

Кроме диагностического характера, методика носит и психотерапевтический характер, так как ребенок непроизвольно «примеряет» ситуацию на себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

Слово «агрессия» в повседневном обиходе часто содержит негативный оттенок:злиться нехорошо, надо быть послушными, удобными для окружающих.Уступи, отойди, промолчи, сдержись.Мы перестаем ощ...

"Использование сказкотерапии в песочнице для работы с агрессивными детьми"

В данной работе представленны материалы взаимодействия песочной терапии и сказкотерапии на конкретном примере....

Правила работы с гиперактивными и агрессивными детьми

В материале представлены практические рекомендации по работе с с гиперактивными и агрессивными детьми....

Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимос...

Психологические игры и упражнения для работы с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимос...

Приемы работы с гиперактивными и агрессивными детьми

Игры и задания, которые можно использовать в работе с гиперактивными и агрессивными детьми....