Ребенок с характером. Типы темперамента.
консультация на тему

Ребенок с характером. Типы темперамента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebyonok_s_harakterom.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок с характером. Типы темперамента.

        Иногда, характеризуя того или иного человека, мы говорим: «Он такой темпераментный, что всех вокруг заводит!» или «Темперамент не скроешь!» Причем так говорят только об очень живых, активных, «горячих» людях. А ведь темперамент есть у каждого, и рождается человек уже с определенным его типом. Всего их четыре: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик. Но это вовсе не значит, что все холерики абсолютно одинаковы. Просто какие-то свойства темперамента могут быть выражены сильнее, какие-то слабее. Изменяются они и в зависимости от условий жизни и воспитания. Пока ребенок маленький, вы можете подкорректировать некоторые проявления его темперамента, что позволит направить недюжинную энергию холерика в положительное русло, а крошке-меланхолику обрести уверенность в себе. С помощью наших рекомендаций вы найдете более короткий путь к взаимопониманию с ребенком.

        Если ваш ребенок холерик, вы сразу поймете это по его активности, беспокойству и изменчивости. Он очень импульсивен, нервозен, вспыльчив. Движения его быстры и энергичны, речь громкая, частая. В играх малыш не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Быстро и легко возникающее возбуждение мешает ему сосредоточиться и отвлекает от деятельности, поэтому учеба дается такому ребенку не слишком легко. Но если он поставил определенную цель, то может многого добиться. На заданный вопрос отвечает первое, что приходит в голову, и тут же начинает поправлять себя. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело или игру, но энтузиазм быстро пропадает при отсутствии интереса. Однако если деятельность занимает малыша, он способен работать энергично, без устали. Часто принимает необдуманные решения, но зато самостоятельно. Малыши-холерики рано встают, спят и едят немного, в еде непривередливы.

        Общение с такими детьми требует терпения и самообладания, так как они часто впадают в буйство и любовь их достаточно агрессивна. Самое главное - противопоставить гневу спокойствие и хладнокровие. Бурную активность и силу холерика надо направлять в полезное русло: учить его выполнять продуктивную работу, оказывать конкретную помощь, только без принуждения. В творчестве найдет выход его бурная энергия. Давайте малышу задания, которые немного ему не по силам, чтобы кроха понял: уж не такой он всемогущий, каким себя ощущает. Во время занятий следует постоянно менять условия и виды деятельности, оживлять их эмоциональными впечатлениями, так как от монотонной работы кроха быстро утомляется. Он нуждается в достаточном пространстве, где можно свободно двигаться, прыгать, бегать, валяться. В тесной комнате маленький холерик невыносим. Во время приступов гнева холерика сохраняйте спокойствие. Лучше обсудить с ребенком происшедшее, когда он остынет и успокоится. Постоянно развивая самоконтроль малыша, необходимо помнить, что он был бы рад держать себя в руках, но не может без помощи взрослых научиться этому. К такому ребенку следует относиться тактично и с пониманием, ведь он не выносит насмешек и грубых шуток и рассердить его достаточно легко. Вспышки его гнева внезапны, но потом они стихают, и малыш становится «ручным». Вот это наилучшее время для воспитательного воздействия. С возрастом импульсивность уменьшается, но при отсутствии надлежащего воспитания вспыльчивость, нетерпеливость и возбудимость холериков могут привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.

        Ваш малыш отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при их слабом внешнем выражении. Имеет склонность к мнительности и обидчивости. Производит впечатление пугливого, замкнутого, неуверенного и осторожного ... Не сразу включается в игру, но потом всецело ей отдается. Любит мечтать, фантазировать, достаточно артистичен. В действиях малыша много непонятного. Обычно он грустный, слишком рассудительный и часто ведет себя как взрослый. Отзывчивый, общительный и чистосердечный только с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним, обидчив, по любому поводу «замыкается в себе». Круг его общения узок, связи немногочисленны, но глубоки и искренни. В этом случае можно полагать, что ваше чадо - меланхолик. 

        С таким ребенком нужно много заниматься. Но проявлять свои чувства следует незаметно, поскольку зацикленность на собственных переживаниях делает таких детей эгоистами, они стремятся постоянно испытывать на себе заботу взрослых, быть в центре внимания. Малыша следует постоянно отвлекать от грустных мыслей, фиксировать его внимание на чем-нибудь интересном и веселом. Необходимо строго соблюдать режим дня, чередовать занятия с отдыхом, поскольку такой ребенок быстро устает. Маленькому меланхолику нужна постоянная опора в лице надежного, любимого взрослого, которому он мог бы доверить свои сомнения. А задача взрослого - их развеять. Рассказывайте крохе волнующие сказки и истории, которые бы заставляли его забыть о собственных проблемах. А перед сном почитайте спокойную сказку, так как из-за своих фантазий (порой грустных или страшных) он долго не может заснуть. Очень важны для таких детей занятия физкультурой, ведь они развивают выносливость.

        Малыши-меланхолики чувствительны к страданиям других, поэтому с удовольствием возьмут на себя заботу о животных или о младших детях. Они ответственны и исполнительны, монотонная работа их не пугает. В игре такие дети одиноки, но не оттого, что им это нравится, просто они боятся предложить свое общество другим. Помогите своему ребенку освоиться в детском коллективе и занять свое место в нем. Присущую крохе таинственность, обусловленную богатством внутреннего мира, воплощайте в творчество. Любого рода неожиданности пугают малыша. Ко всем событиям его нужно подготавливать, объясняя, что его ждет, так как в незнакомой обстановке он может потеряться. Учитывая неуверенность маленького меланхолика, в общении с ним  и особенно в процессе обучения необходимо использовать разнообразные средства поощрения, похвалу, но делать это надо «к месту» и очень тактично. Иначе он уличит вас в неискренности и в следующий раз уже ни за что не поверит.

        Ваш кроха - активный и шустрый, выносливый и неутомимый, отзывчивый, с достаточно легким характером. Для него характерна быстрота движений и речи, разнообразие и богатство мимики, живость ума, находчивость, резкая смена настроений. Обычно он пребывает в хорошем расположении духа, поскольку, достаточно легко переживает неудачи и просто не может долгое время находиться в тоске и унынии. Часто отвлекается, несколько легкомыслен и «разбросан». Имеет широкий круг интересов, любит смотреть картинки, мультики, где действие очень динамично, а также задает многочисленные и разнообразные вопросы. Очень общительный, у него много друзей, часто становится лидером, но привязанности его неглубоки и в общении он поверхностен. На лету «схватывает» информацию, работоспособен, инициативен. Легко засыпает и рано просыпается. Необидчив, быстро забывает о своих детских бедах, все замечания пропускает мимо ушей. Любое дело начинает с надеждой на успех и склонен видеть во всем светлые стороны. Все вышеперечисленные черты и качества свидетельствуют о том, что ваш ребенок сангвиник.

        Следует обратить внимание на соблюдение режима дня и обеспечение спокойного ритма жизни. Однако необходимо учитывать, что этот ритм будет быстрее, чем у взрослого. При организации игр и занятий нельзя забывать, что ваш малыш легко переключается с одного дела на другое, но недостаточно усидчив, что ему необычайно трудно долгое время быть сосредоточенным нa чем-то одном. Поэтому крохе нужно помочь подольше играть в ту или иную игру, заниматься конкретным делом. Старайтесь удерживать его внимание сначала на короткое, а затем на более длительное время. И чем лучше отношения ребенка и взрослого, тем легче это удастся сделать.

        Во время занятий нужно чередовать активность с отдыхом, тогда периоды активности будут более продолжительными. За.дания формулируйте таким образом, чтобы максимально использовать воображение ребенка, ведь чем энергичнее работает его фантазия, тем дольше он сосредоточен, тем продуктивнее его работа. Бесполезно утомлять сангвиника монотонной рутиной - он ее не выносит, и активность постепенно сменяется вялостью и рассеянностью. Он не любит исправлять свои ошибки, улучшать рисунки, убирать игрушки ... Но превратив все это в игру, можно подстегнуть интерес малыша и решить проблему. Замечания взрослых такой ребенок «пропускает мимо ушей»; даже если замечание сделано значимым человеком, он все равно не придаст этому значения и быстро забудет. Наказывать малыша бесполезно, просто систематически напоминайте ему или составьте яркую памятку, и постепенно он усвоит, как следует поступать. Вообще с малышом-сангвиником договориться нетрудно, и, зная особенности его темперамента, повышенной активностью можно успешно управлять.

        Ваш малыш уравновешен, осторожен, сдержан, спокоен. Эмоциональное состояние его всегда ровное. Отличается настойчивостью и упорством. Нетороплив в движениях и речи. Ему нелегко приступить к какому-либо делу, но, начав, трудно переключиться. Предпочитает однообразные игры и занятия. Аккуратен и педантичен. Не очень общителен. Предпочитает иметь одного постоянного друга или избранного взрослого, но может обходиться и без друзей. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает, постоянен в пристрастиях (в том числе в еде), привязан к «своей» чашке-ложке, к определенным игрушкам. Может подолгу сидеть в одиночестве, напевая или слушая любимую мелодию. На внешние впечатления реагирует неэмоционально. Живет в мире своих образов, мыслей, переживаний. С новыми людьми сходится с трудом. Ест медленно, с удовольствием и сосредоточенно, нередко имеет лишний вес, поскольку в еде непривередлив. В играх и занятиях соблюдает традиции и порядок, нарушение их вызывает раздражение и даже ярость. Охотно и очень аккуратно выполняет порученные задания (кормит рыбок, поливает цветы, убирается в комнате). Долго помнит и переживает обиды. Все это говорит о том, что в вашей семье растет флегматик.

        Такому ребенку стоит несколько раз повторять одно и то же, поскольку информация входит в него медленно и никакое разнообразие в подаче материала ему не нужно. Он любит слушать одни и те же сказки, рассказы, стихотворения. Усвоенный материал запоминает прочно, так как обладает хорошей памятью. При проверке усвоенного его не стоит торопить. Маленький флегматик может посвятить много времени совершенствованию навыков и улучшению результатов деятельности. В своих привязанностях кроха холодноват, равнодушен, поэтому взрослым не стоит слишком докучать ему своей любовью. Но если в душе малыша зародилась любовь, он способен быть верным и преданным

        Нарушить душевное равновесие флегматика достаточно трудно, но если уж это произошло, учтите, в гневе он может быть непредсказуемым и мстительным. Взрослым следует знать «больное место» малыша и стараться не раздражать этот источник потенциальных обид. Иначе возникшие переживания создадут благоприятную почву для развития мнительности и подозрительности. В воспитании нужна разумность: не надо отправлять кроху спать слишком рано, но и не следует позволять ему залеживаться - будите ребенка всегда в одно и то же время. Его нельзя нежить: он должен быть умыт прохладной водой, одет не слишком тепло. Ему необходима ежедневная зарядка и закалка, умеренность в еде. В играх и занятиях старайтесь не предоставлять малыша самому себе. Учитывая склонность крохи к бездеятельности и безынициативности, с ним надо играть, разговаривать, стараться «зажечь», заинтересовать, ускорить темп игры, отвлечь, если он задумался. Следует постоянно оживлять его воображение специальными играми и упражнениями, будить мысль и фантазию. Если с флегматиком постоянно не заниматься, он научится всему с некоторым опозданием (например ходить). Общаясь и взаимодействуя с таким ребенком, необходимо расширять его кругозор, пробуждать интересы и распространять их на различные сферы жизни.

        Нет хорошего или плохого темперамента. Есть ваш ребенок. Он единственный и неповторимый. И вы любите его за то, что он есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы темперамента у детей

Материалы статьи помогут родителям понять поведение своего ребёнка в разных жизненных ситуациях. Определив преобладающий тип темперамента, взрослые смогут установить более тесный контакт со своим...

Диагностика типа темперамента

презентация идеально подходит для родительского собрания в 1-2 классе...

«О типах темперамента и профессиях»

«О типах темперамента и профессиях»...

Психологическая характеристика основных типов темперамента

В данном материале характеризуются 4 типа темперамента, достоинства и недостатки их, влияние типов на сплочённость коллектива....

Выбираем вид спорта для ребёнка, учитывая его характер, телосложение, темперамент и состояние здоровья.

Когда ребёнок подрастает и становится более активным, у некоторых родителей возникает желание отдать его в спортивную секцию. Перед ними встаёт нелёгкий выбор, при котором они зачастую руководствуются...

Презентация по психологии. Характер и темперамент

Я считаю, что работа педагога не может быть успешной без глубокого знания им личности учащегося и своеобразия психологии подросткового коллектива. Без этого знания невозможно управление процессами раз...