Как говорить на уроке так, чтобы ученики вас слушали
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ломовцева Наталья Ивановна

Часто педагоги жалуются, что ученики не слушают объяснения учителя на уроке.

"Иногда я чувствую, что я разговариваю сам с собой".

"Я повторяю снова и снова, а они до сих пор не поняли".

"Ученики полностью настроены не на меня".

Но редко учителя будут указывать на самих себя в качестве причины. Они не будут смотреть внутрь себя и анализировать свою собственную практику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_govorit_na_uroke_tak.docx13.93 КБ

Предварительный просмотр:

Как говорить на уроке так, чтобы ученики вас слушали

Часто педагоги жалуются, что ученики не слушают объяснения учителя на уроке.

"Иногда я чувствую, что я разговариваю сам с собой".

"Я повторяю снова и снова, а они до сих пор не поняли".

"Ученики полностью настроены не на меня".

Но редко учителя будут указывать на самих себя в качестве причины. Они не будут смотреть внутрь себя и анализировать свою собственную практику.

Таким учителям легче искать причину вовне.  Они предполагают, что если ученики не слушают, то ничего с этим поделать нельзя.

Но правда в том, у каждого есть глубокое влияние на качество прослушивания.

Последовательность, темперамент, привлекательность, ясность, презентационные навыки, и даже опрятность являются важными факторами.

Есть также стратегии, которые могут улучшить качество прослушивания практически мгновенно. Но одним из самых важных факторов будет то, как вы говорите.

Ниже приведены три простых изменения, которые помогут вам начать менять ситуацию в лучшую сторону.

1. Говорите меньше.

Большинство учителей говорит слишком много. Их голос воспринимается как зацикленный саундтрек - напоминания, предупреждения, замечания, повторения, понукания и т.д.

Если сократить количество разговоров на треть, и сосредоточиться только на том, что ваши ученики должны знать, то ваши слова будут иметь гораздо большее влияние.

Смысл ваших слов достигнет своего назначения, и ваши ученики начнут настраиваться на изучаемую тему.

2. Не говорите слишком громко.

Как правило, учителя повышают голос, чтобы заставить учеников слушать лучше. Но громкий голос неприятен и его слишком легко услышать. Это заставляет учащихся смотреть в сторону и возится с другими вещами, как будто они стараются избавиться от раздражающего звука.

Когда ваш голос звучит тише, но достаточно громко для учеников с задней парты, они начинают инстинктивно наклоняться вперед чтобы услышать. Слушатели перестают двигаться и шуршать.

Ученики начинают следить за вашим выражением лица и жестами. Требуется совсем небольшое количество усилий и ваши ученики будут слушать вас более внимательно.

3. Остановите многократное повторение.

Когда вы повторяете одно и то же снова и снова, вы обучаете своих учеников не слушать вас в первый раз. Вы поощряете апатию и облегчаете их груз ответственности.

Говорите только актуальные вещи. Это мотивирует и заставляет учеников вслушиваться в звук вашего голоса.

Такой прием сказывается и на дальнейшем обучении. Ученики начинают понимать, что образование — это не то, что делается для них. Скорее всего, это то, что они сами стараются получить для себя.

Выдержать до конца

Если вы решили улучшить качество прослушивания на ваших уроках, то вышеуказанные стратегии будут делать чудеса.

Но, тем не менее, на первых порах эти приемы могут иметь обратный эффект. Потому что ваши ученики привыкли к беспечности. Они могут очень хорошо игнорировать вас и делать все еще медленнее.

Это нормально. Такая ситуация покажет вам, насколько сильно такая «учебная» беспомощность прижилась в вашем классе. Но как только ученики начинают чувствовать сдвиг ответственности от вас к ним, они начинают меняться.

Слушатели начинают смотреть на вас, отслеживать перемещение, и будут стараться угадывать, чего вы от них ждете. Если вы все делаете правильно, то ученики начнут кивать головами и будут охотно выполнять ваши задания.

Постепенно ученики станут чувствовать свою ответственность за качество урока. Это важно. Чувство ответственности наполняет детей гордостью.

Эти простые приемы помогают воспитывать хороших слушателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтоб весною птичек слушать, дай зимою им покушать. Презентация

Пректная деятельность    ученицы ууууорпоспро...

Айболит, или учимся не болеть. Урок 4. Чтобы уши слышали.

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...

Айболит, или учимся не болеть. Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми.

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ : «Чтобы быть коллективом» (УМК " Школа России", 4 класс)

Технологическая карта урока ОРКСЭ : «Чтобы быть коллективом»Тип урока: «открытие» нового знания»Цель урока: формирование у школьников понятия «коллектив...

Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мо

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения ребенок получает информацию о форме, величине и цвете предметов. Такую информацию он получает с помощью различных функций зр...