Особенности психологической готовности к школьному обучению
статья по теме

Хасанова Татьяна Юрьевна

 

Вы можете ее найти на странице: irorb.ru/index.php/924
 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hasanova_ty.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психологической готовности к школьному обучению

Хасанова Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов,

МОБУ СОШ №7, г. Нефтекамск,

tatur-71@mail.ru

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Здоровые психически и физически дети с радостным нетерпением ждут начала школьной жизни. Одни быстро осваиваются в ней, не высказывая никаких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией. Эти дети, по мнению М.И. Чистяковой, «в первые шесть лет жизни по разным причинам не научились устанавливать естественные контакты с ровесниками, не смогли своевременно освободиться от симбиоза с матерью»

Один из признаков нашего времени – большое количество детей, растущих без отца в так называемых "материнских" семьях. Неполнота семьи оказывает влияние на развитие личности ребенка.

Тот факт, что ребенок воспитывается одной матерью, сам по себе не способствует появлению каких-то отклонений в его развитии, не препятствует счастью, не накладывает на него никаких специфических черт, каких бы не было у других детей. Вместе с тем специфика семейной ситуации не может не оказывать влияние на особенности развития ребенка, поскольку его воспитание в условиях неполной полностью возлагается на одного родителя (чаще мать). Поэтому еще до поступления в школу важно выявить, в какой семье воспитывается ребенок – в полной или неполной.

Необходимо также учитывать, что шестилетки отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, довольно быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания, ситуативностью поведения. Поэтому очень важно определить уровень готовности к школе еще до начала или в самом начале обучения, чтобы учитывать особенности психического развития детей, идущих в школу.

Проблемой подготовки к школьному обучению занимались: А.Анастази, Й.Шванцара, Л.И. Божович, А.И. Запорожец, А.Л. Венгер, В.В. Холмовская, Я.Я, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.С.Мухина, М.И. Лисина, Н.Л. Белопольская, Н.И. Гуткина, А.Н.Бернштейн, Е.В. Субботский, Р.И. Айзман, А.И.Савенков, М.Р. Гинзбург и др.

Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое, у него не будет создана прочная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении.

Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством» по периодизации Д.Б. Эльконина. Дошкольный возраст имеет определенные границы – от 3 до 7 лет. Кризис 7 лет служит переходным периодом и как бы отделяет младший школьный возраст от дошкольного детства.

Многие исследователи Е.С. Сапогова, К.Н. Поливанова и др. рассматривают этот период как связанный со сменой ведущих деятельностей: игра закономерно уступает свое место учебной деятельности.

По мнению Овчаровой Р.В., в психологии дошкольников и младших школьников очень много общего:

  1. Восприимчивость, внушаемость, податливость.
  2. Отзывчивость, способность к сопереживанию.
  3. Общительность, большая подражаемость.
  4. Легкая возбудимость, эмоциональность.
  5. Любознательность и запечатлеваемость.
  6. Устойчивое  бодрое и радостное настроение.
  7. Преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых, установлением положительных отношений с окружающими.
  8. Отчетливое проявление в поведении типологических свойств высшей нервной деятельности.
  9. Пластичность нервной системы.
  10.  Подвижность, непоседливость.
  11.  Импульсивность поведения.
  12.  Общая недостаточность воли.
  13.  Неустойчивость, непроизвольность внимания

Словарный запас у детей зависит от условий жизни; от того, как и сколько с ним общаются близкие взрослые. Основная функция речи – общение. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов. Дошкольный возраст – возраст интенсивного развития памяти. Л.С. Выготский указывал, что память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления

Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Основным видом мышления является наглядно-образное, что соответствует «репрезентативному интеллекту» по Ж. Пиаже

Дошкольник образно мыслит, но не приобрел еще взрослой логики рассуждений. А.В. Запорожец предлагает так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта.

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник, должен иметь эмоциональную окраску – игра, лепка, подготовка к школе.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками, наказывают в основном отказом от общения.

Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Детей с заниженными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников, часто поощряют, в том числе и подарками, хвалят при других при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том, что в школе они будут отличниками.

Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих, если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе кажутся искаженными.

Исследования К.Н. Поливановой показали, что близкие взрослые никогда не бывают для ребенка носителями правила, они лишь образцы для подражания. Требования близких взрослых, родителей не выступают для него как нормативные.  Переходя на новый этап своей жизни, этап овладения нормативными способами действия, ребенок сохраняет отношение к родителям, характерное для предшествующего периода: он контролирует их поведение, но не вычленяет в нем нормативных способов действия

У ребенка дошкольного возраста уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства – психологическая готовность ребенка к школьному обучению. За шесть лет жизни каждый ребенок набрал присущий только ему индивидуальный жизненный опыт. Каждый ребенок уже имеет индивидуальные личностные черты, мотивы и жизненную позицию.

 Речь старших дошкольников достаточно развита, мышление носит образный характер. Их память, внимание, воображение непроизвольны (они легко переключают внимание; запоминают лучше то, что производит на них впечатление, нравится; воображение зависит от случайных впечатлений). Однако при этом уже наблюдается тенденция к возникновению произвольности внимания, памяти, воображения – нужен только толчок, специальные условия, организующие целенаправленность ребенка.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению состояния здоровья.

На данное время имеется ряд методик исследования психологической готовности к школьному обучению, которые прошли глубокую теоретическую и экспериментальную проверку в различных регионах страны. Мы рассмотрим некоторые из них.

1. Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йирасика является модификацией теста А. Керна. Он включает 3 задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Первое задание дает возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, интеграцией в психической деятельности. Следовательно, этот субтест позволяет проводить ориентировочную оценку общего умственного развития.

Выполнение второго и третьего задания связано с уровнем развития у ребенка способности к произвольному поведению (он должен проявить волевое усилие, выполнить волевое усилие, исполнить инструкцию в малопривлекательной работе в течение необходимого времени), что является важной предпосылкой для успешного обучения. При воспроизведении письменных букв и геометрических фигур, выявляется, достиг ли ребенок такого уровня психического развития, чтобы он мог понять принцип задания «подражание образцу» и овладеть им. Кроме того, задания теста дают представление о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонких двигательных координаций, необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.

2. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психолого (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового момента определяется по выбору деятельности – прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется – дослушать сказку или поиграть с игрушками? Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки.

Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

3. Методика «Графический диктант» (разработана Д.Б. Элькониным) и направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям психолога.

4. Методика А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов» позволяет определить уровень развития опосредованной памяти, утомляемости, активности внимания.

Экспериментатор использует заранее подобранные слова, не имеющие между собой связи. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. То есть должен стать средством, помогающим запомнить слова. Дети принимают эту задачу или не принимают ее.

5. Цветкова Л.С. предлагает методику «Нейропсихологической диагностики детей». Исследуются особенности понимания, запоминания, а также речи. Детям предлагаются тексты рассказов Л.Н. Толстого, напечатанные крупным шрифтом на карточке. Текстов должно быть несколько, разной степени сложности, в виде басен или рассказов, так как они позволяют впоследствии обсудить смысл текстов с испытуемым.

Тексты: «Лев и мышь», «Умная ворона», «Муравей и голубка», «Галка и голубь». Пересказ текстов можно перевести постепенно в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволит судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов испытуемым. Исследователь анализирует средства, использованные ребенком для заучивания текста, особенности регуляции его познавательных процессов, устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста.

6. Методика Т.Н. Головиной «Исследование способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений».

Для исследования восприятия необходимы таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки, жука). Детям предлагается дорисовать эти предметы. Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этого типа дает возможность составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение.

Здесь были кратко представлены некоторые методики, применяемые при диагностике психологической готовности к школе. Следует иметь в виду, что набор методик для обследования детей старшего дошкольного возраста не бывает очень большим. Практическая работа требует исключения дублирующих методик, создание такого методического блока, который отвечал бы конкретным задачам отбора и теоретическим позициям школьного психолога.

Важно овладение технологией психолого-педагогической диагностики и учителю, и воспитателю. Это позволяет им грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. Этот принцип был выдвинут С.Л. Рубинштейном. Он считал, что изучать детей, воспитывая и обучая их, - таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей.

Большую роль в готовности к школьному обучению играет семья, в которой вырос будущий первоклассник. Ребенок из неполной семьи имеет право стать предметом особого внимания учителя, психолога. Очень важно, чтобы учитель знал общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обуславливающие многообразные индивидуальные различия детей, которых он примет в первый класс для того, чтобы обучать, воспитывать и любить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая готовность к школе у каждого ребёнка проходит по разному, иногда это тяжёлый и долгий процесс, требующий максимального терпения, как от родителей, так и от педагогов....

Психологическая готовность к школьному обучению

Работа посвящена изучению и анализу проблемы готовности детей к школе. В работе рассмотрены такие аспекты как личностная , интеллектуальная, волевая и нравственная готовность к школьному обучению....

Психологическая готовность к школьному обучению.

Что такое психологическая готовность  к школьнему обучению!!!основные направления психологической готовности!...

Психологическая готовность к школьному обучению.

Данная статья раскрывает проблему о готовности детей к обучению  в школе,основные подходы к определению школьной готовности,такие как,педагогическая,психологическая и физиологическая готовность....

пути формирования различных аспектов психологической готовности к школьному обучению при ЗПР

ДАНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЗПР.                                 ...

Психологическая готовность к школьному обучению

Психологическая готовность к школьномуобучению состоит из следующихкомпонентов:•Интеллектуальная•Мотивационная•Эмоционально-волевая,  личностная•Коммуникативная...