Психолого-педагогическая мастерская по взаимодействию с "трудными" детьми
материал на тему

Курбатова Юлия Николаевна

Материалы для психологического мероприятия с учителями, расширение психологических знаний по взаимодействию с агрессивными, гипреактивными и тревожными учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_trudnye_deti.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая мастерская

«Проблемы взаимодействия с «трудными» детьми»

Игра «ДА-НЕТ»

            Агрессия:

  • Если не обращать внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он начнет считать, что такое поведение дозволено (да)
  • Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. (да)
  • дети перенимают агрессивные формы поведения чаще всего у сверстников. (нет)
  • часто дети дерутся, толкаются, обзываются потому, что не знают, как поступить иначе. (да)
  • Злиться – это неприлично (нет)

Гиперактивность:

  • Г. Ребенок – просто непослушный и невоспитанный, ему нужно больше запретов. (нет)
  • Причиной гиперактивности с нарушением внимания часто бывают микропоражения головного мозга (да)
  • Гиперактивный ребенок действует, понимая, какие будут последствия (нет)
  • Г. ребенок  не переживает из-за своих проделок (нет)
  • Если сдерживать его физическую подвижность, то он будет внимательней (нет)
  • Хорошая помощь – подвижные игры с правилами, спортивные занятия (да)

            Страхи и тревожность:

  • Чтобы ребенок засыпал, родители ему говорили: «Не будешь спать – придет серенький волчок…» Это не может являться причиной того, что он боится темноты и собак. Просто как-то раз его напугала собака (нет)
  • Если почаще предупреждать ребенка об опасности со словами «Не ходи- упадешь», «Не трогай- обожжешься» и т.п., он будет часто испытывать тревогу и могут развиться конкретные страхи. (да)
  • Конфликты в семье не имеют никакого отношения к страхам ребенка, ругаются ведь не на него! (нет)
  • Нередко причина страха в том, что детский коллектив не принимает ребенка, его обижают (да)
  • Страхи и высокая тревожность могут говорить о неврозе у ребенка, расстройстве, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. (да)

                                                           Теория.

Что такое агрессивность?

         Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».

                      Причины появления агрессии  у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

         На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

         Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

            Психологическое затруднение ребенка:  гиперактивность.

                       Появление гиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок (или занятие), вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от стратегии и тактики взрослого.

       Отметим, что эффективность работы воспитателя и учителя будет во многом зависеть от выбранной ими стратегии. Первый шаг в решении проблемы уже сделан: гиперактивные дети выявлены. Важно согласовать единую тактику всех тех, кто общается с ребенком.

Важно отметить, что гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Вот только ситуация успеха для них как правило никем не создается. Как правило, авторитарный стиль и демократический малоэффективны в общении с гиперактивными детьми. Провоцирующим фактором является расхождение в требованиях дома и в школе.

         Тревожный ребенок.

                 Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность может быть вызвана стрессовой ситуацией.

       Тревожные дети обычно неуверенны в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они не стремятся проявлять инициативу. Такие дети кажутся скромными, застенчивыми, а бывают и агрессивными. Однако их примерность или недисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Анализ ситуации.

Как повлияет на ребенка? Как лучше поступить?

Гоша 6 лет, оставшись с бабушкой, какое-то время был предоставлен сам себе. Смотрел мультики у компьютера, мультик закончился. Желая продолжения, он проявил чуточку самостоятельности, уверенный в том, что сладит с техникой. Но пара неверных комбинаций пальчиками на клавиатуре привели к полной остановке системы. Бабушка  начинает ругать мальчика, называя его капризным, лентяем, который ничего не делает, а только целый день смотрит мультфильмы. Мальчик — в полном отчаянии, он не в состоянии изменить отношение к себе, и, кроме того, разочарован и в самом себе: от того, что он такой невзрослый и неловкий. потому как он не знает, что такое играть с бабушкой, мамой, папой (конечно, вокруг столько игрушек, купленных на деньги, «заработанных специально для него!»). Гроза миновала: бабушка утешает сникшего Гошу, чтобы только тот покушал, говорит, что мама с папой разберутся. И ребенок проводит остаток дня в хорошем расположении духа, гуляя, играя на детской площадке. Попеременно приходят с работы мама и папа. Первой о произошедшей поломке компьютера узнает мама, начинает допрос: что да как, делает недовольное лицо и говорит, что теперь мультиков не будет. А также резюмирует, что Гоша все ломает, и ничего не исправляет. Приходит папа – и тоже, полагая, что сын уже достаточно взрослый, выплескивает на него и свою бурю эмоций.

 

Бабушка проявила агрессивную реакцию – подала пример;

Непоследовательность в воспитании: разрешают смотреть м.ф., а потом за это ругают и оскорбляют;

Мальчик чувствует вину за поломку, за то, что столько родители работают, за неумелость, - формируется низкая самооценка, тревожность.

Бабушка успокаивается и ведет себя опять непоследовательно. А потом взрослые не обсуждают случай между собой, не договариваются о методах воспитания, а каждый выливает свою злость на ребенка.

сама реакция взрослых на произошедшее может способствовать искаженному представлению ребенка о самом себе в дальнейшем. Гоша получил свое наказание от бабушки утром, и он не забыл свой проступок (ведь утром он мог прибегнуть к помощи бабушки, и позвать ее, когда нужно было переставить диск), но проступок давно в прошлом, а отчаянные негативные возгласы в его адрес продолжаются. Как может воспринять это мальчик 5 лет? – Наверно, я и вправду такой плохой. Родителям было бы достаточно сказать одно предложение: «Гоша, в следующий раз позови бабушку» или «Гоша! Вот нажми такие клавиши (их, кстати, можно обозначить точками с помощью маминого красного лака для ногтей – ребенок 5-ти, да даже и 4х лет в состоянии запомнить двухклавишные комбинации). Если не получается, позови бабушку».

Ш П А Р Г А Л К А   Д Л Я   В З Р О С Л Ы Х

Или

правила работы с агрессивными детьми

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

Демонстрировать модель неагрессивного поведения (важность личного примера).

Быть последовательным в порицании ребенка, критиковать за конкретные поступки.

Критика не должна унижать ребенка.

Обучать приемлемым способам выражения гнева.

Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после  травмирующего события.

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей (что я чувствую, что другой чувствует).

Развивать способность к эмпатии (сочувствию).

Расширять поведенческий репертуар ребенка.

Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

Учить брать ответственность на себя.

Ш П А Р Г А Л К А   Д Л Я   В З Р О С Л Ы Х

Или

правила работы с гиперактивными детьми

Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

Делить работы на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

Предоставлять ребенку возможность выбора.

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Ш П А Р Г А Л К А   Д Л Я   В З Р О С Л Ы Х

Или

правила работы с тревожными детьми

Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

Не сравнивайте ребенка с окружающими.

Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

Будьте последовательны в воспитании ребенка.

Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

Используйте наказание лишь в крайних случаях.

Не унижайте ребенка, наказывая его.

Рефлексия, подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.»

«Психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.» ( Беседа с родителями ) Учительница начальных классов ГБОУ школы № 561 г. Санкт-Петербурга Хлынова Ва...

Статья: Психолого-педагогическое взаимодействие родителей и школы.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Семья – ячейка школьного коллектива.    ...

Психолого-педагогическое взаимодействие родителей и детского сада.

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содер...

Социальное взаимодействие учащихся как психолого-педагогическая проблема

Наряду со знаниями о социуме человек должен обладать и знаниями о способах, средствах общения и социального взаимодействия посредством различных коммуникаций. Эти знания выступают в сознании личности ...

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй.

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй. «Педагогика должна стать наукой для всех: и дляучителей, и для родителей»В.А. Сухо...

Взаимодействие специалистов в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ , имеющих ТНР

Презентация с опытом работы образовательного учреждения по организации обучения детей с тяжелыми нарушениямт речи (ТНР) в общеобразовательной школе. Представлена система работа осуществления  пси...

Технологии педагогического взаимодействия как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.Все типы взаимодействия взаимосв...