ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕР УЧАЩЕГОСЯ 1-го КЛАССА
методическая разработка (1 класс) на тему

Доля Александра Евгеньевна

Рабочая программа по психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сферы для учащегося 1 – го класса (диагноз: легкое органическое поражение головного мозга), разработана на основе анализа специальной методической литературы и аналогичных авторских программ педагогов -  психологов.  Целью программы  является: смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, а также развитие коммуникативных навыков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«Алчевская средняя образовательная школа № 7»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 7»

_______________ Афанасьева Н. В.

«_____»  _____________  2016 г

ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ  

ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ

И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕР

УЧАЩЕГОСЯ 1-го КЛАССА

Составитель рабочей программы:

Доля Александра Евгеньевна

практический психолог

специалист ІІ категории

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

Рабочая программа по психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сферы для учащегося 1 – го класса (диагноз: легкое органическое поражение головного мозга), разработана на основе анализа специальной методической литературы и аналогичных авторских программ педагогов -  психологов.

        Программы взяты из:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
  2. Библиотека материалов для работников школы «Педпортал», интернет-ресурс: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/metodicheskaya-razrabotka

Индивидуальная программа по коррекции и развитию эмоциональной и поведенческой сфер представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

- пояснительную записку;

- содержание тем занятий;

- календарно – тематическое планирование;

- перечень методического обеспечения

Любое отклонение от нормы в развитии предполагает нарушение не только отдельной функции. Полноценность ребенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содержание мотивов деятельности и тем самым регулирует его поведение

 (К.С. Лебединская).

Эмоциональные нарушения - устойчивые эмоциональные состояния,  как отдельные,  так и комплексные, сопровождающиеся поведенческими реакциями, которые препятствуют свободному взаимодействию с окружающим миром: тревога,  страхи,    упрямство, раздражительность  и  обидчивость,  легко  меняющееся  настроение и др. (В.В. Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг, М., 1990 )

Из эмоциональных нарушений у детей, в которых  наблюдается преобладание или выраженность определённых видов эмоций, а так же их поведенческих реакций выделяем тревожно - фобические и агрессивные нарушения.

Тревожно - фобические нарушения – устойчивые отрицательные эмоциональные состояния, связанные с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей конкретной или неопределённой опасности, которое сопровождается чувством неуверенности и беспомощности (слабое «Я»),  дезорганизует  поведение и деятельности.

Агрессивные нарушения – устойчивый набор антисоциальных действий, отличающийся  деструктивностью или вредоносностью по отношению к окружающему миру, который представляется  источником неопределённой опасности.  

Органическое поражение центральной нервной системы означает, что головной мозг человека неполноценен. Врачи утверждают, что первую стадию этого заболевания можно обнаружить у 99% людей. Эта стадия не имеет признаков и не нуждается в лечении.

Диагностика Органическими поражениями центральной нервной системы занимаются психиатры и неврологи. Они назначают детям лекарственные препараты для коррекции аффективной лабильности и подавления извращенных влечений.

Кроме этого детям необходимы: массаж физиотерапевтическое лечение, улучшающее мозговое кровообращение, снижающее мышечный спазм занятия с психологом и дефектологом.

Основная деятельность детей младшего школьного возраста – учеба, в процессе которой происходит развитие познавательной сферы ребенка и его личности в целом.

В психологии «учебная деятельность» трактуется как деятельность человека, направленная на овладение способами предметных и познавательных действий. Данный вид деятельности является особой формой социальной активности личности и выполняет 2 функции.

Во-первых, учебная деятельность – это условие и средство психического развития индивида, обеспечивающее усвоение знаний.

Во-вторых, служит основным средством включения учеников в систему общественных отношений.

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой совершается приобщение ребенка к достижениям человеческой культуры, усвоение знаний и умений, накопленных предшествующими поколениями. Усвоение опыта происходит и в других видах деятельности: в игре, общении со взрослыми и сверстниками, приобщении к труду.

Учебная деятельность имеет определенную структуру:

1) мотивы учения;

2) учебные задачи;

3) учебные действия;

4) контроль;

5) оценка.

Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере.

Дети с органическим поражением головного мозга, имея общую симптоматологию, обладают различными чертами психики, которые отличают их друг от друга. Основной дефект, присущий всем им, - недоразвитие сложных форм познавательной деятельности – выступает на фоне всевозможных других отклонений в развитии психики, вызванных неодинаковым характером нервно-мозговых поражений. В связи с этим, из можно разделить на две группы.

К первой группе относятся практически здоровые дети. Однако их психическое развитие проходит на дефектной основе, образовавшейся в результате ранее перенесенного нервно-мозгового заболевания. Ученик, для которого разрабатывалась эта коррекционная программа, относится к этой (первой) группе.

Общая характеристика коррекционно – развивающих занятий:

В результате исследования литературных источников можно сделать вывод о том, что с поступлением в школу под влияние обучения начинается перестройка всех познавательных процессов ребенка, приобретение качеств, свойственных взрослым людям. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать производительность, продуктивность и устойчивость.

Основываясь на теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей (И.В. Дубровиной, А.Д. Кошелевой, Н.Л. Кряжевой и др.), можно выделить следующие методические средства для коррекции:

- игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка;

- сказкотерапия. Произведения детских писателей и поэтов, фольклор  являются особой формой осмысления действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Восприятие художественных произведений является особой внутренней творческой деятельностью, в результате нее происходит сопереживание и сочувствие персонажам, у ребенка появляется новое отношение к окружающему;

- психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной). Психогимнастика примыкает к тем методикам, общей задачей которых является снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение  эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения;

- изотерапия. Рисунок рассматривается, прежде всего,  как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Изобразительная деятельность предоставляет ребенку возможность осваивать новые формы опыта, переживать ведущие внутрипсихические конфликты и постепенно их разрешать. С помощью форм, цвета ребенок выплескивает на бумаге все то, что он не может донести до окружающих словами, суть своих проблем, которые следует проанализировать. Выражая накопившиеся эмоции, ребенок учится находить оптимальные выходы продуктивными, а не агрессивными действиями. Кроме того, рисуя с детьми красками, мы используем в качестве инструмента руки и пальцы, что помогает снять напряжение и активизировать рецепторы. То есть с помощью рисования ребенок не только выражает свое «Я», но и приобретает возможность найти выход собственным эмоциям (в том числе и отрицательным) новыми формами, не прибегая к агрессивному воздействию.

        Целью программы  является: смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка и устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, а также развитие коммуникативных навыков.

Для достижения целей будут решаться следующие задачи:

- создать положительный эмоциональный фон;

- повысить самооценку и уровень;

- способствовать формированию эмоциональной  устойчивости и саморегуляции;

- способствовать  изменению негативных стереотипов поведения;

- формировать доброжелательные межличностные отношения;

- способствовать развитию сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений;

- способствовать растормаживанию речевой функции.

Структура коррекционной программы включает в себя:

- первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы ребенка;

- направленное коррекционное воздействие с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний;

-  рекомендации родителям по осуществлению коррекционно–воспитательных воздействий на ребенка;

- заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Для определения результативности коррекционного воздействия психодиагностическое обследование необходимо осуществлять непосредственно до и после проведения программы.

По окончании занятий ребенок должен:

знать:
            - способы саморегуляции, доступные его возрасту;

уметь:

-  регулировать свои поведенческие реакции;

- свободно выражать свои чувства и переживания,
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми,
- владеть навыками саморегуляции и самопознания, соответствующие возрасту,
- владеть навыками конструктивного общения.

Длительность программы: данная программа состоит из 32 занятий (по 1 ч. 1 раз в неделю).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ

содержание

кол-во часов

Ориентировочный этап

1

Психодиагностический блок

5

Этикет ученика

7

Эмоции и чувства. Их выражение

5

Саморегуляция. Средства и методы саморегуляции.

4

Развитие учебной мотивации

6

Активация познавательных процессов

4

Заключительное занятие.

1

ИТОГО

33 часа

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ

И ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ СФЕР

УЧАЩЕГОСЯ 1- го КЛАССА

33 ЧАСА – 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ

п/п

урока в теме

наименование разделов и тем

дата проведения

по плану

по факту

приме

чания

1

1

Ориентировочный этап (1 час)

01.09

Психодиагностический блок (5 часов)

2

1

Сбор анамнеза

08.09

3

2

Определение готовности к школьному обучению

15.09

4

3

Диагностика эмоционально-волевой сферы

22.09

5

4

Диагностика познавательных процессов

29.09

6

5

Стимуляция проявления спонтанных чувств ребенка (1 час)

06.10

Этикет ученика (7 часов)

7

1

Кто такой школьник

13.10

8

2

Школьный распорядок

20.10

9

3

Школьные правила

03.11

10

4

Предметы и учителя

10.11

11

5

Наша школа

17.11

12

6

Зачем ходить в школу

24.11

13

7

Я – ученик!

01.12

Эмоции и чувства. Их выражение (5 часа)

14

1

Волшебный мир эмоций и чувств

08.12

15

2

Разные чувства

15.12

16

3

Мир цветов и чувств

22.12

17

4

Игра «Эмоции»

12.01

18

5

Закрепление положительных эмоций

19.01

19

6

Остров Чунга- Чанга

26.01

Саморегуляция. Средства и методы саморегуляции (4 часа)

20

1

Мое настроение

02.02

21

2

Всё, что с нами происходит

09.02

22

3

Помоги себе сам

16.02

23

4

Учусь владеть собой

02.03

24

5

В стране Доброландии и Злосландии

09.03

25

6

Путешествие в страну  хорошего настроения

16.03

Активация познавательных процессов

(10 часов)

26

1

Игра «Абвгдейка»

30.03

27

2

Развитие мелкой моторики

06.04

28

3

Тренировка зрительной памяти

13.04

29

4

Тренировка внимания

20.04

30

5

Тренировка слуховой памяти

27.04

31

6

Развитие мышления

04.05

32

7

11.05

Заключительное занятие (1 час)

33

1

Закрепление положительных паттернов поведения

18.05

итого            33 часа

РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

методического объединения учителей

общественно – научной предметной области

от ________________ № ________

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________________ Травкина Е. А.

«_____» __________2016 г

Список литературы

  • М.А.Панфилова «Эмоционально-поведенческая коррекция детей», Учебное пособие,  М., 2013г;
  • Л.М.Костина «Интегративная игровая психологическая коррекция», Сп-б, «Речь», 2006г;
  • Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994 г.
  • Экслайн В. Игровая терапия;
  • К.Фопель. Как научить детей сотрудничать. М., Генезис, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы по правилам дорожного движения «Дорожная азбука» для учащихся 1- 4 классов

Программа «Дорожная азбука» разработана для реализации в начальных класса в рамках личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципах личностно-ориентирова...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 1-5 классы

Пояснительная запискаОбщими чертами детей обучающихся в нашей школе являются тяжелый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.Наблюдаются грубые нарушения всех ...

Рабочая программа по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы тип: коррекционно-развивающая для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ

Одной из особенностей данных детей может являться низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы. В данном случае, под эмоционально-волевой сферой понимается то, как ребенок умеет реагировать на р...

Аннотация на коррекционную программу по предупреждению и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (для учащихся 1-2 классов)

Цель программы: предупреждение неуспеваемости, обусловленной ФФНР, ФНР; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ...

Программа индивидуальной работы "Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы" для обучающихся с ОВЗ (вариант 6.1)

Коррекционно-развивающая программа для индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ (НОДА) вариант 6.1....

Программа индивидуальной работы "Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы" для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1)

Коррекционно-развивающая программа индивидуальных занятий психолога с ребенком с ОВЗ, имеющим задержку психического развития (вариант 7.1)...

«Пространственно- временные ориентировки, коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся с умственной отсталостью 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА«Пространственно- временные ориентировки, коррекция эмоционально-волевой сферы»           для учащихся с умственной...