«- Сказко, - куклотерапия» в соединении с «драматической психоэлевацией» (описание собственного опыта психокоррекции)
методическая разработка (1 класс) по теме

Бахтина Ольга Серафимовна

Выбор темы обусловлен необходимостью индивидуализированного психолого – педагогического сопровождения детей риска школьной дезадаптации.

         К детям этой группы относятся:

- дети с ослабленным здоровьем,

- недостаточным для начала школьного обучения уровнем развития школьно – значимых психических и психофизиологических функций,

- недостаточным уровнем личностной и социальной зрелости.

В процессе обучения этих детей характеризует низкий уровень работоспособности, повышенная утомляемость, быстрая истощаемость учебной деятельности.

Для детей риска школьной дезадаптации необходимо создать адаптивную педагогическую среду.

 

Индивидуальные беседы, каким бы простым и доступным языком они ни проводились, не в состоянии дать того эффекта, какой получается, если педагог организует совместную деятельность с ребёнком.

Сказки и куклы – это атрибут детства, детской культуры. Они имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей.

Итак, для решения психокоррекционной проблемы привлекаются арт – терапевтические методы:

1.     Сказкотерапия (психокоррекционная сказка);

2.     Куклотерапия;

3.     Метод «драматической психоэлевации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx160.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«- Сказко, - куклотерапия»

в соединении с «драматической психоэлевацией»

(описание собственного опыта психокоррекции)

  1. Введение

Выбор темы обусловлен необходимостью индивидуализированного психолого – педагогического сопровождения детей риска школьной дезадаптации.

        К детям этой группы относятся:

- дети с ослабленным здоровьем,

- недостаточным для начала школьного обучения уровнем развития школьно – значимых психических и психофизиологических функций,

- недостаточным уровнем личностной и социальной зрелости.

В процессе обучения этих детей характеризует низкий уровень работоспособности, повышенная утомляемость, быстрая истощаемость учебной деятельности.

Для детей риска школьной дезадаптации необходимо создать адаптивную педагогическую среду.

  1. Основная часть

Индивидуальные беседы, каким бы простым и доступным языком они ни проводились, не в состоянии дать того эффекта, какой получается, если педагог организует совместную деятельность с ребёнком.

Сказки и куклы – это атрибут детства, детской культуры. Они имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей.

Итак, для решения психокоррекционной проблемы привлекаются арт – терапевтические методы:

  1. Сказкотерапия (психокоррекционная сказка);
  2. Куклотерапия;
  3. Метод «драматической психоэлевации».

Психокоррекционная сказка пишется по специальному алгоритму:

Шаг 1. Выбирается герой (животное, растение, человек, игрушка и т.п.), важно, чтобы

             герой был близок для ребёнка.

Шаг 2. Далее описывается жизнь героя (здесь важно описать реальную семейную

             ситуацию, количество человек, проживающих вместе с ребёнком), в том числе и

            конфликтное поведение, которое демонстрирует ребёнок.

Шаг 3.  Герой отправляется в путь, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. В пути

             он встречает как позитивные, так и негативные (присущие для ребёнка) модели

            поведения и наблюдает различные выходы из сложившейся ситуации.

Шаг 4. Этап рефлексии и осознавания.

Шаг 5. При необходимости вводится волшебная фигура (мудрый наставник,

            чаще всего через сон), которая предлагает ребёнку присвоить более

            конструктивную модель поведения.

Шаг 6. У героя наступает прозрение.

Куклотерапия в данном подходе коррекции проходит 3 этапа:

                                1 этап – изготовление куклы;

                                2 этап – обучение вождению куклы;

                                3 этап – сказкотерапия с помощью кукол.

3 этап предполагает рассказывание психокоррекционной сказки с помощью куклы.

        В школе – интернате не редко возникают ситуации, когда психологу нужно вернуть ребёнка на урок («сорвался», ушёл и …«ждёт помощи»).

Традиционная беседа может не достичь результата.

Тогда нужно отвести ребёнка в кабинет психолога, разложить перед ним материал для изготовления куклы (нитки, картон и т.д.) и начать спокойным голосом рассказывать ребёнку о постановке интересной кукольной сказки с участием кукол «радости» - «смешариков». Одновременно с этим нужно начать работу по изготовлению «смешарика» на основе нитяного помпона. Обычно ребёнок (подросток) быстро принимается повторять действия психолога и забывает о своём огорчении… Как только он (она) успокоился, необходимо вернуть его (её) на уроки, проводить до кабинета и назначить следующую встречу.

Как правило, ребёнок спешит закончить куклу в своё свободное время, приходит к психологу. И вот тогда между ним и психологом устанавливается позитивная связь на основе общей деятельности.

Во время изготовления куклы необходимо провести с ребёнком исследование спонтанных эмоциональных явлений по методике «Сказка» Луизы Дюсс (Приложение 1). Результаты «сказочного» диагностирования вскроют дополнительные эмоциональные проблемы ребёнка, которые предстоит коррегировать.

И.Медведева и Т.Шишова разработали метод лечения детей невротиков, который назвали «драматической психоэлевацией» [1]. Элевирование (возвышение) личности осуществляется по схеме: порок – маленькая слабость – достоинство. Упрямство может быть преобразовано в упорство, выскочка научится быть лидером, жадный – бережливым.

Возникла мысль о соединении драматической психоэлевации с психокоррекционной сказкой, а не с лечебными этюдами, как в методике   Медведевой – Шишовой.  А диалоги героев сказки вложить в уста кукол – «смешариков»,  любимых всеми детьми.

Смешарики – это представители трёх поколений:

- «Бабушки и дедушки» - Совунья и Кар – Карыч,

- «Взрослые, родители» -  Лосяш, Копатыч и Пин,

- «Дети» - Крош, Бараш, Ёжик и Нюша.  

Для смешариков, представляющих по возрасту «бабушек», «родителей» и «детей», удобно строить сказочные социальные ситуации развития.

Коррекционную работу со смешариками можно проводить в групповой и индивидуальной форме. При групповом прочтении сказки диалоги героев читают сами дети (диалоги написаны на листочках) и сами же руководят передвижениями своих кукол.

 На  индивидуальной встрече с ребёнком диалоги всех героев зачитывает психолог, а ребёнок совершает синхронные передвижения  кукол.  Последнее укажет на развитость восприятия ребёнка и на умение внимательно слушать.

SDC16038.JPG

Психокоррекционная  сказка никогда не анализируется. Но она повторяется несколько раз, чтобы ребёнок сам понял заключённый в ней скрытый смысл (Приложение 2).

Как правило, встреча детей с яркими, красивыми куклами «радости» никого не оставляет равнодушным. Конечно, поведенческие нарушения мгновенно не исчезают. Но у проблемного ребёнка возникает «территория», пространство (кабинет психолога), где он чувствует поддержку и куда он  с радостью стремится. Значит, результат наступит.

Написать сказку можно при помощи  младших подростков, которые так любят сочинять разные истории.

В дальнейших планах:

Уверенное применение методики Медведевой – Шишовой, то есть написание и драматизация лечебных этюдов, в которых старшие дети возьмут на себя роль «родителей» (заменят малышам настоящих мам и пап) и будут готовить со своими «детьми» домашние задания. Акцент здесь переносится на индивидуальную форму работы.

Использованные источники:

1. Медведева И. Шишова Т. Разноцветные «белые вороны». – Клин: Христианская жизнь, 2007. – с. 258 – 272.

2. Татаринцева А.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. – СПб.: Речь, 2007.

3. Кумарина Г.Ф., Токарь И.Е. «Коррекционно – развивающее образовании в условиях введения ФГОС. Программа и методические рекомендации». – М.: УЦ «Перспектива», 2011.

Приложение 1

Тест Луизы Дюсс «Сказка»

Для детей дошкольного возраста, пользующихся крайне простым языком для выражения своих чувств

Название сказки

                        Текст  сказки

1.«ПТЕНЕЦ»

Цель: выявить степень зависимости ребёнка от одного из родителей или обоих вместе

В гнёздышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец.  Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается и гнёздышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

2.«ГОДОВЩИНА СВАДЬБЫ РОДИТЕЛЕЙ»

Цель: понять, ревнует ли ребёнок к союзу своих родителей, иными словами, чувствует ли себя обделённым вниманием со стороны обоих родителей.

Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласив гостей. Во время праздника ребёнок встаёт и один идет в сад. Что произошло, почему он ушёл?

3.«ЯГНЁНОК»

Цель: 1 вариант- контроль за тем, как ребёнок перенёс отнятие от груди;

2 вариант – проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату

1.Жила-была овца со своим ягнёнком. Ягнёнок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама не смогла покормить ягнёнка. Что делать ягнёнку?

2.Однажды маме приносят другого, совсем маленького ягнёнка, который пьёт только молоко (не умеет есть травку).

Мама оставляет старшего ягнёнка без молока, так как молока на двоих не хватает. Что делать старшему ягнёнку?

4.«ПОХОРОНЫ»

Цель: отношение ребёнка к смерти, агрессивности, разрушительности, чувству вины и самобичеванию

По улице идёт похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто – то показывает на один дом и говорит: «Умер тот человек, который жил в этом доме». Кто же умер?

5.«СТРАХ»

Это не настоящая сказка, смысл в прямом вопросе,  замаскированном и имеющем очевидную познавательную цель.

Один мальчик (девочка) говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

6.«СЛОНЁНОК» (для мальчиков)

Цель: развитие сексуальности у мальчиков, в частности, отношение к кастрационному комплексу.

У одного мальчика есть слонёнок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что у слонёнка что – то изменилось. Что у него изменилось и почему?

7.«ПЕСОЧНЫЙ ДОМИК»

Цель: как ребёнок привязан к вещам, которые воспринимает как свою собственность.

Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно просторный, построил сам и очень гордился этим. Мама попросила подарить ей домик, ей домик понравился. Как поступит мальчик?

8.«ПРОГУЛКА»

Цель: уровень «эдиповых» отношений, степень привязанности ребёнка к родителю противоположного пола и соперничество с родителями своего пола.

Один мальчик идёт с мамой в лес гулять, и они оба очень довольны. Когда они возвращаются домой, то видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое новое выражение лица у него появилось и почему?

9.«НОВОСТЬ»

Цель: чувство неоправданной тревожности или страха, невысказанные желания и ожидания.

Один мальчик возвращается с прогулки, и мама ему говорит: «Наконец-то ты пришёл! Я должна сообщить тебе одну новость!» Какую новость хочет сообщить ему мама?

10.«ДУРНОЙ СОН»

Цель: контроль по всем предыдущим сказкам. Взаимосвязь ответов по этой сказке с ответами, полученными ранее.

Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?

 

Приложение 2

Психокоррекционная  сказка  «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

Цель: - психопрофилактика негативистских поведенческих проявлений у первоклассников в период адаптации к школе (параллельная коррекция данных проявлений у детей 4 класса, осуществляющих постановку)

ШАГ1 (пение птиц):  Жили – были в диком тёмном хвойном лесу маленькая Кикиморка и маленький Лешик.

ШАГ2:  Они были учениками 1 класса лесной школы. (звонок колокольчика). Школа находилась недалеко от посёлка людей. И Кикиморка с Лешиком каждый день приходили туда из своего дальнего- дальнего леса.

Вот они в классе:.. Заглянем туда?... Что такое??! Учителя Зайца эти двое не слушают- веселятся, шумят, кричат, поют свои жуткие лесные песни и пугают всех своим видом…

В лесной школе также учились Собачка и Петушок  – они жили в посёлке у людей, а ещё Волк и Лиса – они жили в светлом, ближнем лесу.

Надо сказать, что домашние и дикие животные не всегда мирно между собой жили. Им мешала дружить «весёлая компания» из дикого леса.

Собачка и Петушок очень старались не смотреть в сторону «бравых» первоклассников. Но ведь так интересно было… - иногда поворачивали голову назад. Но безобразий болотных не поддерживали.

А вот Лиса и Волк с удовольствием отвлекались от урока, резвились с нарушителями, и в классе становилось шумно.

ШАГ 3: Однажды в 1-й класс лесной школы не пришли Лешик и Кикиморка – они заболели (отвозит «скорая помощь»). В больнице им делали лечебные уколы и давали лечебные таблетки. Однажды, во время тихого часа, наши больные увидели одинаковый сон:

Они бегут мимо лесной школы на АТТРАКЦИОНЫ, которые разместились в посёлке у людей. Там они катаются на каруселях, прыгают на батуте, а  потом заходят в КОМНАТУ СМЕХА. Подходят вместе к большому кривому зеркалу, смотрятся в него:

Кикиморка:- Как? Здесь кто-то есть? Ещё Кикимора? (Дерётся с отображением)

-Это моё место! Я здесь стою! На тебе! Получай!

Лешик:- И Леший тут какой- то ! (Показывает язык отображению).

- Да он дразнится! Ух ты! Вот я тебе! Вот тебе! Вот!!

(Лупит по зеркалу. От него не отстаёт Кикиморка.. И драка с зеркалом перерастает в драку между ними самими. Зеркало разбивается. Герои с криком выбегают из комнаты смеха).

К. и Л.: - Ой! Теперь нам попадёт! Что мы натворили!

(Сталкиваются с Девочкой и Мальчиком. Дети несут шары и мороженое ).

ШАГ 4:  Кикиморка и Лешик в изумлении останавливаются:

- Ой! Вы кто?        - Почему не ссоритесь, не дерётесь, не обзываетесь?

 ( Дети протягивают шары К. и Л.: - А это Вам!).

 -  Нам? За что??..- Кто вы такие?.

ШАГ 5:

Девочка: - Мы – дети, живём в посёлке.

Мальчик: - А ссориться нам ни к чему! Мы – брат и сестра, нам нечего делить!

Девочка: - Мы вместе учимся в школе,  нам там  весело  живётся, и  нас учат совершать добрые дела.

Мальчик: - И мы тоже с радостью приглашаем вас в Лесную школу! Идем с нами!

ШАГ 6: Прошла неделя. Чудища лесные – Кикиморка и Лешик стали исправляться. Вот они возвращаются в лесную школу, в свой класс, и тихо садятся на свои места.   Теперь Кикиморка и Лешик  – «УЧЕНИКИ». Они знают, что на уроке нужно учиться, и лишь после звонка с него  – играть и веселиться, да и то – осторожно! (класс закрывется полотнищем, и постепенно артисты уходят через дверь со стульями).

     Психокоррекционная  сказка «Как Нюша приобрела упорство»

Цель: - «элевирование» упрямства в упорство (для упрямых детей)

Шаг 1. Жила-была на свете девочка – поросёнок Нюша в стране Смешариков.

Шаг 2. Было у неё много наставников и воспитателей. Они следили за каждым её шагом и    говорили много воспитательных слов. Эти слова Нюше не нравились.

- Сова Совунья требовала от Нюши бесконечных походов в лес, «чтобы собирать полезные травы», и вообще она хотела сделать из Нюши хорошую хозяйку.

- Медведь Копатыч часто просил Нюшу: «Помоги – ка мне в огороде», не обращая внимания на её усталость.

- Старый ворон Кар – Карыч время от времени просил резвую Нюшу: «Веди себя тише, дай старшим отдохнуть».

- Лось Лосяш учил: «Нет ничего важнее учёных книг и звёзд» и стремился привить Нюше любовь к астрономии.

«Никто из взрослых не хочет слышать о том, что мне самой нравится», - думала с горечью Нюша. Она уже не могла, когда хотела, пойти поиграть на травке или у речки со своими друзьями Ёжиком, Крошем, Барашем. И в один прекрасный день Нюша взбунтовалась: она затопала своими розовыми копытцами, негодующе хрюкнула, надула щёчки и сказала всем взрослым: «Не буду! Не хочу! Буду только играть и ничего не делать!»

Шаг 3. И пошла упрямая Нюша во двор. Во дворе Крош и Бараш спорят, в какую игру им играть.

- Крош говорит: «Яхочу играть в мяч!»

- Бараш говорит: «Не мешайте! Я думаю над рифмой к моему стихотворению!»

- Ёжик расклеивает фантики в своём альбоме и ничего не слышит.

Никто не хочет играть в общую игру.

И вот все замечают Нюшу, потому что она ничем не занята. И каждый наперебой приглашает её к себе:

- «Нюша, давай играть в мяч!»

« Нюша, давай сочинять вместе стихи!»

«Нюша, давай вместе клеить фантики!»

Шаг 4. Но Нюша вдруг устало посмотрела на своих друзей и села одна под деревом. И уснула.

Шаг 5.  И приснился ей странный сон: Пингвин Пин, известный изобретатель, никак не может завершить своё изобретение. Он по-очереди обращается за советом к каждому из взрослых, и они дают ему умные советы. Пин употребляет помощь в дело, и его изобретение растёт на глазах.

- Пин: Помни, Нюша! Нужно заниматься тем, к чему у тебя лежит душа и к чему есть способности!

Шаг 6. Нюша проснулась под деревом в совершенно другом настроении – весёлая, благодушная и вовсе не упрямая, вспомнила про своё любимое занятие и со всех ног побежала заниматься музыкой.

На звуки её игры на рояле собрались все жители страны Смешариков. Никто не спорил, в какую игру им лучше играть, а взрослые поняли, что Нюша нашла воё дело. И каждый помогал ей стать настоящим музыкантом: Кар – Карыч давал уроки пения, Совунья учила хорошим манерам и уверенному поведению, Копатыч окружил дом Нюши благоухающими цветами для музыкального вдохновения, Лосяш составлял для Нюши гороскопы с датами удачных концертных выступлений.

(!) Сказку анализировать нельзя, нужно постепенно добиваться от упрямого ребёнка его собственного понимания морали: «Найди дело по душе и упорно развивай свой талант!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Статья И.Медведевой и Т. Шишовой "Куклотерапия, или что такое драматическая психоэлевация"

Данна статья предназначена для родителей, которые имеют какие-либо сложности в воспитании своих детей. Авторы статьи - профессиональные психологи и педагоги - описывают методику коррекции девиального ...

описание собственного практического опыта по организации и проведению предметных недель

данный материал содержит описание собственного опыта по подготовке и проведению предметных недель в начальной школе...

Статья-описание собственного опыта «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО».

Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и...

Описание собственного инновационного опыта

Здесь я описываю собственный инновационный опыт моей работы в качетве учителя начальных классов....

Описание собственного педагогического опыта

ОПИСАНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НИКОЛАЕВОЙ С.А....