родительское собрание «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы»
методическая разработка (4 класс) на тему

Сычёва Ирина Ренатовна

материал предназначен для родителей четвероклассников. Цель собрания: Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_4_klass.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon broshyura_4_klass.doc75.59 КБ
Office presentation icon sobranie_4_klass.ppt130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».

Цель собрания:

Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы.

Задачи собрания:

  •  учить  родителей анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей;
  • развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.

Форма проведения: групповая.

        

Скоро закончится  обучение ваших детей в 4 классе. Впереди – переход в 5 класс, на вторую ступень обучения. Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взрослении. Это этап изменений, затрагивающий не только личностные особенности ребёнка, но и все его психические функции и состояния.

Переход обучающихся из начальной школы в среднее звено справедливо считается кризисным периодом. Этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Обучающимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

На какие моменты стоит обратить внимание родителям?

- Переход в среднюю школу - это в прямом смысле "новые стены". 

Первое время ребятам  трудно привыкнуть к кабинетной системе, поэтому они должны знать, где расположено расписание уроков. В нём указаны предметы и номера кабинетов. Уже сейчас приходя в школу, вы можете научить своих детей «ориентироваться» в расписании.

- При переходе в среднее звено  происходит "смена статуса": в начальной школе четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а в 5 классе оказываются в позиции самых маленьких.

- В пятом классе расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий. Нежелательно в начале учебного года детей записывать на новые секции, в музыкальную школу, чтобы не было переутомления.

-Один из «подводных» камней - привычка к контролю

В начальной школе обучающиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими педагогами (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес учебник иностранного языка). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями.  

С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что обучающиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, должны  будут совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к дезадаптации. У нас с вами ещё есть время приучить детей к самостоятельности, развитию навыков самоконтроля.

-  При переходе в пятый класс происходит изменение требований. 

Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. И т.д. Как быть в этом случае? Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким

- Сами учителя очень различаются по своим особенностям - стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой - требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Физиологические изменения

Ребенок начинает интенсивно расти, становится более плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

Неуверенность в себе

Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.

Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.

Личные проблемы

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.

Отсутствие способностей

Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса

Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

В этом случае родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Разгадывание кроссвордов требует наличия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, истории, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

Какую же помощь могут оказать родители своим детям в период адаптации?

  • В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу  поддержку и помощь.
  •  Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю,  психологу.
  • Основное внимание уделяйте  развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
  • Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.
  •  На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если  в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей  в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.
  •   Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.
  •  Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только  в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
  • Не ждите следующего родительского собрания. Почаще получайте информацию "из первых рук". Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.
  • Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите  выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите  возникшую ситуацию. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
  • Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

В заключение хотелось бы пожелать: выкраивайте ежедневно время, чтобы побыть с ребёнком, ведь поступление в основную школу — это очень важный переходный период в жизни ребенка. И на этом сложном этапе ему очень нужны ваша помощь и поддержка.



Предварительный просмотр:

  • Учитывайте темперамент, характер, индивидуальные способности детей, не сравнивайте его ни с кем, не говорите плохого ни о других детях, ни об учителях, ни о предметах.
  • Поощрять ребёнка можно не только за учебные дела. Его нужно хвалить за то, что он помогает с младшими, гуляет с собакой, хороший друг, ему удалось пробежать два километра, забить гол и т.д.
  • Постарайтесь обсуждать с детьми сложные ситуации и проблемы, вместе ищите выход из конфликтов — у ребенка может быть свое видение ситуации и оригинальное решение.
  • Если ребёнок привык к ежедневному контролю со стороны взрослых, то приучайте его к самостоятельности постепенно. Ребёнок уже может сам созваниваться с одноклассниками, спрашивать домашние задания, не боясь подходить к учителям и задавать вопросы.
  • Если взрослых что-то беспокоит в поведении или в учебной деятельности ребёнка, постарайтесь встретиться с классным руководителем. Он ваш первый помощник сейчас и его советы помогут вам решить ситуацию: разговаривать ли с преподавателем, с которым возник конфликт, идти ли к завучу, лучше проверять домашние задания ребенка и т.д.

 Желаем Вам терпения в непростой период перехода из начальной школы в среднюю. Это очень интересный и плодотворный период в жизни детей и всей семьи. И если сможете оказать достаточную поддержку ребенку, то средняя школа может стать и очень успешным периодом.

Литература:             Гиппенрейтер Ю.Б.        «Общаться с ребёнком. Как?». Москва. 2004 - 240с.

 Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение

«Центр образования «Эврика»

г. Петропавловск-Камчатский

      Серия брошюр «Сам себе психолог»

Родителям будущих 5-тиклассников

«Подготовка себя и ребенка к

новому статусу и новым заботам».

2017 г.


Многие родители воспринимают переход детей

в 5 класс только так: «Ну надо же как уже

вырос!». На самом деле для ребенка меняется

все - учебная нагрузка, ответственность, место

в детском коллективе, да еще начинаются

трудности младшего подросткового возраста.

Что значимо для пятиклассников?

Для детей 10-11 лет значимым становится общение с одноклассниками, статус в коллективе. Они прислушиваются к мнению своих сверстников, сейчас оно для них важнее, чем мнение взрослых. В этом возрасте дети любят ездить на экскурсии всем классом, ходить в походы - лишь бы «все вместе».

Адаптационный период в пятом классе.

Что родителям надо знать?

Период адаптации при переходе в среднее звено у пятиклассников длится примерно полгода. Ребёнок может испытывать интеллектуальные нагрузки, эмоциональное перенапряжение, тревожность по поводу публичных выступлений, переживать из-за" отношений с учителями, бояться быть        не        понятыми сверстниками. Самыми яркими признаками того, что ребенок переживает сложности адаптации, бывают плаксивость, раздражительность или перепады настроения, снижение успеваемости.

Чаще всего именно на ухудшение оценок и реагируют родители, поэтому мы остановимся на возможных причинах этого:

Физиологические изменения. Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, быстро утомляется, ему постоянно хочется спать, что приводит к слабой концентрация внимания, снижению объёма памяти. Здесь важнее всего установить четкий режим дня, устранить перегрузки, чередовать физическую и умственную деятельность.

 Проблемы личностного роста: частые ссоры с одноклассниками или значимыми для него людьми, проблемы влюблённости, проблемы в семье. Взрослым важно понять, что мешает ребёнку спокойно учиться, постараться смягчить ситуацию насколько это возможно и терпеливо относиться к его временным неудачам, вселять веру в себя.

Низкая познавательная мотивация. Это очень распространенное явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни. Обычно специалисты рекомендуют таким детям найти то, что ребенку действительно интересно. Может быть даже сменить школу, например, на спортивную или художественную.

Неуверенность в себе. Если неуверенность закрепилась ещё из начальной школы, то он заранее внушает себе, что у него ничего не получится, а перенапрягаться не желает. Причиной неуверенности могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться именно в переходном возрасте. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно только разобравшись в их причинах.

Отсутствие способностей. Например, ребёнок не способен хорошо учиться по отдельным предметам: математике, русскому языку, но у него развиты способности к литературе, музыке, искусству. Необходимо выявить его таланты, тем более что в средней школе появляются новые предметы и ребёнок может проявить себя изучая их.

Как помочь ребёнку в период адаптации?

• Важно успокоить ребёнка и заранее настроить его на изменения, которые неизбежно наступят в средней школе.

   Заранее познакомьтесь с новыми предметами, учителями, если есть такая возможность.

  • Объясните ребёнку его новый статус ученика среднего звена, обсудите, что теперь у него большое возможностей, но и больше ответственности. Вы ему больше доверяете, поддерживаете его, считаетесь с его желаниями, так как он стал более взрослым и самостоятельным. Но и спрос с него больше. И общий контроль, конечно, никто не отменяет.
  • Последите за своей речью. Не проскальзывают ли у вас фразы «В пятом классе у тебя будут сплошные двойки и тройки. Ты до сих пор не знаешь таблицу умножения!» Может быть какие-то учителя говорят классу: «В средней школе будет очень сложно, мы не знаем, как ты справишься с программой»? Не надо взращивать неуверенность в ребятах. Напротив, настраивайте их на успехи - пусть не по всем предметам, но по тем, что у него получается - обязательно. Формируйте у ребёнка положительное отношение к одноклассникам, педагогам, учите конструктивному общению.
  • Пусть юный подросток знает, что неудачи возможны, это бывает со всеми. Тут важнее всего эмоциональная поддержка взрослых - родителей, педагогов, школьного психолога. Дети должны твердо знать - что бы ни случилось, вы на их стороне.
  • Правильно организовать режим дня, не допускать перегрузок. Чередовать физические и умственные нагрузки, следить, чтобы оставалось время на прогулки, хобби, общение с друзьями. Лучше не записывать детей в несколько новых кружков и секций в первое полугодие пятого класса, они сейчас и так перегружены.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Подготовка обучающихся 4 класса к переходу в среднее звено школы».

Слайд 2

Обратите внимание!!! - Переход в среднюю школу - это в прямом смысле "новые стены". - При переходе в среднее звено происходит "смена статуса" - В пятом классе расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. -Один из «подводных» камней - привычка к контролю - При переходе в пятый класс происходит изменение требований. - Сами учителя очень различаются по своим особенностям

Слайд 3

физиологические изменения неуверенность в себе личные проблемы отсутствие способностей отсутствие интереса ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ:

Слайд 4

ПОМОЩЬ ОТ РОДИТЕЛЕЙ:  В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.  Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю, психологу.  Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.  Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.  На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.  Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.

Слайд 5

ПОМОЩЬ ОТ РОДИТЕЛЕЙ:  Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.  Не ждите следующего родительского собрания. Почаще получайте информацию "из первых рук". Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.  Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию.  Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семейной жизни часто объясняются внезапные перемены в поведении детей.  Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Слайд 6

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».

Родительское собрание на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе...

Заключение педагога – психолога по готовности учащихся 4 класса к обучению в среднем звене школы – интерната VIII вида.

Общие результаты проведенных диагностических обследований с целью определения   уровня готовности к среднему звену учащихся Суворовской специальной   (коррекционной) общеобразовате...

Родительское собрание "Как помочь ребенку подготовиться к переходу в среднюю школу"

Общая оценка готовности ребенка к обучению в средней школе...

Что такое 5-й класс? Готовимся к переходу в среднее звено школы. Материал для родительского собрания.

Пятый класс для ребёнка — это довольно сложный этап в его личностном и эмоциональном взросле­нии. Сложность этого периода заключается не только в изменении условий связанных с учебной деятельностью, н...

Родительское собрание на тему: «Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».

Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе в среднее звено школы.Задачи собрания: учить  родителей анализировать причины, которые с...

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»

Родительское собрание на тему: «Психологическая готовность ребенка при переходе в средне звено школы»...