Формирование представлений о развитии внимания и памяти у обучающихся
статья на тему

Сазонова Александра Михайловна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений о развитии внимания и памяти у обучающихся в условиях школы-интерната IV вида  в ходе изучения познавательных процессов.

        В течение 2011/2012 учебного года в школе-интернате для детей с нарушениями зрения проводилась экспериментальная работа по теме «Реализация предметно-практической деятельности в художественно-эстетической и учебно-познавательной деятельности в условиях школы IV вида».

Педагогом-психологом проводилась экспериментальная работа по проектно-исследовательской деятельности. Именно самостоятельное проведение исследования учащимися отличает проектную деятельность от проектно-исследовательской. Дети с помощью педагога-психолога изучают познавательные процессы: знакомятся с общими понятиями, способами и приемами их изучения и развития. После чего учатся подбирать самостоятельно материал для создания заданий по развитию познавательных процессов и придумывать сами же задания. В завершении этого дети проводят самостоятельное исследование по изучению уровня развития познавательных процессов.    

В рамках экспериментальной работы была определена цель, которая заключается в изучении познавательных процессов обучающимися 5 класса школы IV вида в процессе создания пособия по развитию внимания и памяти. Также были определены основные направления работы педагога-психолога, в которых осуществлялась работа по ознакомлению обучающихся теоретическим знаниям в психологии, а также некоторым способам и приемам применения их в учебной и повседневной деятельности:  занятия и самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся.

В процессе этого эксперимента планировалось познакомить учеников 5 класса с базовыми знаниями о познавательных процессах и умением подбирать, на основе имеющихся знаний, задания на их совершенствование.

В ходе экспериментальной работы  проводились занятия по ознакомлению обучающихся с познавательными процессами и способами их изучения и использования. Психология – достаточно сложная дисциплина для изучения в 5 классе, поэтому материал давался в более простой, доступной форме, на примерах из жизни детей и знакомых им понятий. В течение учебного года обучающиеся изучали такие познавательные процессы, как внимание и память. Изучали теорию, знакомились с заданиями, упражнениями и играми по развитию этих познавательных процессов. Проводились игры на развитие внимания и памяти, где дети могли понять, что выигрывать помогает именно тот познавательный процесс, который мы изучаем. Например, игра «Посчитай до…» - дети должны досчитать до 30, считают все по очереди (по кругу), нельзя называть числа содержащие цифру 3 и те, которые делятся на 3 (например, 3,6,9,12,13 и т.д.), вместо этого надо называть свое имя. Здесь главное не ошибиться, а для этого надо быть внимательным и следить за счетом (внимание), также необходимо знать таблицу умножения (память).  При проведении игр с детьми всегда обсуждалось - что помогает успешно завершить игру или выиграть в ней (развитие каких способностей помогает, что необходимо учитывать и на что обратить внимание), после чего делался вывод – какие познавательные процессы и как помогают нам в игре. То же самое проговаривалось и в обсуждении наших повседневных действий: когда мы переходим улицу, сидим на уроке, играем или занимаемся на компьютере, бросаем мяч, танцуем, смотрим телевизор и т.п. – какие познавательные процессы в этом участвуют и где их влияние больше. Позже дети обучались с помощью педагога-психолога подбирать задания на развитие внимания и памяти к готовому наглядному материалу, а затем и придумывать задания самостоятельно, без опоры на наглядность.

        В результате этой деятельности, одним из проектов стало проведение исследования одного из познавательных процессов самими обучающимися -  определение объема памяти и доказательство закона интереса («интересное запоминается легче»). При реализации этого проекта, обучающиеся с помощью педагога определили цели и задачи исследования, подобрали наглядный материал для запоминания; под контролем педагога-психолога провели исследование, в котором приняли учащиеся  1-5 классов школы-интерната. В исследовании необходимо было запомнить картинки на различную тематику (машины, куклы, герои мультфильмов, животные, примеры, формулы и графики, географические знаки). Количество таких картинок было 15.         После этого предлагалось среди других картинок, которых было 35, найти те, что были показаны вначале. Также, со слов обследуемых учащихся, были выявлены картинки, которые их больше заинтересовали (то есть больше понравились им). Результаты отразили в таблице. В заключение этого обучающимися, которые проводили исследование, были самостоятельно сделаны следующие выводы:

  1. Из 15 картинок учащиеся запомнили от 5 до 13 картинок.
  2. Те, картинки, которые больше заинтересовали учащихся, запомнились лучше;
  3. Труднее запоминались картинки со сложными рисунками (например, с цифрами, буквами, большим количеством мелких или непонятных деталей);
  4. Мальчики лучше запоминали модели машин, животных;
  5. Девочки лучше запоминали кукол, героев мультфильмов;
  6. Лучше запоминались картинки с забавными, смешными рисунками.
  7. Чтобы запомнить картинки, особенно со сложными рисунками, необходимо использовать не только закон интереса, но другие законы памяти, в первую очередь, закон осмысления и закон повторения, так как при обсуждении  и многократном повторении любой материал запоминается лучше.

          Также еще одним проектом стало создание пособия по развитию внимания и памяти: после изучения теории учащиеся самостоятельно подбирали и придумывали задания, также подбирали или самостоятельно изготавливали наглядный материал к ним, если требовалось.

В завершении учениками 5 класса была подготовлена презентация с помощью педагога-психолога и представление результатов на защите проектов.

В конце учебного года был проведен мониторинг экспериментальной и контрольной группы обучающихся. Им предлагался тест из шести заданий по изученному материалу. По результатам этого мониторинга можно сделать выводы, что обучающиеся, которые участвовали в проектной деятельности, получили дополнительные знания из области психологии, научились некоторым способам и приемам развития внимания и памяти, в отличие от их сверстников из контрольной группы.

При подготовке проектов у участников проявились такие качества личности, как ответственность, организованность, творческий подход при подготовке проектов, а также умение применять полученные знания в жизни, что имеет немаловажное значение для обучения в школе, особенно в средней и старшей школе, где предметы становятся сложнее, а изучаемый материал больше. Это очень важно для детей с нарушениями зрения, так как часто они не замечают каких-то важных деталей, не только вокруг, но и в общении друг с другом, например, что касается недостаточного развития внимания. Если учиться замечать вокруг себя то, на что обычно люди не обращают внимания, то в будущем это может помочь – часто какая-то мелочь может помочь сдать экзамен в школе или спасти человеку жизнь.

Поэтому даже небольшие знания в области психологии, могут привести к положительным результатам в обучении школьников, их дальнейшему личностному росту и расширению кругозора. Это отчасти будет реализовывать коррекционно-развивающие задачи школы, что особенно важно для коррекционных школ, где это имеет огромное значение.

педагог-психолог специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы-интерната №2

Сазонова А.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.

Презентация на тему “Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”....

“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.

“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”....

“Развитие внимания и памяти как одно из обязательных условий успешного обучения в школе”.

«Внимание, вот материал, из которого сделана память, а память – аккумулятор человеческого гения».  Рассел Д.При достаточном развитии внимания все мыслительные процессы протекают быстрее и правиль...

Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»

     План1.       Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет...

Развитие внимания и памяти на раннем этапе обучения английскому языку (1-2 класс) Комплекс упражнений на их развитие

Более 13 лет работаю учителем английского языка в начальных классах, где большая часть детей испытывает затруднения в учёбе. Часто можно услышать от родителей: «Может учиться, но делает глупые ошибки ...

Коррекционно - развивающее занятие для учащихся начальной школы "Развитие внимания и памяти".

Подробный конспект коррекционно - развивающего занятия для детей начального школьного возраста по развитию основных функций внимания и памяти. Может использоваться в работе учителем - дефектологом, пе...

Выступление на тему "Как помочь ребенку развить внимание и память.Демонстрация упражнений, направленных на развитие внимания и памяти у детей с ДЦП"

Доклад на данную тему был представлен на Семейном ресурсном объединении "Взаимодействие". Автор: Пономаренко Л.Н....