Психолого-педагогические проблемы детско-родительских отношений
материал на тему

Сазонова Александра Михайловна

Психолого-педагогические проблемы детско-родительских отношений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические проблемы

детско-родительских отношений

Сейчас специалисты ряда наук изучают семью в разных направлениях, но каждый подчеркивает важную роль проблемам детско-родительских отношений.

В школе проблемы детско-родительских отношений также играют немаловажную роль. Дети часто переносят характер поведения из семей в школьные отношения с педагогами и другими обучающимися, и не всегда эти отношения бывают положительными, а чаще даже противоречивыми.

Поэтому я немного обращусь к истории и краткому описанию стилей воспитания в семьях, которые могут зачастую иметь свои последствия.

Взаимодействие между родителями и детьми трансформировалось на протяжении истории. Изменения, которые произошли за последние два десятилетия привели к изменениям системы ценностей в различных сферах, в том числе  и в детско-родительских отношениях, а также изменилась и сама концепция детства.

Раньше  в российском обществе было нормой взрослеть в обществе сверстников: существовали определенные пространства (кружки, двор) и определенные часы (условно говоря, до прихода родителей с работы), когда дети были предоставлены сами себе и родители были более менее спокойны за них. На протяжении последних десятилетий, в первую очередь, усилилась детско-родительская зависимость: дети дошкольного и младшего школьного возраста практически перестали оставаться без присмотра или проводить время в малой компании сверстников. Детей реже стали выпускать на улицы без сопровождения родителей. По мере сокращения детской самостоятельности возрастал страх родителей за будущее своих детей, нередко приобретавший форму разного рода фобий, связанных с безопасностью ребенка. Все это не могло не сказаться на особенностях стиля воспитания детей в семье и тех ошибках, которые есть и сегодня.

   Сейчас стили поведения в семье, в основном, варьируются на основе соотношений таких параметров как степень контроля и теплоты по отношению к ребенку.

        Часто если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе кажутся искаженными.

Большинство современных исследований опираются на типологию родительских отношений в виде трёх основных стилей: авторитарный, разрешительно-попустительский и демократический.

Авторитарный стиль – родители исповедуют послушание, силовые методы воздействия, подчинение, ограничение свободы и автономии. Дети таких родителей, как правило, чувствуют себя отверженными, испытывают тревогу и страх. Не умеют отстаивать свои интересы, подвержены быстрой смене настроения, часто агрессивны.

Разрешительно - попустительский стиль – родители не сдерживают детей ни в каких проявлениях и действиях. Минимум дисциплины в семье может привести к социальной агрессии, к отвержению сверстниками.

Демократический стиль – родители направляют и контролируют деятельность детей в рациональной манере, используя обсуждение, убеждение и подкрепление. Детей этих родителей можно назвать хорошо социально адаптированными. Они уверены в себе, могут контролировать своё поведение, социально компетентны. 
На основе собственного жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребёнок может прийти к разным внутренним позициям.

Сейчас я немного расскажу о более частых вариантах дисгармоничного типа воспитания, большинство которых мы можем также наблюдать и среди семей наших обучающихся.

- недостаток опеки и контроля. В таких семьях ребенок не всегда сможет осознать значение семьи, отсутствие необходимого внимания и тепла не дают наверняка должной предпосылки на создание семьи.

- чрезмерная родительская забота, завышенный уровень покровительства, поддержки.

- авторитарность - низкий уровень принятия и участия в жизни ребенка. Родители холодны в отношениях с ребенком, склонны к отвержению и часто унижают его, высмеивая и подавляя.

- противоречивость в воспитании - реализация разными членами семьи  одновременно разных типов воспитания или смена образцов воспитания по мере взросления ребенка.

- повышенная моральная ответственность - в основе лежит чрезмерная требовательность, предъявляемая к ребенку, которые не соответствуют его возрасту и индивидуальным особенностям .

- тревожно - мнительная сосредоточенность родителей на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и т.п.  и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях.

- жестокое обращение с ребенком. Характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной враждебностью родителя.

Детско-родительские отношения также рассматриваются с точки зрения «роли», которую ребенку «предписано играть» родителями во внутрисемейных отношения.

Одна из классификаций: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка».

По другой классификации это выглядит так:

  • «Козёл отпущения» - отводит от себя негативные эмоции родителей.
  • «Любимчик» - преувеличенная любовь к ребёнку.
  • «Беби» - ему предписано быть в семье только ребёнком, от которого ничего не зависит.
  • «Примиритель» - рано включившийся в сложности жизни семьи, выполняет роль взрослого.

Такие «классификации» могут накладывать своеобразные отпечатки на  развитие ребенка, на его поведение, обучение и воспитание.

Это является очень важным для работы педагогов, так как некоторые особенности отношений в семье обучающегося могут создавать сложности для обучения в школе, а также построения взаимоотношений с одноклассниками и педагогами.

Это может проявляться в следующем – дети отказываются учиться, слушаться педагогов, могут конфликтовать с другими обучающимися - с одной стороны. С другой – могут замыкаться, плакать, «устраивать истерики», отказываться от еды.

Если рассматривать работу с родителями, то это могут быть претензии к педагогу, конфликты с ним, перенос ответственности с себя на педагогов (особенно, когда ребенок всю неделю находится в школе), не всегда есть понимание родителями особенностей развития своего ребенка.

Также встречаются трудные семейные ситуации, в которых роль обоих родителей достается одному родителю, опекуну, бабушкам или дедушкам. Это также может сказываться на эмоциональном состоянии ребенка, как дома, так и в школе. Иногда в семье может быть настолько неблагополучная обстановка, что лучше ребенку оставаться в школе на пятидневное пребывание (так он может быть огражден от негативного воздействия родителей хотя бы на какое-то время).

При всех этих и других возможных отрицательных влияниях семейного воспитания важно оказание психолого-педагогической помощи для таких семей, систематическое, разностороннее просвещение родителей.

         

        После согласия родителей на первых встречах со специалистами они, как правило, строят свое отношение по одному из трех типичных вариантов. Первые два – это требование совета (рекомендации) по воспитанию и требование включения в группу психологической помощи. Оба эти варианта характеризуются отказом от самостоятельной работы, снятием с себя ответственности за ход дальнейшей работы. Третья стратегия связана с истинным побуждением к поиску психологической помощи и с готовностью эту помощь принимать. Педагогу не передоверяют воспитание ребенка, а ищут в нем опору и поддержку, возможность сотрудничества.

Для этого проводятся беседы с родителями, выявляются запросы от самих родителей, так как родители сами под руководством специалистов могут повлиять на внутрисемейные отношения, что в свою очередь благоприятно отразится на развитии ребенка с нарушениями зрения.

Цитаты по теме:

И. В. Гете говорил:

«Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо».

Поведение — это великое зеркало, в котором каждый показывает свой лик. 
И. В. Гете

Поразительный факт, что у большинства гениальных людей были замечательные матери, что они гораздо больше приобрели от своих матерей, чем от своих отцов.

Небоскреб (К. Фопель)

Психолог беседует с родительницей о воспитании сына:
- Вы воспитываете его слишком строго.
- Почему?
- Когда я спросила, как его зовут, он ответил - Вова Перестань.

Все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и добродетели. Клод Адриан Гельвеций.

Всё, чего достигают дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно. Януш Корчак. 

Истина должна быть пережита, а не преподана. Герман Гессе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы проблемы неуспеваемости младших школьников

Статья о причинах неуспеваемости учащихся начальной школы....

Система работы учителя младших классов по проблемам детско-родительских отношений

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Родительская любовь обеспечивает чувство безопасности у ребенка, поддерживает благоприятное эмоциональное состояние, учит любви, нравственному повед...

Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной школе

Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной школе...

Современное решение проблемы детско-родительских отношений

Современное решение проблемы детско-родительских отношений. Из личного опыта...

Социальные и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни

По статистике XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье детей не только дошкольного, но и школьного возраста.Основная проблема - низкий уровень знани...

Психолого-педагогические основы проблемы умения работать с информацией в младшем школьном возрасте

В статье представлены результаты теоретического обоснования основ формирования умения работать с информацией: раскрыты психолого-педагогические основы проблем умения работать с информацией; описан ист...

Психолого – педагогический проект «Влияние детско-родительских отношений на успеваемость учащихся в начальной школе»

В настоящее время. в обществе возникла необходимость в преодолении противоречий между семьей и школой. Д етей с ЗПР становится больше. причём данная категория детей имеет задержку развития по причине ...