Рекомендации педагогам начальной школы по работе с агрессивными детьми
методическая разработка на тему

В момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако нельзя откладывать надолго. Один из важных моментов воспитания — демонстрация неагрессивного поведения со стороны взрослого. Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбиво мы должны себя вести, хотя сдерживать свои отрицательные эмоции порой бывает очень трудно даже педагогам, имеющим большой опыт общения с детьми.                                                                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по работе  с агрессивными детьми

 

В момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины. Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако нельзя откладывать надолго. Один из важных моментов воспитания — демонстрация неагрессивного поведения со стороны взрослого. Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбиво мы должны себя вести, хотя сдерживать свои отрицательные эмоции порой бывает очень трудно даже педагогам, имеющим большой опыт общения с детьми.                                                                  

Придерживаясь некоторых приемов, можно все-таки показать пример конструктивного поведения. А именно — внимательно выслушивать  ребенка, предоставить ему возможности высказаться. Обеспечить спокойную обстановку невербальными способами (спокойная мимика и жестикуляция взрослого), признанием чувств ребенка («я понимаю, тебе обидно…»). Не помешает и пауза, позволяющая ребенку успокоиться, пригодится и чувство юмора.                                                                                                                                      

В случае незначительной агрессии, не представляющей большой угрозы, можно воспринять ее, переключив внимание ребенка с помощью какого-то задания, либо выразить понимание его эмоционального состояния («Понятно, что это тебя взволновало…»).

 

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.                                                            

Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

  2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.                

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника

объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

 - констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");                                                                              

- констатирующий вопрос ("ты злишься?");                                                                                                  

- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");                                                                                                                          

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");                                                                                                                                            

- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек

должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность,

доброжелательность и твердость.                                                                                                                                                                      

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.                                                            Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

 4. Снижение напряжения ситуации.                                                                                                  

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией -

уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

 - повышение голоса, изменение тона на угрожающий;                                                                              

- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");                                      

- крик, негодование;                                                                                                                                      

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"                                                                                                                          

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;                                                                                  

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;                                                                          

- использование физической силы;                                                                                                                      

- втягивание в конфликт посторонних людей;                                                                                                            

- непреклонное настаивание на своей правоте;                                                                                            

- нотации, проповеди, "чтение морали",                                                                                                                

- наказания или угрозы наказания;                                                                                                          

- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";                                          

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;                                                                          

- команды, жесткие требования, давление;                                                                                                                    

- оправдания, подкуп, награды.

 Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

 5. Обсуждение проступка.                                                                                                          

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся.  

 6. Сохранение положительной репутации ребенка.                                                                                    

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка.  

 Для сохранения положительной репутации целесообразно:                                                                              

- публично минимизировать вину ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не

хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;                                                                      

- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше

требование по-своему;                                                                                                                                    

- предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.                                                                                    

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

 

Типы агрессии у детей и способы построения отношений.

 1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.                                                                                      

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и

послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

 2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.                                                              

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и т. п. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.                                    

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок.                                                                                              

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

 5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.                                                                                                      

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной

(эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно. Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

 Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди извинись", - "погладь по голове", - "пожми руку", - "предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и т.п.).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов начальной школы.

Предлагаеются комплексные рекомендации для педагогов начальной школы от психологов....

Советы педагога-психолога по работе с агрессивными детьми

Агрессия – это способ выражения гнева, протеста.Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии»....

Рекомендации педагогам начальной школы по работе над учебной мотивацией учеников

На каждом уроке учитель влияет на мотивацию ученика.  Технология развития мотивации учения в современной школе строится на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только соз...

Рекомендации педагогам начальной школы по работе с тревожными детьми

Школьная тревожность – это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Школьная тревожность – это специфический вид тревожности,...

Буклет "Советы педагога-психолога по работе с агрессивными детьми"

Понятие агрессивности, критерии агрессивности, причины агрессивного поведения у ребенка...

Методическая разработка: "Рекомендации педагогам начальной школы, работающих в гендерных классах, спортивной направленности"

Рекомендации педагогам начальной школы, работающих в гендерных классах, спортивной направленности...

Методическая разработка "Методические рекомендации для педагогов начальной школы, работающих с детьми-инофонами".

         В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой.Рассмотрим неко...