Психолого-педагогическое сопровождение детей начальной школы с ОВЗ в условиях введения ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Буренкова Ирина Михайловна

В статье дано определение категории детей с ограниченными возможностями  здоровья,  освещены вопросы содержания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ,  раскрыты основные направления работы педагога-психолога в рамках  реализации психолого-педагогиеской помощи детям с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.doc72.5 КБ
Office presentation icon pps_detey_s_ovz.ppt975.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ С

ОВЗ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Материал  разработан для  семинара

 учителей начальных  классов  МОУ «СОШ №2 г. Юрюзань»

Докладчик: педагог-психолог Буренкова И.М.  

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.  

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентировано на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) в массовую школу. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного его уровню развития образования.

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  • с нарушением слуха;
  • с дисфункцией речи;
  • с патологией опорно-двигательного аппарата;
  • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
  • с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
  • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе.

Эффективная реализация включения особого ребенка в общеобразовательную среду предполагает специальное психолого-педагогическое сопровождение как инклюзивного процесса в целом, так и его отдельных структурных компонентов. (согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка).

Целью сопровождения является создание системы психолого-педагогических условий, для обеспечения  оптимального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получения качественного образования детьми в условиях общеобразовательного учреждения, а также успешной адаптации и личностного роста детей в социууме (школе, семье и пр. )

Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

 Основными сферами  деятельности  педагога-психолога в системе медико – социально – психолого – педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы являются:

– 1. психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– 2. психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

 – 3.психологическое сопровождение педагогического коллектива;
Остановлюсь  подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения и психологического просвещения обучающихся младших классов.

I направление (работа с детьми):

По инициативе родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений дети и подростки с ОВЗ обследуются на территориальной  психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК).

  Специалистами районной ТПМПК проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития.

Специалисты ТПМПК выносят коллегиальное заключение и  рекомендуют, по какой образовательной программе ребенку  обучаться дальше.

Далее ребенок приходит в школу, где деятельность по ППС осуществляется педагогами и психологами.

Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:

- диагностическая деятельность;

-  консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

-  экспертная работа;

- организационно-методическая деятельность;

- просветительская работа;

- психопрофилактика.

  Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

  • определение наиболее адекватных путей и средств развивающе - коррекционной работы с ребёнком; Каким образом это осуществляется?

оценка исходного уровня сформированности универсальных учебных действий у детей при поступлении в школу (комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон).  

Данный этап работы начинается в мае (одновременно с записью детей в школу) и заканчивается в cентябре-октябре. В рамках этого этапа проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на определение готовности ребенка к обучению в школе и оценку сформированности универсальных учебных действий учащихся. Используется комплекс методик.

На каждого учащегося с ОВЗ заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта, в которой фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.

  •     выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
  • реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.; коррекционная и развивающая работа с детьми с ОВЗ, имеющими трудности в освоении универсальных учебных действий. Он рассчитан на коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.
  •    Контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
  •    участие в  ПМПк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами;
  • знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;
  • прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

   Психологическое сопровождение детей в период адаптации:

  • создание системы психолого-педагогической поддержки всех  учащихся в период их школьной адаптации;
  • выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
  • определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
  • разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
  • создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими  адаптационные трудности.

II направление  (работа с семьей)

 Во все времена семья занимает центральное место в формировании личности, способностей, умений ребенка. Именно здесь он получает первые навыки восприятия действительности. Ребенок не может быть адаптирован и социализирован "сам по себе", отдельно от родительской семьи. Часто семьи отличаются гиперопекой, снижением социальной активности ребенка, поэтому целью психологической работы с родителями в нашей школе, становится создание условий для социальной адаптации семей с "особым" ребенком.

Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в нашей школе являются родительские собрания. На таких собраниях родители учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.

На таких собраниях-тренингах используются элементы следующих методов: дискуссии, совместная деятельность, обсуждение и разыгрывание ситуаций, обучающие эксперименты,  анализ поступков детей и родителей, анализ типов коммуникативных взаимоотношений, анализ ситуаций и  моделирование ситуаций.

  • осуществление работы с родителями  (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей;
  • консультирование  родителей по их запросам;
  • осуществление просветительской  работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровождения;

III направление ( педагоги)

Инклюзивное образование в условиях введение ФГОС требует координальной перестройки организации деятельности учителя на уроке. В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход. С целью психологической подготовки учителя к инклюзивному образованию в рамках стандартов второго поколения, были организованны курсы повышения квалификации педагогов.        

Психологическое просвещение по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, по формированию комфортной и безопасной среды в классах инклюзивного обучения.

Собственный опыт:

При зачислении ребенка с ОВЗ в школу  педагогом – психологом подробно изучаются  данные его анамнеза  и особенностей раннего развития.

В течение первых двух, а иногда и трех  месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации вновь поступивших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую  не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать).  У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

Далее проводится мониторинг развития всех обучающихся и на школьной ПМПк доводятся результаты обследования до каждого педагога школы.

   Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

В 1-4 классах  проводятся психокоррекционные занятия с детьми, особо нуждающимися в психокоррекционной помощи (1 раз в неделю), программой которых предусматривается ряд занятий на сплочение детского коллектива, коррекцию адаптивных возможностей, ну и, конечно, формирование привычки ЗОЖ. Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме «Кругов общения».

   Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

 В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно.  Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

  С  диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся  все участники образовательно-воспитательного процесса  для координации совместных усилий.

  Для того чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического и медико - социального сопровождения  и  анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами психологической службы сопровождения была разработана карта психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ученика специальной (коррекционной) школы, в которой  фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения.

 Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение  процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии.  Специалисты психологической службы  сопровождения находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют  направления и составляющие работы  с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях массовой общеобразовательной организации Буренкова Ирина Михайловна, педагог-психолог 2016 г.

Слайд 2

В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха зрения речи опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития умственной отсталостью выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм множественными нарушениями развития Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна

Слайд 4

Субъекты психолого-педагогического сопровождения

Слайд 5

Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития; создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся; оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности (всем участникам образовательного процесса ; обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; психологическое сопровождение родителей и педагогов

Слайд 6

Алгоритм организации индивидуального сопровождения ребенка Первичная диагностика. ПМПк. Разработка индивидуального образовательного маршрута. Разработка адаптированной образовательной программы. Реализация индивидуального образовательного маршрута. Динамическая диагностика. Оценка результатов определенного этапа сопровождения.

Слайд 7

Коррекционная направленность занятий постановка коррекционно-развивающей цели (развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, коррекция нарушений); применение специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.; исправление и компенсация имеющихся недостатков специальными педагогическими приемами : - многократное повторение (закрепление) материала - использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания, памяток); - применение наглядного материала (с соблюдением требований); - дифференцированное закрепление нового материала; - разноуровневое домашнее задание; - разнообразные игровые приемы и методы, повышающие учебную мотивацию и др.

Слайд 8

Основные направления коррекционной работы: коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.

Слайд 9

Работа с семьей детей с ОВЗ Целью психологической работы с родителями, становится создание условий для социальной адаптации семей с "особым" ребенком.

Слайд 10

Работа с педагогами психологическое просвещение по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, по формированию комфортной и безопасной среды в классах инклюзивного обучения.

Слайд 11

Работа с детьми, не имеющими проблем в развитии ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса

Слайд 12

«Мир эмоций», «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ» ПрограммаППС детей с ОВЗ Психологический блок «Здоровая школа» Предметно- образовательный блок Лечебно- оздоровительный блок Социальный блок Адаптированные образовательные программы Программы по внеурочной деятельности: «Скульптурный», «Умелые руки», «Стиль», «Трудовичок» Рабочие программы с приложениями Профориентационные программы «Школа выбора профессии», «На пороге взрослой жизни»

Слайд 13

Дети с ОВЗ, обучающиеся в 2016-2017 году 2016-2017 годы Всего детей с ОВЗ и детей- инвалидов 14 Дети из начальной школы 4 Дети из среднего звена 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Программа медико-психолого-педагогического  сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....

Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Взаимодействие  усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В КЛАССЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье представлен опыт работы с учащимися начальной школы по организации условий самоорганизации личности  обучающихся.  авторы предлагают ряд приёмов  психологического изучени...

Психолого-педагогическое сопровождение родителей младших школьников в условиях введения ФГОС

Статья из сборника  « Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС»...

Психолого-педагогическая компетенция учителя начальных классов как условие повышения качества образовательного процесса

В статье рассказывается о психолого-педагогической компетенции учителя начальных классов. Основными компонетами являются: грамотность (профессиональные знания), способность использовать эти знания в о...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИ ФГОС     Введение новых ФГОС и связанные с ними изменения в системе школьного образования ...